Знаки препинания: важность использования и правила постановки. Как правильно расставлять запятые в тексте: основные правила Правильно ли поставлены знаки препинания

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.

Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.

Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.

Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.

Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами

Выберите вариант правильной расстановки знаков препинания.

1. Роща (1) залитая (2) солнцем (3)казалась сказочной.

2. Товары (1) выходящие с рынка (2) мануфактуры (3) вытесняли продукцию ремесленников.

3. Портрет Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.

4. Встречный ветер (1) треплющий освещённый прожектором (2) флаг с теплохода (3) не тревожит речную гладь.

5. Эпоха (1) начавшая (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

6. Вытащенные на берег (1) рыбачьи (2) лодки (3) образовали длинный ряд.

7. Грохочущие (1) волны бились о скалы (2) преградившие (3) нам (4) дорогу.

8. За домиком (1) видневшимся (2) сквозь сосновые лапы и кусты ивы (3) протекала река (4) окаймленная (5) густым лесом.

9. Сгибаемые (1) порывами ветра (2) трещат и стонут сосны.

10. За рекой виднелись скалистые горы (1) очерченные внизу (2) ломаной линией (3) сильно чернеющих кустов.

11. Леонид Леонов (1) являющийся классиком русской литературы XX века (2) был защитником русского леса (3) названного им (4) «зеленым другом».

12. Образованный на речке (1) пруд (2) пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

13. Гроза звенела (1) по траве (2) давно ожидавшей влаги (3) и прохлады.

14. Слова (1) образованные от географических названий (2) часто ставят перед нами (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

В статье подробно рассмотрены правила пунктуации в предложениях с однородными членами. Затронуты сложные случаи постановки знаков препинания при использовании разных способов связи однородных членов, а также особенности пунктуации при употреблении обобщающих слов.

Что такое однородные члены предложения?

Однородные члены предложения - это главные и второстепенные члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую роль, отвечают на один вопрос и относятся к одному слову. В предложении однородные члены могут быть связаны сочинительной союзной и бессоюзной связью. Постановка знаков препинания при однородных членах предложения зависит от того, с какими союзами они употребляются, типа связи и общего значения предложения.

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами

В таблице приведены правила пунктуации в простом предложении с однородными членами, в зависимости от типа связи однородных членов и связывающих их союзов.

Тип связи

Союзы между однородными членами

Знаки препинания между однородными членами

Примеры предложений

Союзная (однородные члены предложения связаны союзами и интонацией)

одиночные соединительные и разделительные

и, да, или, либо

не ставятся

Я хорошо рисую и танцую.

Возьми толстую или тонкую тетрадь.

одиночные противительные

но, а, зато, да, хотя

запятая перед союзом

Ученик не сделал домашнее задание, но решил сложную задачу на уроке.

Мне нравится не апельсиновый, а вишневый сок.

повторяющиеся

и…и; или…или; то…то; да…да; ни…ни и др.

запятая перед вторым и последующим союзами

Он не нашел ни чистых, ни грязных вещей.

Из яблок мама приготовила и варенье, и компот, и мармелад.

составные

как…так и; не только…но и; если не…то и др.

запятая перед второй частью союза

Как работает, так и ест.

Девушка не только полила кусты, но и срезала сухие листья.

Бессоюзная (однородные члены предложения связаны только интонацией)

Саше нравится математика, физика, химия.

У папы были рубашки из хлопка, льна, шелка.

Постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом

Обобщающее слово при однородных членах предложения - это синтаксическая единица, выраженная существительным, местоимением или наречием, которая указывает на общее значение однородных членов. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.

В таблице приведены особенности пунктуации в предложениях с обобщающим словом (ОС) при однородных членах предложения.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Если после конструкции «обобщающее слово + однородные члены» предложение продолжается, то после однородных членов ставится тире.

Пример : Абсолютно все: памятники, здания, парки - понравилось Диме в этом городе.

Сложные случаи пунктуации в предложениях с однородными членами

  • Если одиночные соединительные или разделительные союзы объединяют однородные члены в пары, при этом в предложении таких конструкций более двух, между парами ставится запятая.

    Пример : В магазине были отделы овощей и фруктов, сыров и колбас, тортов и пирожных.

  • Если однородные члены предложения образуют устойчивое сочетание, между ними запятая не ставится (и смех и грех, ни назад ни вперед, ни себе ни людям) .

