Все, что вы хотели знать о капоэйре. Словарь терминов капоэйры Распространение по всему миру

«Научишься играть в роде, научишься играть в жизнь». Местре Корба Манса

Волшебное слово «капоэйра»

Капоэйра Режионал – игра силы и скорости. Этот стиль разработал местре Бимба в начале XX века. В нем приоритетны быстрые удары, высокая скорость, подсечки и броски. Основатель желал сделать капоэйру более эффективной, чтобы его последователи могли применить свои умения в поединках с представителями разных боевых искусств. Он первым ввёл градацию учеников (по цвету платков на шее) и церемонии вручения поясов: «батизада» - посвящение и «форматура» - выпуск учеников.

Местре Бимба был выдающимся бойцом. Его прозвище было «три удара», потому что их ему было, чтобы сразить любого противника. Он готовил своих учеников к победе в любом бою. Бимба сознательно и под строгим контролем привносил агрессию в образовательный процесс своих учеников. Он считал, что лучше проявить свои силы в стенах академии, чем на улице.

Капоэйра муджиньо - игра ловкости и взаимодействия. Этот стиль разработал Местре Суассуна. Он заметил, что капоэйристы стали забывать традиции, партнеры играли слишком далеко друг от друга. У Суассуны ушло более 16 лет на создание техники и упражнений, в которых соединяется техника и экспрессия Анголы (близкой игры) и скорость и динамика Режионала. В муджиньо, игроки на близком расстоянии друг от друга в маленьком кругу показывают свою динамичную игру. Удары при этом не наносятся в контакт.

Капоэйра контемпоранья – современная капоэйра, которая сочетает в себе традиции анголы и режионала и акробатики.

Особенности современной капоэйры (по материалам московской школы «Реал Капоэйра»)


Игра в кругу (рода)

Всё, что современные капоэйристы изучают на тренировках, делается для того, чтобы применить это в роде. Капоэйристы образуют собой круг. В центре встает батарея из студентов или мастеров, играющих на музыкальных инструментах. После того, как два игрока услышат звук беримбао, они жмут руки и начинают играть. Далее третий игрок выкупает одного из играющих, и игра начинается снова. В кругу капоэйристы обязательно делают джингу - базовый шаг, удары, броски, перемещения, подсечки и акробатику.

Музыка
Это неотъемлемая часть капоэйры. Она способна задать ритм, сделать игру осмысленной. Мастера с помощью песен и музыки рассказывают какую-либо поучительную историю, отмечают необычную игру или интересный момент во время роды. В игре обязательно должны присутствовать беримбао (однострунный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного лука, металлической струны и тыквы, которая служит усилителем звука), пандейру (бубен), атабаке (большой барабан), агого (колокольчик), реку-реку (полая палка с параллельными вырезами, звук извлекается с помощью трения тонкой палки вдоль пазов для получения трещотки).

Танец
Некоторые современные мастера капоэйры отводят танцу на своих занятиях особое внимание. Они считают, что это необходимое условие для ритмичного и слаженного взаимодействия двух капоэйристов. Движения не должны быть отрезаны друг от друга, а плавно вытекают одно из другого. Для этого современные капоэйристы факультативно посещают классы самбы, афро, макулеле, форро и многие другие.

Акробатика.
Простую акробатику после полугода-года тренировок сможет выполнить любой новичок - колесо, мостик, стойки на руках. А вот сально и другие трюки необходимо осваивать отдельно. Это необязательная, но очень интересная часть тренировок. Она используется в показательных выступлениях.


Пояса

Посвящение (батизадо) проводится для тех, кто занимался регулярно более полугода и имеет представление об основных ударах и уходах. Мастер проводит «боевое крещение» и дает первый пояс. В дальнейшем каждый год ученики получают новые пояса, изучают новые движения, участвуют в семинарах. После прохождения инструкторского курса, некоторые начинают преподавать.

Пояс - не основная цель капоэйриста, можно даже сказать, что он даётся авансом, чтобы у ученика была мотивация расти. Правда, это не касается старших поясов. Они выдаются уже за определённые заслуги перед школой – участие в шоу- программах, регулярные поездки, преподавательскую деятельность, в общем, за активную жизнь в рамках школы.

