Переселение с гор на равнину. Территория и население

Besides being memorable, .com domains are unique: This is the one and only .com name of its kind. Other extensions usually just drive traffic to their .com counterparts. To learn more about premium .com domain valuations, watch the video below:

Turbocharge your Web site. Watch our video to learn how.

Improves Your Web Presence

Get noticed online with a great domain name

73% of all domains registered on the Web are .coms. The reason is simple: .com is the where most of Web traffic happens. Owning a premium .com gives you great benefits including better SEO, name recognition, and providing your site with a sense of authority.

Here"s What Others Are Saying

Since 2005, we"ve helped thousands of people get the perfect domain name
  • Purchasing domain name from hugedomains.com is convenient and secure. Highly recommended to premium domain name purchasers. - Lily, 11/7/2019
  • I was interested in this domain for a little while before deciding to purchase it. I looked it up several time and was always directed to one of Huge Domains competitors. I found Huge Domains kind of by accident while doing a little research. I found their price to be a small fraction of the other guys and that prompted me to do a lot more research. What I found with Huge Domains was a company I felt comfortable doing business with. I didn’t find any fine print, additional fees or a reason to believe the price was to good to be true. I’m recommending Huge Domains to anyone who could benefit from their services. - Brian Mcintosh, 11/5/2019
  • I called HugeDomains and negotiated a price over the phone. Easy process and no pressure at all. - John Ball, 11/5/2019
  • More

Введение

Осетины - потомки древних алан, сарматов и скифов. Однако, по мнению ряда известных историков, присутствие так называемого местного кавказского субстрата в осетинах также очевидно. В настоящее время, осетины, большей частью населяют северные и южные склоны центральной части главного Кавказского хребта. Территориально они образуют Республику Северная Осетия - Алания (площадь - около 8 тыс. кв. км., столица - г. Владикавказ) и Республику Южная Осетия (площадь - 3.4 тыс. кв. км., столица - г. Цхинвал).

На протяжении своей истории, осетинский народ прошёл периоды, от бурного расцвета, усиления мощи и огромного влияния в первом тысячелетии нашей эры, до почти полного катастрофического истребления во времена нашествий татаро - монгол и хромого Тимура в XIII-XIV веках. Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию, привела к массовому уничтожению населения, подрыву основ хозяйства, крушению государственности. Жалкие остатки некогда могущественного народа (по некоторым данным - не более 10 -12 тысяч человек) почти на пять столетий были заперты в высокогорных ущельях Кавказских гор. На протяжении этого времени все «внешние связи» осетин сводились только к контактам с ближайшими соседями. Однако, нет худа без добра. По мнению ученых, во многом благодаря этой изолированности, осетины почти в первозданном виде сохранили свои уникальные культуру, язык, традиции и религию.

осетин культура традиция образование

Переселение с гор на равнину. Территория и население

.Переселение осетин на равнину

Переселение горцев-осетин осуществлялось по заранее составленному плану. План был утвержден А.П.Ермоловым -- главнокомандующим российской армией на Кавказе. Согласно принятому плану, на предгорные равнины переселялись осетины, жившие на северных склонах Кавказского хребта. Тагаурско-му обществу отводились земли между Тереком и Майрамадагом, Куртатинскому -- между Майрамадагом и Ардоном, Алагирскому -- Ардонско-Курпское междуречье. Земли, предоставляемые Дигорскому обществу, были разделены между феодальными фамилиями и располагались в западных районах Осетии по бассейнам рек Дурдур, Урух и Урсдон. Еще до массового переселения северных осетин правобережье Терека было отдано во владение Дударовым -- влиятельным тагаурским феодалам, контролировавшим проходы по Военно-Грузинской дороге.

С переселением осетин на равнину А.П.Ермолов связывал, прежде всего, решение проблем, касавшихся безопасности Военно-Грузинской дороги. По его замыслу, перенос этой дороги с правого берега Терека на левый и расселение осетин по обе стороны реки должны были обезопасить дорогу от набегов горцев.

Новый этап переселения осетин начался на рубеже XVIII-XIX вв. Однако массовый характер оно приняло лишь в 20-е гг. XIX в. Наряду с российской администрацией у процесса переселения появились свои «организаторы», выдвигаемые из собственной среды. Часто ими становились лица из состоятельных слоев общества. Местные «организаторы» переселения заботились, прежде всего, о соблюдении собственных сословных интересов: они стремились стать «первопереселенцами», «основателями» новых поселений, рассчитывая, что новые села будут названы их именами. На этом основании осетинские социальные верхи впоследствии могли бы считать освоенные земли своей собственностью, а жителей поселений -- зависимыми. Такие села, как правило, носили фамильные названия: например, села Козыревых, Есеновых, Мамсуровых, Кундуховых, Джантиевых и др.

