Стили воспитания ребенка в семье. Стили воспитания ребенка и их влияние на него Основными приемами авторитарного воспитания являются

Когда мы тут обсуждали папу с пистолетом, основная масса согласных с его методами в качестве основного аргумента его правоты приводили следующий довод. Что же делать, если дитя не слушается? Показать кто в доме хозяин или вытереть сопли и поцеловать чадо чуть пониже спины? Конечно выбор из 2- стилей очевиден. Поэтому хочу дать некоторую дополнительную информацию к размышлению по типу стилей воспитания.

На самом деле стилей не 2, а 3 основных. Есть еще разные нюансы и авторские идеи, но поговорим о тех 3-х.

Но прежде определимся вообще с воспитанием. Процесс это весьма многогранный и одной из функций воспитания является формирования у ребенка здоровых границ и функционирующих адаптивных схем. Т.е. родители помогают сформировать некую оболочку (границы) и механизмы, которые позволяют личности работать (схемы).

Смысл роста и развития личности - расширение границ, развитие их упругости, и создание большого разнообразия разной «механики» внутри. Родитель не может просто купить запчастей в соседнем магазине и смонтировать их внутри ребенка. Ребенок делает это сам, но под руководством родителей. Чтобы продолжать идти вперед и обогащать себя опытом, ребенку нужны не только границы, но и свобода.

При этом ребенок пытается всегда расширить свою зону и проверить на прочность границы родителя или узнать какие методы и действия вызывают какой ответ. Не обязательно ребенок делает что-то экстраординароное, иногда ему хочется хотя бы «палочкой потыкать». Если я скажу так маме, или сделаю это для папы, что будет?

Это довольно важный момент в развитии нового человека. Все новое привлекает и манит. Он не знает, как функционирует общество и пробует разные подходы, что прокатит, а что нет. От этих ответов на вопросы что можно и нельзя и формируются его представления о мире. Т.о. ребенок постоянно будет испытывать на прочность границы родителей с разной интенсивностью, это его первый полигон для испытания себя в обществе. Потом он переключится на друзей и педагогов. Но именно на уровне родителей важно дать ему инструменты для расширения и развития себя без ущемления чужих границ.

И именно на соотношении границ и свободы, как раз и выделены стили воспитания. Итак:

Авторитарный тип или «границы без свободы» . Родители полагают, что они всегда лучше знают то, сколько и чего ребенку нужно. Если у ребенка возникает трудности или он пытается потыкать палочкой в границы родителей, то немедленно получает разной степени выраженности негативную реакцию. Не важно, зачем ребенок тыкал палочкой. Что он хотел добиться? Внимания, одобрения, или попытался добиться каких-то благ. Немедленно дать по рукам, чтобы дальше ребенок никогда не пробовал.

Вообще, обычно подразумевается, что ребенок должен получить урок и немедленно его выучить. Обычно приводится в пример электрическая розетка, в которую ребенок тыкает гвоздем. Получив удар тока, он больше никогда этого не повторяет. Вообще, справедливости ради надо сказать, что некоторые дети продолжают экспериментировать с другими материалами, и у ребенка всегда есть возможность исследовать природу тока другими методами, которые на самом деле более информативны. Например, включать и выключать свет и т.п. Родитель при авторитарном воспитании сразу перекрывает электричество во всем доме. Не обязательно доходить сразу до рукоприкладства, но авторитарный родитель имеет довольно много разных способов в ассортименте. Это крики, обвинения, оскорбления, изоляция и всякие другие методы агрессии –эмоциональной и скрытой.

При этом ребенку не дают возможности понять ясно посыл родителя, и не объясняют причину. Просто это нужно так, и ребенок должен догадаться, почему он не прав (родитель обычно считает, что неправота ребенка для самого ребенка должна быть очевидна) К примеру, ребенок играет в мяч в зале рядом со стеклянным журнальным столиком, врывается отец отнимает мяч и дерет его за ухо, приговаривая, « я тебе покажу! Мы с матерью работаем-работаем, а ты только развлекаешься и ничего не ценишь». С точки зрения ребенка ситуация непонятная потому, что стеклянный стол в его мире занимает очень непочетное место. Т.е. если стола вдруг не будет, он не почувствует себя осиротевшим. Т.е. за что его наказали и что он должен был сделать. У него не было никакой информации о том, что стол ценен. Совершенно непонятно еще и то, о чем еще он должен догадаться.

Следующий урок, который получает ребенок – сила всегда права и своего можно добиться агрессией. У тебя проблема? Кто-то угрожает твоей любимой вещи? Надо на него как-нибудь напасть. Ты чувствуешь себя раненым и обиженным, дай другому почувствовать тоже, сделай ему больно или неприятно. Поэтому через какое-то время папа может обнаружить сына с мячом возле стола снова. Но ребенок это поведение уже будет использовать для давления и манипуляцией родителем. Не пошел со мной в зоопарк? Сейчас я тебе покажу. Буду играть мячом на зло возле стола. Если ты увидишь, что я играю, ты узнаешь, что ты мне не авторитет. Если я разобью стол, тебе еще больнее будет. Да, в итоге может быть больнее сыну. В области крестца. Но дети не очень хорошо планируют и предвидят последовательность событий. Особенно если они переполнены негативными эмоциями (обида на отца).

