Мадам пуатье. Диана де Пуатье

Увидев заглавие этой книги - как не вспомнить «Две Дианы», второй из романов Александра Дюма в серии XVI века! Две Дианы… Одна - общеизвестная, другая - известная только специалисту-историку, да и то не каждому. И правда. Диана де Кастро (позднее де Монморанси) в противовес Диане де Пуатье (герцогине де Валентинуа) на первый взгляд представляется персонажем, целиком выдуманным Дюма, благо в романе фантазии - хоть отбавляй. Но это заблуждение. Ибо вторая Диана, «Диана Французская», существовала в действительности, и при этом оказалась в чем-то антиподом «главной» Дианы. Она была побочной дочерью Генриха II, но не от Дианы де Пуатье, как уверяет Дюма, а от случайной связи во время итальянского похода короля. Принятая при дворе и получившая превосходное образование, она вышла вторым браком за сына коннетабля Монморанси, что втянуло ее в политический водоворот эпохи. Здесь она проявила ум и твердость характера, стремясь к умиротворению и сближению конфессиональных партий, в частности сумела удержать своего супруга от участия в кровопролитиях Варфоломеевской ночи. Много сделав для укрепления союза своего брата, Генриха III, с королем Наваррским, будущим Генрихом IV, она имела благотворное влияние на последнего, когда тот стал королем, и даже участвовала в воспитании его сына, будущего Людовика XIII. В целом это была светлая личность (что и постарался на свой лад показать Дюма), в противовес ее знаменитой тезке (которую романист живописал одной черной краской, в чем тоже не слишком ошибся).

Автор книги, лежащей перед нами, о Диане Французской повествует лишь мимоходом, что и понятно; зато портрет своей героини, Дианы де Пуатье, он изобразил во всей полноте, в окружении близких ей лиц и в интерьере эпохи, хотя избежал при этом как черной, так и белой краски, предпочитая им подлинные материалы и свидетельства, почерпнутые из документов XVI века.

Поначалу иному читателю книга может показаться скучноватой - не то что Дюма! И впрямь: перечисление каких-то никому не ведомых феодальных владений, дворянских фамилий, их родословных… Но по мере того как вчитываешься, уже невозможно оторваться - с каждой страницей все отчетливее видишь лес за отдельными деревьями, все отчетливее начинаешь понимать, что автор сумел вскрыть самую суть эпохи и роль в ней главных действующих лиц; мало того, прочитав книгу, постигаешь, что речь идет о выявлении вечных истин, которые действуют и в наши дни с неменьшей силой и последствиями, чем это было в те отдаленные времена! Уж таково уникальное умение автора - из частного строить общее, причем ненавязчиво, убеждая читателя не своими личными оценками, симпатиями и антипатиями, а фактами, только фактами, во всей их неприкрытой обнаженности. Все это, впрочем, неудивительно, ибо автор - великий мастер своего жанра, мастер исторического анализа и синтеза, чувствующий себя в многообразии материалов эпохи, словно рыба в воде.

Имя Ивана Клуласа широко известно во Франции, да и не только там. Доктор исторических наук, архивист-палеограф, член Французской школы в Риме и Дома Веласкеса в Мадриде, лауреат Большой парижской премии 1982 года, он автор многочисленных исследований, публикаций, научных и научно-популярных трудов по проблемам Ренессанса, среди которых особенно близки по материалу предлагаемой ныне книги биографии Генриха II, Екатерины Медичи и выпущенный издательством «Молодая гвардия» прекрасный «роман замков» . Все названные труды маститого историка посвящены XVI веку - эпохе последних Валуа. Что же касается «Дианы де Пуатье», то время, описанное в ней, приходится на переломный этап этой эпохи, когда кончился ее восходящий период и начался нисходящий, что точно уловил и выразил автор. Чтобы это стало ясно и нам, необходимо познакомиться с той исторической ареной, на которой разыгрывалась удивительная эпопея герцогини де Валентинуа и связанных с нею персонажей.

К началу XVI века Франция стала самым значительным из государств Западной Европы. Ее территория была лишь немногим меньше современной, а население насчитывало 15 миллионов человек - втрое больше, чем в Испании, и впятеро - чем в Англии. Хотя Франция по-прежнему оставалась страной аграрной (девять десятых ее населения проживало в деревне), в ней постепенно складывался единый внутренний рынок, формировалась национальная буржуазия, развивались промышленность и торговля, причем в некоторых отраслях производства - выработке шерстяных и шелковых тканей, предметов роскоши, а также в печатном и издательском деле она занимала одну из авангардных позиций в Европе.

Изжив средневековую раздробленность, Франция становилась централизованным национальным государством, а ее глава из феодального сюзерена превратился в абсолютного монарха и отныне заканчивал свои указы стандартной формулой: «…ибо такова есть Наша воля». Воля эта была направлена в первую очередь на удовлетворение интересов того слоя общества, который был основной опорой монархии - французского дворянства. Как и в Средние века, оно занимало господствующее положение в стране, но в структуре его произошли значительные изменения. Если раньше дворяне делились по степени родовитости, то теперь критерием стала близость к трону: от абсолютного монарха зависели и знатность, и богатство, и почет. В соответствии с этим отныне дворянство распадалось на придворное, проводившее время в праздности и развлечениях, и провинциальное, косневшее в своей глуши и безмерно завидовавшее преуспевшим собратьям по сословию. Кроме того, формировалась еще одна категория дворян - «дворяне мантии». В отличие от потомственного дворянства («дворянства шпаги») эти господа, выходцы из самой богатой буржуазии, в качестве сановников и высших чиновников обслуживали монархию, за что и получали личное дворянство.

Материальное положение этих разных групп привилегированной части общества было далеко не одинаковым. Если придворные и сановники благоденствовали в первую очередь за счет государственного пирога, иначе говоря, за счет налогов (которые при абсолютной монархии непрерывно увеличивались), то провинциальные дворяне жили исключительно за счет феодальной ренты (а она со времени Великих географических открытий и «революции цен» неизменно уменьшалась). Поэтому монархии, отражавшей интересы всего господствующего класса, приходилось постоянно искать новый источник средств для удовлетворения рядовых слоев дворянства. Таким источником могла стать только внешняя война, которая, в случае успеха, сулила ограбление незадачливых соседей, а вместе с тем становилась оттоком для провинциальных дворян, превращавшихся в воинов и получавших дополнительный источник доходов. Вследствие этого абсолютная монархия была весьма воинственным государством. Начиная с 1494 года четыре следующих друг за другом короля - Карл VIII (1483–1498), Людовик XII (1498–1515), Франциск I (1515–1547) и Генрих II (1547–1559) увязли в так называемых «Итальянских войнах», принявших общеевропейский характер. Войны эти, тянувшиеся более полустолетия, не дали Франции существенных территориальных приобретений, но обогатили двор и, главное, обеспечили выход недовольству массы провинциальных дворян, решивших свои экономические проблемы за счет ограбления Северной и Средней Италии. Впрочем, не только материальные богатства наводнили в те годы Францию; богатства духовные сыграли неменьшую роль в расцвете страны, обеспечив подлинный «золотой век» Валуа. Знакомство с сокровищами итальянской культуры, привлечение замечательных мастеров - великого Леонардо, Бенвенуто Челлини, Приматиччо, Россо Фьорентино стимулировали французских монархов к покровительству своей, национальной культуре, что вылилось в конечном итоге во французское Возрождение. Его расцвет пришелся на время Франциска I и Генриха II - именно на то время, которое описано в книге Клуласа и на которое пала бурная деятельность герцогини Валентинуа.

