Максим орешкин. «Орешкин – это проявление игры, которая закончилась ничьей

». Владеет английским языком. 04.2002 – 06.2006 – экономист 1 категории, ведущий экономист, главный экономист, заведующий сектором Центрального банка Российской Федерации. 06.2006 – 07.2010 – старший менеджер, директор, управляющий директор ОАО «РОСБАНК». 07.2010 – 06.2012 – руководитель аналитического блока по России и СНГ ЗАО «Креди Агриколь Корпоративный и Инвестиционный Банк». 06.2012 – 08.2013 – главный экономист по России ЗАО «ВТБ Капитал». 09.2013 – 03.2015 – Директор Департамента долгосрочного стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации. 03.2015 – 11.2016 – Заместитель Министра финансов Российской Федерации. 30 нобря 2016 года Президент РФ назначил Орешкина на должность министра экономического развития РФ.

ОБРАЗОВАНИЕ

В 2004 г. окончил магистратуру Государственного университета – Высшая школа по направлению « ».

ПОРТРЕТ

Отмечается, что 34-летний Максим Орешкин после своего официального назначения станет самым молодым министром российского правительства. Обитает почти круглосуточно в районе Ильинки, где находится министерство – на ковер могут вызвать и в 23.30. Завтракает в «Гранд-Кофемании» по соседству, но иногда выбирается в свет – например, на очередную премьеру в Театре Наций. Максим – незаменимый гид по Парижу: на заре карьеры он несколько лет работал во французских банках.

КОМПРОМАТ

Орешкин - бывший замминистра финансов, работавший ранее в ВТБ и Центробанке. Своей главной задачей он считает снятие барьеров для роста . Самый молодой министр правительства займется этим в 2017 году. Президент России Владимир Путин предложил заместителю министра финансов Максиму Орешкину занять пост главы Минэкономразвития, освободившийся после ареста Алексея Улюкаева. Орешкин от предложения главы государства отказываться не стал. Указ о назначении уже подписан президентом. Замминистра экономического развития Евгений Елин сообщил, что новый руководитель ведомства примет участие в заседании правительства в четверг, 1 декабря. Самый молодой министр российского правительства. Орешкину 34 года, он на месяц младше главы Минкомсвязи Николая Никифорова. С марта 2015 года работал заместителем министра финансов, с сентября 2013-го - директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина. До работы на государство семь лет занимал разные должности в различных финансовых структурах - Росбанке, «ВТБ Капитале», «Креди Агриколь Корпоративном и Инвестиционном Банке». С 2002-го по 2006 год работал в Банке России, который в тот период возглавлял Сергей Игнатьев. Магистр , выпускник ВШЭ (2004). На встрече с Владимиром Путиным Максим Орешкин назвал главную задачу Минэкономразвития: в 2017 году ведомство займется разработкой ключевых мер, призванных снять барьеры для роста российской . «Самое плохое уже позади, но темпы роста, конечно, недостаточные. Поэтому главная задача на предстоящий год - это подготовка ключевых мер, которые позволят снять структурные преграды для роста российской , - заявил Орешкин в беседе с главой государства. - Много ограничений, сейчас как раз начнем работу». «Максим Станиславович, вы человек достаточно молодой, но молодым специалистом вас уже не назовешь. Вы человек грамотный, зрелый специалист, опытный. Я желаю вам удачи», - напутствовал его президент. В конце октября Минэкономразвития, еще возглавляемое Улюкаевым, тоже определило основную цель своей работы: повышение качества жизни россиян. За два месяца до задержания Алексей Улюкаев вступил в заочную полемику с Максимом Орешкиным. «Нет, не согласен. Это не Минфин, это один из сотрудников Минфина, который имеет некие полномочия в такого рода высказываниях», - прокомментировал Улюкаев прогноз Орешкина о том, что в ближайшие годы стоимость нефти может опуститься до 30 долларов за баррель. Орешкин также предлагал изменить формулу расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), чтобы изъять у нефтяников «лишнюю» прибыль от девальвации рубля. Нефтяному лобби удалось отразить натиск Минфина, причем не в последнюю очередь благодаря Минэкономразвития. «Я считаю, что налоговая нагрузка на отрасль довольно большая, правда, она слишком часто меняется, что создает неуверенность инвесторов», - заявлял Улюкаев, называя минфиновские идеи «не лучшим решением» (цитата по «Интерфаксу»). Новый министр экономического развития также активно выступал за приватизацию «Роснефти». В августе 2016 года он предупреждал, что если распродать госактивы не удастся, то Резервный фонд быстро иссякнет. В отличие от своего предшественника, Орешкин предпочитает искать не дно , а педаль газа для нее. За назначением Максима Орешкина министром экономического развития последуют новые кадровые решения, заявил в беседе с «Лентой.ру» вице-президент российской Ассоциации по связям с общественностью, политолог Евгений Минченко. «Вероятность того, что будет большой пакет отставок и назначений, достаточно велика», - сказал эксперт и уточнил, что перестановки, скорее всего, произойдут после послания президента Федеральному собранию (оно запланировано на 1 декабря). Минченко также заявил, что выбранный на замену Улюкаеву Орешкин - «это фигура типа [Антона] Вайно», недавно возглавившего администрацию президента, или Дмитрия Овсянникова, который сменил пост замминистра промышленности на кресло врио губернатора Севастополя. Глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян рад, что новым министром стал молодой человек. «То, что молодой человек возглавил министерство, я воспринимаю с радостью, потому что хотя опыт - очень значимый фактор для управления, для мудрости и дальновидности, но молодость быстро может восполнить недостатки. Второе - когда такая ответственность ложится на молодые плечи, то прилагается максимум усилий, чтобы оправдать доверие», - заявил он «Национальной службе новостей» (НСН). Доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов, в свою очередь, назвал назначение Орешкина вполне логичным. «Но я бы сказал, что роль Минэкономразвития вообще сравнительно невелика в принятии важных решений по сравнению с другими ведомствами. Министерство выполняет скорее роль консультативного органа», - заключил он.

