История еды в Европе (1 фото). Исторический кулинарный экскурс: что ели и пили в Средневековье Питание европейцев в 15 17 веках

Начало нашей эры.

Жители Римской империи:

Ну и дураки эти германские варвары! Как можно жрать свинину с пивом, когда все порядочные люди потребляют хлеб, овощи и вино?!

Германские варвары:

Ну и дураки эти жители Римской империи! Как можно жрать хлеб, овощи и вино, когда все порядочные люди потребляют свинину с пивом?!

Несколько столетий спустя:

Германские варвары:
- А хлебушек так ничё, если распробовать… И винишко – штука забористая…

Жители Римской империи (уже распадающейся):

А свинина – все-таки вещь… Но пиво – дрянь!

Проходит еще пара столетий, Римская империя распадается окончательно, начинается бардак, моры и глады.

Средневековые крестьяне (бывшие жители Римской империи + германские и прочие варвары):

Жрать нечего, жрать нечего, жрать нечего… Зерновые не родят, свиньи дохнут, высокие римские технологии просраны – скоро, наверное, ноги протянем… О, каштанчик растет! А ну, попробуем смолоть его и чего-нибудь испечь!

Христианская церковь:

Ребят, вы там мелите себе чего хотите, только не забывайте выращивать виноград! Нам для причастия винище требуется.

Средневековые крестьяне Северной Европы:

Так у нас холодно - нифига не вызревает и сплошная кислятина получается!

Христианская церковь:

Наплевать. Все равно выращивайте.

Крестьяне (пожертвовав часть земли под виноградники):

Жрать нечего, жрать нечего, жрать нечего… Пойти, что ли, в общинные леса поохотиться?

Зарождающийся феодализм:

А хрен вам! Было общинное – стало наше, так что пошли вон из наших лесов!

Крестьяне:

Бл…дь!!!

Христианская церковь:

И вообще, мясо – вредно. Во всяком случае, по средам, пятницам, субботам, в Рождественский пост, в Великий пост… короче, две трети года жрать его мы вам запрещаем.

Крестьяне и феодалы:

Бл…дь!!!

Церковь (западная):

Зато в пост можно есть яйца!

Церковь (восточная):

Нет, нельзя!

Крестьяне и феодалы:

Да вы уж как-нибудь разберитесь между собой, что ли!

Церкви (западная и восточная):

Нам некогда, у нас раскол. Впрочем, можете лопать рыбу – на это мы обе согласны.

Феодалы:

О, класс! Да, кстати, крестьяне: пруды-озера-реки теперь тоже наши.

Крестьяне:

Бл…дь! И что нам теперь жрать?

Феодалы и церковь:

Как что? Вон, репа в огороде, капуста, бобы, опять же… Кстати, тут кто-то, кажется, придумал каштаны в муку молоть? Ну вот, в самый раз для вашего брюха!

Крестьяне мрачно жрут каштановый хлеб, заедая овощами с огорода: сначала плюются, потом привыкают. В протоколах инквизиционного допроса жителей окситанской деревни Монтайю начинает фиксироваться ласковое обращение к любимой женщине: «капусточка моя».

Феодалы и зарождающееся купечество:

А мы зато жрем мясо, а мы зато жрем мясо! Ой, блин, а что это так в ноге кольнуло?

Медики будущего (злорадно):

А это, ребята, подагра! Развивается при чрезмерном употреблении мяса и недостаточном употреблении овощей. «Королевская болезнь» еще называется.

Феодалы и купечество (польщенно):

А-а, ну раз королевская, тогда ладно. Все равно смердам хуже нашего!

Медики будущего:

Еще бы, у них у каждого первого дефицит животного белка в рационе. И неурожаи по семь раз за двадцать лет… А впрочем, все равно вам всем это скоро будет по барабану.

Крестьяне, феодалы и купечество:

Почему?

Генуэзцы, везущие на своих кораблях из Крыма чумную палочку:

А вот почему!!!

Чума принимается косить белковонедоедающую бедноту и подагрических авитаминозных богатеев.

Выжившие (две трети населения):

О, а ресурсов-то как-то больше стало…

Крестьяне и прочая беднота:

А рабочих рук меньше! Так, ребята, слушайте сюда: хотим повышенную зарплату и землю в аренду на льготных условиях!

Феодалы и купечество:

А ху-ху не хо-хо?

Крестьяне и беднота:

А серпом-молотом по башке?

Начинаются восстания майотенов, тюшенов и прочих чомпи. Восстания, конечно, подавляются, но жить становится все-таки немножко легче. Особенно на югах.

Сицилийцы:

Мужики, смотрите, какую мы штуку придумали – «макароны» называется! Вроде пасты, только хранить можно очень долго!

Вся остальная Италия:

Тьфу, гадость сушеная!

Сицилийцы:

Ниче-ниче, это вы просто еще не распробовали!

Испанцы (возвращаясь из только что открытого Нового Света):

А мы тут вам картошечки с помидорчиками привезли.

Вся остальная Европа:

И на хрена они нам?

Испанцы:

Ну, не знаем, индейцы вон как-то жрут…

Европа (пытаясь прожевать картофельные ягоды):

Бл…дь!!! Да это же отрава!!!

Испанцы:

Ниче-ниче, это вы еще просто не распробовали… А, впрочем, не хотите – не надо. Вот вам тогда кукуруза.

Крестьяне Северной Италии:

А ну, а ну, дайте сюда, может, нам подойдет… Ух ты! Подошла! И родит в десять раз больше, чем пшеница! Теперь мы только ее жрать и будем!!!

Медики будущего:

Ой, ребята, не надо только ее! В ней же никотиновой кислоты нет! Вы бы хоть зелени какой к ней добавили…

Крестьяне:

Да ну нафиг.

В итоге по Северной Италии прокатывается эпидемия пеллагры, вызванной отсутствием в рационе никотиновой кислоты.

Тем временем в немецком Виттенберге:

Мартин Лютер (прибивая молотком 95 тезисов к дверям Замковой церкви):

Тук-тук… Нафиг Рим… Тук-тук… Нафиг папу… Тук-тук… Нафиг вообще все это идолопоклонничество…

Германия (оживившись):

Что, и посты без мяса тоже нафиг?

Мартин Лютер:

Тук-тук… Угу. И их тоже.

Германия:

Начинаются религиозные войны. В результате половина Европы порывает с католицизмом выкорчевывает виноградники в северных районах и разрешает себе лопать мясо круглый год. Мясо, правда, по карману далеко не всем, поэтому нищим протестантам приходится жрать в основном те же зерновые, что и нищим католикам. Зерновые родят по-прежнему хреново (сам-два или даже сам-один – короче, сколько посадили, столько и собрали), и живется народу, мягко говоря, голодновато, до тех пор, пока в восемнадцатом веке во Франции…

Фармацевт и агроном Антуан Огюст Пармантье:

Европа!!! Слушай меня!!! Я сделал великое открытие!!!

Пармантье:

Помните, испанцы из Америки картошку привозили?

Ага. Отрава редкая. Свиньи, правда, клубни хорошо жрут – так для свиней с тех пор и выращиваем.

Пармантье:

Я тут в прусском плену побывал – есть было нечего, так я этими клубнями вместе со свиньями питался. И знаете, очень так ничего на вкус!

Европа (недоверчиво):

Пармантье:

Приходите ко мне на обед, попробуете!

Пармантье устраивает картофельные званые обеды, на которые приглашает всяких знаменитостей вроде Лавуазье и Бенджамина Франклина.