Новые поселения по-прежнему основывались близ русских военных укреплений, таких, как Владикавказское, Ардонское, Архонское, Верхне-Джулатское и др. Такое тесное соседство было характерно лишь для осетинских переселенцев, они создавали даже смешанные с русскими укреплениями поселения. Объяснялось это не только тем, что предкавказская равнина оставалась неспокойным местом, но и открытостью самого народа, его склонностью к хозяйственному и культурному сотрудничеству.

Волна массового переселения осетин, начавшаяся в 20-е гг., несколько спала к исходу первой четверти XIX в. Приостановили этот процесс участившиеся набеги на осетинские поселения со стороны кабардинских феодалов и ингушей. На темпы миграции горцев на равнину влияла также начавшаяся в 1823 г. Кавказская война, осложнившая военно-политическое положение на Северном Кавказе. К 1830 г. из-за военных событий на Кавказе, а также действий российского правительства, направленных на ужесточение колониального режима, переселение осетин на равнину было полностью приостановлено. Для его прекращения была и своя внутренняя причина. Переселение с гор на равнину не могло не иметь своих естественных пределов, за которыми начиналось разрушение веками складывавшейся организации осетинского общества. Народ чувствовал, что переселение в новую географическую среду обитания и отказ от привычных горных условий, наряду с благом, таит в себе опасность потери внутренней общественно-традиционной цельности, что, в свою очередь, может ввергнуть осетинское общество в состояние глубокой депрессии.

Российская администрация, разумеется, замечала, что набеги представляют для осетин значительную внешнюю опасность, которая могла вызвать их отказ от переселения с гор на равнину. Но она не стремилась вникать в более сложные стороны этой проблемы. Преследуя собственные военно-политические цели, с 1830 г. российская администрация приступила к насильственным методам выселения осетин с гор. Выселяли в первую очередь из тех мест, где проходили военные коммуникации, надеясь таким образом обезопасить действия своих войск в наиболее сложных для них районах. В результате подобной политики российского правительства переселение жителей горных районов приняло характер депортации. Депортировались не только осетинские села, но, порой, и целые районы, как, например, горный бассейн реки Терек, где пролегала Военно-Грузинская дорога и где компактно располагались осетинские села.

Вскоре, однако, российская администрация, встретив сопротивление со стороны Осетии, отказалась от насильственных методов, и переселение вновь стало проходить по принципу добровольности.

ЧЕЛОВЕК, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРА

К вопросу переселения осетин в Турцию (1859-1863-годах)

П.В. Сичкарь

Аспирант СОИГСИ A.B. Сичкарь

После окончания Кавказской войны и пленения в 1859 году Шамиля осетины-мусульмане вместе с другими мусульманскими народами Кавказа стали переселяться в Турцию. Этот процесс в исторической литературе связан с именем царского генерала Муссы Кундухова. Однако документы свидетельствуют, что переселенческое движение осетин началось задолго до 1865 года. Хотелось бы пролить свет на эту малоизвестную страницу истории.

Переселение, а по существу выселение горцев в Турцию, являлось общекавказской трагедией. Тревожной мыслью о переселении в Турцию, в связи с приближением трагического финала Кавказской войны и установлением тяжелого военно-колониального режима после падения Шамиля, было охвачено все мусульманское население края .

О тогдашнем состоянии умов осетинский поэт Инал Кануков писал: «Недовольные нововведениями после покорения Восточного Кавказа горцы хотели избавиться от них. С наивным доверием они слушали рассказы о том, как их детей скоро будут забирать в солдаты и как их будут крестить силою. Солдатчина, измена религии - самые большие вопросы у горцев мусульман» .

Особенно усердно стала переселяться Кабарда; усердие это проникло и в Осетию. Явились «фанатики», которые подняли за собой тысячи семейств и потянули их в страну, которую они также знали, как и Китай .

Отметим, что понятие о султанской Турции у осетин, как и у других горцев Кавказа, складывалось на основании ложных представлений. Они устремлялись в страну, которую ни один из них не знал, не представляя, какие ужасы постигнут их в этой неизвестной и чужой стране. Единственной исторической нитью, связывающей горцев Северного Кавказа с Турцией, являлась общность религии - магометанской веры, главой которой считался турецкий султан.