У детей не формируется способности решать адекватно проблемы. Ребенок лишен в принципе проблемы решать. У него есть желания, которые удовлетворяются или не удовлетворяются родителем, в зависимости от мировоззрения родителя. Если доча хочет платье, мама решает, какого цвета, за какую цену, и какого фасона. Тебе или придется носить только это, либо вообще без платья. С точки зрения родителя для ребенка делается все и ребенок живет как принц или принцесса и потребляет то, что родители считают самым лучшим. Понятно, что дочу никто не спрашивает, хочет ли быть она принцессой. Не нравится розовое платье, которое выбрала мама? Да ты сволочь неблагодарная! Далее на ребенка выливается некоторое количество негатива в виде угроз и оскорблений и требования соблюдения правил. В итоге во взрослом состоянии ребенок подходит к решению проблем так.

  1. Мама знает, как решить проблему.
  2. Бери что дают, а не то хуже будет. То что хочешь, это никого не волнует и за сообщения своих желаний можно схлопотать люлей.
  3. Если тебя действительно все достало, то вполне обосновано просто напасть на обидчика. В зависимости от уровня уверенности в себе это может быть тайная порча имущества или саботаж (всякие мелкие гадости, которые не сразу догадаешься кто сделал) до открытого мордобоя или «заказа бандитам».
  4. Нужны очень жесткие схемы и границы, которые не могут быть изменены. Если проблема не решается, то значит решать ее не надо
  5. Главное в решении проблемы установить виновных и наказать их.

    Естественно, что дети агрессивных родителей с авторитарным типом воспитания и дети приобретают те же навыки воспитания собственных детей. Они считают это единственно правильным путем общения. Преуспеет такой ребенок в жизни или нет, довольно сложно сказать однозначно. Многие в принципе не плохо адаптируются, но довольно часто имеют проблемы в личной жизни. Хотя им попадется личность с таким же багажом, то они прекрасно общаются на уровне суда и исполнения наказания друг над другом. Причем это делается регулярно в режиме игры потому, что санкции с одной стороны обычно вызывают санкции с другой стороны и так до бесконечности. (ты мне не всю зарплату отдал? Значит я тебе буду давать суп без мяса. Ты мне суп без мяса варишь? Пойду водку с друзьями пить в гараж. Ты водку с друзьями пьешь? Я пойду в кафе с подругами. Ты в кафе с подругами….). Многие полагают, что «все так живут». Ну вот одна из положительных сторон избегать такого стиля воспитания дать возможность ребенку узнать, что живут так не все.

    Ну, и конечно, очень ценно, чтобы ребенок умел решать проблемы не только перекладыванием ответственности и вины на других, а так же исключительно арессивным путем, но и более разумными способами.

    Ну вот, вышло много букв, так что про 2 других типа воспитания в следующий раз.

К способам воспитательного воздействия на человека относятся методы, приемы и средства. Их выбор зависит от специфики поставленных целей и задач воспитательного процесса. Что же принято понимать под методами, приемами и средствами воспитания?

Методы воспитания представляют собой научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с воспитанниками, организации и самоорганизации их жизни и деятельности, психолого-педагогичекого воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их деятельности и формирования навыков самовоспитания и самосовершенствования . Иными словами, это путь достижения заданной цели воспитания, совокупность способов профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью успешного решения образовательно-воспитательных задач.

Следует отметить, что методы воспитания в своем разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь и деятельность педагогов и учащихся в самых различных проявлениях их возможного взаимодействия. Так, известно, что наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием в жизни существуют и содействие студентов педагогам в их воспитательной деятельности, и противодействие ей, и даже сопротивление. Имеют место как следование авторитетам, так и просто непротивление им и отчуждение от них.

Существует несколько классификаций методов воспитания. Наиболее удобной представляется классификация методов воспитания на основе его направленности , под которой понимается интегративная характеристика, включающая в себя в неразрывном единстве целевую, содержательную, процессуальную и оценочную стороны методов воспитания.

В соответствии с этой характеристикой принято выделять следующие группы методов воспитания, представленные на рис. 86.

Рассмотрим каждую группу методов подробнее.

Первую группу составляют методы формирования сознания личности студента. К ним относятся убеждение, разъяс­нение, увещевание, внушение, этическая беседа, метод приме­ра, подражательность.

Вторая группа включает методы организации деятельности и формирования опыта поведения человека. Основными из этих методов являются упражнения, требование, приучение, метод поручений.

К третьей группе относятся методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности, которые включают соревнование, поощрение и наказание.

В четвертую группу включают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании .

Рис. 86. Классификация методов воспитания
на основе его направленности

Каждый метод воспитания обладает свойствами преимущественного развития у человека определенных качеств. Методы воспитания выполняют вполне определенные функции, любой из них включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.

К первой группе относятся следующие методы воспитания (рис. 87): убеждение, разъяснение, увещевание, этическая беседа и пример.


