Дом пшеницыной описание. География и пространство русской литературы XIX века (окончание)

10 класс

Уроки № 29.

Тема. Обломов и Агафья Пшеницына. Проблематика романа «Обломов».

Цель :

  • помочь ученикам раскрыть образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной; выяснить, чем отличается любовь Агафьи Матвеевны от любви Ольги;
  • развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;
  • прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Проверка домашнего задания.

2.Составить план сравнительной характеристики «Обломов и Штольц».

План.

1.Описание внешности.

2.Происхождение.

3.Воспитание и образование.

4.Цели приезда в Петербург.

5.Образ жизни.

6.Идеал (норма) жизни.

7.Испытание любовью.

8.Итог жизни.

IІ. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Слово учителя.

Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяют собой два представления Обломова о любви. В Ольге он видит идеал невесты, будущей жены, ровню по происхождению. Агафья Матвеевна – предмет «барской ласки» - женщина низкого происхождения, с ней можно не церемониться (недаром в первую очередь Обломов замечает её телесную привлекательность, голые шею и локти).

К тому же Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяла собой умиротворённость, о которой герой так мечтал. Смысл жизни Агафьи Матвеевны заключён в стремлении любить, заботиться о ком-либо. Она идеальная хозяйка, ни минуты не сидит без дела. Тишина, покой, вкусная еда – всё это она создаёт для Обломова. Агафья Матвеевна стала для него заботливой нянькой. Размеренно и тихо проходили дни в доме на Выборгской, и Обломов казался счастливым, но в глубине души он продолжал тосковать по несбывшимся мечтам, его творческие силы, «верное сердце» гибнут в полной пассивности.

3. Образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

3.1. О героине.

Вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике Пшеницыной на Выборгской стороне.

3.2. Психологический портрет героини.

«Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».

Пшеницына неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо её принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительно известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А её усмешка была не более, чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что всё решает «братец», только в умелом ведении дома достигла Агафья Матвеевна совершенства. Всё остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.

3.3. Пробуждение чувств.

Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрёл он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой Агафьи Матвеевны происходит серьёзнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по освоению и обихаживанию дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В этой женщине начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами – любовь, всё более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что Пшеницына хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича.

3.4.Пшеницына и Обломов.

Чувство героини, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших её и для неё самой.

Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но которого любить нельзя». Пшеницына является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, Пшеницына решительно отрекается и от «братца», и от «кума».

Посвятив себя заботам об Обломове, Пшеницына живёт так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а её избранник начинает чувствовать себя словно в родной Обломовке: «… он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

4. Выводы об Агафье Матвеевне Пшеницыной.

  • Жизнь.
    Цель: конечной цели не было, цель каждого дня - накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних.
    Восприятие: жизнь для нее всегда была средой, где Агафья Матвеена прислуживала всем. И ей это нравилось! И после переезда Обломова все дополнительно “…получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…”
    Принципы: всегда быть богиней кухни, развивать хозяйство, “на котором сосредотачивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!”
  • Любовь. “Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперед, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”. Даже при своеобразном признании Обломова она отвечает “не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут”.
  • Дружба. У нее не было тех, кого можно было бы назвать настоящими друзьями.
  • Отношения с окружающими. Весь круг ее общения составляли лавочник, мясник, зеленщик и помощники на кухне. Это были ее хорошие знакомые. Ее же все уважали как очень хорошую хозяйку.
  • Больше всего боялась “неудобства” для барина (в широком смысле).

5. Агафья Матвеевна после смерти Обломова.

У Пшеницыной и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, Агафья Матвеевна после смерти Ильи Ильича безропотно отдаёт его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование Пшеницыной новую краску – она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают её «братец» и его жена. И хотя образ жизни Агафьи Матвеевны ни в чём не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней постоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять… теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно… На всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти».

Бескорыстие этой женщины дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчёты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведённой Штольцем в порядок. Свет жизни Агафьи Матвеевны угас вместе с Ильёй Ильичом.

6. Почему Обломов отказался от любви?

Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер…» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно – ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакой активности». После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед». Любовь – это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого – чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что – то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему?

После поисков и терзаний, так и не найдя в себе силы и воли для борьбы за свою любовь, Обломов возвращается в прежнее состояние покоя и инертности, душевной статики (возвращается в свое «болото»). И это состояние, по мысли автора, подобно «смерти души», что подчеркивает зимний пейзаж: падающий большими хлопьями снег, превращающий все в белый саван. Агафья Матвеевна вновь достает халат, символизирующий жизненную «скорлупу».