В основе стремления осетин к уходу в Турцию лежали, в основном, те же мотивы что и у других народов: с одной стороны, выселение с прежних мест, притеснения в земельном отношении, ненависть к новым порядкам колониального режима, угроза рекрутчины и тяжелых податей, и с другой - мнимая

надежда на лучшее счастье на «священной» земле.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что казаки Терской области получали значительно больше земли, чем горцы, а именно по 24 десятины на душу, а местные жители -12-18 десятин на дым. Если семья горца в среднем составляла 10 человек, то получается, что казаки получали земли в 12-15 раз больше .

Говоря о причинах переселения, профессор Г. А. Дзагуров писал: «Причиною переселения горцев в Турцию нужно признавать глубокое хозяйственное потрясение их жизни под ударом тяжелого молота царской России» . При этом ученый указывает на роль отдельных личностей.

Баделята, опасаясь расправы со стороны осетинского крестьянства, а также стремясь сохранить свои феодальные права и даровую рабочую силу, решили перебраться в Турцию. Скрывая свои истинные цели, они стремились увлечь за собой поддающуюся часть мусульманского крестьянства Дигории, играя на его религиозных чувствах путем распространения слухов о скором всеобщем и насильственном крещении мусульман, о рекрутчине, о громадных, непомерных податях и т. д.

Первое переселение осетин в Турцию произошло в 1859 году. Переселились, главным образом, некоторые привилегированные фамилии со своими подвластными крестьянами, в частности Тугановы и Аби-саловы - из дигорских баделят, Кусовы и Козыревы из кардиусар .

Главой первой партии переселенцев осетин в 1859 году был Али-Мурза Абисалов. Ни точными, ни приблизительными данными о числе переселившихся в это время осетин мы не располагаем. Надо полагать, что с упомянутыми переселенцами в 1859 году ушла и незначительная часть осетинских крестьян-мусульман, в связи с сильно проявившимся стремлением части осетин к уходу в Турцию. Наиболее сильно оно проявилось в селении Магометановском (ныне Чи-кола). В декабре 1859 года жители Магометановско-го села подали прошение на имя генерала-фельдмаршала князя А.И. Барятинского (главнокомандующего Кавказской армией) об увольнении всего аульного общества в Турцию .

Начальником военно-осетинского округа в 1859 году

ВЕСТНИК иа

ВПАППКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО UEHTPA ^QQQ^I

A.B. СИЧКАРЬ. К ВОПРОСУ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ОСЕТИН В ТУРЦИЮ (1859-1863 ГОДАХ) 2 7

был полковник Мусса Кундухов. Получив прошение жителей селения Магометановское, М. Кундухов нашел невозможным это переселение, так как опасался общего переселения жителей всего Военно-Осетинского округа, а также считал жителей этого аула полезными для Кавказского края и правительства Российской империи .

На основании изложенного Кундуховым генерал А. И. Евдокимов решил просьбу жителей оставить без последствий. Таким образом, если Мусса Кундухов в 1859-1860 годах в целом был против массового переселения коренного населения региона в Турцию, то по части освобождения края от неспокойного, опасного царскому правительству населения вполне разделял взгляды кавказского командования.

Несмотря на запрет, из Магометановского аула выселились Тавказаховы, Хасановы и другие .

Второе переселение осетин в пределы Османской империи произошло в 1860 году, и свершилось оно в несколько больших размерах, чем в 1859 году. Оно большей частью охватило тагаурцев, но были и ди-горцы-мусульмане.

В течении 1859-1860 годов в Турцию переселилось осетин не менее 300-350 дворов, или до 3 000 душ обоего пола. Одних Кануковых переселилось до 10 дворов .

Переселение осетин в 1860 году возглавили тага-урские алдары. Разумеется, не все горели желанием переселения в Турцию. Достаточно было одному влиятельному феодалу той или иной фамилии решить вопрос об уходе в Турцию, как своим давлением, при тогдашних родовых отношениях и родовых пережитках, принуждало к уходу многих близких родственников. Так было и с семейством поэта И. Кану-кова (давление со стороны брата отца).

Эмиграция части осетин в Турцию совпадает с периодом переселения туда же кабардинцев. Осетины (переселенцы 1859 -1860-го года) поселились исключительно в Малой Азии и преимущественно в Карской области и прилежащих близко к Кагызману местностях . Для поселения турецкие власти дробили семьи по 2-3 двора, что особо не нравилось переселенцам.

Вот как высказался о предложенных турецким правительством местах для поселения отец Инала Канукова, который был назначен поверенным от всех переселенцев осмотреть место, где приходилось им селиться, и узнать о доброкачественности и пригодности этих мест.