  • Удалить

  • Орешкин Максим Станиславович

    Орешкин Максим Станиславович - российский политик, экономист. Министр экономического развития Российской Федерации с 30 ноября 2016 года.

    Биография

    Орешкин Максим Станиславович , 21.06.1982 года рождения, уроженец г. Москвы.

    Родственники. Отец: Орешкин Станислав Валентинович, 05.06.1943 года рождения, доктор технических наук, профессор. Преподает в Московском государственном строительном университете (ранее МИСИ).

    Мать: Никитина Надежда Сергеевна, 12.09.1947 года рождения. Работала в Московском государственном строительном университете. Никитина организовала и возглавила при Университете Издательство «АСВ», которое регулярно получает заказы на учебники от государственных региональных вузов. Она также работала в Ассоциации строительных высших учебных заведений и в Акционерном коммерческом банке «Держава».

    Брат: Орешкин Владислав Станиславович, 10.01.1972 года рождения. В 1990-е годы работал в Банке России, потом в ряде частных банков. После назначения его брата на должность министра экономического развития, многие обратили внимание, что Владислав ранее вел страничку на сайте «Открытой России» Михаила Ходорковского и нередко в социальных сетях делится публикациями оппозиционных деятелей.

    Награды. Лауреат премии Высшей школы экономики «HSE Alumni Awards» 2016 года в номинации «Государственная служба». Лауреат премии Высшей школы экономики «Золотая Вышка» 2016 года в номинации «Успех выпускника».

    Состояние. Доход в 2015 году: 16 910 301,27 руб. Недвижимое имущество: Квартира, 58.7 кв. м, долевая собственность 0.25.

    Образование

    В 2002 году окончил бакалавриат, а в 2004 году - магистратуру Высшей школы экономики по направлению «Экономика».