Европа (убедившись, что знаменитости не сдохли):

Гляди-ка, а в этом и впрямь что-то есть… Давайте, что ли, сеять картофель?

Ирландцы:

Давайте, давайте! У нас проклятые англичане все поля под пастбища отжали – так хоть картошкой сыты будем. Места ей много не нужно, родит она классно – только ее и будем теперь сеять!

Агрономы будущего (встревоженно):

Нет, нет, только не монокультура! Вы что, забыли, что в Северной Италии было?

Ирландцы (мрачно):

Какая, хрен, разница? У нас все равно выбора нет – жрать-то больше нечего!

В середине девятнадцатого века по Ирландии прокатывается эпифитотия фитофтороза и уничтожает все посевы картофеля. Начинается Ирландский картофельный голод, в результате которого погибает как минимум четверть населения Ирландии.

Чуть-чуть ранее (снова) во Франции…

Повар Николя Франсуа Аппер:

Господа! А вы знаете, что если еду запаять в жестяные банки и прокипятить, то она будет храниться о-о-очень долго?!

Наполеон Бонапарт:

Хм, хм… А ведь это решает проблему снабжения припасами моих победоносных войск в той жопе мира, куда я собираюсь их повести… В производство, немедленно!!!

И вот тут происходит натуральная революция в мире жратвы. До изобретения Аппером консервов продукты умели хранить либо солеными, либо копчеными/вялеными (ну еще вот сыр из молока умели делать и варенье – тоже, в сущности, способ консервации). Теперь же можно было сохранять практически ЛЮБУЮ жрачку годами – а значит, можно возить продавать ее на любое расстояние.

В итоге жратва предсказуемо дешевеет – особенно если учесть, что к тому времени селекционеры наконец-то довели до ума домашний скот (в частности, из тощих и борзых свиней Средневековья вывели нормальных толстых хрюх) и сельскохозяйственные культуры (та же пшеница – ура! – начала родить как минимум сам-десять). Широкие массы населения чуть ли не впервые в истории перестают регулярно голодать, тем более что дальше прогресс прет со страшной силой…

Американец Джон Гори (1850 год):

Ребята, я изобрел ХОЛОДИЛЬНИК!!!

Американские железнодорожные компании:

А что если поставить его на колеса… Ух ты, получился вагон-рефрижератор! Производители жратвы, налетай! Предлагаем железнодорожные перевозки!

Производители:

Клево! А можно еще быстрее перевозить? Самолетом, там, например…

Авиастроители:

Нет, пока нельзя… И сейчас пока нельзя… И сейчас тоже еще нельзя… О, уже можно! Только дороговато получится.

Производители:

Ничего, кому надо – купят.

Население (за последние 150 лет выросшее на целую голову и откормившееся в среднем килограмм на 20, глядя на себя в зеркало):

Ух ты ж черт, кажется, пора худеть…

Глянцевые журналы:

Жрать не модно! Жрать не модно! Модно не жрать!

Производители (журналам, тихо):

Да вы чего, опупели???

Журналы (исправившись):

Модно жрать только диетическое! Только растительное! Нет, только белковое! Нет, только без ГМО! Нет, только специально разработанное в лабораториях ведущих британских ученых! Только сырое! Только вареное! Только жареное на оливковом, нет, на облепиховом, нет, на кокосовом масле! Только утром! Только в полдень! Только после захода солнца!..

Население (поглощая одновременно сырое, вареное и жареное сразу на всех маслах с утра до вечера):

Ага, ага, ага… Я вот уже чувствую, как худею прямо на глазах... Килограммы прямо улетают!.. Ой, а что это ремень на мне лопнул?

Средневековые крестьяне (глядя с того света на своих потомков):

НУ ВЫ, БЛ…ДЬ, И ЗАЖРАЛИСЬ!!!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Рацион питания человека в процессе эволюционного развития. Основные факторы, определяющие рацион питания человека. Культура питания. Научно обоснованные принципы питания человека. Сбалансированное питание. Адекватное питание.

    реферат , добавлен 04.09.2006

    Особенности питания при панкреатите. Режим питания и физиологические правила комплектации блюд и пищевых продуктов. Расчет рациона питания на 1 сутки для взрослого человека с диагнозом панкреатит в легкой форме. Диетические рекомендации для пациента.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2013

    Требования к количественному и качественному составу рационов питания спортсменов. Энергетическая и качественная сторона питания. Особенности режима питания спортсменов. Питание в периоды обычных и интенсивных тренировочных занятий и соревнований.

    презентация , добавлен 25.01.2015

    Пути развития школьного питания на современном этапе. Правила и принципы подбора семидневного рациона школьного питания. Предъявляемые требования к кулинарной обработке продуктов, к помещениям и инвентарю. Технология приготовления блюд дневного рациона.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2009

    Характеристика основных рационов лечебно-профилактического питания. Состояние организации питания на промышленном предприятии, анализ ассортимента блюд и оперативного планирования (составление плана-меню). Классификация линий раздачи в столовых.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2011

    Основы диетического питания. Технология приготовления блюд для различных диет. Ассортимент блюд диетического питания: холодные закуски, супы, овощные, рыбные, мясные и сладкие блюда. Способы приготовления диетических блюд. Меню диетического питания.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2008

    Описание рациона современного человека. Рекомендуемые нормы потребления пищевых веществ (белки, жиры, углеводы). Пищевые продукты для отдельных групп населения. Определение потребности в энергии и пищевых веществах. Составление суточного рациона питания.

    Массимо Монтанари. "Голод и изобилие.
    История питания в Европе"

    Книга итальянского историка вышла в Италии в 1993 году (у нас ее напечатали в 2009-м). Несмотря на малый объем (всего 210 страниц), работа получилась весьма занимательная и информативная. Очень многие исторические сочинения, посвященные биографии Европы, грешат односторонностью: главное внимание авторы уделяют войнам, религиозным вопросам и династическим распрям, забывая про остальные аспекты жизни человеческих популяций. Монтанари в своей книге заполняет один из таких пробелов в истории Европы, связанный с питанием.

    Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты – именно так начинает свой кулинарно-исторический обзор Монтанари. Чем отличалась римская цивилизация от варваров? Очень многим, включая и питание. Рим – вегетарианская культура. Основные продукты, потребляемые римским гражданином: пшеничный хлеб, оливковое масло и вино. Ели римляне и мясо, и овощи, и рыбу, но все это были второстепенные продукты. А вот без трех первых представить римскую цивилизацию просто невозможно. А какой основной продукт был у германских варваров? - Свинина! А пили германцы кобылье молоко и пиво (без хмеля).

    В Риме ценилась умеренность в еде, у германцев – способность съесть как можно больше мяса. И что любопытно, жили сытно не только сами германцы, но и их свиньи. Набирающие вес хрюшки у древних германцев подрастали в гораздо более комфортных условиях, чем современные свиньи: они паслись в лесах. И речь идет не о диких кабанах, а именно о домашних свиньях! В раннем Средневековье на определенном этапе даже лес измерялся в свиньях! Размер лесных угодий зависел от того, сколько хрюшек могли там прокормится.

    Некоторые люди, жрущие все подряд, очень любят ссылаться на предков и традиции: мол, мой дед жрал все, отец жрал, и я буду жрать! И идите вы в одно место со своими диетами! Но на самом деле наши предки не были всеядными, и их рацион был весьма ограниченным. И предки придерживались раздельного питания: мясо и хлеб (в различных видах) не смешивали. Современная европейская традиция совмещения мяса и хлеба как основных продуктов питания основана на симбиозе римской и варварской систем питания, который возник лишь после крушения Западной Римской империи. Да и то не сразу, и не во всех местностях Европы.