    Пример : И день и ночь мужчины работали на стройке.

В школе правила постановки запятых в однородных членах предложения изучаются с 5 класса.

Что мы узнали?

  • При бессоюзной связи между однородными членами всегда ставится запятая;
  • При союзной связи между однородными членами запятая ставится перед противительными, повторяющимися и составными союзами;
  • После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие;
  • После однородных членов перед обобщающим словом ставится тире.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 1205.

Инструкция

Определите, какую роль выполняют запятые в предложении. Для разделения используются одиночные знаки, для выделения – парные. Сравните: «Зной нестерпимый, да ширь поднебесная» и «Полосы предрассветного тумана, вьющиеся покрывалом над поляной, никли и уходили в черную тьму леса». В первом случае запятая разделяет самостоятельные предложения в составе сложной синтаксической конструкции, во втором – выделяется оборот.

Чаще всего разделительные запятые используются при однородных членах предложения, связанных бессоюзной связью: «По волнам барки, лодки, доски, бревна, крыши, вырванные с корнем деревья». Обратите внимание: разделительная запятая не ставится в устойчивых оборотах (поговорить о том о сём, ни свет ни заря) и не употребляется в составных наименованиях (ложки чайные мельхиоровые).

Определите, используются ли в предложении между однородными членами повторяющиеся союзы. В этом случае запятые ставятся, в отличие от конструкций с одиночными сочинительными союзами. Например: «Я успевал быть и на катке, и в театре»; «Я успевал быть на катке и в театре».

Всегда используйте разделительную запятую перед противительными союзами (а, но, однако, зато, да): «Всюду пахнет цветущей липой, а тут особенно». Обратите внимание, что союз «да» может быть соединительным, близким по значению к союзу «и». В таком случае запятая перед ним не ставится: «Меня томили тревога да жажда перемен».

Простое предложение может быть осложнено обособленными второстепенными членами предложениями, выделяющимися интонационно и по смыслу, приобретающими при этом относительную самостоятельность. При решении вопроса о выделении парными запятыми второстепенного члена предложения учитывайте:
- к какому слову (части речи) он относится;
- чем он выражен, распространен или нет;
- его расположение относительно главного слова (перед ним или после, отделен или нет другими членами предложения);
- наличие или отсутствие дополнительных смысловых оттенков (например, причины, уступки).

Обособляя определения, приложения, дополнения или обстоятельства, руководствуйтесь конкретными пунктуационными правилами, а не только произносительной интонацией.

Используйте парные выделительные запятые, если предложение осложнено конструкциями, грамматически не связанными с другими его членами. К таким конструкциям относятся обращения, вводные слова и вводные предложения. Например: «Моя любовь, забуду ль я тебя?» − в предложении вводное слово «разумеется».

Отделяйте запятыми простые предложения в составе сложного. Для этого найдите грамматические основы, определите границы простых предложений и расставьте знаки. Например, в предложении «Весна сияла на небе, хотя лес еще по-зимнему был засыпан снегом» две грамматические основы – «весна сияла» и «лес был засыпан». Это сложное предложение, части которого следует разделить запятой.

Как понять, где ставить запятые, а где в этом нет необходимости? Этот знак препинания - важное средство для оформления письменной речи. Зачастую именно он помогает понять смысл, вложенный автором в текст. Запятые располагаются по определенным правилам, которые легко запомнить. Итак, почему бы не вспомнить школьные уроки?

Историческая справка

Как разобраться в том, где ставить запятые? Этим вопросом люди задаются уже не первое тысячелетие. Знак, выполняющий функцию запятой, был придуман известным древнегреческим философом Аристофаном Византийским. Случилось это еще в третьем столетии до нашей эры. Уже тогда человечество отчаянно нуждалось в уточнении письменной речи.

Аристофан Византийский придумал систему знаков препинания, весьма далекую от современной пунктуации. Он использовал специальные точки, расставлять которые нужно было в зависимости от того, как фраза произносилась при чтении. Они могли располагаться в нижней, средней или верхней части строки. Функция запятой в те времена возлагалась на точку в середине.

Знак, который используется в наши дни, произошел от символа дроби. Современная запятая является мини-копией той, что использовалась с 13 по 17 столетие для обозначения паузы.