    Трудовая деятельность

    • С апреля 2002 года по июнь 2006 года - экономист 1-й категории, ведущий экономист, главный экономист, заведующий сектором Центрального банка Российской Федерации.
    • С июня 2006 года по июль 2010 года - старший менеджер, директор, управляющий директор ОАО «Росбанк».
    • С июля 2010 года по июнь 2012 года - руководитель аналитического блока ЗАО «Креди Агриколь корпоративный и инвестиционный банк» по России и СНГ.
    • С июня 2012 года по август 2013 года - главный экономист по России ЗАО «ВТБ Капитал».
    • С сентября 2013 года по 3 мая 2015 года - директор департамента долгосрочного стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации. В 2013 году включён в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации.
    • С 3 мая 2015 года по 30 ноября 2016 года - заместитель Министра финансов Российской Федерации Антона Силуанова. Курировал макроэкономические вопросы в бюджетной части, анализ рисков в бюджетной системе, оценку и прогнозирование доходов, вопросы денежно-кредитной политики.
    • С 30 ноября 2016 года - министр экономического развития Российской Федерации.
    • 29 января 2018 года Министерством финансов США включён в «Кремлёвский доклад», в котором перечисляются наиболее значимые политические деятели (114 человек) и «олигархи» (96 человек) Российской Федерации.
    • 19 ноября 2018 года Максим Орешкин стал председателем совета Центра стратегических разработок.

    Связи/Партнеры

    Вместе с тем, молодой специалист вовсе не нагнетал обстановку. Когда вначале 2016 года многие экономисты предрекали, что за доллар будут давать 100 рублей, минфиновец уверял, что такого не случится, а цены на нефть в итоги вырастут. Кроме того, Орешкин считал, что «пик шока» отечественной экономикой уже пройден и она сумела адоптироваться к новым условиям.

    В ночь на 15 ноября 2016 года Следственный Комитет возбудил уголовное дело в отношении министра экономики Улюкаева. Ему предъявлены обвинения в получении и вымогательстве взятки в особо крупном размере. Министр якобы вымогал у «Роснефти» деньги за то, чтобы Минэкономразвития одобрило сделку по приватизации «Башнефти». В тот же день Алексей Валентинович был отстранен Президентом РФ от занимаемой должности в связи с утратой доверия и решением суда отправлен под домашний арест.

    Пред Кремлем встала задача найти в срочном порядке нового министра экономики. Необходимо это было сделать до оглашения Владимиром Путиным послания к Федеральному собранию. Несмотря на то, что многие эксперты сразу вспомнили про помощника Президента Андрея Белоусова и бывшего министра финансов Алексея Кудрина , в Администрации Президента все-таки не хотели ставить на этот пост тяжеловеса, который бы мог кардинально поменять расклад в аппаратных противостояниях. Среди тех, кто рассматривался в качестве потенциального министра экономики, были: заместитель главы Центробанка Ксения Юдаева , первый заместитель главы аппарата правительства Максим Акимов , глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин , а также руководитель Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин .

    30 ноября 2016 года министром экономического развития неожиданно был назначен Орешкин. Сразу после этого назначения эксперты заподозрили переформатирование экономического блока Правительства, а именно возможное слияние Минфина и Минэкономразвития в одно ведомства. На деле таких планов не имелось, но фактически возникла угроза серьезного усиления Силуанова в Правительстве, и отсутствие серьезного противовеса Минфину. С другой стороны многие специалисты отмечали, что в последние годы вес Минэкономразвития и так значительно упал и ряд вопросов Минфин и Центробанк координировали между собой без его участия. В этом смысле появился шанс, что Силуанов будет чаще обращаться к согласованию того или иного вопроса к «своему» человеку.

    Молодой министр оказался руководителем двух тысяч сотрудников. При этом многие профессионалы покинули министерство после ареста их руководителя, и ведомство осталось практически в разобранном состоянии. Вместе с тем на своих постах осталось свыше десятка заместителей Улюкаева, для которых новый министр мог оказаться не достаточно авторитетным. В связи с этим Максим Станиславович был поставлен перед дилеммой: либо попытаться переподчинить старую команду под себя, либо полностью зачистить кабинет, сформировав свой собственный состав.