«Любовь к тебе – торжественная месса,
Какую не прервут ни холода,
Ни дождь, ни жар, ни долгих лет чреда,
Ни вечности зловещая завеса...».
Генрих II Валуа, 1547 г.

Для вас перетекала в менуэты
Воздушная рапсодия светил,
Вас прославляли лучшие поэты,
И лучший скульптор в камне воплотил.
Пусть жемчуга искусства – лишь монисто,
Разбитое колёсами карет,
Кисть живописца, строки романиста –
Оставили ваш истинный портрет.

Богиня власти, с самого рожденья
Вы понимали силу красоты,
Одним ломая судьбы и хребты,
Другим бросая соль предубежденья.
Но у подножья трона, как в бою,
Вы меч судьбы прошли по острию!
__________________
* Иллюстрация:
картина "Диана де Пуатье в мастерской Жана Гужона",
автор Жан–Оноре Фрагонар, 1774 г.

Жан Гужон (1510 – 1572) – крупнейший французский скульптор эпохи Возрождения.
Одно из его известнейших произведений – композиция "Диана", заказанная ему
королём Генрихом II как скульптурный портрет своей фаворитки. Диана
изображена нагой и лежащей с луком в руке, облокотившись на шею оленя. Её
куафюра состоит из кос, в которые вплетены драгоценные каменья; возле неё –
собака. Работа чрезвычайно понравилась королю Генриху II: он щедро заплатил
мастеру и поручил другие скульптурные работы в королевстве. Конец жизни
Жана Гужона был трагическим, – как кальвиниста его убили во время
Варфоломеевской ночи.

ЛЮБОВЬ, НЕ ЗНАЮЩАЯ ТЛЕНА

Может ли мужчина полюбить женщину с первого взгляда и любить до последнего вздоха? Да, может. До сих пор по всей Франции живы свидетельства этой любви: на стенах Версаля, замков Луары и городка Анэ можно увидеть фрески, скульптуры и портреты Дианы де Пуатье и короля Франции Генриха II. На фронтонах парижских и лионских зданий – их вензеля: сдвоенные латинские буквы "DH" – Диана и Генрих (Henri). Как будто это случилось только вчера. А между тем все началось ещё в далеком XVI веке.

Диана – старшая дочь Жана де Пуатье, сеньора де Сен–Валье. Годы жизни Дианы 1499 – 1566. В пятнадцатилетнем возрасте её выдали замуж за Луи де Брезе, графа де Мольверье, которому шёл шестой десяток. Все ждали, что 15–летняя красавица заведёт себе любовника. Но та родила мужу двух дочек и наотрез отказалась от любого постороннего ухаживания.

Она изменила мужу только один раз, да и то не по своей воле... Это случилось в 1525 году, когда коннетабль Карл де Бурбон бежал из Франции и присоединился к войскам германского короля Карла V. Король Франциск I ответил на измену Карла де Бурбона расправой над его сторонниками. Отец Дианы, Жан де Пуатье, считался другом беглеца – и теперь его ожидала казнь. Диана обожала отца. Она не могла допустить, чтобы его казнили. Она спешно собралась в Париж – упасть к ногам короля и молить его о милосердии – и вымолила его ценой супружеской неверности, о чём вскоре узнал весь двор.

Супруг Диану простил, а современники ею восхитились. Знаменитый мемуарист Пьер де Брантом, друг и поклонник Дианы, писал, не называя её имени: «Я слыхал рассказы о знатном вельможе, приговорённом к отсечению головы и уже возведённом на эшафот, как вдруг пришло помилование, добытое его дочерью, одной из первых придворных красавиц. И вот, сойдя с эшафота, он изрёк не что иное, как такую фразу: «Да упасёт Господь благое лоно моей дочери».

Генрих II (1519 – 1559) – король Франции с 31 марта 1547 года. Встреча Генриха и Дианы состоялась, когда ему было шесть лет: он отправлялся вместе со старшим братом в заложники, в Испанию, вместо своего отца, Франциска I. Диана, которой тогда было 25, единственная из всей свиты, попрощалась с Генрихом. Она кинулась к ребёнку, прижала к груди и поцеловала его в лоб. "Ты должен держаться, мой мальчик! – прошептала она. – Мы будем тебя ждать!". Потом она узнала, что испанцы бросили детей в тюрьму. По ночам Диане снился Генрих с огромными затравленными глазами. И она начала молиться за него, как за собственного сына.

Только через четыре года Франциск I смог выкупить принцев. В честь их возвращения и женитьбы короля на Элеоноре Австрийской устроили турнир. Франциск и Дофин склонились перед новой королевой. Но Генрих преклонил свой стяг перед... Дианой Пуатье. Двор ахнул: ведь ей уже 31–й год, а принцу ещё нет и двенадцати! Но, видно, в плену взрослеют быстро: свой поединок юный рыцарь выиграл. А через три месяца умер Великий Сенешаль Нормандии Луи де Брезе. И Диана надела вдовьи одежды – чёрные с белым. Теперь это её наряд на всю жизнь...

Когда король Франциск I умер и на престол взошёл Генрих II, настоящей королевой стала вовсе не Екатерина Медичи, его жена, а Диана. Даже при коронации она заняла почётное публичное место, в то время как Екатерина находилась на удалённой трибуне. Приход к власти Генриха обернулся триумфом Дианы, вознесённой при новом дворе к заоблачным вершинам. Генрих осыпал её бесценными подарками: к самым завидным драгоценностям короны он присовокупил и огромный бриллиант, изъятый у поверженной фаворитки умершего короля, герцогини д’Этамп. Диане достались и все её замки, а также парижский особняк соперницы. Будто Диана, а не Екатерина, – королева Франции. Но ведь так и было: Диана владела не страной, но сердцем короля. Для Генриха Екатерина была всего лишь навязанной династической супругой. Диана же – всей жизнью. Уезжая от неё даже на день, Генрих слал бесчисленные письма. Ответом на них стал девиз, который взяла себе Диана: "Sola vivit in illo" – "Живу только в нём".

Но никакая магия не остановит время: скоро ей стукнет пятьдесят. Что потом? Это только чудачка Екатерина надеется на всяких знахарей, магов, астрологов. А впрочем, есть же истинные волшебники! Художники, скульпторы, поэты – вот кто сможет остановить время и навечно запечатлеть красоту Дианы в стихах, полотнах, скульптурах! Она станет нимфой королевского дворца Фонтенбло и покровительницей искусства.

Когда–то при рождении старая ворожея нагадала, что девочка, рождённая осенью 1499 года у Жана де Пуатье и которую назовут Дианой, будет властвовать над всеми. Отличное пророчество. Но к власти Диана не стремилась. А вот если потомки назовут её патронессой и вдохновительницей искусств и скажут, что именно во времена прекрасной Дианы начался золотой век французского Ренессанса, – это станет вершиной её жизни. С тех пор так и повелось. Диана приглашала лучших архитекторов, чтобы они строили новые дворцы и реставрировали старые; лучших живописцев, чтобы они расписывали своды этих дворцов, помещая на стенах её, Дианы, портреты; лучших поэтов и музыкантов, чтобы и они прославляли её с Генрихом любовь.