Как узнать, где ставить запятые

Итак, как быстро и легко выучить правила, перестать совершать ошибки? Как разобраться в том, где ставить запятые, а где они не нужны? Для начала следует запомнить, что этот знак препинания служит для обособления и выделения:

  • вводных слов, уточнений;
  • определений;
  • междометий;
  • причастных и деепричастных оборотов;
  • обращений;
  • обстоятельств.

Конечно же, это еще не все. Знак препинания может применяться и для разделения:

  • однородных членов предложения;
  • между косвенной и прямой речью;
  • между частями сложного, сложносочиненного и сложноподчиненного предложения.

Запятые могут быть одиночными и парными. Одиночные разбивают предложение на части, фиксируя границы этих частей. Этот знак препинания нужен, к примеру, тогда, когда необходимо обозначить две простые части в сложном предложении. Парные запятые могут применяться, скажем, для выделения причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.

Смысл предложения

Смысл предложения поможет понять, где ставить запятые. Ведь знаки препинания используются именно для того, чтобы его правильно передать. Если запятая в предложении находится не на своем месте, смысл неизбежно искажается.

Например: «Днем я развлекал сестру, которая болела чтением вслух»; «Елизавета, с которой я несколько дней назад поругалась с веселым лицом, шла ко мне навстречу»; «Я принял приглашение Антона, с которым не виделся уже много дней с радостью». Запятые находятся не там, где должны или отсутствуют, поэтому смысл меняется. Человек, прочитавший текст, не понимает, что хотел сказать автор.

Перед союзами

Чтобы не совершать ошибки, необходимо запомнить союзы, перед которыми ставится этот знак препинания. Когда, где, что, потому что, так как - лишь некоторые из них.

Предположим, что в предложении используется союз «так как». Где ставить запятые? Понять это помогают примеры. Скажем: «Николай задерживается, так как не успевает собраться»; «Светлана не придет, так как у нее появились срочные дела»; «Ксения поступила так, как никогда не делала прежде»; «Владимир ответил так, как никто до него не смог. Преподаватель поставил ему высший балл».

Допустим, что в предложении присутствует союз «потому что». Где ставить запятые? Примеры легко привести и в этом случае. Скажем: «Александра не было на собрании, потому что он находится в командировке»; «Елена не справилась с заданием, потому что все отказались ей помогать»; «Николай отказался жениться на богатой невесте, потому что она совсем ему не нравилась». Запятая может ставиться и между словами «потому» и «что». Например: «Окна были распахнуты потому, что в квартире были отчетливо слышны голоса, раздававшиеся на улице». Это предложение подтверждает, что окна действительно открыты. Существует и другой пример: «Окна были распахнуты, потому что в квартире было очень жарко». Это предложение объясняет причину, побудившую открыть их.

Самостоятельная часть предложения

Как понять, где ставить запятые в предложении? С помощью этого знака препинания выделяется его самостоятельная часть. Как ее найти? Если смысл предложения сохраняется после того, как из него убирается какая-то часть, то она является самостоятельной. Вводные предложения, деепричастные обороты обязательно выделяются запятыми.

Например: «Вчера мне рассказали, что мой брат Дмитрий, возвращаясь из Парижа, почувствовал себя плохо». Если вычеркнуть деепричастный оборот «возвращаясь из Парижа», смысл предложения практически не изменится.

Какой еще пример можно привести? «Сегодня Станислав узнал о том, что его подруга, проходя мимо его дома, не зашла навестить его».

Вводные слова

Где надо ставить запятые, если в предложении присутствуют вводные слова? Между прочим, представьте себе, к счастью, конечно, кстати - лишь некоторые из них. Правила русского языка велят выделять их запятыми с двух сторон.

Например: «Я, между прочим, всегда знал, что так случится»; «Дмитрий, к счастью, уже победил свою болезнь»; «Анастасия, представьте себе, решила не приезжать к нам в гости»; «Марина, кстати, вот уже несколько лет занимается в этом спортивном клубе».

Обращение

Обращение также всегда выделяется запятыми в предложении. Оно далеко не всегда находится в начале, может располагаться в середине или даже в конце.

Например: «Ты приедешь к нам в гости на этой неделе, Лидия?»; «Больше всего на свете, Маргарита, я люблю читать»; «Александра, как ты относишься к этому плану?».