Капоэйра не может устареть или наскучить. Она слишком многогранна. Новые песни, новые ритмы, новые встречи. Главное - найти свой баланс между спонтанностью и предсказуемостью, тренировками и тусовками, гибкостью и силой. Основное требование - желание развиваться. Капоэйра никогда никого не ограничивает. Ведь ее главная цель и идея – стремление к свободе.

Источник фото (5), (6) vk.com/realcapoeira

Капоэйра сегодня является тем видом искусства, который находится под защитой ЮНЕСКО. Хотя на заре своего появления капоэйра считалась боевым видом, сегодня это завораживающая смесь танца, акробатики и бесконтактного боя.

Капоэйра: возникновение традиции

Примерно в 18 веке в Южной Америке и зародилась капоэйра. Она появилась на континенте вместе с чернокожими рабами. Иногда рабам удавалось сбежать от своих мучителей. Они добирались до индейских вольных селений, там тренировались, чтобы суметь дать отпор белым.

Согласно еще одной версии, рабы втайне от господ изучали боевые искусства, прикрывая свои уроки обычными танцами. Тем не менее в капоэйре есть следующие составляющие:

  • Культура африканского танца;
  • Элементы боевого танца «нголо».

Первым героем капоэйри в наше время является Зумби дус Палмарис. Этот чернокожий деятель долгое время был в оппозиции к правительству Бразилии, поэтому люди боготворили его. Также Зумби отлично танцевал капоэйру.

В 1888 году в Бразилии на правительственном уровне запретили рабство. Долгое время рабов содержали нелегально, затем рабство удалось искоренить вовсе. Бывшие рабы иногда собирались в группировки и мстили белым людям. Поэтому в первой конституции бразильского государства капоэйра считалась оружием и находилась под запретом.

В 1930 в нестабильной Бразилии свершился военный переворот. Так у капоэйры появилось более легитимное положение. Через два года в стране открылась первая официальная школа данного стиля. Ее основателем стал Местре Пастинья.

Откуда у танца такое название?

У индейцев гуарани термин «капоэйра» означает «поле, которое расчищают отжигом и вырубкой». Вполне возможно, что беглые рабы позаимствовали у индейцев метафору для обозначения своего боевого искусства.

С португальского похожее слово переводится, как «клетка для кур». В языке киконго это слово означает «драться», что прямо указывает на применение капоэйры в прошлом.

Стили и школы капоэйры

В мире существует немало школ этого причудливого и быстрого танца. Каждый основатель привносил в стиль что-то свое, делая его непохожим на других. Теперь капоэйра популярна во многих странах. Первые же ее школы имели следующие отличительные черты:

  • Капоэйра «Режионал». Улучшенная версия, сочетающая в себе техники из разных направлений. Основоположник – Местре Бимба;
  • Капоэйра «Ангола». Стиль находится ближе всего к танцам африканских рабов, считается традиционным направлением;
  • Капоэйра «Контемпоранеа». Новый тип капоэйры, где «Ангола» и «Режионал» смешаны между собой.

Сегодня данное направление не только имеет необычную историю, но и исполняется под абсолютно самобытную музыку. Живое сопровождение подразумевает использование беримбау, который выглядит, как лук и резонатор в комплекте к нему. Еще игра на инструменте сопровождается народными песнями: ладаньями, шула и корридуш.

Вступление в песне может напоминать притчу или рассказ. Далее ритм убыстряется. Обычно, первую песню поет сам мастер, танцоры в это время просто сидят друг напротив друга.

Движения в капоэйре

В мире довольно мало мастеров, способных применять контактный вид капоэйры. В основном, в танце применяется бесконтактный метод ведения боя. Все движения выполняются максимально низко к земле, используются перевороты в воздухе и иные акробатические этюды.

Джингой в этом танце называют непрерывное перемещение. Стоять на месте нельзя, нужно выполнять стойки на руках, имитировать удары ногами, все это происходит под музыку, поэтому необходимо попадать в такт.

Мастерство спортсменов оценивается по особой системе, где за самой чистое исполнение можно получить платок определенного цвета. Сначала для новичка проводят церемонию посвящения. Затем ему присваивают степень «апелиду». Далее можно достичь уровня «формадо». После можно помогать мастеру, если уже есть уровень «местре-шарангейру». Далее идут звания «контра-местре» и «местре». Это наивысшие ступени, после прохождения которых, можно открыть собственный образовательный центр.