Рис. 87. Методы воспитания

через формирование сознания личности

Убеждение является основным методом воспитания, представляющим собой воздействие педагога на рациональную сферу сознания студентов. Именно ему принадлежит определяющая роль в формировании таких важнейших качеств человека, как научное мировоззрение, сознательность, убежденность, воля, совесть и нравственная чистота. Убеждение обеспечивает решение главной задачи воспитания, то есть формирования у студентов высоких гражданских и политических качеств, патриотизма и толерантного отношения к представителям других культур и народов.

Убеждение представляет собой воздействие преподавателя на сознание, чувства и волю студентов с целью формирования у них определенных взглядов, нравственных ценностей, принципов и критериев поведения, являющихся для них руководством в практической деятельности.

Особую ценность и действенность методу убеждения придает то, что апелируя к уму, логике, опыту и чувствам молодого человека, он обеспечивает добровольное принятие этим человеком внушаемых ему идей, самостоятельное их осмысливание и превращение в мотивы и принципы поведения. Поэтому убеждение является наиболее предпочтительным в психолого-педагогическом плане методом воспитания. Однако он требует системности и последовательности применения с тем, чтобы у студентов формировались твердая уверенность в истинности усвоенных идей и взглядов, способность активно защищать свои убеждения и настойчиво проводить их в жизнь, сознательно бороться с ошибочными и сомнительными взглядами.

Метод убеждения предполагает использование двух основных, неразрывно связанных средств: убеждение словом и убеждение делом. Эффективность и действенность метода убеждения зависит от целого ряда условий, которые облегчают процесс превращения получаемых знаний, теоретических положений и идей в личные убеждения студентов (рис. 88).

Важнейшим условием эффективности метода является убежденность самого воспитателя в тех идеях, нормах и принципах, которые он стремится привить своим воспитанникам. Глубокая вера преподавателя в правоту своего дела, его справедливость, честность и искренность, педагогический такт позволяют ему оказывать благотворное влияние на сознание студентов и формировать у них желаемые убеждения, соответствующие выбранным целям воспитания.

Необходимым условием успешного убеждения студентов является также дифференцированный, индивидуальный подход к ним. Только при выполнении этих и некоторых других условий можно достигнуть необходимой перестройки сознания воспитанников, мотивов их поступков и деятельности, желания изменить свой образ жизни и поведения.


Рис. 88. Общая характеристика убеждения

как метода воспитания

Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются разъяснение, увещевание, этическая беседа.

Разъяснение представляет собой метод непосредственного эмоционально-словесного воздействия на студентов. При­менение этого метода основывается на знании особенностей личностных качеств человека. Разъяснение необходимо приме­нять лишь в тех случаях, когда необходимо повлиять на его со­знание и чувства. Когда же речь идет об очевидных нормах поведения (нельзя грубить, оскорблять другого и т.д.), то здесь нужны категорические требования. Для разъяснения характерна доказательная форма изложения мысли, основанная на последовательном использовании логически связанных умозаключений и доводов, устанавливающих истинность данного суждения.

Разъяснение опирается на внушение, для которого характерно некритическое восприятие педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в сознание, действует на человека в целом, образуя установки и мотивы его деятельности. Вообще же внушение используется для усиления воздействия на студента других методов воспитания.

В практике воспитания используют также увещевания. Преподаватель посредством увещевания не только вызывает у воспитанника чувство стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками, заставляет его переживать их, но и указывает пути к исправлению. В этом случае преподавателю необходимо довести до сознания, убедить студента в негативности поступка и его последствий, создать эффективный стимул, положительно влияющий на поведение. Увещевание в данном случае сочетается с разъяснением и внушением и осуществляется так, чтобы воспитанник осознал свои ошибки, исправил поведение. Важно при этом уяснить, что разъяснение, увещевание и внушение не должны принимать форму нотации, которая никогда не достигает цели, скорее вызывает противодействие и желание поступить вопреки требованиям. Нотация никогда не становится формой убеждения.

Этическая беседа представляет собой целенаправленное последовательное обсуждение знаний, предполагающее участие в нем обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Она построена на принципах равноправия и сотрудничества. Цель этической беседы состоит в углублении и упрочении нравственных понятий, в обобщении и закреплении знаний, формировании системы нравственных взглядов, принципов и убеждений. Роль преподавателя заключается здесь в том, чтобы помочь воспитанникам, имеющим определенные позиции, взгляды, идеи, мнения и сомнения, самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого необходимо идентифицироваться с ними с тем, чтобы понимать позицию студента и связанные с ней чувства, мотивы поступков и поведения.

К беседе следует основательно готовиться и строить ее по такому сценарию:

1) сообщение студентам конкретных фактов, объяснение этих фактов и их анализ с активным участием всех собеседников;

2) обсуждение с ними аналогичных конкретных ситуаций;

3) обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоен­ными знаниями.

В заключительном слове преподаватель анализирует и подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности обучаемых.