Сравнительные обороты

Где ставить запятые? Правила русского языка велят использовать эти знаки препинания для выделения сравнительных оборотов. Будто, как, точно, что, чем, нежели - союзы, благодаря которым их легко обнаружить в предложении.

Например: «Я играю на гитаре лучше, чем она»; «Он бегает так, будто последние несколько лет готовился к марафону»; «Ночью ехать было безопаснее, чем днем», «В Москве, как и во многих других городах России, я часто бываю».

Нельзя забывать и о существовании исключений. Сравнительные обороты не обозначаются с помощью запятых в том случае, если речь идет о фразеологизмах, устойчивых выражениях. Например: «Режет как по маслу»; «Льет как из ведра», «Пристал словно банный лист»; «Чувствуй себя как дома».

Между однородными членами

Однородные члены предложения этот знак препинания разделят не всегда. Как узнать, где нужно ставить запятые, а где нет? Однако, но, а, зато, да - союзы, при которых это средство пунктуации необходимо.

Запятая ставится между однородными членами, если их соединяют повторяющиеся союзы (или…или, либо…либо, и…и, не то…не то). Например: «В квартире свет то гас, то загорался вновь». Не нужен этот знак препинания, когда используются одиночные союзы или, либо, да, и.

Сложность способны создавать неоднородные и однородные определения. Запятая используется, если в предложении присутствуют однородные определения. Скажем: «захватывающий, интересный боевик». Однако этот знак препинания не нужен, если используются неоднородные определения. Например: «голливудский захватывающий триллер». «Голливудский» говорит о принадлежности картины к месту создания, тогда как «захватывающий» позволяет выразить впечатление.

Причастный оборот

Где правильно ставить запятые, если говорить о предложениях с причастным оборотом? Причастия обозначаются этим знаком препинания лишь в тех случаях, когда располагаются после определяемого слова. Речь идет о слове, от которого к причастному обороту задается вопрос. Скажем: «брат, удивившийся моему приходу», «подруга, обрадовавшаяся новости», «мать, узнавшая все», «выросшая в саду яблоня».

Сочинительные союзы

Этот знак препинания необходим в сложном предложении, в котором присутствуют сочинительные союзы. Правила велят ставить его перед ними. Да и, либо, и, или, да - примеры таких союзов.

Самое важное - правильно понять, где начало одного предложения и конец другого. Это легко сделать, определив подлежащее и сказуемое. Также поможет разделение по смыслу.

Например: «Дождь шел целый день, и ветер продолжал шуметь за окном»; «Они долго трудились, зато закончили все дела».

Противопоставительные союзы

Перед противопоставительными союзами (а, да, но) этот знак препинания необходим во всех случаях. Например: «На Евгения его родственники и друзья возлагали большие надежды, но он не сумел оправдать их»; «Утром шел дождь, но к обеду погода улучшилась»; «Твой друг хочет поговорить с тобой, да и тебе нужна эта беседа».

Что еще нужно знать

Что еще можно рассказать о том, где ставить запятые в соответствии с правилами русского языка? С помощью этого знака препинания выделяются междометия, отрицательные, вопросительные и утвердительные слова. Скажем: «Жизнь, увы, не длится вечно, рано или поздно человек умирает», «Безусловно, Александр присоединится к нам за ужином сегодня, так как он обещал мне это сделать»; «Не правда ли, Виктория очень хороша собой? Ведь тебе эта девушка тоже нравится?», «Несомненно, Анатолий отправится в кругосветное путешествие на этой неделе. Я узнал об этом от него самого», «Надеюсь, Тимофей не затаил обиду».

Междометия нельзя путать с частицами ах, ох, ну, которые служат для усиления оттенка. Например: «Ах он какой!»; "Ну зачем Александр так плохо ведет себя!"; "Ох как я устал, весь день сегодня трудился без отдыха". Также необходимо уметь отличать частицу о, которая употребляется при обращении. Скажем: «О горы, горы!»; "О поля, поля бескрайние".

Заключение

Пунктуационные ошибки способны исказить смысл текста сильнее, чем орфографические. Последние всегда можно выдать за описку, тогда как пропуск запятой или ее использование в неподходящем месте не позволит читателю понять, что же хотел сказать автор.

Именно понимание смысла позволяет расставлять знаки препинания правильно. Конечно же, важно запомнить и правила, касающиеся расстановки запятых в предложении.