    На первой встрече Максима Станиславовича со своими подчиненными, он назвал представителей министерства профессионалами. Высокую оценку им дал и присутствующий на встрече первый вице-премьер Игорь Шувалов , что говорило о том, что чиновники могли рассчитывать на сохранения своих постов. Тем не менее, окончательные планы Орешкина остались туманными. Возможно после адаптации молодого руководителя, последуют более радикальные перестановки.

    В интеллектуальном плане Орешкину вполне хватало компетенции, чтобы занять столь высокий пост. Но под вопросом оказались его организаторские способности, а также умение сводить планы и расчеты к конкретным решениям и действиям. Также было непонятно насколько он сможет отстаивать свои позиции перед другими министрами и вице-премьерами. В частности, встал вопрос, сумеет ли он выйти из-под опеки министра финансов Силуанова. Заволновался и частный бизнес, видящий в Орешкине приверженца монетаристского подхода, что практически хоронило их надежды получить более действенную поддержку от государства. В целом у многих возникло ощущение, что данным назначением министерство попросту «слили».

    Тем не менее, была часть специалистов, которая увидела в столь смелом назначении ставку правительства на новые экономические реформы. Некоторые именно этим и объяснили появление молодого министра. Структурные изменения в экономике могли бы серьезно потеснить госсектор, что привело бы к столкновениям властных элит. В связи с этим министр экономического развития должен был бы быть максимально «не завязанным» на представителей данных элит, и находиться, что называется «над схваткой». Однако, на масштабные преобразования в нынешних условиях может просто не хватить ресурсов, поэтому скорее всего Максиму Станиславовичу придется решать более насущные проблемы.

    Широкой общественности данное назначение показалось еще более загадочным, чем для экспертного сообщества. Появление молодого министра сразу же перенесло поколение постарше в 1998 год, напомнив о премьере Сергее Кириенко , тем более, что тот и сам успел вернуться в Кремль. Кроме того многих заинтересовала семья нового министра экономического развития. Внимание было обращено на брата Орешкина Владислава Станиславовича, который был выходцем из либеральной команды девяностых и активно копировал сообщения в Твиттере таких оппозиционно настроенных деятелей, как Станислав Белковский , Гарри Каспаров , Андрей Илларионов и Аркадий Бабченко .

    Обратили внимание и на мать Орешкина, чье издательство «АСВ», по данным сайта госзакупок, ежегодно имеет заказы от региональных вузов на сумму от двух до четырех миллионов рублей.

    Стартовые возможности, которые Максиму Станиславовичу Орешкину предоставили его родители и старший брат позволили выстроить хорошую карьеру, но и сам он сумел грамотно ими воспользоваться. Сегодня Максим Станиславович является самым молодым министром в Правительстве РФ. Но если его профессиональные качества экономиста у большинства экспертов не вызывают сомнения, то его управленческие качества остаются под вопросом. Ведь Орешкину придется работать с маститыми старожилами министерства, заработать авторитет у которых непросто. Кроме того, ему предстоит отстаивать интересы своего ведомства перед другими министерствами, для чего также необходим аппаратный вес. Сможет ли новый министр набрать этот вес, или будет простым исполнителем воли своего бывшего начальства в лице министра финансов Антона Силуанова, покажет время.

    В. В. Путин утвердил новый состав Правительства, в котором Орешкин М. С. сохранил пост министра экономического развития РФ.

    Максим Орешкин - министр экономического развития Российской Федерации.

    Родился 21 июля 1982 года в Москве. Отец - Станислав Валентинович, доктор технических наук, профессор. Преподает в Московском государственном строительном университете (ранее МИСИ). Мать - Надежда Сергеевна, трудится в МГСУ, ранее работала в Ассоциации строительных высших учебных заведений и АКБ «Держава». Старший брат - Владислав, более десяти лет проработал в банковской сфере, в 2012 году открыл собственную компанию по управлению активами.

    Образование

    В 2004-м окончил магистратуру НИУ «Высшая школа экономики» по направлению «экономика».

    Трудовая деятельность

    В апреле 2002-го устроился на работу в Центральный банк Российской Федерации, где за два года прошел путь от экономиста 1 категории до главного экономиста и заведующего сектором.