Брантом писал: «Я видел Диану, когда ей было шестьдесят пять лет, и не мог надивиться её красоте; все прелести сияли на лице этой редкой женщины. Я думаю, проживи эта дама сто лет, она всё равно не состарилась бы ни лицом, так совершенны были его линии, ни телом, пусть и упрятанным в одежду, настолько хорошо оно закалено и натренировано». Диана де Пуатье без сомнений была первой красавицей королевства, не зря же именно с нее был «списан» абсолютный канон женской красоты, не менявшийся во Франции полтора века. По нему, у красивой женщины должны быть:

Три вещи белые – кожа, зубы, кисти рук:
три черные – глаза, брови, ресницы:
три розовые – губы, щёки, ногти;
три длинные – тело, волосы, пальцы:
три короткие – зубы, уши, ступни;
три тонкие – губы, талия, ступни:
три полные – руки, бёдра, икры:
три маленькие – соски, нос, голова.

Ну, а королевская жизнь по–прежнему шла "на троих". Екатерина исправно рожала. Диана воспитывала королевских отпрысков. Обе женщины всегда вели себя в рамках приличий. Влияние фаворитки не ограничивалось только внутренней политикой, но распространилось буквально на всё, в том числе на международные отношения. Именно Диана посоветовала Генриху подписать Като–Камбрезийский мир (3 апреля 1559 года), благополучно завершивший итальянские походы, длившиеся шестьдесят лет.

Но, как часто бывает, "рядом со счастьем бродит беда...". При праздновании свадьбы дочери и заключения Като–Камбрезийского мира Генрих устроил трехдневный рыцарский турнир. На второй день вечером Генрих вступил в бой с графом Монтгомери. Копьё графа сломалось о панцирь противника, осколки копья вонзились в лоб короля и пробили глаз. Несколько дней спустя король умер от этой раны, несмотря на все усилия врачей. Проститься с ним Диану не пустила мгновенно взявшая власть в свои руки Екатерина Медичи. Эти события описаны в романах Александра Дюма "Две Дианы" и "Паж герцога Савойского".

На трон королевства вступил юный монарх Франциск II. Но негласно страной стала править вдовствующая королева, дождавшаяся своего часа. Диане де Пуатье было приказано вернуть в казну все драгоценные подарки погибшего Генриха, у неё отняли большую часть имущества.

И всё же Диана, уехавшая в свой замок Анэ, и на седьмом десятке притягивала взоры мужчин. Однажды придворный писатель Пьер Брантом попросил её раскрыть секрет вечной молодости. "Ничего удивительного в этом нет, – отвечала Диана. – Я встаю в шесть утра и принимаю холодную ванну. Потом сажусь на лошадь и скачу во весь опор. В восемь возвращаюсь и ложусь немного отдохнуть. Завтракаю и обедаю легко, на ужин ем что–нибудь молочное. Но главное вот в чем: каждый день надо заниматься чем–то приятным и засыпать радостно, не держа в голове тяжёлых мыслей".

В ночь на 25 апреля 1566 года Диана де Пуатье заснула, с улыбкой вспоминая своего Генриха. И уже не проснулась. В церкви Анэ ей поставили памятник из белого мрамора, как истинной античной богине. И вот уже пятый век в день её упокоения таинственные поклонники приносят к этому памятнику две белые розы – одну от себя, другую от Генриха. Недаром же он написал когда–то: "Моя любовь охранит Вас и от времени, и от самой смерти".

P.S.
После смерти Диана разделила участь своего короля. В годы французской революции (в которой не было ничего великого) прах всех французских правителей, их жён и детей был извлечён из королевской усыпальницы в Сен–Дени и брошен в ров. Так же поступили революционеры и с останками королевской фаворитки Дианы де Пуатье. Все были потрясены, что тело Дианы прекрасно сохранилось, а её волосы, и через два века удивлявшие красотой, бунтовщики нарезали на локоны, сделав из них амулеты, сулящие вечную любовь.

21 сентября 2016, 22:50

Историй о том, как рыцарь влюбляется в даму с первого взгляда и любит её до последнего вздоха, немного даже в средневековой литературе - не то что в жизни. Однако один случай, именно такой рыцарской любви, известен наверняка. Рыцарь был королем Франции, а его дама была воистину прекрасной женщиной, хоть и старше самого короля на 20 лет...

В 1525 году французский король Франциск I проиграл битву за Павию, попал в плен к испанцам и подписал Мадридский договор. По его условиям король обретал свободу только в обмен на свободу своих двух сыновей: восьмилетнего дофина Франциска, наследника престола, и шестилетнего принца Генриха. До пограничной реки Бидассоа братьев сопровождал огромный кортеж придворных, в числе которых была супруга графа де Брезе Диана де Пуатье. Когда на границе придворные стали прощаться с братьями, они обращались в основном к дофину Франциску, как к старшему. Генрих долго стоял один и плакал, пока к нему не подошла Диана. Она обняла его, укрыла своей шалью и сказала: «Все будет хорошо, поверьте, Ваше Высочество!» Когда за принцами прибыли испанцы, Диана, поцеловав Генриха в лоб, подтолкнула его к лодкам и сказала: «Не бойтесь, мы с вами еще встретимся». К этому времени Диане де Пуатье, родившейся 3 сентября 1499 года, исполнилось 27 лет, и уже 12 лет она была женой графа де Брезе дю Мо-леврие, великого сенешаля Нормандии. Замуж ее выдали, когда ей не исполнилось еще пятнадцати, а ее мужу было уже пятьдесят шесть.

ГЕНРИХ II.

ДИАНА ДЕ ПУАТЬЕ.

Супружество их было вполне счастливым. Граф восхищался красотой жены, уважал ее ум и волю, всегда прислушивался к ее советам.

А Диана демонстрировала необычайную для тех времен верность супружескому ложу. Она изменила мужу только один раз, да и то не по своей воле... Это случилось в 1525 году, когда коннетабль Карл де Бурбон бежал из Франции и присоединился к войскам германского короля Карла V. Король Франциск I ответил на измену Карла де Бурбона расправой над его сторонниками. Отец Дианы, Жан де Пуатье, считался другом беглеца - и теперь его ожидала казнь. Диана обожала отца. Она не могла допустить, чтобы его казнили. Она спешно собралась в Париж - упасть к ногам короля и молить его о милосердии - и вымолила его ценой супружеской неверности, о чем вскоре узнал весь Париж.

Супруг Диану простил, а современники ею восхитились. Знаменитый мемуарист Пьер де Брантом. друг и поклонник Дианы, писал, не называя ее имени: «Я слыхал рассказы о знатном вельможе, приговоренном к отсечению головы и уже возведенном на эшафот, как вдруг пришло помилование, добытое его дочерью, одной из первых придворных красавиц. И вот, сойдя с эшафота, он изрек не что иное, как такую фразу: «Да упасет Господь благое лоно моей дочери».

Жан де Пуатье, не питавший симпатий к Франциску I, опасался, что король сделает его дочь одной из своих многочисленных любовниц. Отец спрятал Диану в замке Сен-Валье, где она безвыездно провела несколько месяцев в обществе лишь своих дочерей, младшая из которых была ровесницей Генриха.