Высокого профессионализма требуют от педагога подготовка и проведение индивидуальных этических бесед, проводящихся в связи с нередко возникающими конфликтами, нарушениями дисциплины и нравственных норм. Очень важно, чтобы во время такой беседы между преподавателем и студентом не возник психологический барьер, который может серьезно осложнить достижение целей беседы. Если же преподаватель сумеет обеспечить доверительный характер индивидуальной беседы, то он может рассчитывать на полный ее успех.

Следующий метод, относящийся к первой группе – пример – представляет собой воспитательный метод исключительной силы. Суть этого метода состоит в целенаправленном и си­стематическом воздействии педагогов на студентов личным примером, а также всеми другими видами положительного примера, призванными служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания и самосовершенствования. Известно, что сознание студента постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые им идеи и идеалы. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.

“Долог путь наставлений, – утверждал еще античный философ Сенека, но – короток путь примера”. В качестве примера выступает, прежде всего, пример воспитателя, его поведение, отношение к студентам, его деловых качеств, мировоззренческие и нравственные позиции, а также пример авторитета конкретных людей, героев книг, выдающихся ученых, политических деятелей и т.д. Положительный пример приобретает воспитательную силу в том случае, если он связан с высокими качествами личности преподавателя и проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Примеры успешно используются в качестве средств формирования определенного способа поведения воспитанника, для того, чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие асоциальных действий и поступков.

Психологической основой примера является подражательность. Благодаря ей, люди овладевают социальным и нравственным опытом. Подражание не является слепым копированием, оно формирует у студентов действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей идее примера. Процесс подражательности является сложным и неоднозначным, ведущую роль в нем играют опыт, интеллект, направленность, интересы и другие свойства личности.

Ко второй группе методов воспитания, ориентированных на организацию деятельности и формирование опыта поведения личности, относятся упражнения, приучение, педагогическое требование, поручение и другие (рис. 89).

Упражнение представляет собой целенаправленное и планомерно организованное выполнение студентами различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – личностные качества, которые основываются на привычках, сформированных воспитанием через упражнения. Упражнение как метод воспитания тесно связано с одновременным повышением сознательности студента. И чем выше уровень сознательности, тем с большей настойчивостью и упорством человек будет закалять свою волю и характер, тем больше он будет проявлять инициативы и творчества. Упражнение необходимо для совершенствования навыков правильного поведения в различных ситуациях. Результатом систематического использования метода упражнений становится приобретение студентом устойчивых качеств личности – навыков и привычек. При этом чем сложнее формируемое качество, тем большее количество упражнений необходимо выполнить студенту для обретения устойчивой привычки.


Рис. 89. Методы воспитания через организацию деятельности

и формирование опыта поведения

При использовании метода упражнения для формирования желаемых личностных качеств студентов обязательно следует учитывать их психологические, физиологические и другие индивидуальные особенности. К тому же, для того, чтобы избежать чрезмерных нагрузок на человека, интенсивность упражнений необходимо увеличивать постепенно.

Приучение представляет собой интенсивно выполняемое упражнение. Оно предполагает культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как к непременному условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать у человека требуемое качество. Приучение невозможно без ясного представления о том, что именно должно быть усвоено студентов в процессе воспитания.

Существует три пути рационального использования метода приучения:

1) задача овладения студентами тем или иным способом поведения ставится не всегда открыто. Преподаватель в этом случае так организует их деятельность, чтобы, с удовольствием повторяя ее, они незаметно для себя свободно и непринужденно привыкали к желаемой форме поведения;

2) задача научиться вести себя определенным образом, например: быть корректным, вежливым, ставится студентам открыто;

3) стремление студента воспитать в себе определенное качество (выдержку, самообладание) побуждает его овладевать соответствующими привычками.

Действенным средством приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности студентов. И чем жестче и строже режим, тем лучше формируется динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек. На жестком приучении основываются все казарменные си­стемы воспитания, например, армейская система, где этот метод сочетается с наказанием за отступления от заданных норм поведения.

Использование метода приучения в гуманистических си­стемах воспитания обосновывается тем, что определенное на­силие, неизбежно присутствующее в этом методе и всегда со­провождающее его, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано.

Педагогическое требование представляет собой такой метод воспитания, с помощью которого нормы поведения сами выступают фактором, вызывающим, стимулирующим или, наоборот, тормозящим определенный вид или характер деятельности воспитанника, вызывающим проявление у него определенных личностных качеств.

Формы предъявления требования к студенту подразделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее переживание, интерес, мотив действия или поступка).

Педагогические требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (индифферентную, безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда и неизбежно вызывают отрицательную реакцию воспитанников и их внутреннее сопротивление. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно порождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

Организуя воспитательный процесс, преподаватель дол­жен стремиться к тому, чтобы его педагогическое требование стало требованием самого коллектива.

Метод поручений представляет собой один из наиболее эффективных методов воспитания, связанных с развитием необходимых качеств студентов. Так, например, неорганизованному студенту дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности; нарушителя дисциплины назначают ответственным за порядок и т.п. Причем, не следует в деталях объяснять, как лучше выполнять порученное задание, а контроль при этом может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения задания, отчет о выполненной работе и т.п. В результате самого факта поручения и успешного его выполнения у студента формируются такие качества, как ответственность, дисциплинированность, чувство долга и другие.