Школа «Ангола» не практикует присваивания рангов, и посвящения там тоже нет .

Зато в любом стиле данного танца есть нагрузка на организм, растяжка мышц, упражнения на выносливость, тренировка координации и умения постоять за себя.

Такая система способствует всестороннему физическому развитию танцора. Но и о духовном пути в капоэйре тоже помнят. Для развития души танцоры учат португальские песни, изучают особую философию, историю и полезные притчи.

Недостатки и достоинства капоэйры

За пределами Бразилии и Португалии сложно купить форму для занятий. К тому же, в Европе мало мастеров, способных по-настоящему обучить этому делу.

Еще одним недостатком такого спорта можно считать условия получения очередного ранга. Здесь необходимо не только знать все движения, но и петь, а также играть на музыкальных инструментах.

Гибкость – отличное преимущество танцора, но, если природа обделила этим качеством, придется заниматься дополнительно. Да и поездки по всему миру стоят не дешево. Все вышеперечисленное можно отнести к минусам капоэйры.

К ее плюсам относят отличную физическую форму танцоров, повышение собственной самооценки, развитие коммуникабельности, общение с единомышленниками, драйв от самого танца.

В современной капоэйре нет агрессии. Это единоборство считают самым мирным. В капоэйру именно играют, так как в данном направлении смешано много стилей и аспектов.

Капоэйра – это семейный вид спорта, где возраст и комплекция не имеют значения. Благодаря спокойным стилям в этом жанре могут участвовать и пожилые люди, и маленькие дети. Капоэйра является целым миром для тех, кто ей увлекается. Ведь там есть свои правила, традиции и общие интересы. Знатоки говорят, что капоэйра сочетает в себе фитнес, кардио, растяжку и силовые упражнения. Она кажется идеальной и очень зажигательной, поэтому с каждым годом у этого единоборства появляется все больше приверженцев.

Капоэйра — так называется афро-бразильское боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, игры и акробатики, сопровождающееся ритмом традиционных бразильских музыкальных инструментов. Преимущественно в капуэйре (капоэйре) применяется техника использования ног.

Этимология этого слова достоверно не известна. Существует ряд различных трактовок, из которых наиболее вероятной кажется версия исследователя Фу Киау Бунсеки . Он предполагает, что это искажённое звучание одного из слов языка киконго, означающее "перепархивать с места на место", а также "бить, драться". Оба слова употребляются для описания движений петуха во время петушиных боев. " Kipura в культурном контексте народа конго также означает человека, который в бою подражает движениям петуха во время петушиных боев…".

Относительно истории этого направления боевых искусств существует несколько различных версий. В XVII веке на территории Бразилии проходили ожесточённые колониальные войны. Африканские рабы, которых португальцы привозили из колоний Анголы, Мозамбика, Гвинеи и Когнго сбегали от рабовладельцев в сельву и создавали там свободные сообщества (киломбуш ). Нападения на киломбуш были явлением регулярным, и их обитателям необходимо было выработать систему самообороны. Считается, что именно тогда прообраз капоэйра был передан обитателям киломбуш индейцами южно-американского континента.

По другой версии, капойэра изначально была африканским ритуальным инициационным танцем, позднее ассимилировавшемся под влиянием индейцев Южной Америки и перенёсшим акцент на боевое искусство.

Где-то в начале 1800-х гг. капоэйра вышла за пределы киломбуш и стала применяться уличными группировками различного этнического состава банд.

Современная капоэйра, в отличие от ранних форм, довольно редко применима в боевых целях. Как правило, это бесконтактные поединки, однако, проводятся и полноконтактные бои на чемпионатах мира. Традиции определяют внешний вид участников, музыку и порядок прохождения аттестации, в целом — весь ход встреч.

Первая официальная школа капоэйры, основателем которой стал Местре Бимба (Мануэль душ Рейш Машаду ), была открыта в 1932 году. Местре Бимба создал новый стиль капоэйры и назвал его "Лута Режионал Байана " (Luta Regional Baiana ), более распространённое название "Капоэйра Режиональ " ("Режиональ "). Благодаря систематизации опыта различных школ и улучшения техники преподавания, а также разработке методики преподавания и комплексов ударов, капоэйра Местре Бимбы — это совершенно уникальный и новый подход к теории и практике этого единоборства. Местре Бимба вывел "8 последовательностей Бимбы" ("последовательностей"), которые и сегодня считаются азбукой обучения капоэйристов, практикующих режиональ и некоторые другие направления современной капоэйры.