Принц Генрих появился на свет 31 марта 1519 года. Он был четвертым ребенком короля Франциска I и принцессы Клод Французской, которая рожала по ребенку в год и умерла в 1524 году, во время своей восьмой беременности, не дожив до двадцати пяти лет. Генрих почти не помнил мать, которую ему заменила воспитательница мадам де Шавиньи. Все пять лет, что Генрих и его брат Франциск пробыли в испанском плену, она была рядом с младшим из принцев. Это благодаря ей Генрих пристрастился к чтению, отдавая предпочтение поэмам и рыцарским романам, любимым из которых был «Амадис Гальский» Гарей Ордоньеса де Монтальво. В нем двенадцатилетний принц Амадис влюблялся в прекрасную деву-воительницу, которой был ведом секрет вечной молодости: она по-матерински наставляла и оберегала его, и при этом любила со всей возможной страстью... Генрих примерял образ Амадиса на себя и избрал себе даму сердца: ту незнакомку с берега Бидассоа. Он поклялся хранить ей верность до гроба.

Второй раз Генрих и Диана встретились 15 марта 1531 года. На рыцарском турнире, устроенном в честь свадьбы Франциска I и его второй жены, Элеоноры Австрийской. Это был первый турнир Генриха. Его старший брат, дофин Франциск, должен был сражаться во имя своей мачехи - того требовала вежливость. Но Генрих имел возможность выбирать, и он подъехал к барьеру, за которым Диана сидела рядом со своим сильно постаревшим мужем, и, склонив перед нею свой штандарт, объявил, что он будет биться во славу Дианы де Пуатье, прекраснейшей из всех женщин.

Летом того же года Диана де Пуатье овдовела. Она заказала для мужа невероятной пышности надгробие. Для фигуры коленопреклоненной вдовы Диана позировала скульптору лично. Она действительно скорбела о смерти графа де Брезе и, надев траур, носила его всю жизнь. Черное и белое были ей очень к лицу. Юный принц Генрих отныне тоже одевался только в черное и белое - цвета «своей дамы».

28 октября 1533 года 14-летнего Генриха женили на его ровеснице Екатерине Медичи, племяннице Папы Римского Климента VII. С политической точки зрения брак этот считался для Франции удачным и выгодным. Мнения молодоженов, разумеется, никто не спрашивал. Генриху Екатерина не понравилась. Причиной неприязни были не какие-то ее физические недостатки: она была хоть и не красавица, но изящна, к тому же образованна и умна. Просто она не была Дианой де Пуатье, а никакой другой дамы принц Генрих не желал видеть в своей жизни. И хотя Франциск I посмеивался над любовью сына к женщине, которая годилась ему в матери, он предпочел проследить, чтобы брак «состоялся»: во время брачной ночи принца и Екатерины Медичи король в буквальном смысле слова стоял над их ложем.

ЕКАТЕРИНА МЕДИЧИ.

Когда Диана де Пуатье и принц Генрих стали любовниками, точно неизвестно. Некоторые историки полагают, что это произошло по инициативе Дианы в ноябре 1536 года, когда от лихорадки скончался старший сын короля Франциск и наследником французского престола стал семнадцатилетний Генрих. Однако большинство современников заметили, что их отношения сделались особенно нежными, когда Генриху исполнилось девятнадцать, а Диана приближалась уже к сорока.

В сорок лет Диана де Пуатье была по-прежнему свежа, стройна и бодра, и это казалось многим современникам подозрительным. Придворные сплетницы говорили, будто она балуется колдовством и готовит для себя какие-то особые мази. Среди тех, кто распускал эти сплетни, была фаворитка короля. Анна де Писсле, герцогиня д"Этамп, претендовавшей на звание первой красавицы Франции. Король, надо отдать ему должное, спокойно наблюдал за перипетиями «войны двух красавиц». А со стороны герцогини д"Этамп это была самая настоящая война. В 1538 году она даже заказала поэту Жану Вульте памфлет на Диану де Пуатье и распространила его среди придворных. Вот только несколько самых приличных строк написанного на латыни пасквиля: «Пусть дамочка из Пуатье знает: женщинам не дано возрождаться, потому что те, кого время выбрало, чтобы использовать, вместе со временем выходят из употребления. Раскрашенная наживка не притягивает дичь, и даже если бы ты купила все, необходимое женщине, не добилась бы от любовника желаемого, потому что для любви надо быть живой, а ты уже мертва».

Несмотря на все старания герцогини д"Этамп, памфлет не имел успеха, ибо абсолютно не соответствовал истине. Диана де Пуатье никогда не пыталась скрывать свой возраст. Просто она действительно выглядела гораздо моложе своих лет. Она казалась ровесницей и герцогине д"Этамп, и даже Екатерине Медичи. И рецепт ее неувядающей красоты был весьма прост: Диана де Пуатье вставала в шесть утра, принимала ледяную ванну, а затем отправлялась на конную прогулку и в любую погоду скакала по окрестностям замка в течение трех часов.

Брантом писал: «Я видел Диану, когда ей было шестьдесят пять лет, и не мог надивиться ее красоте; все прелести сияли на лице этой редкой женщины. Я думаю, проживи эта дама сто лет, она все равно не состарилась бы ни лицом, так совершенны были его линии, ни телом, пусть и упрятанным в одежду, настолько хорошо оно закалено и натренировано».

Диана де Пуатье без сомнений была первой красавицей королевства, не зря же именно с нее был «списан» абсолютный канон женской красоты, не менявшийся во Франции полтора века. По нему, у красивой женщины должны быть:

три вещи белые - кожа, зубы, кисти рук:

три черные - глаза, брови, ресницы:

три розовые - губы, щеки, ногти;

три длинные - тело, волосы, пальцы:

три короткие - зубы, уши, ступни;

три тонкие - губы, талия, ступни:

три полные - руки, бедра, икры:

три маленькие - соски, нос, голова.

Впрочем, утверждают, что преданную любовь принца Диана де Пуатье получила благодаря не только своему физическому совершенству, но и уму. Даже королю нравилось то, что у его младшего сына, которого Франциск I всегда считал безвольным мечтателем, есть такая зрелая и мудрая любовница.

Брантом откровенно восхищался преданностью «величайшего принца, так пылко любившего знатную вдову зрелых лет, что покидал и жену, и прочих, сколь бы ни были они молоды и красивы, ради ее ложа. Но к тому имел он все основания, ибо это была одна из самых красивых и любезных дам, какие только рождались на свет. И ее зима, несомненно, стоила дороже, чем весны, лета и осени других».

Их близость ни для кого при дворе не была тайной. И послы иностранных держав в отчетах своим правителям неизменно упоминали имя мадам де Брезе. Правда, не все из них верили, что Генрих и Диана действительно любовники. Венецианский посол Марино Кавалли в 1546 году писал: «Принцу 28 лет. Он превыше всего ценит общество вдовы великого сенешаля Нормандии, 48-летней мадам де Брезе. К ней он испытывает истинную привязанность, однако полагают, что в их отношениях нет ничего сладострастного, как если бы они были матерью и сыном. Утверждают, будто Диана де Брезе взяла на себя труд опекать, воспитывать и направлять дофина, побуждая свершать достойные его деяния. И это ей в самом деле замечательно удалось. Из пустого насмешника, не слишком привязанного к супруге, принц превратился в совсем иного человека. Избавился он и от нескольких других мелких недостатков юности».

Впрочем, другие послы были не так наивны или - просто имели возможность дольше наблюдать взаимоотношения Генриха и Дианы. Годом позже, после того как 31 марта 1547 года король Франциск I скончался и Генрих взошел на французский престол, римский посол Альворатто писал:«Помимо игры в мяч и охоты он постоянно ухаживает за своей любовницей. Навещает ее король после каждой трапезы и, таким образом, в среднем проводит в ее обществе не менее восьми часов. Если дама в это время находится у королевы, он велит ее вызвать...»