К третьей группе методов воспитания относятся методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. К этой группе методов относятся соревнование, поощрение и наказание (рис. 90).


Рис. 90. Методы стимулирования и мотивации

деятельности и поведения личности

Соревнование (или, скорее, соревновательность, состязательность) широко используется в воспитательном процессе в силу того, что воспитуемым обычно свойственно стремление к здоровому соперничеству, к первенству к некоторому приоритету и самоутверждению. Метод соревнования побуждает людей достигать лучших результатов. Для их достижения состязательность стимулирует развитие у людей творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма. Задача преподавателя заключается в том, чтобы не допустить выродиться соревнованию в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.

С древних времен известны такие стимулы желаемого характера поведения и деятельности личности, как поощрение и наказание.

Метод поощрения. Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования, активно помогающую человеку осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, положительные привычки. При применении метода поощрения для обеспечения его действенности необходимо выполнять определенные педагогические условия. Во-первых, поощрение не должно быть слишком частым и одинаковым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Во-вторых, метод поощрения требует тщательной дозировки и осторожности. Избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Поощрение должно быть педагогически обосновано и целесообразно. В-третьих, поскольку поощрение имеет воспитательный характер, оно должно быть гласным с тем, чтобы быть значимым не только для того, кто его получил, но и для остальных студентов. Гласность поощрения дает возможность привлечь внимание всех к поступкам товарища, вызвать у них чувство уважения, желание подражать хорошему примеру, побудить их более требовательно относиться к собственному поведению. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением.

Основными видами поощрения как метода воспитания являются: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка, доверие и восхищение, забота и внимание.

Наказание представляет собой такое воздействие на личность воспитуемого, которое выражает осуждение его действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает студентов неуклонно следовать этим нормам. Наказание корректирует поведение обучаемого, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Конечной целью наказания является формирование у воспитуемого стремления к таким поступкам и действиям, такой линии своего поведения, которые бы соответствовали нравственным нормам и общественным требованиям.

Для того чтобы наказание возымело нужный воспитательный эффект, при его применении также целесообразно соблюдать определенные педагогические требования. Во-первых, всякое наказание должно сопровождаться выяснением мотива, обстоятельств, при которых был совершен проступок. Необходимо учитывать прежнее поведение обучаемого, особенности его личности, производить анализ причин и условий, породивших тот или иной проступок, знать, как провинившийся относится к совершенному проступку, как сам его оценивает и как реагирует на взыскание. Ведь недаром говорят, что признание ошибки – половина исправления. Во-вторых, нельзя наказывать за неумышленные поступки, наспех, по подозрению. В-третьих, по возможности не применять наказание при посторонних свидетелях, учитывать общественное мнение при оценке того или иного поступка. В-четвертых, нельзя злоупотреблять наказаниями, применять жесткие методы их, унижающие личное достоинство человека, так как они калечат психику человека, принося вред, а не пользу. Лишь разумная система взысканий корректирует поведение обучаемого, поскольку она направлена на устранение неправильных проявлений поведения и на обеспечение его соответствия принятым нормам.

Основными видами наказаний являются замечание, выговор, общественное порицание, осуждение, возмущение, упрек, ирония и другие.

В состав четвертой группы методов воспитания, предназначенных для контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании входят такие методы, как педагогическое наблюдение, диагностика, беседы со студентами, применение психологических опросников и анкет (рис. 91).

Метод педагогического наблюдения характеризуется не­посредственным восприятием процессов деятельности, общения, поведения личности студента в целостности и динамике их изменения. Различают следуюшие виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное и другие. Для того, чтобы педагогическое наблюдение было успешным, необходимо иметь конкретную цель его проведения, иметь программу изучения воспитуемого, знать критерии оценки уровня его воспитанности. Наблюдение должно носить систематический характер.


Рис. 91. Методы контроля и самоконтроля в воспитании

Беседы с воспитанниками помогают преподавателям оп­ределить степень их информированности в области нравствен­ных проблем, уровень понимания ими норм и правил поведе­ния. В процессе беседы можно выявить причины отклонений от выполнения этих норм в том случае, когда они имеют место. Одновременно преподаватель может оценить и качество своих воспитательных воздействий на студента на основе высказывания им своего мнения по этому поводу.

Психологические опросы и анкетирование представляют собой метод, связанный с выявлением отношений между преподавателем и студентом, между самими студентами, характера их взаимоотношений. Этот метод позволяет во время обнаруживать возникающие противоречия, выявлять их сущность и причины с тем, чтобы своевременно их устранять. Психологические опросы являются достаточно сложным методом и требуют определенного подхода. Например, рекомендуется ставить вопросы не в прямолинейной, а замаскированной форме, а также, чтобы содержание ответов давало взаимопроверяемые сведения и т.д.