    Весьма любопытно было узнать из книги, что в Древнем Риме хлеб должен был быть обязательно пшеничным, а рожь считалась сорняком. Помните об этом, когда приходите в магазин за продуктами! Лишь когда Римская империя стала разрушаться, рожь в Европе превратилась в основной злак, поскольку ее выращивать было намного легче. Именно поэтому у нас так популярен ржаной хлеб.

    Решающее событие в истории европейского питания по Монтанари было связано с отменой прав свободного доступа в лес для большинства населения. Эти права были узурпированы феодалами. Данное обстоятельство привело к качественному изменению питания низших слоев, лишенных возможности добывать лесную дичь и выращивать свиней на лесной пище.

    Для большинства крестьян основной едой с 11 столетия становится ржаной хлеб и лишь на средиземноморском побережье главной злаковой культурой остается пшеница.

    На протяжении последних двух тысячелетий Европа проходила через различные периоды в плане обеспечения населения продуктами питания. Неправильно говорить о том, что в Средневековье население голодало, а в эпоху Возрождения и Новое время ситуация становится лучше. Такой зависимости нет. К примеру, 12-13 века в Западной Европе (позднее Средневековье) – достаточно благоприятное время. Экономика растет, голодовки населения весьма редки. Но в 70-е годы 13 столетия начинается экономический кризис, и уже в начале следующего века в Европу приходит голод. На Пиренеях в 1302 году вымирает до четверти населения. А в 1347 году в Европу заявилась черная крыса и принесла чуму. Есть мнение, что именно длительное голодание способствовало сокрушающему удару чумы по ослабленному населению.

    Но жизнь как зебра. После эпидемии чумы жить в Европе становится лучше, веселей и сытней. Едоков становится гораздо меньше, и мясо вновь становится доступно широким слоям населения. Особенно много мясных продуктов в то время употребляли в Германии, Польше, Швеции, Англии и Нидерландах. Даже на крестьянском столе этот продукт стал встречаться весьма часто. Но если крестьяне довольствовались в основном мясом от свиней, которые содержались в стойле (доступ к лесу был для крестьян закрыт), то город перешел на говядину и баранину. Но не везде в Европе объедались мясом - на побережье Средиземного моря по-прежнему придерживались вегетарианских традиций в питании – как и в римские времена. Сытные европейские времена продолжались до 16 века.

    После прочтения книги Монтанари становится понятно, по какой причине некоторые привычные сейчас продукты питания попали в европейское меню.

    Сильное влияние на диету человека тех времен оказывала католическая церковь, которая со своими постными днями портила настроение тогдашним мясоедам: им запрещалось употреблять мясо в пищу от 140 до 160 дней в году! И тогдашние попы добивались своего отнюдь не уговорами. При Карле Великом нарушителям поста грозила смертная казнь! Но рыбу есть разрешалось. И рыба в таких "постных" условиях стала продуктом, который заменяет мясо, и тем самым ее роль в рационе резко возросла по сравнению с античными временами. Беда была в том, что это продукт скоропортящийся, но и здесь был найден выход: рыбу стали солить и вялить. Экономика целых европейских регионов была основана на заготовке рыбы. А все из-за того, что попы перегнули палку по поводу постных дней.

    Что интересно, но протестанты разошлись с католиками и на почве отношения к еде. Лютер отверг посты, которыми католическая церковь мучила народ. В отличие от итальянцев и других южан, мясоедам-германцам было трудно без мяса во время постов. Неудивительно, что бунт против власти папы нашел свою поддержку именно в Германии и в тех местностях Европы, где мясо исторически было едой № 1.

    В эпоху Возрождения в Европе появляются и другие знакомые нам сейчас продукты, которые европейцы ранее не употребляли. В Испании широкое распространение получил рис. В Западной Европе в 17 веке стала популярна гречиха. Открытие Америки привело к широкому культивированию маиса, который, впрочем, больше считался кормовой культурой, чем пищевой. В 18 веке Европу завоевал картофель.

    Казалось бы, разнообразие стола должно улучшать питание населения, но все было наоборот. Большая часть новых продуктов появилась как замена традиционным мясу и хлебу, поэтому распространение новых продуктов сопровождалось ухудшением питания простого народа. С середины 16 столетия европейцы ели все меньше и меньше мяса, кроме горных пастушеских районов. Этому способствовал рост населения, запрет держать скотину в городе из-за увеличения плотности городской застройки, сокращение торговли с Востоком из-за турков. Сначала на замену мясу приходит хлеб, но не пшеничный, а из смеси злаков. Позже и хлеб будет вытеснен картофелем и кукурузой. Чем больше хлеба в рационе – тем сильнее воздействуют на население неурожайные годы. А неурожаи в то время становятся слишком частыми. В 17 веке европейское население проходит через несколько тяжелых голодовок.

    Сахар в Европу попадает достаточно поздно: в 14-15 веках. Употребление сахара было больше характерно для средиземноморских стран. В 16 столетии сахар – один из основных продуктов питания, который используется для приготовления блюд, но не для подслащивания напитков. Пьют европейцы в это время не чай и кофе, а "старое доброе" вино и пиво. И пьют много.

    Один-два литра вина или несколько литров пива на человека в день – это была норма для тогдашней Европы. Пили так много просто потому, что хотели пить. Нужно учитывать, что люди в то время ели много засоленных продуктов, а запивать их простой водой было нельзя – в лучшем случае ее разбавляли вином как антисептиком. Вину приписывались и лечебные свойства. Как свидетельствуют документы, больные пили его даже в больницах! Все-таки люди из далекого прошлого в ряде аспектов были гораздо разумнее нынешнего поколения. Наши современные российские "интеллектуалы" дошли до того, что пиво и вино приравняли к водке! А история свидетельствует, что вреда от пива и вина, кроме пользы, нет. Пили вино и пиво, "не просыхая", в Европе, а спилась почему-то Россия… С этими самими "интеллектуалами" во власти.

    Кофе и чай начинают входить в моду только в начале 17 столетия, как и крепкие спиртные напитки (водка, ром, виски, джин). Сначала в Европу пришло кофе, позаимствованное у турок, пить чай стали чуть позже. И кофе, и чай были долгое время элитарными напитками, но к концу 18 века в некоторых странах они уже употреблялись самыми широкими народными массами. И чай, и кофе успешно вытесняли в Европе вино и пиво. Наши депутаты полагают, что все можно решить запретами, а история нам показывает, что одна мода (в том числе и в питании) успешно вытесняется не запретами, а другой модой.

    18 столетие в Европе характеризуется резким ростом населения, что повлекло за собой агротехническую революцию в сельском хозяйстве: посевные площади не просто расширяются – меняется сам способ их использования. Растет роль картофеля, который в отличие от зерновых менее зависим от климатических изменений (да и военных действий), а также позволяет прокормить большее количество людей на равных посевных площадях. По той же причине наблюдается рост производства кукурузы. Голодовок населения это не остановило, но массового вымирания европейцев в 18 веке уже не наблюдалось.