ГЕНРИХ II.

Теперь Диана де Пуатье стала все равно что королевой Франции... «Больше, чем королева» - так говорили о ней современники, приводя в пример то, что Диана не стала мстить фаворитке покойного короля. В том, что Диана непременно должна отомстить за многолетние унижения, были уверены все. Герцогиня д"Этамп даже бежала в Лимурский замок и провела там несколько месяцев в постоянном страхе за свою жизнь. Бывшие сторонники герцогини д"Этамп тоже разъехались по родовым поместьям, ожидая, когда же начнутся репрессии против них.

Прошло немало времени, прежде чем бывшие враги Дианы поверили в ее благородство и начали возвращаться в Париж. Теперь большинство из них не испытывало к ней враждебных чувств, и вовсе не потому, что побоялись бы враждовать с королевской фавориткой: неожиданное благородство Дианы многих привлекло на ее сторону. А Диану не интересовала мелкая месть: ее интересовала власть. Но не собственная - она мечтала сделать Генриха II великим королем.

Даже те, кто не питал особых симпатий к Диане, вынуждены признавать ее заслуги перед Францией. Французский историк Иван Клулас, большой поклонник Екатерины Медичи, в своих книгах постоянно подвергающий критике Диану де Пуатье, написал: «Диана, демонстрируя образ безупречной вдовы, добилась от нового короля, чтобы он наставил государство, и в первую очередь двор, на путь нравственности. Целая серия мер, направленная на установление экономии и аскетизма, ясно показывает, что под управлением «дамы из Анэ» и контролем ее друзей, державших в руках пружины государственной власти, Францию ждет обновление. Особое предписание устанавливало, что балы и концерты более не будут устраиваться ежедневно; бархат, атлас, золотая и серебряная парча, позументы и вышивка должны исчезнуть с одежды под угрозой штрафа в тысячу экю. Придворный штат был изрядно урезан. Королеве Екатерине дозволялось иметь лишь четырех фрейлин, дам «серьезных и порядочных». Первой из них стала сама Диана, остальные - дамы де Монпансье, де Невер и де Сен-Поль».

Именно по совету Дианы, как писал Клулас, «Генрих стал внедрять в обществе милосердие и благотворительность, предписал монастырям в определенные дни раздавать милостыню в виде денег или продуктов. Жители каждого квартала должны были сообща заботиться о пище бедных семей. Больных и увечных нищих велено было содержать в больницах. Была предложена и парламентская реформа: отныне советником мог стать только человек старше тридцати лет и только после тщательной проверки на предмет добродетельного и нравственного образа жизни».

Генрих прислушивался к советам Дианы во всем, даже в том, что касалось его отношений с супругой. Об этом было известно при дворе, но даже у самых острых на язык придворных не возникло соблазна упрекнуть за это короля и тем более его фаворитку. И все смеялись над Екатериной. И восхищались «мудростью» и «благородством» Дианы, думавшей не только о радостях плоти, но и о насущных жизненных нуждах любовника: о том, что будущему королю необходимы наследники.

Проведя в супружестве уже несколько лет, Екатерина Медичи все никак не могла забеременеть. Она принимала всевозможные «целебные эликсиры», ставила травяные припарки на живот и пиявки на бедра. Она пила мочу мула, принимала истолченный пепел лягушки и кабаньих клыков, смешанный с порошком из дождевых червей, носила при себе пояс из козьей шерсти, пропитанный молоком ослицы. Она использовала все достижения медицины и опробовала все народные средства. Но ничего не помогало, несмотря даже на то. что Диана де Пуатье регулярно, раз в неделю, отказывала своему юному любовнику в ласке - и отправляла Генриха к жене, ставя условием, чтобы он непременно исполнил свой супружеский долг.

Согласно утверждению современников, спас Екатерину Медичи рекомендованный ей Дианой врач Жан-Франсуа Фернель. Он обнаружил некий изъян в ее внутреннем строении, из-за которого королевское семя не достигало цели и не могло дать плода. Фернель посоветовал Генриху впредь исполнять супружеский долг в некой иной позиции, нежели та, которую принц обычно предпочитал. Впоследствии, благодаря неукоснительному следованию советам придворного лекаря, у Екатерины родилось десять детей. Но больше любить ее из-за этого Генрих все равно не стал - его сердце принадлежало Диане.

Генрих уделял своим детям значительно больше внимания, чем супруга. Вместе с Дианой де Пуатье, которая принимала деятельное участие в воспитании детей своего возлюбленного, он часто играл с ними, гулял в парке, читал им книги. Супруга же его в общении с детьми, как и вообще с людьми, была холодней немногословна - она плохо говорила по-французски и стеснялась этого.

Екатерина в отчаянии искала причины, по которым ее супруг считал Диану столь желанной все эти годы. Она отказывалась понимать, что любить человека можно и безо всяких причин, просто потому, что человек кажется близким, милым и дорогим. Екатерина подкупала горничных Дианы для того, чтобы они похищали у хозяйки ее благовония, которыми умащивала себя перед приходом мужа, надеясь, что сможет пробудить в нем больше страсти. Однажды она даже взялась подглядывать за королем и его фавориткой...

Генриху вскоре стало известно, что Екатерина наблюдает за ним и Дианой. Но он не предпринял ничего против этого и даже не наказал «даму, сопровождавшую королеву», хотя знал, что в качестве конфидентки королевы в этом эпизоде выступала герцогиня де Монпансье и она разболтала о случившемся другим фрейлинам. Такое пренебрежительное бездействие было воспринято при дворе как весьма жестокая месть королеве.

Но еще более жестоким было решение Генриха обязать Диану принимать участие в воспитании королевских детей, «ибо она имела обширный опыт в этом вопросе». Диане разрешили присутствовать при родах, она выбирала кормилиц, изучая их сложение и качество молока, а если кормилица не справлялась с обязанностями - находила ей замену. Именно Диана решала, когда ребенка пора отнимать от груди. Чтобы уберечь королевских отпрысков от эпидемий, более всего свирепствовавших в городах, она поселила их в замке на Луаре. Все эти подробности фигурируют в письмах Дианы придворному гувернеру Жану д"Юмьеру.

Екатерина так ревновала к Диане, что ее неприязнь распространялась даже на собственных детей, которым Диана, кажется, уделяла больше внимания, чем родная мать, слишком озабоченная взаимоотношениями с супругом.

А для Генриха ничто и никто - даже дети, даже наследник-дофин - не имел такого значения, как Диана де Пуатье. Сохранилось несколько его писем к любовнице, наглядно демонстрирующих, какие нежные и почтительные чувства питал он к ней. несмотря на то. что связь их длилась уже дольше, чем иное супружество...

«Любовь моя, умоляю вас написать мне о вашем здоровье, так как, услышав, что вы больны, пребываю в великой горести и не ведаю, что предпринять. Если вам по-прежнему плохо, я не хотел бы манкировать долгом вас навестить, дабы служить вам, как обещал, и еще потому, что для меня невозможно жить, столь долго не видя вас. И, коль скоро я и в старые времена не боялся утратить расположение покойного короля ради удовольствия побыть рядом с вами, то уж теперь-то и говорить не стоит, как тягостно мне не иметь возможности быть вам полезным. И. поверьте, мне не будет покоя, пока податель сего письма не вернется с ответом. А для того молю вас правдиво поведать, каково ваше состояние и когда вы сможете ехать. Думаю, вам нетрудно будет вообразить, сколь мало удовольствия я получу в Фонтенбло, не видя вас, так как, будучи удален от той, в ком все мое благо, и помыслить не смогу ни о каких увеселениях. Заканчиваю это письмо из страха, что оно и так вышло чересчур длинным и вам наскучит его читать.