Места скверные - народ собачий. Мы стремились сюда из родины, где нам было хорошо, сломя головы, - и вот мы в Стамбуле, у цели нашего многотрудного и несчастного пути, и что же мы видим в нем? Нам не приходится брататься с турецким населением. Подумайте об этом серьезно, ради ваших детей. Если вернемся обратно на родину, то это не признак нашего малодушия, как это думают многие из нас, а это значит, мы желаем блага своему семейству, которое погибнет здесь среди такого народа;

лучше вспомните про своепривольное и счастливое житие на родине, которая нас опять радостно примет в свои объятия, как блудных сыновей и мы опять заживем по-старому. Потеряли многое - что делать? Это все следствие нашей глупости и доверчивости; теперь же опомнились, и ошибку еще не трудно исправить. Но помните, что если нас здесь будут селить отдельно по два-три семейства, то мы забудем друг друга и не будем знать, кто умирает из нас и кто живет, и уже из здешнего окружения ни одна душа не прольет печальную слезу и не проводит ваш прах до вашего последнего жилища - могилы.

Я первый из тех, кто хочет ехать обратно - и к этому присоединилось еще 90 дворов .

«При первом известии о желании горцев Кавказа возвратиться назад правительство Российской империи признало необходимым принять всевозможные меры для воспрепятствования их намерению. По сношению об этом с Императорской миссией в Константинополе, князь Лобанов-Ростовский циркулярно предложил консульствам нашим на Востоке отказывать в прометке паспортов уроженцам Кавказского края, перешедшим в турецкое подданство и желающим возвратиться в отечество, чтобы стать снова российскими подданными.

Относительно же лиц, которые, несмотря на это воспрещение, найдут возможность вернуться на родину, правительству было угодно установить следующие правила: по прибытии таковых лиц в наши пределы арестовывать их и если окажется: а) что они принадлежат к покорным горным обществам Кавказа, немедленно ссылать их во внутрь России на поселение и б) если эти лица будут принадлежать к тем из горских обществ, которые находятся с нами во враждебных отношениях, то таковых задерживать в течении 3-х месяцев, для размена на наших пленных, находящихся в горах; по истечении 3-х месячного срока, если обмена не состоится, отсылать в Сибирь на поселение и в обоих случаях установленным административным порядком. Что же касается тех лиц, которые принадлежат к жителям Кавказа, и которые будучи уволенными в Турцию по различным причинам, и просрочив там свои паспорта, явятся на родину, то ежели они не представят свидетельства от консулов в продлении им отпуска, или уважительной причины просрочки паспортов, то таковых ссылать на поселение во внутрь России.

Лиц, возвращающихся на родину с паспортами еще не просроченными, следует пропускать беспрепятственно» .

«Что касается офицеров, обманувшихся в своих надеждах при переходе в подданство Турции и вернувшихся на родину, искренне раскаявшись в содеянном, и предоставивших себя милосердию правительства Российской империи, было решено не подвергать их той ответственности, которую влечет за собой всякое оставление отечества. Но в то же время не счел справедливым и допустить, чтобы люди уже одингзщ раз вознамерившиеся перейти в поддан-

ВПАППКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО UEHTPA

ЧЕЛОВЕК, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРА

ство другого государства и не исполнившие своего намерения, по каким-либо причинам, по возвращении в наши пределы пользовались теми же самыми преимуществами, какие ими были заслужены до отправления. Поэтому было решено всех офицеров из туземцев Кавказского края, возвратившихся обратно и просрочивших за границей отпуск, не прибегая к дальнейшему выяснению причин этого, считать уволенными со службы. А если они вновь пожелают вступить в российскую армию, то не иначе как низшими чинами, и вместе с тем лишенными прав на заслуженное ими прежде от казны содержание, пока вновь его не заслужат своей верою и усердной службой на благо отечества.

Между тем оказывается, что многие из туземных офицеров, отправляясь в Мекку, не имели в виду поселиться в Турции, и не только не просрочили своих паспортов, но и прибыли раньше. Но по этому приказу они исключались из списков военнослужащих и лишались заслуженного ими содержания. Многие из таких офицеров обратились с просьбами о возвращении офицерского звания и ходатайствовали о том, чтобы для тех, кто не просрочил свои паспорта и не продавал своё имущество на родине, не подвергались тому взысканию, которое определено для туземцев, отправлявшихся в Турцию на переселение» .