    К сожалению, на одной кукурузе не проживешь. Переход простого народа на этот продукт привел к распространению на континенте страшного заболевания пеллагры, вызванной недостатком никотиновой кислоты. Когда население не имело возможности разнообразить свой рацион и выживало только за счет кукурузы – его поражала пеллагра. Монтанари: "пеллагра двигалась следом за кукурузой".

    Но картофель или кукуруза не везде стали главной пищей простого населения. В Центральной и Южной Италии их место заняла паста ("макароны"). Это был хлеб, который мог хранится очень долго, что было незаменимо при неурожаях. Население южной Италии не голодало, в отличие от тех районов Европы, которые зависели от картофеля или кукурузы. В Европе паста стала известна в 12 веке – на Сицилии. И именно сицилийцев первыми прозвали "макаронниками". А с 18 столетия это "почетное" прозвище перешло к неаполитанцам.

    Решающий перелом в питании простых европейцев произошел в конце 19-го столетия. Промышленная революция позволила людям опять вспомнить о мясе. К концу века к традиционному для германской Европы мясному столу вернулись англичане, а все остальные европейцы (не попавшие в советскую зону оккупации) в 50-е годы 20 века. Но такой возврат к сытному прошлому касается лишь Европы, а не России. Про нашу страну Монтанари в принципе упоминает очень редко – и это понятно. Она как опухоль: не то, чтобы существует совсем отдельно от Европы, но и частью здорового европейского организма ее не назовешь.

    В России кормить население мясом стали уже после написания Монтанари своей книги - в начале 21 века, когда на полную мощь заработала программа "нефть в обмен на продовольствие". Но радость длилась недолго. Когда Россия стала "вставать с колен", от мяса было решено отказаться. А заодно от сыров, помидор и яблок. Нашим поводырям и хранителям скреп - все, а нам – вечный пост. Таковы традиционные российские ценности.

    СодержаниеНовые продукты питания………………………………………..
    Чем отличался хлеб………………………………………………….
    Бобовые…………………………………………………………………….
    Рыба…………………………………………………………………………..
    Какое мясо ели………………………………………………………….
    Сахар………………………………………………………………………….
    Горячий шоколад, чай, кофе…………………………………….
    Питание крестьян…………………………………………………….
    Сервировка……………………………………………………………….
    Источники литературы…………………………………………….

    Новые продукты питания

    С развитием мировой торговли на столе у европейцев появились новые
    продукты и блюда. Изменение продуктов питания произошло не только в
    высших слоев общества, но и у мещан, крестьян. Еда была довольно
    однообразной. Из зерновых чаще употребляли пшеницу, рожь, просо,
    овес, ячмень в последствии гречка. Из них выпекли хлеб, лепешки
    готовили супы и каши

    Чем отличался хлеб

    Хлеб бедняков отличался от хлеба богатых. Состоятельные люди ели
    пшеничный хлеб из просеянной муки. Чтобы он был мягким и пышным,
    его замешивали па дрожжах. Крестьяне же довольствовались ржаным
    хлебом из муки грубого помола. У него добавляли также рисовая мука, а в
    голодные годы желуди и корни.

    Бобовые

    Важным дополнением к зерновым были бобовые: бобы, горох, чечевица.
    С гороха даже выпекали хлеб. Состав овощей и фруктов, которые
    выращивали европейцы, практически не изменился. Однако от арабов к
    европейцам завозили апельсины и лимоны из Египта - миндаль, с
    Востока - абрикосы, из Америки - дыни, кабачки, мексиканский
    огурец, сладкий картофель (батат), фасоль, томаты, перец, какао, кукурузу,
    картофель.

    Рыба

    Растительную пищу разнообразили рыбой. Чаще готовили сельди, треска,
    тунца, сардины. В Чехии, например, в прудах разводили карпов. Богатые
    люди могли приобрести морскую рыбу. Рыба была одним из главных
    продуктов питания во время поста, поэтому городские власти,
    руководство школ и госпиталей задолго до Великого поста делали
    значительные запасы различных видов рыбы, которую солили, коптили,
    вялили т.п..

    Какое мясо ели

    Ели также и мясо, в Центральной и Восточной Европе - более говядину
    или свинину, а в Англии, Испании, Франции и Италии - баранину.
    Любили блюда из дичи, домашней птицы, даже голубей. Горожане
    потребляли мяса больше, чем крестьяне.

    Сахар

    В раннее Новое время резко возросло потребление сахара, который
    производили в заморских колониях. Сахарные заводы строили также в
    европейских городах.

    Горячий шоколад, чай, кофе

    Со второй половины XVI в. в Европе популярными становятся горячий
    шоколад, кофе и чай. Считалось, что шоколад обладает лечебными
    свойствами, является средством против дизентерии, холеры, ревматизма,
    бессонницы и т.д..

    10. Питание крестьян

    Однако в бедной крестьянской семье королевской едой были даже кусок
    сала или сыра с хлебом и луковицей. Зато на праздники или свадьбы семья
    резала последнюю скотину и выносила из кладовой все, чтобы потом
    вспоминать это в голодные дни.

    11. Сервировка

    В эпоху раннего Нового времени все большее значение приобретает не
    крюк пища, как сам процесс принятия пищи. Речь идет о сервировки
    стола, порядок подачи блюд, застольные развлечения, общение, манер и
    т.д..

    12. Источники литературы

    http://bagazhznaniy.ru/obshhestvo/pitanie-v-evrope-v-novoe-vremya
    -Питание в Европе в Новое время.
    Книга-История нового времени.

    D0%BC%D1%8F%D1%81%D0%BE&img_url=http%3A%2F%2Fall4desktop.com%2F
    data_images%2Foriginal%2F4244108-meat.jpg&pos=5&rpt=simage
    https://yandex.ru/images/search?text=%
    D0%BF%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
    https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%BE%D0%B6%D1%8C
    https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81
    https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%B0
    https://yandex.ru/im https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B1
    %D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5 ages/
    search?text=%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1

    Европейская триада

    За несколько веков, с 16 по 18 в., в европейском питании происходят кардинальные сдвиги. Совершаются “продовольственные революции” (термин Ф. Броделя), формируется современный тип питания. Определяющей на Западе продолжает оставаться триада, сложившаяся еще во времена античности: хлеб, мясо, вино. Первое место по праву принадлежит хлебу: “есть свой хлеб” для многих поколений означало жить 104 .

    Главный зерновой продукт Запада - пшеница. Она относится к тем ведущим культурам, которые получили название “растений цивилизации”. Из зерновых в этом ряду стоят кроме пшеницы рис и кукуруза, соответственно господствующие на Евразийском и Американском континентах. Это не просто агрикультуры, они оказывают воздействие на жизнь целых народов, определяют бытовой обиход крестьян, благополучие горожан. В них концентрируются труд, мысли и заботы массы людей, и потому они находятся в центре картины мироздания, влияют на психику человека, формируют менталитет. Урожайность зерна в Позднее Средневековье и в начале Нового времени остается удручающе низкой, по существу средневековой: сам-пят, а нередко и меньше 105 . В 18 в. начнется “земледельческая революция”, которой, однако, понадобится не один десяток лет, чтобы существенно повысить урожайность.