Смиренно поручаю себя вашему доброму расположению с единственным упованием навеки его сохранить».

«Госпожа души моей, - писал Генрихе другом письме, - смиреннейше благодарю за труд, который взяли вы на себя, дабы послать мне весточку о своих новостях, ибо она стала для меня наиприятнейшим событием. Молю только сдержать обещание, так как я не могу без вас жить, и, если б вы знали, сколь мало времени я тут провожу в развлечениях, несомненно, прониклись бы жалостию. Не стану более занимать вас своими излияниями, позвольте лишь уверить, что вы никак не сможете приехать так скоро, как мне бы того хотелось. Остаюсь навеки ваш ничтожный слуга...»

Развлечения, о которых писал Генрих, состояли по большей части из рыцарских турниров. Против участия в них короля с некоторых пор решительно выступала Екатерина Медичи. Дело в том, что королева советовалась с предсказателями по любому, даже самому незначительному вопросу, и несколько предсказателей одновременно предрекли королю гибель во время поединка. Мишель Нострадамус в своих стихах описал подробности гибели короля:

Лев молодой, устремившись на битву.

Старого льва в поединке сразил.

Шлем раскололся златой, тьмой подернулись очи.

Чашу смерти жестокой несчастный испил.

А астролог Люк Горик назвал точный возраст, когда королю стоит опасаться смерти от копья - сорок лет.

В июле 1559 года королева не переставала уговаривать мужа, чтобы он отменил рыцарский турнир или хотя бы не участвовал в нем. Король не желал верить ни жене, ни ее предсказателям. Тем более что турнир был посвящен Диане де Пуатье. А зря. В 1559 году ему как раз исполнилось сорок лет.

Говорили, что Габриэль Монтгомери, молодой рыцарь, щит которого украшал лев, до последнего отказывался выходить на поединок с королем. Но Генрих II приказал, и юноша не осмелился воспротивиться.

Король появился на роковом поединке в позолоченном шлеме. На турнирном копье Монтгомери был, разумеется, тупой наконечник, но от удара копье переломилось, острая щепка длиною в десять сантиметров угодила в щель забрала и вонзилась королю в глаз -«тьмою подернулись очи». Это была нелепая случайность, которую просто невозможно было предугадать...

Генрих в последний раз смог проявить благородство: прежде чем он потерял сознание от боли, он сказал, что Монтгомери невиновен.

Когда с короля сняли шлем, Екатерина Медичи упала в обморок. Диана стояла бледная, дрожала, но не посмела подойти к Генриху на глазах у всех: пусть все знали об их отношениях, но внешние приличия она считала себя обязанной соблюдать.

Несколько дней казалось, что король вот-вот пойдет на поправку, но потом началось воспаление. Генрих прожил еще десять дней и все это время испытывал нечеловеческие мучения - «чашу смерти жестокой несчастный испил».

Диану к умирающему королю не пустили. Наконец-то Екатерина могла полностью завладеть любимым человеком, и он не в силах был этому противиться.

Генрих II был еще жив, когда к Диане де Пуатье явился посланец от королевы, требовавший, чтобы она немедленно покинула Париж и не смела возвращаться без особого на то разрешения, а также вернула «драгоценности короны». Это была древняя традиция: со смертью короля все его приближенные, включая жену, мать и детей, возвращали драгоценности, принадлежавшие королевской казне. Но Екатерина проявила мелочность, добавив в список украшения, которые Генрих дарил Диане не за счет казны, а из собственных средств.

И тут произошла удивительная сцена, с восхищением описанная Брантомом. «Разве король уже скончался?» - спросила Диана де Пуатье.

«Нет, мадам, но он не протянет и ночи», - ответил посланец Екатерины Медичи.

«Что ж. пока у меня еще есть повелитель, и я хочу, чтобы мои враги знали: даже когда короля не будет, я никого не побоюсь. Если мне суждено несчастье пережить его, на что я не надеюсь, сердце мое будет слишком поглощено страданием, чтобы я еще могла обращать внимание на печали и обиды, которые мне хотят причинить».

Только на следующий день после смерти короля Диана прислала Екатерине Медичи ларец с драгоценностями - согласно списку - и удалилась в свой дворец в Анэ. Она покидала его только для того, чтобы открыть очередной приют, который она создавала на свои деньги, настаивая лишь, чтобыоблагодетельствованные ею бедняки и сироты ежедневно возносили молитвы за душу усопшего короля Генриха II.

Друзья, остававшиеся рядом с ней до последней минуты, утверждали, что даже смерть не лишила ее красоты. К тому же у графини до неловкого падения - она ехала верхом на мессу, и конь поскользнулся на брусчатке - было отменное здоровье. У Дианы оказалось сломано бедро, и оно никак не срасталось: все же ей шел уже шестьдесят седьмой год... графиня пролежала в постели несколько месяцев, ослабела, начала хворать. Понимая, что конец близок, она призвала скульптора и до последнего дня позировала ему для своего надгробного памятника.

В ночь на 25 апреля 1566 года Диана де Пуатье заснула, с улыбкой вспоминая своего Генриха. И уже не проснулась. В церкви Анэ ей поставили памятник из белого мрамора, как истинной античной богине.

ПАМЯТНИК ДИАНЕ.

После смерти Диана разделила участь своего возлюбленного короля. В годы Великой французской революции прах всех французских правителей, их жен и детей был извлечен из королевской усыпальницы в Сен-Дени и брошен в ров. Так же поступили революционеры и с останками королевской фаворитки Дианы де Пуатье. Говорят, что тело Дианы прекрасно сохранилось, а ее волосы, поражавшие своей красотой, бунтовщики нарезали на локоны, чтобы сделать из них амулеты, сулящие вечную любовь.

«В те времена, – пишет Ги Бретон о Диане де Пуатье, – когда женщины считались старухами в тридцать лет, такая женщина казалась удивительной и даже необычной». Французский двор считал Диану самой красивой женщиной, многие завидовали ей и пытались подражать.

И действительно, Диана де Пуатье вошла в историю не только как фаворитка французского короля Генриха II, но и как женщина, внешность которой служила еще долгое время эталоном красоты. Она стала возлюбленной Генриха еще тогда, когда он не был королем Франции, и была значительно старше его. Но Генрих испытывал к Диане пылкие чувства с первой их встречи и до конца своей жизни. Это была рыцарская любовь, начало которой положил турнир, и турниром же она закончилась.

Диана родилась в одной из знатнейших семей королевства в 1499 году. Ее бабкой была Жанна де Латур де Булонь, и по этой линии Диана приходилась родственницей жене Генриха II – Екатерине Медичи. (Жанна де Латур была теткой матери Екатерины.) Отцом Дианы был Жан де Пуатье де Сен-Валле.

Проведя детство в родительском доме, Диана в возрасте тринадцати лет была выдана замуж за графа де Брезе дю Молеврие – великого сенешаля Нормандии. Она была счастлива с Луи де Брезе, хранила мужу верность и подарила ему восьмерых детей, из которых выжили только две дочери. Диана была не только красива, но и хорошо образованна, и муж очень уважал ее и часто прислушивался к ее советам.