В 1861-1863 году многие переселенцы вернулись в Осетию разочарованные милостью турецкого султана. Так, например, в ноябре 1861 года получили разрешение (а таковое получали не все): штабс-капитан Токаев с семейством из 14 душ, поручик Дударов, с семейством из 25 душ и не имеющий чина Исса Сурхаев с семейством из 5 душ. Конечно, не всегда возвращающийся мог быть водворен на прежнее место жительства, так как главный штаб разрешил командующему войсками Терской области поселять на прежних местах только тех из них, водворение которых будет признано возможным командованием .

Интересно, например, прошение, поданное 1-го июня 1862 года прибывшими в Тифлис поверенными от переселенцев в Турцию Магометом Хаблие-вым, Цопаном Цаликовым, Хабушом Дударовым, о бедственном положении в котором находятся переселенцы 55 дворов осетин Владикавказского окру-

га, прибывшие ныне на границу близ Александропо-ля, с просьбой о дозволении им вновь поселиться в Терской области.

7 июня 1862 года командующий армией разрешил переселившимся разновременно в Турцию и изъявившим ныне желание возвратиться на родину 79 семействам, а именно 55 семействам осетин, 4 -чеченцев и 20 - кумыков, пропустить через пограничную линию и направить их отдельными партиями, по 10-12 семейств каждая, в город Владикавказ для поселения их на прежнем месте жительства.

В первой партии этих переселенцев были 15 семейств осетин:

Имена и фамилии Число душ

1. Гусо Тогузов 19

2. Бизирко Тартиев 10

3. Гибиз Бигоев 4

4. Темирко Габанов 11

5. Касполат Кабали 7

6. Аслан Бигоев 4

7. Темир Бигоев 4

8. Мустафа Емариков 2

9. Мансур Хабилов 11

10. Бадур Гастуев 6

11. Узи Бигоев 16

12. Дзисо Сидаков 1

13. Сафари Минзиков 8

15. Магомед Минзиков 7

Всего 127 человек .

(Из них 12 семей были поселены в ауле Заманкул и 3 семьи были поселены в селении Эльхотово) . Обращаю внимание на то, что имена и фамилии переселенцев записаны как в архивном документе.

Кавказские горцы - переселенцы, введенные в заблуждение различными туркофилами, главным образом состоятельными людьми и муллами, на практике убедились, как они жестоко были обмануты. Суровая действительность султанской Турции окончательно убедила горцев в том, что хотя в России и изменилась традиционная система их жизни, хотя и жилось им плохо под гнетом царизма и местных угнетателей, но от всего этого они не избавились и на чужбине, в Турции. Таким образом, султанская Турция перестала быть для горцев «меньшим злом».

Литература

1. Тотоев М. С. Переселение осетин в Турцию. ОРФ СОИГСИ, Ф. 17. Оп. 1. Д. 5. Л. 1.

2. Кануков И. Д. В осетинском ауле. - Орджоникидзе, 1985. С. 61.

3. Путевые записки от Александрополя до Эрзеру-ма // Кавказ. № 265. С. 2.

4. Абрамов Я.К. Кавказские горцы. - Краснодар, 1927. Вып. № 3. С. 5.

5. Дзагуров Г.А. Переселение горцев в Турцию. - Ростов на Дону, 1925. С. 3-7.

6. Тотоев М. С. Переселение горцев Северного Кавказа в Турцию. ОРФ СОИГСИ Ф.17. Оп.1. Д. 6. Л. 158.

7. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Научно популярный сборник (Сост. Чибиров. Л. А.). - Цхинвал, 1989. С. 220.

8. ЦГА РСО-А Ф.12. Оп.5.