    Чтобы получить хороший урожай, пшеницу необходимо чередовать с травами, идущими на корм скоту, либо с другими, второстепенными зерновыми культурами: рожью, ячменем, овсом, полбой, просом. Из них делают более дешевый хлеб - хлеб бедняков. Он содержит не только добавки другого зерна, но и много отрубей. Благодаря менее ценному зерну удается избежать голода во время войн и осад, пополнять недостаток провианта на складах. Вспомогательную роль играет на Западе рис, ставший пищей для бедных: из рисовой муки пекут “народный хлеб”, рисовыми кашами кормят в больницах, в казармах, его варят на воде и смешивают с овощами. Пищей бедного люда, заменяющей пшеницу, служили также гречка (“черная пшеница”), бобы, каштаны, горох и чечевица. Овес и ячмень - основной корм для лошадей, а без них невозможны военные действия: “Плох урожай ячменя - значит, не будет войны” 106 . Овес и ячмень - одновременно и пища для людей: мука для хлеба, зерно для каши. (Так, английская овсяная каша стала своего рода национальным блюдом англичан и шотландцев.)

    104 Богатый материал по этому вопросу содержится в “Структурах повседневности” Ф. Броделя. Данная глава во многом опирается на этот капитальный труд (см.: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 1. М., 1986).

    105 Средние цифры дают лишь приблизительный ориентир, так как колеблются в зависимости от региона, зерновой культуры, погодных условий и тому подобных факторов.

    106 Овес (юг Европы) и ячмень (север) - это кавалерия, артиллерия, подвоз боеприпасов и провианта.

    Рацион определяется многими факторами. Как правило, деревня ест хлеба больше, чем город, а Южная Европа больше, чем Северная. Все, что касается хлеба, урожая зерновых, воспринимается населением чрезвычайно серьезно. Чем беднее человек, тем однообразнее он питается. Для бедняков повседневной пищей служил хлеб, мучные похлебки и каши. Хлеб (за исключением мягкого пшеничного) оставался самой дешевой и потому доступной пищей 107 . Его цена является мерилом всех других благ. При ее повышении 108 происходят бунты, волнения, грабежи булочных и рынков, которые жестоко подавлялись. Вплоть до 19 в., а в некоторых местах и позже обычный рацион состоял из каши-размазни. (Даже в то время считали, что, если есть другая еда, человек не будет потреблять хлеб в большом количестве.)

    Помимо простого хлеба бедняков имелся дорогой белый, предназначенный для богатых. Его делали из отборной пшеничной муки, иногда с добавлением молока 109 . Пивные дрожжи, на которых замешивали тесто, позволяли получать мягкий хлеб, считавшийся настоящей роскошью. Лидером в его производстве была Франция. Здесь рано начался переход к преимущественно белому хлебу (вторая половина 18 в.), и потому пшеница постепенно вытесняет прочие зерновые культуры. В масштабах всей Западной Европы этот переход растянулся до середины 19 в. Распространению белого хлеба способствовали Наполеоновские войны (наполеоновский солдат принес свой любимый продукт в завоеванные страны).

    Вторым столпом, на котором покоился европейский стол, являлось мясо. Европа всегда была плотоядной, но оно обычно потреблялось привилегированными сословиями. Однако и здесь случались счастливые времена мясного изобилия, в частности, в период после “черной смерти” 14 в. и до середины 16 в. Население, численность которого резко сократилась после страшной эпидемии, могло есть сытную мясную пищу. В Нидерландах, в Германии по цеховым регламентам ремесленники, а также подмастерья должны были получать его ежедневно. Не уступало городскому питание в деревне: в крестьянских домах “тогда каждый день бывало мясо и обилие еды”. Рынки буквально ломились от говядины, баранины, свинины, козлятины,

    107 В 1780 г. зерно стоило в 11 раз дешевле мяса, в 5 раз дешевле свежей морской рыбы, втрое дешевле соленой рыбы, в 6 раз дешевле яиц.

    108 На практике цена булки или батона оставалась неизменной, но варьировался их вес.

    109 Если в тесто добавлялось молоко, то получался хлеб, называвшийся во Франции “королевским”. Его особенно любила Мария Медичи.

    домашней птицы и дичи. В лесах малозаселенной еще Европы водились кабаны, олени, косули, зайцы, кролики, всевозможная птица.

    Во второй половине 16 в. все меняется. Потребление мяса уменьшается, потому что растет население. Этот процесс идет неравномерно, случаются отступления и движение назад 110 . Восток Европы практически не затронут им. Он менее освоен, располагает большим количеством пастбищ и потому имеет большое количество скота. Не уменьшился мясной рацион и в Англии, но Англия - исключение. Для остальных западных стран снижение его потребления было весьма значительным; так, в Германии и Франции оно составило примерно пятикратную величину: со 100 кг на человека в год в конце Средневековья до 20 кг к началу 19 в. Эта тенденция продолжится до середины 19 в., когда падение будет остановлено благодаря сельскохозяйственной революции, внедрившей новые методы животноводства, а также благодаря развитию пастбищного скотоводства в Новом Свете. Из Америки мясо начинает поступать в Европу в вяленом, копченом и соленом виде.

    По мере уменьшения мясного рациона парное мясо становится роскошью, доступной далеко не каждому. С конца 15 в. начинается “солонинная революция” (термин В. Зомбарта), что связано с развитием мореплавания. Стандартный набор для судовых команд включал в себя сухари, соленое мясо и рыбу 111 . Солонина относительно дешева, и потому ею питается европейская беднота. Привычка к мясу у европейцев заложена как бы на генном уровне, и, даже находясь за пределами Европы, они ищут мясную пищу 112 . В Китае, Индии, Америке европейцы удивляют местное население своей плотоядностью, а сами удивляются вегетарианству, распространенному во многих странах.

    Повседневной пищей в Европе была также рыба и морепродукты. Они служили важным подспорьем, а иногда и основным продуктом питания для жителей морских и речных прибрежных районов. Одним из главных промыслов являлся лов сельди в Северной Атлантике и трески около Ньюфаундленда. Ее коптили, вялили, солили, и в таком виде она стала привычной пищей бедняков, “едой, каковую оставляют для чернорабочих”. Пищей для бедняков служили до 17 в. также

    110 Например, после Тридцатилетней войны в обезлюдевшей Германии на свободных территориях быстро растет поголовье скота.

    111 Такое меню вызывало цингу, справиться с которой помогали цитрусовые. Морякам с конца 18 в. давали лимонный или другой сок.

    112 Европейцы, получив мясо, прибывшее на корабле после многомесячной дороги, могли даже не обратить внимания на его недоброкачественность.

    китовое мясо и жир. Позднее жир стал использоваться в ряде производств: варке мыла, для освещения (ворвань), и потому исчез из списка продуктов. Целый ряд морепродуктов на протяжении столетий предназначался только для стола привилегированных, а именно: греческие кальмары, русская икра, устрицы, креветки, лангусты. И, наконец, в дни постов, когда запрещалась скоромная пища (а число таких дней составляло более трети года), любая рыба и рыбные продукты становились чрезвычайно важны.

    В европейский рацион издавна входили яйца, молоко и молочные продукты: масло, сыры. Яйца - обычный продукт питания как для богатых, так и для бедных. Наоборот, сливочное масло употреблялось только богатыми. Оно распространится в Северной Европе, так как на юге предпочтение отдавалось оливковому. Однако широкое потребление масла начнется позднее - в 18 в. Особенно будут увлекаться им во Франции: считается, что французские соусы, во многом определяющие своеобразие национальной кухни, почти всегда приготовляются на сливочном масле. Сыр также очень популярен. Более всего известен твердый голландский сыр, являющийся предметом экспорта во многие страны (с 18 в. голландские сыры, отмечает Ф. Бродель, “наводнили рынки Европы и всего мира”). Сыры юга Европы - мягкие, там широко распространен овечий сыр.