Другой влиятельной фигурой в искусстве капоэйра стал Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья ), основатель Академии "Капоэйры Ангола ", открытой им в 1941 году. Его стиль капоэйры так и называется "Ангола ". Отличие от стиля режиональ заключается в том, что значение придаётся не столько боевому аспекту капойэры, сколько традиционному ритуальному игровому характеру. Между этими двумя направлениями существует серьёзное различие как по скорости и способу исполнения техники, так и по общему характеру направленности игры. Если режиональ делает акцент на скорости и быстроте рефлексов, то ангола большое значение придаёт осмысленности каждого движения.

Тем не менее, существуют сторонники единой капоэйры (капоэйра "Контемпоранеа "), не противопоставляющие две эти техники, а использующие преимущества каждой их них в игре.

В режиональ и контемпоранеа принята система поясов, цвета которых обозначают мастерство и определяются каждой отдельной школой. Пояс можно получить только на посвящении (батизадо / batizado ).Совместно с практикой игры, а также отработкой элементов движения, изучается португальский язык, культура, музыка, песни, философия и история капоэйры. Звание опытного ученика (formado ) даётся через несколько лет постоянных тренировок. Следующим уровнем считается помощник учителя контра-местре (contra-mestre ), а звание местре (mestre ) даёт возможность открывать собственную школу. Обычно на достижение этого звания уходит не менее десяти лет.

В традиции большинства школ направления анголы ритуал батизаду и система поясов не практикуется.

Встречи капоэйристов проходят по определённым правилам: музыканты, задающие ритм игре, становятся в изголовье круга (т.н. Рода/ Roda ). Состав Роды образуют сами капоэйристы и публика, располагающиеся по кругу. Рода поёт песни на португальском языке. В центре проходит сама игра, в которой игроки, используя прыжки и удары, пытаются достать соперника и вынудить его упасть. Характер игры в Роде (дружески или агрессивно), её темп (быстро или медленно) полностью зависят от задаваемого ритма. В капоэйре не практикуются статические позы, её основа — жинга (ginga ) — непрерывные движения игроков.

Сегодня школы капоэйры объединяют множество людей во всем мире. Фестивали и семинары по капоэйре проводятся регулярно в разных странах.

Современная капоэйра — это зрелищное действо, производящее неизгладимое впечатление, игра, в которой потрясающие акробатические трюки комбинируется с удивительными по красоте и силе боевыми ударами.

Во время тренировок в школе капоэйры можно убрать лишний вес, получить великолепную растяжку и накачать мышцы. Из искусства капоэйры берут начало современный хип-хоп, брейк-данс и столь зажигательная латиноамериканская музыка. Ограничений по возрасту и способностям практически нет, начать занятия может практически любой. Говорят, что искусство капоэйры учит взлетать не только над землёй, но и над самим собой.

Capoeira (капоэйра ) - это одно из красивейших и эффективнейших боевых искусств в мире. Какие бы мнения не существовали по этому поводу, но за акробатическими и плавными движениями капоэйры, которые едва не достигают соперника, скрывается смертельная опасность. Капоэйра таит в себе много загадок, которые не понять человеку не посвященному в капоэйру.Точного ответа на вопрос что же такое капоэйра нет. В капоэйре переплетено искусство сражения, стремления к свободе, музыка, танец, пение, духовное единение с высшими силами, общение. Капоэйра имеет на сегодняшний день четкие градации мастерства (в различных школах по-разному), свою уникальную философию, традиции, характерные черты, различные направления и стили. Но начиналось все стремлением бразильских рабов к свободе. Именно им приписывают создание капоэйры 5 веков тому назад.

Как боевое искусство, капоэйра полна различных ударов руками, ногами, головой. В капоэйре присутствуют бросковые элементы, контратакующие действия, перемещения, уклоны. Красоту капоэйре добавляют акробатические элементы и силовые стойки.

Названия базовые элементы носят португальские, так как португальский - официальный язык в Бразилии. Перевод многих названий на русский язык не даст понятия как выполняются те или иные элементы. Капоэйра произошла из непросветной бедноты и рабства. Практикующие капоэйру не имели никакого образования, поэтому и придумывали названия ударам и перемещениям такие, чтобы понятно было самим. Например, много ударов носят в названии meia lua (миа дуа - "полумесяц" ). Выполняются они действительно подобно полумесяцу.