III. Закрепление изученного.

Проблематика романа «Обломов».

Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

Гончаров назвал роман «Обломов» «романом-монографией». Он имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование одной биографии: «У меня был один артистический идеал: это - изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».

В первой части романа неподвижность жизни, дрема, замкнутое существование - это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». Эта жизнь по-своему полна и гармонична: это русская природа, сказка, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, красота праздников. Эти впечатления детства являются для Обломова идеалом, с высоты которого он судит жизнь. Поэтому он не принимает «петербургскую жизнь», его не привлекает ни карьера, ни желание разбогатеть.

Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков; начальником отдела, как Судьбинский; писателем, как Пенкин. Обломов уходит в созерцательное бездействие, желая сохранить «свое человеческое достоинство и свой покой». Образ Захара определяет структуру первой части романа. Обломов немыслим без слуги, и наоборот. Оба они дети Обломовки.

Вторая и третья части романа - это испытание дружбы и любви . Действие становится динамичным. Главным антагонистом Обломова выступает его друг Андрей Штольц. Образ Штольца важен для понимания авторского замысла и для более глубокого понимания главного героя. Гончаров намеревался показать Штольца как деятеля, подготавливающего прогрессивные перемены в России. В отличие от Обломова Штольц - это энергичный, деятельный человек, в его речах и поступках чувствуется уверенность, он твердо стоит на ногах, верит в энергию и преобразующую силу человека. Он постоянно в движении (в романе говорится о его переездах: Москва, Нижний Новгород, Крым, Киев, Одесса, Бельгия, Англия, Франция) - ив этом видит счастье. Немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность соединяются в Штольце с русской мечтательностью и мягкостью (отец у него немец, а мать русская). Однако в Штольце все-таки ум преобладает над сердцем, он подчиняет контролю даже самые тонкие чувства. Ему недостает человечности, которая является главным свойством Обломова. О детстве и семейной жизни Штольца лишь рассказано. Мы не знаем, чему Штольц радовался, чему огорчался, кто у него друзья, кто враги. Штольц, в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам (блестяще окончил университет, с успехом служит, начинает заниматься собственным делом, наживает дом и деньги). Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов». Обломов же «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд». Однако и образ Штольца более многомерен, чем кажется на первый взгляд. Он искренне любит Обломова, говорит о «честном» и «верном» сердце Обломова, «которое не подкупишь ничем». Именно Штольца автор наделил пониманием нравственной сути Обломова, и именно Штольц рассказал «литератору» всю историю жизни Ильи Ильича. И в конце романа Штольц находит успокоение в семейном благополучии, он приходит к тому, с чего начал и на чем остановился Обломов. Это «отражение» образов друг в друге можно рассмотреть как процесс соединения крайностей.

Важное место в романе занимает тема любви. Любовь, по мысли Гончарова, - одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь. Герои проходит испытание любовью. Гончаров не дает развернутого портрета Ольги, но подчеркивает, что в ней не было «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла». В первый раз перед Обломовым мелькнул контур его идеала. Разрыв был закономерен, ибо Ольга и Обломов ждали друг от друга невозможного. Он самоотверженной, безоглядной любви, когда можно пожертвовать всем: «спокойствием, молвой, уважением». Она от него деятельности, воли, энергии. Но Ольга влюбилась не в Обломова, а в свою мечту. Это чувствует и Обломов, когда пишет ей письмо. В дальнейшем каждый из героев обретает такую жизнь, которая соответствует его идеалу. Ольга выходит замуж за Штольца, Обломов находит сердечную любовь Агафьи Матвеевны. В ее доме на Выборгской стороне «его окружали теперь такие простые, добрые, любящие лица, которые согласились своим существованием подпереть его жизнь, помогать ему не замечать, не чувствовать ее». Исчезнувший мир детства, Обломовка, появляется снова.

ІV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Написать письмо от имени Обломова «Дом на Выборгской стороне: обретённый рай».


Действие четвертой части романа, происходящее на Выборгской стороне, как будто возвращает нас к обстановке начала произведения, а заодно - и сна Обломова. Разумеется, детали обстановки изменились, но суть осталась прежней. Так возникает представление о кольцевой композиции. Жизнь героя приходит к завершению, и мы имеем возможность подвести некоторые итоги.