    В июне 2006-го начал трудиться в Росбанке в качестве старшего менеджера. Затем стал директором, а на момент ухода (в июле 2010-го) был управляющим директором банка.

    Следующие два года руководил аналитическим блоком по России и СНГ ЗАО «Креди Агриколь Корпоративный и Инвестиционный Банк».

    Затем чуть больше года проработал в «ВТБ Капитале» в должности главного экономиста.

    Видео:

    С сентября 2013-го являлся директором департамента долгосрочного стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации, с марта 2015 года по ноябрь 2016-го - замминистра финансов России.

    30 ноября 2016 года стало известно, что он возглавит Министерство экономического развития вместо отстраненного менее месяца назад. Президент России Владимир Путин предложил Максиму Станиславовичу занять пост министра экономического развития, отметив его достижения в работе. Замминстра финансов принял предложение, став, таким образом, самым молодым министром экономического развития РФ.

    Одновременно со вступлением в новую должность был включен в наблюдательный совет Внешэкономбанка, заняв место Улюкаева. Вскоре в СМИ появилась информация о том, что он возможно войдет в набсовет Сбербанка России (это связывают с освобождением места Антоном Силуановым, который займет кресло Улюкаева в набсовете ВТБ). По данным Интерфакса, Минфин выдвижение его кандидатуры согласовал, а 16 декабря Минэкономразвития направило соответствующее письмо в правительство. 21 марта 2017 года президент Сбербанка Герман Греф сообщил прессе, что годовое собрание акционеров кредитной организации состоится 26 мая, тогда же станет известен новый состав наблюдательного совета.

    3 января 2017-го вышел указ за подписью главы государства Владимира Путина, вносящий изменения в состав Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Молодой министр вошел в совет и его президиум.

    18 февраля 2017 года премьер Дмитрий Медведев подписал указ о включении Максима Станиславовича в состав Национального финансового совета (НФС) Банка России вместо экс-министра Улюкаева.

    19 ноября 2018 года возглавил совет Центра стратегических разработок (ЦСР) вместо Алексея Кудрина.

    6 февраля 2019 года стало известно, что глава правительства Дмитрий Медведев подписал указ, одобряющий его участие на безвозмездной основе в деятельности наблюдательного совета Сбербанка.

    Семья

    Биография брата

    Владислав Станиславович родился 10 января 1972 года. Высшее образование получил на экономическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова, завершил обучение в 1993 году по специальности «экономист-кибернетик».

    «Это экономист новой формации». Так представил сотрудникам Минэкономразвития нового министра экономики первый вице-премьер Игорь Шувалов и задал главный вектор: правительство продолжает экономический курс президента, который был начат еще в 2000 году и формировался с 1999 года, но в другом формате. В каком именно, он не уточнил.

    Президент и председатель правительства ставят важные задачи, подхватил Орешкин: помимо обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной устойчивости экономики и снижения зависимости от внешней конъюнктуры, необходимо обеспечить ускорение темпов экономического роста. «Я уверен, у России большой потенциал для роста», - оптимистично заявил Орешкин. Министерству важно пройти через своего рода перезагрузку, пообещал он сотрудникам.

    В подчинении у Орешкина теперь около 2000 человек. Чего ждать от нового министра, опрошенные Forbes cотрудники не знают.

    «Надо быть готовыми к любому сценарию»

    Шувалов обозначил Орешкину и его новым подчиненным главную задачу: вернуть Минэкономики статус главного макроэкономического прогнозиста. По его словам, руководство правительства и администрация президента в последнее время обращались за экспертной помощью в Минфин и ЦБ, а не в Минэкомразвития: это надо менять.

    Орешкин в бытность замминистра финансов не раз спорил с бывшим министром Алексеем Улюкаевым . Интересно, что роль департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина заметно выросла в публичном пространстве именно при Орешкине: ведомство стало публиковать приличные макроэкономические доклады и делать прогнозы, которые функционально дублировали Минэкономразвития, заметил бывший министр экономики Андрей Нечаев.