Базовая техника - первое с чего начинают изучение капоэйры. При этом удары, перемещения и уклоны начинают изучать только после освоения базового перемещения ginga (джинга ). Джинга - это характерное только капоэйре перемещение. Она позволяет менять позицию во время игры и уходить с линии атаки. Из джинги вырастают все остальные удары. Движение в джинге напоминает маятник. Перемещаясь по трем точкам, капоэрист меняет свою позицию, поочередно ставя каждую ногу вперед.

Джинга состоит из двух базовых положений - primeira base (примера бази - "первая база" ) и segunda base (сегунда бази - "вторая база" ). Первая база - положение в стойке на ногах на ширине плеч присев на полусогнутые ноги, стопы полностью стоят на полу. Спина распрямлена, и корпус чуть наклонен вперед. Руки защищают лицо. Вторая база - одна прямая нога отведена назад и стоит на носке, вторая нога - согнутая в колене под прямым углом стоит спереди на полной стопе. Одна рука защищает лицо, а другая - отведена назад и распрямлена. Если отведена назад левая нога, то защищает лицо левая же рука. И наоборот.

Начало движения не имеет значения. Это может быть как одна, так и другая база. Схематически это перемещение довольно простое. Но на ее изучение уходят иногда долгие месяцы. Постигнув джингу, капоэрист становится непредсказуемым в бою.

В капоэйре много положений, стоек и перемещений вниз головой. Если в других боевых искусствах главное - устоять на ногах, а поражение засчитывается при падении оземь, то в капоэйре - чем ближе к земле, тем более защищен.

Таким образом, все базовые элементы капоэйры можно разделить на такие группы:

  • Удары
  • Уклоны и защита
  • Перемещения
  • Акробатика и флорея

УДАРЫ

Ударная техника капоэйры во многом напоминает технику других боевых искусств. Разнообразие ударов не так велико и придумать что-то новое очень сложно. Развивая капоэйру, Местре Бимба многое позаимствовал из других боевых дисциплин. Так, в капоэйре появились высокие удары с опорой на одну ногу (в анголе все удары наносятся с опорой минимум на две или три точки). Разнообразилась капоэйра и прыжковыми ударами. Название одного и того же удара может отличаться в различных школах. Некоторые удары могут иметь разновидности низкого и прыжкового исполнения.

В капоэйре есть удары ногами, головой и руками. Наносятся удары в капоэйре мимо противника или обозначаются поверх противника. Но в реальном бою эти удары довольно эффективны. Удары наносятся в различные части тела. Высокие удары наносятся в голову и верхнюю часть тела.

Armada - (армада - "толпа" ) круговой удар ногой с разворотом корпуса. Наносится в верхнюю часть тела внешней стороной стопы.

Bênção - (бенсу - "благословение" ) толчковый пинок вперед стопой.

Сabeçada - (кабесада - "удар головой" ) атакующий удар головой в корпус противника или в голову.

Chapa - (щапа - "доска" ) прямой высокий толчковый удар стопой в голову.

Escorpião - (искорпиау - "скорпион" ) хлесткий удар пяткой из-за спины с опорой на одну ногу и две руки.

Gancho - (ганчу - "крюк" ) высокий хлесткий удар в голову пяткой сбоку.

Joelhada - (жуэляда - "удар коленом" ) часто используется в качестве контратаки против кабесады.

Martelo - (мартелу - "молот" ) прямой высокий удар голеностопом в голову сбоку.

Meia-lua de compasso - (миа луа ди компассу - "полумесяц циркулем" ) круговой удар в горизонтальной плоскости пяткой с опорой на руки и одну ногу.

Meia-lua de frente - (миа луа ди френчи - "полумесяц вперед" ) маховый полукруговой удар ногой во фронтальной плоскости. Удар наносится из primeira base внутренней стороной стопы.

Meia-lua queda - (миа луа кеда - "полумесяц на пояснице" ) маховый полукруговой удар ногой во фронтальной плоскости с опорой на поясницу.

Ponteira - (понтейра - "мундштук" ) маховый пинок прямой ногой снизу вверх. Наносится пяткой на уровне головы.