В молодости Обломов выглядел таким пламенным и возвышенным романтиком, что невольно вспоминаешь о его предшественнике - Александре Адуеве. Да, конечно, Обломов апатичнее, он более вял, но и ему были свойственны романтические стремления, он "все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли". Когда-то его глаза "сияли огнем жизни, из них лились лучи света, надежды, силы". А в самых смелых своих мечтах Обломов едва ли не перещеголял молодого Адуева: "Он любил вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем... Или изберет он арену мыслителя, великого художника: все поклоняются ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая: "Посмотрите, посмотрите, вот идет Обломов, наш знаменитый Илья Ильич!"

Мы свыклись с другим Обломовым, который все лежит на диване в халате.

Оказывается, когда-то он был другим. Ему не чужды были душевные волнения, надежды, мечты - смешные, конечно, но все-таки возносящие его в какой-то иной, высокий мир, как оно и свойственно всем романтикам. Штольц вспоминал еще один эпизод из жизни Обломова, когда он, тоненький, живой мальчик, каждый день ходил к двум каким-то сестрицам, носил им Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, "важничал перед ними". Что же случилось с романтиком Обломовым?

Добролюбов поместил его в некий типологический ряд так называемых "лишних людей", у истоков которого стоял Онегин. Нисколько не сомневаясь в возможности такой параллели, рассмотрим и другую связь романа Гончарова с романом Пушкина.

Для романтика Ленского возможны были два пути. Он мог стать великим поэтом - это один вариант, однако жизнь его могла быть и такой:

А может быть и то: поэтаОбыкновенный ждал удел.Прошли бы юношества лета,В нем пыл души бы охладел.Во многом он бы изменился,Расстался б с музами, женился,В деревне, счастлив и рогатНосил бы стеганый халат;Узнал бы жизнь на самом деле,Подагру б в сорок лет имел,Пил, ел, скучал, толстел, хирел,И наконец в своей постелиСкончался б посреди детей,Плаксивых баб и лекарей.

Пусть не все, но многое было угадано и предсказано Пушкиным с удивительной верностью - вплоть до знаменитого халата, ставшего символом обломовской лени ("настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу").

И перед Обломовым тоже было два пути. Он сделал свой выбор - он выбрал Выборгскую сторону.

Если жизнь старой Обломовки была представлена автором с явно ощутимой иронией, то теперь тональность повествования меняется. Правда, на первых порах иронично изображена Пшеницына, на которую Обломов смотрел "с таким же удовольствием, с каким утром смотрел на горячую ватрушку". Однажды он спросил ее: "А читаете что-нибудь?" В ответ она просто посмотрела на него. Впрочем, не Обломову бы спрашивать Агафью Матвеевну о чтении! Когда же герой вознамерился поцеловать свою хозяйку, она стояла "прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут".

Но в "сонном царстве" на Выборгской стороне именно Агафья Матвеевна оказывается живой душой, проснувшейся даже незаметно для себя. Ведь в ее жизни, в окружающей среде она никогда не видела, не представляла таких людей, как Обломов. Наконец-то в ее существовании появилась какая-то цель; служение Обломову приобрело в ее глазах оттенок служения чему-то высшему; она осознала свое предназначение на земле.

Она полюбила Обломова таким, каков он есть, без расчетов, без попыток его изменить, переделать по своему образу и подобию. Гончаров уже без всякой иронии, но с явным и горячим сочувствием писал о Пшеницыной в конце романа: "Навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уже она знала, зачем она жила и что жила не напрасно. Она так полно и много любила..."

Мог ли то же самое Обломов сказать о себе? Знал ли он, зачем жил? Был ли убежден, что жил не напрасно?

Меню статьи:

Образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной в романе Ивана Гончарова «Обломов» принято считать второстепенным, однако, если вдуматься глубже, начинаешь понимать, насколько важную роль она играет в произведении.

Эта женщина входит в жизнь Ильи Ильича тихо и незаметно и становится для него добрым ангелом. Благодаря ей герой почувствовал себя счастливым, и пусть это счастье было в какой-то степени иллюзией, последние годы жизни с Агафьей Илья Ильич прожил хорошо и ладно. Чтобы понять намерения и стремления этой простой, но доброй женщины, нужно ознакомиться с ее характеристикой.

Агафья Пшеницына – вдова с двумя детьми

Со страниц романа мы узнаем, что Агафья Пшеницына осталась вдовой с двумя детьми – восьмилетним Ваней и шестилетней Машей. Ее прежним мужем был коллежский секретарь Пшеницын, к которому женщина не испытывала особенных чувств.