Контроль хода воспитательной работы завершается оцениванием не только уровня воспитанности студентов, но и качества воспитательной деятельности преподавателя. При этом учитывается его умение применять современные формы, методы и средства воспитания в соответствии с конкретными ситуациями и индивидуальным подходом к каждому студенту. Успешное решение сложных и ответственных задач их воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, от их педагогической культуры, знания закономерностей, принципов и методов воспитания.

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по его внешнему облику, по характеру и культуре речи, по манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам. Воспитанность человека характеризуют также его ценностные ориентации, усвоение норм морали и следование им, отношение к деятельности и стиль общения, толерантность по отношению к представителям других наций, культур, взглядов. О воспитанности человека можно судить также по его эстетическим вкусам и физическому развитию и целому ряду других факторов.

Кроме методов к способам воспитательного воздействия относятся также методические приемы, средства и формы воспитания.

Под методическим приемом принято понимать составную часть метода, конкретное его проявление на практике. Именно приемы определяют своеобразие используемых преподавателем методов, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. По отношению к методу они носят частный, подчиненный характер, подчиняются той задаче, которую преследует данный конкретный метод. Таким образом, методы и методические приемы тесно связаны между собой. Они могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, а в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, в процессе применения метода убеждения преподаватель может использовать примеры, проводить беседы. В данном случае и пример, и беседа выступают в качестве приемов решения воспитательной задачи. В то же время, применяя метод приучения, воспитатель может использовать убеждение в качестве одного из приемов.

Понятие средств воспитания тесно связано с методами и приемами воспитания, с которыми средства воспитания применяются в единстве. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (наглядные пособия, книги, произведения искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.д.) В частности, в качестве средств воспитания могут выступать игровая, учебная, трудовая и другие виды деятельности. К средствам воспитания относятся также способы коммуникации, коллектив и социальная группа как организующие условия во­спитания.

Формы воспитания представляют собой способы, вари­анты организации воспитательного процесса, способы целесоо­бразной организации коллективной и индивидуальной деятельности студентов. К формам воспитания относится, например, разъяснительная беседа, диспут, круглый стол, телемост, совместная акция преподавателей и студентов, организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей и т.д. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.

Комплекс методов и приемов воспитания, направленных на достижение некоторой воспитательной цели называют методикой, систему же используемых для этого методов, приемов и средств называют технологией воспитания.

Таким образом, к основным понятиям, используемым для понимания способов воспитательного воздействия на человека и приемов взаимодействия воспитателя и воспитанника, относят методы, приемы и средства воспитания, его формы, методику и технологию.

В зависимости от научных основ понимания человека и процесса его развития появились различные модели и виды во­спитания .

Выделяют три основные модели :

1. Социальное воспитание (П. Бурдье, Ж. Фурастье, Ж. Капель, Л. Кро) ориентировано на приоритет социума в воспитании человека, на корректировку наследственности с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого.

2. Биопсихологическая модель (Р. Галь, К. Роджерс, А. Фабр и другие) признает важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивает независимость индивида от влияний последнего.

3. Системная модель исходит из сложной природы человека и акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания (З.И. Васильева, Л.И. Новикова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).

Понятие видов воспитания является одним из достаточно противоречивых. Существуют различные подходы как к определению методов воспитания, так и к их классификации. Один из этих подходов использован для классификации видов воспитания, приведенной на рис. 92.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), во­спитание по месту жительства, а также воспитание в детских, юношеских организациях, в вузе.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание осуществляется путем оперирования природой человека и манипулирования его действиями. Доминируют требование и приказ как методы воспитательного воздействия. Авторитарный преподаватель всегда очень строго контролирует деятельность и поведение студентов. Инициатива воспитанников не поощряется или поощряется в строго определенных пределах. Основным путем передачи социального опыта новому поколению в этой системе воспитания выстуает принуждение.

Демократический стиль воспитания предполагает определенное распределение полномочий между педагогом и воспитанниками в отношении проблем их обучения, интересов, досуга и т.д. Преподаватель старается принимать педагогические решения, советуясь с воспитанниками, и предоставляет им возможность высказывать свое мнение, отношение к проблеме или ситуации, делать самостоятельный выбор. В общении со студентами преподаватель, придерживающийся демократического стиля, объективен, требователен, но справедлив, вежлив и доброжелателен.

Либеральный стиль воспитания характеризуется отсутствием активного участия преподавателя в управлении процессом обучения и воспитания, отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль воспитания чаще всего характеризуется равнодушием. Главный принцип в деятельности и поведении преподавателя при этом состоит в том, чтобы не препятствовать любым действиям воспитанника и удовлетворять его желания и потребности даже в ущерб ему, развитию его духовности и интеллекта.

На практике ни один из приведенных стилей у преподавателя не может проявляться в “чистом виде”. Чаще всего применяются смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и другие. Все зависит от конкретной ситуации и определенных обстоятельств.

Правильно организованное воспитание приводит к формированию у студентов стремления и способности к самовоспитанию и соответствующих навыков. Поэтому самовоспитание выступает составной частью и результатом воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.Самовоспитание является активной, целеустремленной деятельностью человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности. Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и самосовершенствование, на формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества.