ВЕСТНИК на

ВПАППКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА

Грузинское государство имело давние связи с живущими на Северном Кавказе осетинами. Эти связи были то дружескими, то враждебными. Подобно своим предкам – аланам, осетины в течение длительного исторического периода не имели постоянного места жительства; до оседания в горах Кавказа они несколько раз меняли место обитания. Их предки – ираноязычные племена, были выходцами из среднеазиатских степей. На рубеже нашей эры аланы-осетины поселяются в азовских степях и на берегах Дона, где в IV в.н.э. подвергаются уничтожающим нападениям гуннов.
Уцелевшая от этих нападений небольшая часть алан держит курс на юг и селится в предгорных степях Северного Кавказа. На этой территории аланы-осетины основали раннеклассовое государственное образование, впоследствии уничтоженное монголами (XIII в.). XIII-XIV века отмечены новым переселением алан-осетин. Осев на землях Северного Кавказа, они смешиваются с северокавказскими племенами, а ранние поселения осетин на Северном Кавказе занимают кабардинцы, соорудив на предгорье надежные укрепления. Это имело целью задержать загнанных в горы осетин и изолировать их от равнинных районов Северного Кавказа.
До XIII-XIV веков осетины вообще не обитали в горах т.н. Северной Осетии. (Справедливости ради надо сказать, что с раннего средневековья аланы проживали в верховьях реки Кубань, на территории сегодняшнего Карачая; здесь они соседствовали с абхазами. Это подтверждается тем фактом, что жители Западной Грузии называют карачаевцев «аланами»). Лишь после XIV века они становятся непосредственными соседями грузин. Осетины – жители равнин превращаются в горцев. Заселение ими горных районов носило массовый характер, что нашло отражение в топонимах, занесенных с равнины в горы.
Окончательное изгнание осетин в горные ущелья произошло вследствие двух сокрушительных набегов Тамерлана, в начале XV века.
Тезис о древнейшем проживании осетин на территории Грузии лишен какого бы то ни было основания. Ни один исторический источник, документ или археологический факт не свидетельствует о миграции осетин в Грузию до нашей эры, также как и в IV в.н.э. Нашествие гуннов не повлекло за собой переселения алан-осетин в Грузию. В указанный период они мигрировали из степей Придонья и Приазовья сравнительно южнее, в предгорные степи Северного Кавказа.
Вопреки мнению некоторых авторов, не прослеживается поселение осетин в Грузии ни в VII, ни в XIII веке. В XIII столетии осетины начинают оседать лишь в горных ущельях Северного Кавказа. Этот миграционный процесс был сравнительно длительным и закончился в начале XV века. В данный отрезок времени лишь небольшая группа осетин попыталась поселиться в Шида Картли. Пользуясь ослаблением Грузии и поддержкой монголов, полицейские отряды которых они фактически составляли, осетины пытаются захватить земли Шида Картли. Однако они были изгнаны и уничтожены царем Георгием Брцкинвале (Блистательным). Таким образом, власти Грузии надолго закрыли ворота, ведущие из Осетии в Грузию (Дариал и Касрис Кари).
С XV века начинается поселение осетин в грузинской провинции Двалети, расположенной на севере Главного Кавказского хребта. Этот процесс осуществлялся в основном на протяжении XVI века, а в XVII веке в Двалети заканчивается ассимиляция осетинами местного грузинского племени двалов. Следует отметить, что значительная часть двалов, притесняемая осетинами, до их поселения в Двалети мигрировала в различные уголки Грузии (Шида Картли, Квемо Картли, Имерети, Рача). Остальные двалы оказались в этническо-языковой среде осетин и в результате массового заселения края последними и быстрого их размножения были ассимилированы. Несмотря на этнические перемены, отторжения данной провинции от Грузии не последовало. На протяжении всей истории грузинской государственности, а также после превращения ее в российскую колонию (до 1858 года) Двалети являлась неотъемлемой частью Грузии.
Первые поселения осетин на территории нынешней Грузии появляются в ущелье Трусо (у истока р.Терек) и в Магран-Двалети (в истоках р.Диди Лиахви). Переселение осетин в эти места из северокавказских ущелий произошло в середине XVII столетия. К тому времени осетинами еще не была освоена значительная часть горной Шида Картли. Они проживали лишь в верховьях Диди Лиахви (Магран-Двалети). По свидетельству ряда исторических источников, в то время горная часть Шида-Картли (ущелья Диди и Патара Лиахви) была усеяна разоренными сёлами. Согнанное с этих мест и вынужденное покинуть их грузинское население переселилось на равнину и осело там.
Со второй половины XVII века отмечается миграция осетин в горную часть Шида Картли, а именно, в верховья рек Диди и Патара Лиахви; они постепенно продвигаются на юг, и к 30-м годам XVIII века полностью осваивают горную зону ущелий упомянутых рек. В данный период в некоторых горных сёлах осетины соседствуют с оставшимся там малочисленным грузинским населением.