Агафья не отличается умом

Приземленная и туповатая Агафья Пшеницына – это полная противоположность стремящейся к саморазвитию Ольги Ильинской. Все интересы женщины сводятся к тому, чтобы вкусно накормить Обломова и остальных домочадцев, чисто убрать дом и двор. Агафья не посещает театр, не интересуется искусством, ум героини ограничен, у нее не получается воспринимать то, что выходит за рамки привычного понимания: “…Она тупо слушала, ровно мигая глазами…” На любой вопрос, касающийся далекой для нее сферы, женщина отвечала улыбкой или молчанием, за которыми старалась спрятать свою необразованность и неосведомленность.
Однако, если эта женщина заговаривала о знакомом предмете, пропадала даже тупость.


Отличительная черта Агафьи – хозяйственность

И на кухне, где она чувствует себя как рыба в воде, и на огороде, и в доме эта женщина трудится непокладая рук. Ни одного незаштопанного носка, всегда выглаженная и зашитая одежда, умело помолотый и сваренный кофе, превосходная выпечка, вкусная еда, чисто убранные комнаты – все это характеризует Агафью Матвеевну как отличную, даже гениальную хозяйку.

Когда в ее судьбе появился Илья Обломов, эта женщина стала жить и работать для его счастья и благополучия, всю себя отдавая тому, кого искренне полюбила. Примечательно то, что Агафья готовит сама, хотя у нее есть кухарка Анисья, которая помогает.

Складывается впечатление, что эта женщина никогда не отдыхает. К тому же она – большая аккуратистка. «Агафья Матвеевна - сама опрятность!» – с восторгом отзывается о ней Обломов при разговоре с Андреем Штольцем.

Дом Агафьи Пшеницыной

В Петербурге на Выборгской стороне находится старый домик с большим огородом, который принадлежит Агафье Пшеницыной. Здесь, несмотря на маленькие комнаты с низким потолком и старыми окнами, всегда царит идеальный порядок. «По стенам жались простые, под орех, стулья; под зеркалом стоял ломберный стол; на окнах теснились горшки с еранью и бархатцами и висели четыре клетки с чижами и канарейками…”


Обстановка на кухне Агафьи Пшеницыной говорит о том, что она – настоящая хозяйка. Здесь «есть все, что только может понадобиться в хозяйстве. На кухне была большая и небольшая посуда, круглые и овальные блюда, соусники, чашки, груды тарелок, чугунные, медные и глиняные горшки. Кладовка Агафьи была полна разных продуктов. Чего здесь только ни было – и сыр, и масло, и мясо, и сахар, и грибы, и орехи, и сметана, и яйца, а также многие другие продукты.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в романе И. Гончарова “Обломов”

Четыре из всех комнат занимает заселившийся в дом Обломов, в двух непарадных живет Агафья с детьми и наверху дома обитает брат хозяйки – чиновник Мухояров.

Агафья и Обломов

Когда Илья Ильич Обломов появился в жизни Агафьи Матвеевны, она потекла по другому руслу. Совместное хозяйство сблизило этих героев. У Пшеницыной появился тот, ради кого можно жить, отдавая свои способности и умения и наслаждаясь ответной благодарностью. «Все в доме Пшеницыной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде, когда Агафья Матвеевна жила одним домом с братцем». «Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно» – характеризует автор героиню с этой стороны.

Когда Илья Ильич заболел, Агафья, не спуская с него глаз, просиживала у постели по ночам, а потом бежала в церковь, спеша заказать молебен, чтобы помянули за здравие. Женщина стала нервной и раздражительной, чего раньше за ней не наблюдалось.

Но только Обломов начал выздоравливать, «она опять пополнела, опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело, с маленьким оригинальным оттенком». Простодушная женщина, Агафья даже не знала, что полюбила Обломова, она не отдавала отчет своим чувствам, просто жила для этого дорогого сердцу человека. И была счастлива. Отношения Агафьи и Ильи Ильича, развиваясь, постепенно переросли в брак. Обломов женился на Пшеницыной, и у супругов родился совместный сын, Андрюша. Жизнь текла мирно и тихо, по-обломовски, но вдруг в их уютный дом постучалась беда.

Агафья после смерти Обломова

К большому сожалению, счастье Агафьи и Ильи продлилось недолго. Обломов умер, и жизнь Пшеницыной будто остановилась. Безутешная вдова постоянно плакала и молилась в церкви. Автор описывает этот период времени так: «…Вон она, в темном платье, в черном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень, по прежнему отворяет и затворяет шкафы, шьет, гладит кружева, но тихо, без энергии, говорит будто нехотя, тихим голосом…” Единственной радостью для женщины стал сын Андрюша, но и его отдала она на попечение Штольца, ведь такова была воля покойного мужа.