Queixada - (кейшада - "челюсть" ) маховый полукруговой удар внешней стороной стопы во фронтальной плоскости. Удар наносится из уклона назад.

Rabo de arraia - (хабу джи аххайа - "хвост ската" ) круговой удар в горизонтальной плоскости пяткой с опорой на одну руку и ногу.

УКЛОНЫ И ЗАЩИТА

В противовес ударной технике в капоэйре существуют уклоны и уходы от ударов, защитные действия. В капоэйре защитная техника довольно специфична, так как все перемещения и уходы от ударов производятся довольно низко и стремительно. В капоэйре удары не блокируются. Задача игроков - вовремя уклониться от идущего удара сменой позиции или уходом в одну из защитных стоек.

Уклоны в капоэйре называются esquivas (ишкивас - "уклоны" ) и делятся на технические и интуитивные. Интуитивные уклоны происходят на автоматизме и без осмысления. Это естественная реакция на удар - уклониться от удара. Технические уклоны требуют выполнения перехода в специфическое положение, защищающее области удара. Технические уклоны дают возможность произвести ответные и контратакующие действия.

В различных школах уклоны и защитные действия могут отличаться. Для анголы, режионал и контемпоранеи одни и те же названия уклонов могут означать совершенно разные положения в игре.

Cocorinha - (кокоринья ) опускание на корточки.

Escala - (искала - "масштаб" ) защитное действие, при котором игрок опускается назад на согнутую ногу, а другая прямая нога вытянута немного в сторону. Не статичное положение, из которого могут наноситься ответные действия (например, martelo no chão ).
Esquiva lateral - (ишкива латерал - "уклон всторону" ) уклон в сторону от удара сбоку, при котором игрок опускается на согнутое колено из primeira base и закрывает рукой голову сверху. Корпус как бы ложится на согнутое колено, а вторая нога распрямляется и стоит на внутренней поверхности стопы.

Negativa - (негачива - "отрицание" ) положение, сидя на полностью согнутой ноге стоящей на носке и прямой ноге выставленной вперед из положения cocorinha . Одна рука опирается на землю рядом с прямой ногой, вторая - закрывает логову.
Primeira base - (примера бази - "первая база" ) положение в стойке на ногах на ширине плеч присев на полусогнутые ноги, стопы полностью стоят на полу. Спина распрямлена, и корпус чуть наклонен вперед. Руки защищают лицо.
Queda de quatro - (кеда ди кватро - "падение на четыре" ) опускание на четыре опорные точки - руки и согнутые ноги в присяди.
Queda de rim - (кеда де гим - "падение на почки" ) опускание тела на локоть и руки, ноги находятся над телом сбоку.
Queda de três - (кеда ди трэс - "падение на три" ) опускание на три опорные точки - руку и две согнутые ноги в присяди.
Segunda baixa - (сегунда байша - "вторая низкая" ) защитное действие, при котором игрок опускается на прямую руку и продолжает закрывать другой голову в segunda base .
Segunda base - (сегунда бази - "вторая база" ) одна прямая нога отведена назад и стоит на носке, вторая нога - согнутая в колене под прямым углом стоит спереди на полной стопе. Одна рука защищает лицо, а другая - отведена назад и распрямлена. Если отведена назад левая нога, то защищает лицо левая же рука. И наоборот.
Tesoura - (чизора - "ножницы" ) бросок ногами.
Vingativa - (виньгачива - "месть" ) контратакующее действие, при котором игрок выносит вперед заднюю ногу из segunda base и разворачивает корпус в primeira base . Передней ногой необходимо подшагнуть под ногу сопернику с внешней стороны и выполнить бросок подъемом с полусогнутых ног и распрямлением спины. Оппонент должен упасть на спину из положения segunda base .

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Опытный игрок знает, что постоянно перемещаясь и меняя позицию, он остается недосягаем для атак противника. Большинство перемещений производится с опорой на руки. Из любого положения в капоэйре можно перейти к другому. Разнообразие ударной техники, уходов и уклонов соединяется вместе перемещениями. Основой движения в капоэйре служит ginga , из джинги вырастают все остальные движения.

Перемещения служат для изменения позиции в роде. При этом игроки стремяться занять свободное пространство в кругу, уйти от атаки, обмануть или не дать оппоненту переместиться для совершения удара. Множество переходов и движений выглядит эффектно, поэтому для повышения общего настроения и раззадоривания оппонента на jogo bonito (джогу бониту - "красивая игра" ) перемещения выполняются максимально красиво и пластично.