На протяжении всего XVIII столетия поселения осетин в предгорьях Шида Картли не засвидетельствованы. Освоение ими данной территории (в основном, опустошенных сёл) происходит с конца XVIII и начала XIX вв. К началу XVIII века осетины селятся в истоках Джеджори (Курадо) и в Ксанском ущелье (Жамури). В Жамури они мигрируют как из горных ущелий Северного Кавказа, так и с горной зоны ущелья Диди Лиахви, в Кударо же, в основном - из Двалети. В горной Шида Картли осетины вначале поселяются в ущелье Диди Лиахви, а затем в ущелье Патара Лиахви, у истоков Ксани (Жамури). В начале XVIII века малочисленное осетинское население появляется в Исролисхеви, а также в верхней части ущелья Меджуда, куда устремляются осетины, ранее обитавшие в ущелье Патара Лиахви.
К концу XVIII столетия крайними пунктами поселения осетин (по направлению с запада на восток) были Кударо (у истока р.Джеджори) – Гупта (ущелье Диди Лиахви) – местность выше села Ацерисхеви (в ущелье Патара Лиахви) – два села в ущелье Меджуда - Жамури (в ущелье Ксани) – Гуда (у истока Тетри Арагви) – Трусо (у истока р.Терек). К концу XVIII века в ущельях Лехура, Меджуда (за исключением его начала), на большей территории горной части ущелья Ксани и ущельях Пронэ наличие осетин вообще не засвидетельствовано. Следовательно, как во времена Вахушти Багратиони, так и к концу XVIII века осетины жили лишь в горной местности, лишенной «виноградно-фруктовых» насаждений.
К концу XVIII и началу XIX столетия осетинами заселен значительный участок предгорья в ущелье Патара Лиахви. Начиная с этого времени, а в особенности, в первые годы XIX столетия, происходит индивидуальная миграция ("просачивание") осетин из горных районов Шида Картли в предгорья и равнину этого региона. Чаще всего переселялись осетины из ущелья Патара Лиахви. С конца XVIII столетия фактически прекращается миграция осетин из горных ущелий Северного Кавказа в Грузию. Это было обусловлено разрешением официального правительства России на переселение осетин в предгорные равнинные районы Северного Кавказа. Исключение составило лишь осетинское население Двалети, продолжавшее мигрировать на территорию Грузии на протяжении всего XIX столетия. Расселение осуществлялось в основном через Двалети. Поселившиеся там осетины – выходцы из северокавказских горных ущелий, через некоторое время переселялись в Шида Картли. Однако засвидетельствованы факты и непосредственной миграции туда осетин из северокавказских горных уголков, что было характерно в основном для раннего, начального этапа переселения осетинского населения.
Недостоверными представляются утверждения некоторых авторов о проживании осетин в предгорьях Шида Картли и на равнине в XVII-XVIII веках. В начале XIX века начинается их миграция в ущелья рек Пронэ, Меджуда, Лехура, а также в другие населенные пункты Ксанского ущелья. Заселение осетинами древних грузинских сёл в ущелья Пронэ происходило, в основном, из ущелья реки Диди Лиахви. Однако заслуживает внимания тот факт, что первые мигранты-осетины в грузинских сёлах ущелий Пронэ являлись выходцами из Двалети. Из ущелий рек Диди и Патара Лиахви население переселяется в ущелье Меджуда. Миграция осетин в ущелье Лехура осуществлялась, в основном, из Ксанского ущелья (Жамури, Чурта). Однако в первой четверти XIX столетия в ущельях Лехура, Меджуда и Пронэ оседание осетин не носило интенсивного характера; такой процесс начался в основном с середины XIX века и продлилось вплоть до 1880-х годов.
С 30-х годов XIX века появляются единичные осетинские семьи на территории, находящейся на правом берегу р.Кура (Гагмамхари) в Шида Картли, а в основном миграция осетин в этот регион осуществилась во второй половине XIX века. В это время осетины заселяют нынешний Боржомский район (ущелье Гуджарети). В Кахети и Квемо Картли из горного Шида Картли осетины переселились в начале XX столетия.
Нельзя сказать, что приход и расселение осетин на территории Грузии имели мирный характер. Теснимые в горных ущельях Северного Кавказа осетины силой прочищали себе путь как в Двалети, так и в горную часть Шида Картли. Согласно историческим документам, изнуренное осетинскими набегами грузинское население местных сёл покидало обжитые горные места предков и переселялось на равнину, где сложились благоприятные для них обстоятельства: вследствие постоянных набегов врагов предгорье Шида Картли, а также равнинные регионы стояли перед реальной угрозой демографической катастрофы.
Миграции осетин в Двалети и в горную Шида Картли в некотором смысле способствовало социально-политическое положение Грузии той эпохи. Раздробленная в результате частых вражеских нападений Грузия не могла осуществлять контроль над главными воротами, ведущими с Северного Кавказа в нашу страну – Дариалом и Касрис Кари.