Основными формами и методами самовоспитания являются: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение и др.

Процесс самовоспитания непрерывен, он должен осуществляться в течение всей жизни и реализовывать потребности человека в постоянном обогащении опыта социальных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой, Вселенной. Главным же, как и в воспитательном процессе вообще, так и в процессе самовоспитания, является ориентация на воспитание такого человека, который бы был способен жить в современном обществе.

Психологи давно занимаются изучением того, как именно родители влияют на развитие детей. Установить причинно-следственную связь между действиями родителей или опекунов и поведением детей бывает очень трудно. Часто бывает, что в очень разных условиях вырастают люди с похожими личностными особенностями, а в одной семье могут вырасти поразительно разные дети.

Обзор методов воспитания дает лишь общую информацию. Реальные последствия воспитания зависят от огромного числа факторов, включая индивидуальные особенности ребенка, общество, массовую культуру и так далее. Кроме того, здесь представлены основные методы воспитания в «чистом виде». В реальности же в одной семье могут быть использоваться приемы из разных методов.

У авторитарных родителей обычно очень высокие ожидания в отношении своих детей; отличительной чертой их воспитания являются строгие правила, которым дети должны следовать беспрекословно. Родители чаще прибегают к наказаниям, чем к дисциплине (нередко они не отличают одно от другого) и не могут или не желают объяснить свои требования кому-либо. Единственное возможное объяснения требований: «Потому что я так сказал(а)». Родители, использующие авторитарный метод воспитания в чистом виде, не проявляются любви и теплого отношения к детям. Они не предлагают им делать выбор (игрушек, место проведения каникул, иногда - даже будущей профессии), и выбирают за них.

  • Как правило, они считают, что своим успехом могут заслужить любовь
  • Они связывают и не всегда различают любовь и повиновение
  • Многочисленные трудности в общении
  • Низкая самооценка (в некоторых случаях чрезмерно завышенная - это так называемое компенсаторное поведение)

Поскольку родители требовали от таких детей полного подчинения, в будущем они в большинстве случаев будут идеально подходить для задач, требующих строгого следования правилам. В то же время у них очень слабая самодисциплина - они не умеют действовать самостоятельно, и без постоянного руководства эффективность их работы будет низка.

В отношении детей, чьи родители придерживаются этого метода воспитания, также действуют четкие правила, однако этот метод значительно демократичнее. За нарушение правил детей обычно не наказывают. Такие родители не ведут себя с детьми на равных, как с друзьями, но, сохраняя свой авторитет, с готовностью слушают их и всегда предлагают высказывать свое мнение по важным вопросам. Требуя от детей дисциплины, они в то же время показывают свою любовь к ним и готовность к диалогу.

Дети, к которым применялся метод авторитетного воспитания, как правило, умеют хорошо контролировать и регулировать свои эмоции , обладают хорошими социальными навыками и самодисциплиной, уверены в себе, способны к самостоятельным действиям.

Многие специалисты считают этот метод воспитания наиболее эффективным.

Разрешающее воспитание

При использовании такой модели воспитания родители предъявляют к своим детям минимальные требования. Если в такой семье существуют правила, то они обычно непоследовательны и могут часто меняться. Родители в таких семьях, как правило, очень открыто проявляют свою любовь к детям. Дети часто воспринимают их в большей степени как друзей, чем как авторитетных родителей. Чтобы убедить ребенка что-то сделать, могут использоваться такие средства поощрения, как игрушки, сладости, и так далее.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание – это тип воспитания, при котором определенные установки принимаются в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этих установок (преподавателя, родителей, политиков), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данным установкам. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения.

Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностей системы – семейных устоев, норм поведения, правил общения, предписаний религии, этнической группы, партии. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки и убеждение в безошибочности своих действий.

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и отменяет решения, определяет большинство вопросов обучения и воспитания. Преобладающими методами управления деятельностью воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (имеются в виду просьбы, которые нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Рассматривая ситуации проявления авторитарного стиля на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль может реализовываться педагогом в режиме собственных ощущений, которые можно описать с помощью метафор: «Я – командующий» или «Я – отец».

При позиции «Я – командующий» властная дисциплина очень велика, и в процессе взаимодействия с воспитанником усиливается роль процедур и правил.

При позиции «Я – отец» сильная концентрация власти и влияния на действия воспитанников в руках педагога сохраняется. Но при этом большую роль в его действиях играет забота о воспитаннике и ощущение ответственности за его настоящее и будущее.


Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение и отношение, делать самостоятельный выбор. Такой педагог часто обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже - приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты. Обращает внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае, старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений и поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.

Демократический стиль может на практике реализовываться в системе следующих метафор: «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

Либеральный стиль воспитания (невмешательство) характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные, дела и проблемы могут решаться фактически без его активного участия и руководства. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом подобный педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода равнодушием (чаще всего неосознанным) со стороны педагога в отношении развития динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих подопечных. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и невнимания к его судьбе. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их поступков, не намечая перспектив личностного развития. Главный принцип в деятельности и поведении этого педагога - не препятствовать любым действиям ребенка и удовлетворять любые его желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку (например, его здоровью, развитию духовности, становлению характера).