Aú aberto - (ау аберту - "открытое ау" ) колесо с прямыми ногами.

Aú batido - (ау батиду - "избили в ау" ) колесо с опорой на одну руку без окончания перемещения. В верхней точке ноги разводятся в шпагате встороны и возвращаются в исходное положение.
Aú fechado - (ау фешаду - "ау закрытое" ) колесо с согнутыми ногами.
Aú queda de rim - (ау кеда де гим - "ау в падении на почки" ) колесо с переходом через положение queda de rim на внешнюю руку.
Ginga - (джинга ) характерное только капоэйре перемещение. Она позволяет менять позицию во время игры и уходить с линии атаки. Из джинги вырастают все остальные удары. Движение в джинге напоминает маятник. Перемещаясь по трем точкам, капоэрист меняет свою позицию, поочередно ставя каждую ногу вперед.
Giratória - (жиратория - "вращающаяся" ) вращение на одной руке со сменой рук.

Giro - (жиру - "оборот" ) переход подобно rolê , но на прямых ногах и без опоры на руки.

Rolê - (холе ) переход из положения negativa с подъемом на ноги. При этом игрок перекатывается из negativa в сторону прямой ноги в положение стоя на четырех точках и смотря между ног на противника. Далее двигается в том же направлении и подымается на ноги.

Troca - (трока - "смена" ) смена ног.

АКРОБАТИКА И ФЛОРЕЯ

Акробатика не входит в набор элементов для изучения в капоэйре. Акробатика лишь дает украшение происходящему в игре. В моменты, когда энергия нагнетается до высоких пределов, играющие могу использовать высокие прыжки и акробатические приемы для поднятия боевого духа. Акробатика очень зрелищна, но сложна для изучения. Отработка акробатических приемов занимает много времени и требует от игроков силы, гибкости и ловкости. Акробатические приемы выполняются опытными капоэристами. При выполнении элементов необходимо следить за сохранностью оппонента. Неосторожный прыжок может нанести увечий или покалечить оппонента и исполнителя прыжка.

Armada dupla - (армада дупла - "двойная армада" ) высокий прыжковый удар, напоминающий армаду, но делается двумя ногами.

Aú confusado - (ау конфусадо - "ау в смятении" ) ау без рук и с согнутыми ногами.

Aú sem mão - (ау сем мао - "ау без рук" ) ау без опоры на руки.

Aú batido dupla - (ау батиду дупла - "двойное ау батиду" ) ау батиду с двумя ногами впереди.

Folha seca - (фолья сека - "сухой лист" ) прыжок назад с прогибом через голову. Выполняется с пришага махом одной ногой вверх и приземлением на маховую ногу.

Macaco - (макаку - "обезьяна" ) перекидывание ног через себя из положения сидя в cocorinha . При этом одной рукой делается мах назад и она является опорной за спиной, другая рука стремиться встать рядом с другой как в стойке на руках, а тело за счет маха руками и пружинящего прыжка ногами переваливается из положения сидя в стойку на руках. Опускаться из стойки на руках нужно поочередно двумя ногами в положение стоя.

Macaco batido - (макаку батиду - "избиение из макаку" ) совмещение aú batido и macaco в конечной фазе. Выход из стойки на руках производится через aú batido .

Macaco reverção - (макаку реверсао - "обратное макаку" ) макаку, которое в конечной фазе совмещается с обратным движением в макаку.

Manna - (манна ) силовая стойка с опорой на руки за спиной. Ноги складываются с туловищем и находятся над землей в горизонтальной плоскости.

Mariposa - (марипоза - "мотылек" ) прыжок с вращением на 360° в горизонтальной плоскости над землей.

Parafuso - (парафузо - "винт" armada dupla . Выполняется с разворота, ноги подымаются в воздух поочередно по инерции раскрута, а приземление происходит на две сложенные вместе ноги.

Raiz - (хаиз - "корень" ) прыжковый элемент на подобие parafuso , но корпус находится в полете в горизонтальной плоскости и ноги при приземлении не складываются вместе.

Relogio - (хеложиу - "часы" ) разворот в стойке на одной руке, тело опирается на локоть. Одна нога делает мах, и тело по инерции следует за ногой.