В последующий период (XVIIIв.) экономическое положение страны резко ухудшается, демографическая ситуация в Шида Картли становится тяжелейшей, и грузинские правители (царь, князья) сами зачастую сособствуют переселению осетин в Грузию. Во второй половине XVIII века в горной Шида Картли, и в первой половине XIX века ни в одном из сёл предгорья этого региона не засвидетельствованы факты проживания более одного поколения осетин. Пожив недолго в горном или предгорном селе, осетины устремлялись на юг; это подтверждается материалами описи населения в XIX веке. Поселившиеся в начале XIX столетия в предгорных сёлах осетины к середине того же века все чаще переходят на равнину. Таким образом, не вызывает сомнений их постепенное, интенсивное продвижение с конца XVIII и в течение всего XIX столетия из высокогорных грузинских сёл по направлению к равнине, что отразилось в бытующем в грузинской историографии термине чамоцола "нависание", "свешивание". Осетины отличались особой подвижностью: обосновавшись в равнинных сёлах во второй половине XIX века, они незамедлительно переходили в другие равнинные поселения.
Социальное положение переселившихся в Шида Картли осетин свидетельствует не в пользу их давнего пребывания в этом регионе. Согласно описям населения XIX века, большая часть осетин ущелья Диди Лиахви имела статус хизан (сельчан, согнанных с прежних мест обитания и нашедших кров в другом месте). Часть осетин-хизан, мигрировавших в горную Шида Картли, перешла в крепостную зависимость князей Мачабели, часть же сохранила статус хизан. Хизанство в основном смогли сохранить мигранты-осетины, пришедшие с Северного Кавказа в сравнительно поздний период (во II половине XVIII века).
На нереальных исторических фактах базируется взгляд о длительных взаимосвязях Осетии и Грузии (осетин и грузин); он требует основательного пересмотра и глубокого изучения. Ошибочны, например, положения некоторых авторов-осетин о наличии в Грузии во II половине XVIII столетия от 6.000 до 7.000 дымов осетин, что является искусственным завышением реального числа населения осетинской национальности. Реальность же такова: к концу XVIII столетия на территории современной Грузии проживало 2.130 дымов (до 15.000 душ) осетин.
Двалети является первым местом проживания осетин на исторической территории Грузии. Особого рассмотрения заслуживает вопрос о расселении и этнической принадлежности двалов. Занимаемая двалами территория – это горный массив, подобный Пхови, Тушети, Хада, Цхавати, Гудамакари, Цхразма... Двалети была расположена на северных склонах Главного Кавказского хребта, однако водораздельный хребет был значительно ниже находящегося к северу от Двалети горного массива. Одиннадцать перевалов обеспечивали круглогодичную связь Двалети с остальной Грузией (Шида Картли, Рача). Что касается связи Двалети с Северным Кавказом, то здесь был задействован лишь один переход – Касрис Кари, да и то лишь в летнюю пору.
Двалети была активно включена в систему грузинской государственности как в политико-экономическом, так и в культурно-религиозном плане. Грузия потеряла Двалети лишь в 1858 году, вследствие подчинения метрополией Терской области, бывшей в ведении России.
Неверным толкованием исторических источников и документов обусловлено именование горной части Шида Картли (ущелья рек Диди и Патара Лиахви, Ксани и Терек) территорией Двалети. В горной Шида Картли, а именно, у истока реки Диди Лиахви, существовал лишь регион Магран-Двалети, объединяющий девять горных селений. Он сформировался сравнительно позже (после X-XI вв.), в результате переселения двалов из Двалети.
Двалети – первый регион на территории Грузии, претерпевший опустошительные набеги осетин с гор Северного Кавказа, что вынудило двалов мигрировать в различные уголки Грузии (Шида и Квемо Картли, Рача, Имерети). Первое проникновение осетин в Двалети приходится на конец XV века, миграция осуществлялась в основном из Северо-Кавказского ущелья Алагир на протяжении XVI-XVII вв. В языково-этнической среде мигрантов-осетин происходила осетинизация оставшихся на месте двалов. Данный процесс носил поступательный характер и охватил несколько поколений. На исходе XVII столетия осетинизация двалов уже завершена, но и в первой четверти XVIII века одна их часть все еще сохраняет самобытные черты. Следуя исторической традиции, пришельцы-осетины начинают именовать себя двалами.
На основе комплексного изучения исторических источников, документов, топонимических и антропонимических данных представляется возможным заключить, что Двалети представляла собой картвельское образование как в политическом и религиозно-культурном, так и в этническом плане. Двалы являлись племенем, близким к занам, однако не были им тождественны. Будучи картвельским племенем, двалы говорили на одном (ныне не существующем) из картвельских языков, наиболее сходном с занским (мегрельским). Таким образом, двалы не являлись вайнахами, а тем более, осетинами. Здесь же следует отметить, что близкое соседство обусловило взаимную ассимиляцию (слияние) вайнахов и двалов. Аналогичные процессы являлись характерной особенностью многих кавказских народов на протяжении всей их истории.