В 1525 году ее семейная жизнь была омрачена политическими событиями. Король Франциск I начал расправу над сторонниками коннетабля. Карл де Бурбон, бежал из Франции к германскому императору Карлу V. Отец Дианы был среди его сторонников. Жана де Пуатье арестовали и ему грозила смертная казнь. Оставить отца Диана не могла и отправилась в Париж, чтобы молить короля о милосердии. Жан Де Пуатье получил прощение, и это дало повод всевозможным слухам. Говорили даже, что жизнь отца была куплена ценой невинности, но к тому времени Диана состояла в браке уже 13 лет и имела детей, что дает повод и другие слухи о связи Дианы и Франциска I оставить без внимания. Кроме того, сердце Франциска уже тогда было отдано будущей герцогине д"Этамп.

В следующем году Франциск I попал в плен к германскому императору, и его свобода была куплена ценой обмена на свободу двух его сыновей – 10-летнего дофина Франциска и 8-летнего принца Генриха. Дети французского короля были отправлены к германскому императору, и, по некоторым сведениям, именно в тот момент и произошла первая встреча принца Генриха с Дианой де Пуатье. По воспоминаниям, именно Диана оставалась с принцем, успокаивала напуганного юношу и ободряла его до того момента, когда за ним пришла лодка и он отправился в неизвестность. Юный Генрих уже тогда был поражен ее красотой.

Дофин Франциск и принц Генрих снова обрели свободу через пять лет. В марте 1531 года состоялась свадьба короля Франциска I с Элеонорой Австрийской, и в честь этого торжественного события был проведен турнир. Это был первый турнир, в котором принял участие принц Генрих. На нем присутствовала Диана с мужем. Генрих подъехал к тому месту, где они находились, и склонил перед Дианой свой штандарт, выбирая ее дамой своего сердца.

В том же году Диана де Пуатье потеряла мужа – великий сенешаль Луи де Брезе скончался. Они прожили в браке 19 лет, и эти годы были для Дианы счастливыми. Она искренне скорбела, и даже в дальнейшем, став фавориткой Генриха, она говорила, что часто вспоминает мужа и продолжает тосковать о нем. Диана де Пуатье до конца жизни носила траур – черный и белый цвета. Эти же цвета стали и цветами Генриха. В то время еще никто не мог предположить, что Диана станет фавориткой принца и эта связь продлиться всю жизнь Впрочем, никто и не думал, что принц Генрих станет королем Франции – дофином был его старший брат Франциск.

В 1533 году принц Генрих женился на Екатерине Медичи, что было бы невозможным, если бы он был дофином. Брак этот шокировал многих, но римский папа Климент VII, племянницей которого была Екатерина, обещал дать за ней в качестве приданого Геную, Милан и Неаполь, против чего король Франциск I не смог устоять. Екатерина не была красивой, но обладала очарованием и изяществом. Принц не любил жену, для него не существовало другой женщины, кроме Дианы, и он всеми силами добивался ее взаимности. Не сразу, но все-таки он добился ответного чувства. Любовная связь Генриха с Дианой началась тогда, когда принцу исполнилось 19 лет, Диана же приближалась в то время к сорокалетнему возрасту. Екатерина, как женщина умная, не стала закатывать сцен, понимая, что при открытой атаке на чувство мужа она может одним ударом все потерять. Она запаслась терпением и ждала, сохраняя хорошие отношения с соперницей, хотя, естественно, и не отказываясь от ведения тайной войны и мимолетных уколов, прикрытых иронией и остроумием. Но Диана также была умной женщиной, к тому же старше и опытней. Она не снисходила до открытой вражды и даже заставляла Генриха проводить время с законной супругой. Пожалуй, она была в числе немногих придворных, которые не стали относиться к Екатерине враждебно, после того как обещанного приданого за ней не дали – папа Климент VII скоропостижно скончался, так и не выполнив обещания.

Генрих стал дофином неожиданно. В 1535 году его брат Франциск внезапно скончался, проболев только одну ночь. Предполагалось, что старший сын Франциска I был отравлен. В этом злодеянии обвинялись и германский император, и, естественно, Екатерина Медичи, ведь флорентийцы славились как отравители. Некоторые приписывали это и Диане де Пуатье, хотя причин у нее не было. Виновных так и не нашли, и дофином стал Генрих. При дворе у Дианы де Пуатье была более грозная соперница – фаворитка короля Франциска I герцогиня д"Этамп. Можно сказать, что шла война двух фавориток – короля и дофина. Диана не скрывала своего возраста, просто она действительно выглядела гораздо моложе своих лет. В свои 49 лет Диана была свежа, бодра, стройна и необычайно красива. Все это вызывало подозрение. Сплетники в угоду королевской фаворитке говорили, что Диана занимается колдовством, приготовляя для себя мази с целью поддержания молодости. Другие считали, что она не так уж и хороша, просто, перед тем как появиться в свете, она долгое время проводит у зеркала, «правя лицо» с помощью косметики, что зубы у нее вставные, а пышность прическе придают дорогие накладные волосы. На самом деле секрет ее был очень простым. Диана вставала в шесть утра, принимала холодную ванну, иногда со льдом, а затем три часа в любую погоду устраивала себе верховую прогулку. Вернувшись, она после легкого завтрака нежилась в постели до полудня с книгой в руках. Она почти не употребляла косметики, считая, что от нее может поблекнуть свежесть кожи.

Молодые дамы при дворе короля стремились подражать Диане, копировали ее прическу, жесты, походку. По почти общему мнению, она была эталоном красоты, к которому следовало стремиться и который еще долгое время после ее смерти был признан совершенством. А эталон был следующим:

Три вещи должны быть белыми – кожа, зубы, руки;

три – черными – глаза, брови, ресницы;

три – красными – губы, щеки, ногти;

три – длинными – тело, волосы, пальцы;

три – короткими – зубы, уши, ступни;

три – узкими – рот, талия, щиколотки;

три – полными – руки, бедра, икры;

три – маленькими – нос, грудь, голова.

Анна д"Этамп пыталась уверить короля, что Диана опоила молодого Генриха колдовским зельем, и, кстати, из ее окружения и пошел слух, что в смерти молодого Франциска виновата Диана де Пуатье. Если бы король поверил в эти сплетни, то по законам того времени Диана могла бы лишиться жизни, но на ее счастье Франциск I не особенно слушал болтовню своей фаворитки относительно соперницы и даже веселился, наблюдая за «войной двух красавиц». В 1538 году в Париже был распространен памфлет, состоящий из нелестных выражений в адрес Дианы де Пуатье, где она называлась самой уродливой женщиной при дворе, самой старой, самой отвратительной, самой потрепанной и так далее. Но, несмотря на все старания поэта, памфлет не имел успеха.

Тогда герцогиня д"Этамп решила лишить Диану окружения. Сторонников фаворитки дофина «возглавлял» скульптор Бенвенуто Челлини. Он не раз для своих работ брал за образец Диану. По поручению короля Челлини работал над статуями для фонтанов Фонтенбло. Герцогиня добилась, чтобы его работы и наброски были уничтожены, а заказ передали другому художнику. Для Челлини это был тяжелый удар, но он мужественно его выдержал и не только не покинул Париж, но и не отступился от Дианы.