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в чистом виде. Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и так далее. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например, переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, ибо каждый стиль основывается на особенностях характера и личности воспитателя. Поэтому смена стиля может сопровождаться серьезным психологическим дискомфортом для педагога.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
  • воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
  • воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.

Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.

Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Убеждение — это:

  • прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
  • осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  • совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.

Основа убеждения — знания, но они не переходят в убеждения автоматически. Для их формирования необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Убеждение связано с прочувствованием знаний. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.

Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.

Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.

Система воспитания — целостный комплекс, образуемый совокупностью средств и факторов воспитания, в состав которого входят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установками гуманной системы воспитания является формирование творческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого подчинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспитания является продуктом демократических режимов, утверждающих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продуктом авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.

Сущность воспитательного процесса

— часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание так или иначе присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука , есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация , т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

С точки зрения педагогической науки воспитание — это особая, целенаправленная организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только воспитателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.

В отечественной педагогике особо подчеркивается более значительная, чем в процессе обучения, роль в воспитании именно личного участия, деятельности воспитателя.

Воспитание — это именно процесс взаимодействия наставника и воспитанника, а не одностороннее воздействие преподавателя, консультанта, тренера, руководителя. Поэтому воспитательная деятельность постоянно характеризуется с помощью терминов «взаимодействие», «сотрудничество», «социальная, педагогическая ситуация развития личности».

Воспитательный процесс

Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

  • определение целей и задач;
  • разработка содержания воспитания, его основных направлений;
  • применение действенных методов;
  • формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Методы организации воспитательного процесса

Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания. Однако, поскольку четкого различения этих категорий не существует, они будут употребляться здесь как однозначные.

Своеобразие отдельных способов, приемов обусловлено прежде всего характером тех качеств обучаемого, на совершенствование которых они направлены. Поэтому наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:

  • методы формирования тех или иных качеств сознания , мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;
  • методы организации практической деятельности , накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования , активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

Нетрудно заметить, что первая из указанных групп выделяется с учетом того, что именно сознание является важнейшей предпосылкой человеческого поведения. Вторая группа методов выделяется в связи с тем, что предметно-практическая деятельность является столь же необходимым условием человеческого существования, как и сознание, а также в связи с тем, что именно практика проверяет и закрепляет результаты активности сознания. Наконец, третья группа методов необходима потому, что любые установки сознания или навыки поведения ослабевают или даже утрачиваются, если они не стимулируются морально и материально.

Выбор, предпочтение тех или иных методов воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. При этом выборе важно учитывать следующие обстоятельства:

  • конкретное направление воспитания, необходимость которого диктуется сложившейся ситуацией: так, умственное воспитание предполагает применения методов первой из указанных групп, а трудовое воспитание — использования методов второй группы;
  • характер и уровень развития воспитанников. Понятно, что нельзя применять одни и те же методы воспитания для старших и младших классов, для студентов и аспирантов:
  • уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых коллективов, в которых осуществляется воспитательный процесс: по мере роста степени сформированности положительных качеств коллектива, его зрелости должны соответствующим образом гибко изменяться и методы воспитательной деятельности, например соотношение между методами наказания и поощрения в пользу последних;
  • личностные, индивидуальные особенности воспитанников: нельзя применять одни и те же воспитательные методы для старых и молодых, для людей, относящихся к разным психологическим типам, темпераментам и т.п.

Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан.

Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.

Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.

Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного мира, согласно традиций русского самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от природы. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности rex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.

Поэтому при реализации метода убеждения прежде всего следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.

Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.

Монологические формы должны сочетаться с диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Конечно, диспут, беседа должны быть организованы, подготовлены: должна быть заранее определена проблема, принят план ее обсуждения, установлен регламент. Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера , обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Сенека, — короток путь примера».

Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, родители, но и литературные персонажи, исторические лица. Важную роль играют и эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Следует иметь в виду, что подражательность — не только простое повторение образцов, оно имеет тенденцию перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам.

При всей важности убеждений, ясных мыслей и чувств они образуют лишь исходный момент воспитательной деятельности. Останавливаясь на этом этапе, воспитание не достигает своих конечных целей, которые состоят в том, чтобы сформировать требуемое поведение, сочетать убеждения с конкретными делами. Организация определенного поведения является сердцевиной всего воспитательного процесса.

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.

Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Преподаватель, руководитель, тренер должен четко планировать объем и очередность нагрузок, следуя при этом рекомендациям К.Д. Ушинского:

«Воля наша, как и мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю».

Отсюда следует важнейший вывод, что успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.

Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания , образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.

Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помошью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика.

Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, но общему правилу репрессивный, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников. Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

  • Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
  • Содержание воспитания.
  • Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
  • Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
  • Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
  • Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
  • Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
  • Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
  • Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
  • Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

  • влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
  • влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности :

  • Методы формирования сознания личности.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  • Методы стимулирования поведения и деятельности.