    Продовольственные революции

    Изменения в потреблении хлеба, мяса и других продуктов питания, накапливаясь, вызывают кардинальные сдвиги. Последние получили название “продовольственных революций”, и это неслучайно. Они по сути своей революционны, так как формируют новый тип питания, идущий на смену средневековому. Особенно важную роль играет распространение новых продуктов, вошедших в европейский рацион после открытия Америки. Между Старым и Новым Светом начинается миграция животных и растений, в том числе продовольственных. Из Европы в Америку отправляются рис, пшеница, сахарный тростник, кофейное дерево и др. Многие из них хорошо акклиматизируются на новом месте и завоюют в 18-20 вв. целые регионы. Из Америки прибыли картофель, кукуруза, томаты, фасоль, табак, какао, подсолнечник. Все эти растения-путешественники встречают вначале неприветливый прием аборигенов. Население разных стран демонстрирует завидное единодушие: консерватизм в пищевых традициях, вкусах и пристрастиях одинаково присущ разным народам Европы и Азии.

    Кукуруза - одно из “растений цивилизации”, главная зерновая культура Американского континента. Она, как и фасоль, начинает возделывается в Европе в 16 в. Кукуруза, несмотря на свою высокую урожайность, распространяется чрезвычайно медленно, и только через 200 лет окончательно одержит победу: займет свое место на полях, будет признана одной из основных продовольственных культур. Она постепенно становится повседневной едой простых людей, а также идет на корм скоту 113 . Крестьяне, питаясь кукурузой, продают пшеницу, которая превратится, во многом благодаря такой замене, в объект крупной торговли.

    Сложны и запутанны были пути распространения картофеля. Испанцы познакомились с ним в Перу в первой половине 16 в. Затем он начал свое неспешное шествие по странам Европы. “Эпопея” картофеля изобилует приключениями: его разводили в садах знати ради цветов для украшения дамских причесок и платьев, готовили в пищу “вершки” - стебли и листья и т.д. Ему, как и кукурузе, понадобилось не менее двух столетий, чтобы стать одним из основных продуктов питания. Почти во всех странах он внедрялся “сверху”, под прямым нажимом властей, при сопротивлении самих земледельцев. Народ не хотел питаться картошкой, предпочитая оставлять службу у тех хозяев, которые навязывали ему эту еду. Однако у картофеля был целый ряд преимуществ. Во-первых, его урожайность: картофельное поле могло прокормить вдвое больше людей, чем зерновое. Во-вторых, “безопасность” произрастания: в условиях постоянных войн картофель становится чрезвычайно выгодным продуктом, так как он надежно укрыт землей и потому практически неуязвим.

    В формировании типа питания участвуют как новые продукты, так и старые, давно известные Европе (но их употребляют по-новому, в рационе меняется их соотношение). В частности возрастает значение овощей и фруктов: многие овощные культуры в 18 в. перекочевали с крестьянских огородов на поля, и потому их культивирование приобрело массовые размеры, они становились дешевле и доступнее, разнообразили стол: горошек, шпинат, артишоки, цветная капуста, спаржа, салат, помидоры 114 . Традиционный набор фруктов и ягод пополняется новыми, непривычными для европейца - бананами, ананасами и др. 115 Эти культуры путешествбвали из одной европейской стра-

    113 Многие блюда стали “своими”, национальными, например итальянская полента, румынская мамалыга, южнофранцузский мильяс.

    114 Последние были завезены в Европу в 20-х годах 16 в.

    115 Так, бананы в Англии появились впервые еще в первой половине 17 в., а постоянные поставки начали производиться только во второй половине 19 в. Таким же деликатесом там считались апельсины, которые привозились под Рождество.

    ны в другую: так, Карл VIII привез из своих итальянских походов дыню. Некоторые из них начинают более или менее регулярно поставлять в Европу, другие - разводить на средиземноморском юге (например, цитрусовые).

    Постепенно завоевывает Европу и Новый Свет сахар. В 16 в. сахарный тростник возделывается в Бразилии, где, как и на Вест-Индских островах, находятся крупнейшие его плантации. Он становится монокультурой, предназначенной исключительно на продажу, и поставляется во все более крупных объемах в Европу. Превратившись из лекарственного средства в пищевой продукт, сахар будет в дальнейшем пользоваться все большим спросом: для новых напитков (чай, кофе, шоколад), сладостей, в том числе конфет, варенья 116 . Его делали в форме сахарной головы (большой конус), а кусковой стал производиться только со второй половины 19 в. Он являлся роскошью, и потому, например, состоятельная крестьянская семья помещала сахарную голову на видном месте. Чтобы попить сладкого чаю, к ней подносили стакан с кипятком. Сахарная свекла известна с 16 в., но понадобилось почти столетие, чтобы производство сахара из нее приобрело промышленные масштабы. Несмотря на все успехи, он в конце 18 в. все еще не был распространен по всей Европе, хотя столицы активно потребляли его. (Так, дефицит сахара даже вызвал волнения в революционном Париже.)

    Пищевая роскошь

    Особую роль в оформлении социального статуса играет пищевая роскошь. В Средние века она состояла в мясном изобилии, когда столы ломились от съестного, а количество преобладало над качеством. Изысканная кухня появляется в Европе поздно - только в 15 в. 117 Она возникла в Италии, и роскошные банкеты молодых аристократов демонстрировали искусство кулинарии на практике. Постепенно утверждается французская “большая кухня” - правда, особой изысканности она достигает не ранее 18 в. “На обеденном столе не видно уже целого быка, кабана или оленя, не встретишь больше неотесанных героев, пожирающих целого барана... Тонкие кушанья под изысканейшими соусами следуют одно за

    116 Считается, что первый джем (повидло, варенье) сварили в Англии приблизительно в 30-х годах 18 в. Первые марципановые конфеты изготовлялись из миндаля и сахара.

    117 Время возникновения китайской кухни - 5 в. н.э., мусульманской - 11 -12 вв.

    другим, чтобы возбуждать аппетит, то и дело исчезающий и появляющийся вновь” - так описывает обед Л.-С. Мерсье. Это перигорские индейки, фаршированные трюфелями, тулузский паштет, домбрские бекасы, каплуны из Ко, байоннская ветчина, вьерзонские вареные языки и т.д. В середине 18 в. знатоки кулинарии и просто гурманы хором утверждают, что только теперь люди научились изысканно есть.

    В кулинарии так же, как и в одежде воцаряется мода. Париж претендует на роль ее законодателя, утверждая в меню те или иные супы, соусы, отвары и подливки. Некоторые блюда становятся поистине драгоценными, и цена на них достигает астрономических сумм. Так, черепаховый суп стоил в конце 18 в. около тысячи экю. Модными считались свежая рыба, молодые устрицы, птица - рябчики, овсянки; фрукты из оранжерей - земляника, персики, ананасы; цитрусовые - приводить примеры можно бесконечно. “Теперь за обедом всюду требуется большое разнообразие блюд - разные антре и антрме, и не съедается и четверти того, что подается к столу. Все эти дорогие кушанья съедаются челядью. Лакей питается гораздо лучше, чем какой-нибудь мелкий буржуа. Этот не решается даже и подступиться к свежей рыбе; он вдыхает ее аромат и ограничивается этим” 118 . Остатки княжеских и королевских трапез продавались на рынках и бойко раскупались (например, на версальском розничном рынке остатков).