Героиня романа была уверена, что поступила правильно, ведь считала, что младшему сыну не место среди черни, ведь он – «барчонок». «Вот он какой беленький, словно наливной» – восхищалась Агафья. А что же со взрослыми детьми? Может, они стали для несчастной матери утешением? Но нет. Сын и дочь пошли по жизни каждый своим путем: Ваня окончил «курс науки» и поступил на службу, а Маша вышла замуж за смотрителя казенного дома.

Дорогие читатели! Предлагаем проанализировать в романе И. Гончарова “Обломов”

После смерти Обломова полгода несчастная Агафья прожила в одном доме с Анисьей и Захаром, убиваясь горем. Она поняла, что «засветилось в ней солнце и померкло опять». И только когда, приезжая к Штольцам, видела сына, заливалась горькими слезами, и Ольга, проникаясь болью бедной женщины, плакала с ней. Несчастная Агафья, которая испытала, что такое любовь, но потеряла дорогого человека навсегда. Увы, так случается, порой судьба преподносит горькие уроки. Но все-таки надо жить, вопреки всему.

Пшеницына Агафья Матвеевна - характеристика персонажа

Пшеницына Агафья Матвеевна - вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике П. на Выборгской стороне. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».

П. неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А ее усмешка была не более чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что все решает «братец», только в умелом ведении дома достигла П. совершенства. Все остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.

Почти сразу после переезда Обломова на Выборгскую сторону П. начинает вызывать у Ильи Ильича некий интерес, который можно расценить как чисто эротический (постоянно привлекающие внимание Обломова круглые белые локти хозяйки). Но разгадка ждет в конце романа, когда незадолго до смерти Илье Ильичу снится сон, где мать, указывая ему на П., шепчет: «Милитриса Кирбитьевна». Она называет имя его мечты, навеянной Илье Ильичу в раннем детстве няниными сказками.

Образ П. никогда не вызывал у критиков романа особенного интереса: натура грубая, примитивная, на которую привыкли смотреть лишь глазами Штольца, как на ужасную женщину, символизирующую глубину падения Ильи Ильича. Но не случайно Гончаров дает этой простой женщине имя, близкое имени его горячо любимой матери - Авдотьи Матвеевны Гончаровой, купеческой вдовы, на протяжении многих лет прожившей в одном доме с крестным Гончарова, дворянином Н. Н. Трегубовым, который воспитал ее сыновей и дал им образование.

П. находится в постоянном движении, в отличие от Обломова осознавая, что «работа всегда есть» и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке. Ее беспрестанно мелькающие локти привлекают внимание Обломова не только красотой, но и не до конца осознаваемой им активностью героини. Внешне П. воспринимается неким перпетуум-мобиле, без мысли, без проблеска чувства, «братец» называет ее не иначе как «корова» или «лошадь», видя в сестре только даровую рабочую силу. «Ее хоть ударь, хоть обними - все ухмыляется, как лошадь на овес», - говорит он о ней куму Тарантьеву, готовясь по совету последнего выследить отношения П. с Обломовым и стребовать с Ильи Ильича деньги «за бесчестие».

Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрел он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой П. происходит серьезнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по устроению и обихаживанью дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В П. начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами - любовь, все более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что П. хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича. «Все ее хозяйство... получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно... Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая, что это за вера, какие догматы в ней, а слепо повинуясь ее законам».

Обломов для П. человек из другого мира: прежде она никогда таких людей не видела. Зная о том, что где-то живут барыни и барины, она воспринимала их жизнь примерно так же, как Обломов слушал в детстве сказку о Милит-рисе Кирбитьевне. Встреча с Обломовым послужила импульсом к перерождению, но сам виновник этого процесса «не понимал, как глубоко пустило корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки... И чувство П., такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших ее и для нее самой».

Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной - как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя». П. является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чем недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, П. решительно отрекается и от «братца», и от «кума».

Посвятив себя заботам об Обломове, П. живет так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а ее избранник начинает чувствовать себя словно в родной Обломовке: «...он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

У П. и Обломова рождается сый. Понимая разницу между этим ребенком и детьми от первого мужа, П. после смерти Ильи Ильича безропотно отдает его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование П. новую краску - она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают ее «братец» и его жена. И хотя образ жизни П. ни в чем не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней постоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять... теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно... На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти».

Бескорыстие П. дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчеты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обло-мовки, приведенной Штольцем в порядок. Свет жизни П. угас вместе с Ильей Ильичом.