Екатерина Медичи явно не поддерживала ничью сторону, хотя больше импонировала Диане. Да и после смерти дофина Франциска Екатерине пришлось быть особенно осторожной, так как она была одной из подозреваемых в злодеянии, имевших причины для его устранения. Она же вела себя безукоризненно и к моменту смерти дофина была всем известна как обожательница свекра-короля, старавшаяся всегда быть при нем – из-за сильной к нему привязанности и преклонения. Подобное отношение к королю поставило весь дом Медичи вне подозрений. Екатерина с достоинством вышла из этого испытания и с достоинством стала наследницей трона французских королей. Подобное отношение к королю она сохранила и после того, как ее муж стал дофином.

Вскоре в противостояние герцогини и жены сенешаля (так с иносказательным напоминанием звали Диану в царствование Франциска I) вмешалась и религия. Герцогиня д"Этамп поддерживала Кальвина и протестантов, де Пуатье вместе с герцогами Гизами стояла во главе католической партии. Сам Франциск I долгое время поддерживал протестантов – для ослабления Карла V, но потом начал яростное их преследование. Диана же выдала обеих своих дочерей, рожденных в браке с Луи де Брезе, – одну за Робера Ламарка, герцога Бульонского, принца Седанского, другую за Клода Лотарингского, герцога Омальского, что вкупе с католической ориентацией укрепило ее позицию.

Отношения Генриха и Екатерины осложнялись отсутствием у них детей. Двор обвинял в этом Екатерину, которая долгое время не могла подарить мужу наследника. Так что, взойди сейчас Генрих на престол, он имел бы прекрасный повод для развода – ибо наследники монархов находились под особым попечением провидения и церковь всегда шла навстречу монархам в подобной ситуации. В случае развода с Екатериной брак с Дианой де Пуатье мог бы состояться, но скорее всего Диана не стремилась стать супругой Генриха.

После долгих всевозможных лечений и советов врачей причина отсутствия детей у супругов была установлена. Утверждают, что виновником их отсутствия был Генрих, и ему пришлось даже подвергнуться операции. Но, с другой стороны, у Генриха было двое внебрачных детей, рожденных от разных женщин, и это дает повод думать, что причина бездетности была в обоих супругах. Но как бы то ни было, в дальнейшем Екатерина подарила Генриху 12 детей. У Дианы и Генриха совместных детей не было.

Генрих «позволял» себе и другие «увлечения», но все они были не серьезными. Верность он хранил только Диане. Этого нельзя сказать о его отце – короле Франции Франциске I, который, оставляя в официальных фаворитках герцогиню д"Этамп, очень часто позволял себе увлекаться другими женщинами. Одно их таких увлечений и привело короля к трагическому концу. Желая обладать женщиной, имя которой не сохранилось в анналах истории, он вместе с ней приобрел и «неаполитанскую заразу» – неизлечимое заболевание, от которого и скончался в 1547 году.

Дофин Генрих стал королем Франции – Генрихом II. Диана де Пуатье стала почти что королевой Франции. Двор ждал, что она начнет расправу со своими бывшими противниками, и первой в этом списке стояла герцогиня д"Этамп, которая вернулась ко двору незадолго до кончины Франциска I. Герцогиня не стала ждать и бежала в Лимурийский замок, но и там она не чувствовала себя спокойно, боясь за свою жизнь – слишком много она вредила фаворитке Генриха. Но графиня де Пуатье на удивление всем не стала мстить. Она забыла все обиды и не унизилась до расправы с бывшими «противниками», которые, поняв, что расправы не будет, стали возвращаться в Париж из своих имений. Многие оценили благородство Дианы и искренне просили у нее прощения за прежние обиды. Анна д"Этамп в Париж не вернулась и до конца своих дней проклинала Диану, не в силах оценить проявленное той милосердие.

Отношения графини и супруги короля Екатерины Медичи тоже изменились, хотя внешне остались прежними. Только ближайшие соратники из окружения королевы догадывались, как она ненавидит свою соперницу.

А возможно, Екатерина считала на тот момент Диану лучшим вариантом, так как на любовь Генриха рассчитывать не приходилось, и кто бы заменил Диану в сердце Генриха, также было неизвестно. А графиня де Пуатье имела такт и соблюдала видимые приличия. Ее влияние на короля было огромным, но разумным, и интересы государства также в них учитывались. Екатерина, когда ей удавалось остаться с мужем наедине, тоже вносила свою лепту в формирование Генриха как государя. Она не говорила с мужем о чувствах или о сопернице. Беседы шли о политике, о способах управления государством, об отношениях короля и знатнейших людей королевства. Наблюдая много лет за супругом и Дианой, Екатерина поняла, что та держит короля не только красотой (и уж конечно не колдовством), но и умом, в котором отказать ей было нельзя. Королева была весьма образованной женщиной, не менее умной, чем ее соперница, и именно это она и пыталась доказать мужу.

Начиная с 1543 года она ежегодно рожала королю детей и почти полностью удалилась от государственных дел. Ей оставалось только наблюдать за схватками придворных партий и демонстрировать свою любовь к Диане, с которой король проводил большую часть времени.

Для Дианы де Пуатье не было секретом истинное отношение к ней Екатерины. Двор относился к обеим женщинам с должным почтением, хотя многие и не понимали, как король может отвергать молодую и приятную супругу ради женщины, которая по возрасту годилась ему в матери. Сама Диана относилась к Екатерине Медичи уважительно и почтительно, никогда не проявляя враждебности. А в 1550 году во время путешествия в Жуанвиль, когда Екатерина заболела какой-то неизвестной болезнью, Диана осталась рядом с ней. Придворные предпочли покинуть королеву, боясь заразы, но Диана не ушла. Именно она обеспечила королеве круглосуточный уход, вызвала из Парижа врача, которому покровительствовала Екатерина, навещала больную по несколько раз в день и молилась за ее здоровье. Вскоре Екатерина поправилась, но к Диане чувства благодарности она не испытывала.

При королевском дворе находилось много врачей, алхимиков и предсказателей, которым покровительствовала королева. Одним из них был знаменитый Мишель Нострадамус, предсказавший Генриху II смерть во время турнира. Другой астролог Люк Горик назвал время гибели короля. Всего этого было достаточно, чтобы Екатерина с началом 1559 года постоянно просила супруга отменить все турниры или не участвовать в них. Но Генрих не верил предсказаниям, и в 1559 году в возрасте сорока одного года вышел на бой на копьях с графом Монгомери. Граф отказывался от опасной чести, но король настоял, не подозревая, что бьется в последний раз. В сшибке граф перебил королевское копье, и обломок его попал Генриху в глаз. Он умер через 11 дней, запретив преследовать своего невольного убийцу.

Генрих был еще жив, но Диану де Пуатье к нему не допускали по приказу королевы. Екатерина прислала ей подробный список того, что требовала вернуть как «принадлежащее короне» – украшения, подаренные королем, сервизы и золотые кубки. После смерти короля Диана прислала королеве все согласно списку, «приложив» еще и свой замок Шенонсо с прилегающими землями. Снова благородный жест. Но в этот раз и Екатерина решила быть благородной и предложила Диане поместье Шомон-сюр-Луар.

Обмен состоялся. Диана уехала в свои владения, которые не покидала до самой смерти. В последние годы жизни она основала несколько приютов и больниц, которые содержала на собственные средства. Екатерина ее не преследовала: она была политиком и понимала, что Пуатье более не опасна, а поддаваться в политике эмоциям – непозволительная роскошь.

Диана де Пуатье скончалась 22 апреля 1566 года. Оставшиеся с ней друзья уверяли, что даже смерть не смогла лишить ее красоты.