    Дорогая и редкая пища - символ социального статуса. Она привлекает именно в силу своей недоступности. Если возможность питаться ею получают многие, она сразу же утрачивает всю свою гипнотическую притягательность. Так, в частности, произошло с перцем и пряностями. Пряности Леванта 119 служили главной статьей торговли с Востоком, олицетворяли богатство средневекового мира. О них на протяжении нескольких столетий мечтали европейцы, за ними посылали экспеди- ции, положившие начало колониальным захватам в Индии и Америке. В Новое время сбылась мечта Средневековья: европейцы нашли запо- ведные места, где росли перец и гвоздика. Португальцы, а затем гол- ландцы все более наращивают объем поставок дорогих продуктов, используя мощь своего флота. Изобилие пряностей ведет к излишествам в потреблении. Их кладут в мясо, рыбу, супы, употребляют в виде сладостей и в качестве лекарств. Однако в середине 17 в. наступает перелом: перец и пряности выходят из моды. Именно выходят из моды, так как широкомасштабные поставки снизили их цену, сделали доступны-

    118 Мерсье Л.-С. Цит. соч. Антре - первое блюдо, антрме - промежуточное блюдо.

    119 Корица, имбирь, гвоздика, мускатный орех.

    ми, и они перестали быть престижным продуктом. В 18 в. голландцам даже приходилось, по свидетельству очевидцев, сжигать или выбрасывать в море перец и мускатный орех, чтобы поддержать цены. Потребление пряностей перемещается на север и восток Европы: в Германию, Россию, Польшу 120 . Новым признаком роскоши и богатства становятся редкие заморские и потому чрезвычайно модные продукты: чай, кофе, шоколад, табак, алкоголь. В 17 в. Европу охватывает новая мания: страсть к ароматам. Их дают амбра, ирис, мускус, майоран, розовая и апельсиновая вода. Благоухает все - мясо и рыба, всевозможные соусы и сладости. Ароматической водой могли даже поливать яйца.

    Напитки и табак

    История напитков - непременная составная часть истории питания. Главный напиток, который пьет вся Европа, - вино. Оно следует за европейцами в другие части света, а виноградную лозу начинают разводить в Чили, Аргентине, Мексике. Между Старым и Новым Светом основаны новые форпосты, где производство вина развивается очень успешно: Азорские острова (красные, крепленые вина), Канарские острова (белое вино). В самой Европе области виноделия находятся южнее условной линии, проведенной от устья Луары (Франция) до Крыма и Кавказа.

    Вино 16-17 вв. можно пить только молодым, оно быстро прокисает, превращаясь в уксус. И потому вина 4-6-летней давности, как правило, испорчены. С 16 в. медленно внедряется новая технология обработки и хранения вин: их начинают процеживать, разливать в бутылки из толстого стекла, применять пробковые затычки 121 . Теперь именно старое вино имеет высокое качество. К середине 18 в. утверждается слава вин определенных виноградников, выявляются и закрепляются вкусовые отличия различных сортов. Дифференциация ведет к тому, что отдельные сорта становятся особо дорогими, а их употребление символизирует роскошь и гурманство, например шампанское, триумф которого придется уже на 19 в. 122

    120 Так, еще Лютер полемически утверждал, что в Германии больше пряностей, чем хлеба.

    121 Считается, что они появились в первой половине 16 в.

    122 Шампанское начали производить в первой половине 18 в. Однако технология его изготовления была изобретена еще раньше бенедиктинским монахом Пьером Периньоном (1639-1715), впоследствии - аббатом монастыря Сен-Варм во Франции.

    С 16 в. начинается быстрое распространение алкогольных напитков. Крепкие спиртные напитки перестают быть лекарством, а их производство приобретает товарный характер. Лидером и инициатором винокурения и его популяризации становятся голландцы. Вообще, северные страны (за линией товарного виноградарства) опережали в этом плане Средиземноморье. Крепкие напитки можно получать практически из любого растительного сырья: винограда, зерна, фруктов. Во внутренних районах перегоняется виноградное вино, во Франции появляются коньяки и арманьяки 123 . Вкусы того времени требуют крепких, густых вин, для которых выращивают специальные мускатные сорта винограда. Очень популярны малага, мадера, марсала, испанский херес, португальский портвейн, а их производство становится экспортной отраслью. Сахар Антильских островов создал ром - излюбленный напиток англичан и голландцев. Из Италии пришла мода на ароматизированные сладкие спиртные напитки - ликеры или ратафии (в 17 в. один из самых любимых видов вин). На севере Европы конкурентами винным спиртам стали зерновые: хлебные водки, виски, джин. Водки в Центральной и Северной Европе получают также из фруктового сырья: груш, яблок, вишен, слив. Разные страны отдают предпочтение различным напиткам: в Англии помимо американского рома пьют виски, джин, в Голландии - всевозможные виноградные и зерновые водки, во Франции, в Италии, Испании - собственные вина, в Германии - как рейнские вина, так и водки. Далее на восток (за Эльбой) начинается царство зернового спирта, так как вино здесь только привозное и стоит дорого.

    С 16 в. в Европе начинается “алкогольная революция”. В Германии этот век назвали “столетием пьянства”. Вино дает возможность уйти от повседневных забот и проблем, служит доступным наркотиком. Его прозвали в народе “забвение забот”, “прочь печаль”. Оно выполняло также функцию посредника, служа важным компонентом социальной коммуникабельности. Алкоголь постепенно становился повседневной привычкой. Водка дешевле вина и потому доступнее населению. Даже в винодельческих регионах низы зачастую пили водку. Ее начинали выдавать солдатам перед боем, тем самым регулярно приучая к ней. Любопытно, что, по мнению военных врачей 18 в., спиртные напитки необходимы для “доброго здоровья войск” (!).

    Пиво - еще один широко распространенный напиток. Его производство в Новое время приобретает товарные масштабы. Пивоварение процветает в северных странах - в Англии, Нидерландах, Германии,

    123 Завоевали славу в 17 в.

    Чехии. В отличие от прошлых столетий пиво варят с хмелем. На юге, в винодельческих областях, на него смотрят с презрением. Пиво - обычный напиток бедняков, особенно самодельное пиво, изготовлявшееся дома. Однако некоторые его сорта дороги и доступны не всем - лейпцигское пиво, британский эль.

    В “продовольственных революциях” важное место занимают новые напитки, заимствованные из дальних стран, - чай, кофе, шоколад. Все они по своему характеру - тонизирующие. Шоколад из Мексики пришел первоначально в Испанию (ок. 1520 г.), а затем в другие страны. Современники относились к нему двояко: как к напитку и как к лекарству. Единственным местом в Европе, где он одержал полную победу, была сама Испания: любимый напиток в Мадриде - густой шоколад с корицей. В других странах он остался привилегией избранного общества: “великие пьют его иногда, старцы - часто, народ - никогда”. Мария Терезия тайком следует своей испанской привычке - пьет шоколад (вторая половина 17 в.). При регенте ему был обеспечен успех: “прийти на шоколад” означало присутствовать при вставании принца. Постепенно появляется привычка смешивать его с молоком.

    Родина чая - Китай. Там он считается “растением цивилизации”, связанным тысячелетними традициями с китайской культурой. Разведение определенных сортов чайного куста, сбор чайного листа, его обработка так же сложна, как и выращивание виноградной лозы на другом конце света. Чаепитие - это особая область культуры потребления, определенный ритуал, для которого нужен специальный низкий столик, фарфоровая посуда. Чайная церемония настолько сложна, что ей, подобно искусству танца, надо учиться 124 . В Европе чай привился практически только в трех странах: в России, Англии и Голландии 125 . Впервые он появился в Западной Европе якобы в 1610 г. (его привезли голландцы), а в Англии - в середине 17 в. Потребление чая будет резко возрастать, и потому его поставки достигнут колоссальных размеров (организуются целые чайные флотилии). Англия в своем пристрастии обгонит Голландию: в конце 18 в. даже самые бедные англичане будут потреблять около 5-6 фунтов чая в год 126 . Госу-

    124 В одном из западных мемуаров 18 в. чайную церемонию сравнивают с искусством танца и реверансов: для обучения той и другой нужен хороший учитель.

    125 Чай появился в России раньше, чем в Западной Европе (с середины 16 в.). Однако потребление чая в России 18 в. на порядок уступало английскому.

    126 Существует много версий, пытающихся объяснить подобный феномен. Например, следующая: чай являлся в викторианскую эпоху лекарством от пьянства.

    дарство обложит его крупным акцизом, что вызовет негативную реакцию и сопротивление населения, включая контрабанду и выступления протеста (Бостонское чаепитие).

    Чай не смог внедриться на юге Европы, там, где столетиями господствовала виноградная лоза. И наоборот, вино не смогло завоевать Дальний Восток. Два “растения цивилизации” оказались несовместимыми. Для чая, ставшего национальным напитком англичан, потребовалось создать определенный ритуал. Первоначально его пили без сахара и молока, из маленьких чашечек без ручек. Позднее в чай начнут добавлять сахар, молоко (европейское решение), возникнет традиция пить чай в пять часов вечера (five o"clock tea) 127 .

    История кофе изобилует легендами и анекдотами. Кофейное дерево родом из Эфиопии. В 16 в. кофе станет привычным напитком в Турции и получит признание исламского мира, но первое знакомство с ним европейцев будет мимолетным 128 . Только во второй половине 17 в. он обоснуется в Европе: во Франции появится торговля вразнос; откроются лавки, где подают горячий кофе, - кофейни или кафе. В 18 в. обычай пить кофе распространился во Франции, Германии, Италии, Португалии. “Нет ни одного буржуазного дома, где бы вам ни предложили кофе. Нет ни одной продавщицы, кухарки, горничной, которая ни пила бы за завтраком кофе с молоком”, - отзывался об этом обычае современник. Привычка пить кофе с молоком так распространилась в народе, что напиток этот сделался постоянным завтраком всех ремесленников и рабочих: “они пьют его в несметном количестве”. Популярности нового напитка способствовали относительно низкие цены на кофе, выращенного на тропических островах - Мартинике, Ямайке, Гваделупе, Сан-Доминго. Правда, зачастую напиток бедноты представлял собой всего лишь скверное молоко, подкрашенное кофейной гущей.

    Настоящую революцию в Старом Свете произвел табак, покоривший в 16-18 вв. весь мир. О его распространении известно по запретам на курение, которые принимали правительства разных стран: Англии, Германии, Италии, России, Китая, Турции, Японии. Первоначально табак воспринимался европейцами как лекарство: так, Жан Нико 129 , посол Франции в Лиссабоне, преподнес листья табака как средство от мигрени Екатерине Медичи. Его употребляли тремя спо-

    127 Начиная с викторианства чай с молоком - традиционное питье для девушек, женщин, а молочник - непременный предмет чайного сервиза.

    129 От его имени произошел термин “никотин”.

    собами: нюхали, курили, жевали 130 . Сначала в Европе его только нюхали, для чего растирали в порошок, добавляли ароматические добавки и хранили в красивых табакерках. Людовик XIV даже ввел этот обычай в придворный этикет. Далее он распространился повсеместно: “...прославленные дамы станут нюхать табак так же, как важные господа”. Курили табак с помощью трубки (свернутые листья табака вначале курили только в Испании). Затем в Америке появляются “маленькие бумажные трубочки, в которые заворачивают резаный табак”, т.е. сигареты. Они распространятся в Европе в эпоху Наполеоновских войн и приобретут чрезвычайную популярность в 19 в. Закуривать за обедом стало принято в конце застолья, когда подавали кофе (мужчины могли для этого удаляться в отдельную комнату). Человеческое общество всегда нуждается в различных излишествах, тонизирующих веществах, стимуляторах.

    Застолье

    Революционными были не только изменения в рационе питания, его структуре. Кардинально меняются сами правила застолья, сервировки. Все, относящееся к убранству стола и недоступное простому народу, считалось роскошью: посуда, скатерть, салфетки. Знать имела столовое серебро, а в 18 в. началось повальное увлечение фарфором. Деревянная и оловянная посуда постепенно вытеснялась фаянсом (с 16 в.), но еще долго, вплоть до 20 в., дерево будет служить материалом для утвари в крестьянском доме. Изысканные манеры прививались чрезвычайно медленно, и дорогая посуда в богатом доме разительно контрастировала с простотой и непритязательностью застольного этикета. До 18 в. нравы оставались довольно грубыми. Правила хорошего тона требовали не плевать в свою тарелку, не облизывать пальцы, не сморкаться в скатерть, не пить “слишком уж по-скотски” и т.п. Прибор для каждого участника трапезы - довольно позднее изобретение западной цивилизации. Ложка - старая знакомая, но ели ею только жидкие похлебки, причем употребление личной ложки распространится в 16 в. вместе с использованием салфеток (до того руки омывали, либо вытирали о скатерть). Твердую пищу по-прежнему едят руками: в 17 в. по правилам хорошего тона полагалось брать кушанья не всей рукой, а только тремя пальцами. Аристократы к обеду могли одевать перчатки, и тогда руки оставались чистыми. Людовик XIV, напри-

    130 Жевание табака принято у простонародья, отдельных профессиональных или иных групп (например, у матросов).

    мер, был великим мастером есть пальцами, что восхищало его придворных. Ножи сотрапезники имели свои и носили их за поясом, так же как и личные кубки. Происхождение столового ножа весьма забавно. Он был остроконечным, и обедающие зачастую использовали его в качестве зубочистки. Кардинал Ришелье запретил это безобразие, и с тех пор столовые ножи имеют закругленный конец.

    Своя история и у вилки. Ее двузубый “предок” использовался на кухне. Применять его за столом начинали в Венеции. Так, серебряной двузубой вилкой на торжественном обеде венецианский дож пользовался уже в 11 в. В качестве раритета вилка фигурирует время от времени в описях королевского имущества (14 в.). Она считается чудачеством, признаком эксцентричности, даже извращенности (именно в таком духе она воспринимается во время правления французского короля Генриха III). Церковь клеймит нововведение и запрещает ее в монастырях вплоть до 18 в. В 16 в. вилкой едят в Италии, и отсюда она начинает распространяться по Европе, впрочем, довольно медленно. Существует мнение, что ее успеху способствовали брыжжевые воротники. Во всяком случае, при французском дворе она появилась на столе, милостиво допущенная “королем-солнцем”, только в конце его правления.

    Тарелки распространяются в 16-17 вв., ранее всего, конечно, у знати. Простой народ еще долго довольствуется средневековой “посудой” - ломтем хлеба, на который клался мясной кусок, или деревянным кружком. Считается, что изобретателем глубоких тарелок (во всяком случае, во Франции) был кардинал Мазарини, именно благодаря ему тарелка супа с середины 17 в. становится индивидуальной.