    «Когда в начале года на фоне падения нефтяных цен ниже $30 за баррель начали раздаваться панические заявления, что курс рубля к концу года достигнет 100 рублей, Орешкин категорически возражал, что такого точно не будет, да и цены на нефть подрастут», - вспоминает старший научный сотрудник ИМЭМО Михаил Субботин.

    Надо перестать угадывать цены на нефть и быть готовыми к любому сценарию, говорил Орешкин прошлым летом в интервью ТАСС.

    Амбиции у нового министра есть, но внешним наблюдателям неясно, что он конкретно сделал и какие решения принимал, скептичен бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко.

    Путь наверх

    Орешкин родился в 1982 году в Москве. Получил классическое экономическое образование: в 2004 году окончил магистратуру Высшей школы экономики по направлению «экономика». Согласно официальной биографии, он начинал карьеру в Центральном банке, куда устроился в 2002 году экономистом первой категории. За четыре года вырос до главного экономиста и заведующего сектором. Его брат Владислав также работал в ЦБ. Начинал Орешкин с нижней позиции, повышение по службе означает, что он хорошо себя зарекомендовал: в Центробанке ценятся профессиональные способности, а позиция там стала трамплином для его работы в коммерческом секторе, отмечает бывший сотрудник ЦБ.

    Через четыре года Орешкин покинул госслужбу и отправился работать в Росбанк на позицию старшего менеджера, в 2010 году стал руководителем аналитического блока по России и СНГ в ЗАО «Креди агриколь Корпоративный и инвестиционный банк», в 2012 перешел в «ВТБ Капитал», где чуть больше года проработал главным экономистом. Вернулся на госслужбу в 2013 году на должность директора департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина, где подчинялся замминистра Алексею Моисееву, а в марте 2015 года был назначен замминистра финансов.

    Судя по дискуссиям в рамках «столыпинского клуба», монетаристский подход Орешкина в Минфине раньше не совпадал с идеями, продвигаемыми негосударственным бизнесом, но возможно, с переходом в Минэкономики потребности развития российского бизнеса станут ему ближе, отмечает директор Arbat Capital Алексей Голубович . У Орешкина «минфиновский уклон» в подходе к макроэкономике (нацеленность на сбалансированный бюджет, а не на долгосрочное развитие экономики), критикует нового министра федеральный чиновник на условиях анонимности.

    Слабое звено

    Главные претензии к точности прогнозов Минэкономразвития и его споры с Минфином многим кажутся не принципиальными. Бывший министр экономики Евгений Ясин напомнил, что Минфин и Минэкономики спорили всегда в силу разницы функционала: задача одного министерства - стимулирование роста, другого - сведение бюджета.

    «Я не помню такого времени, чтобы два министерства придерживались одинаковых позиций», - говорит Ясин.

    Построение прогнозов - всего лишь одна из функций министерства: среди крупных вопросов в компетенции ведомства - стратегия во внешней торговле и ВТО, приватизация и управление имуществом, считает Алексашенко. Прогнозирование относится скорее к научно-творческой деятельности министерства, солидарен с ним бывший министр экономики Яков Уринсон.

    Среди существенных вопросов компетенции Минэкономики должны быть такие, как структурная и инвестиционная политика, крупные инфраструктурные проекты, госзаказ, гособоронзаказ и мобилизационная программа, устойчивость экономики в экстремальных ситуациях, отмечает последний. По его словам, без согласования с министерством не должны приниматься важнейшие правительственные решения и выходить в свет принципиальные постановления правительства. «Министр экономики в 1990-е, да и в нулевые годы имел прямой выход не только на премьера, но и на президента страны», - напоминает Уринсон. Орешкин может не понимать всей широты охвата вверенных ему вопросов, считает Алексашенко. Позиция министра экономики является существенной в формирования списка потенциальных объектов для приватизации, но не определяющей, поскольку окончательное решение принимают премьер и президент, отмечает Уринсон.

    Перестановки под вопросом

    На встрече с сотрудниками Орешкин обещал как можно быстрее принять дела и вникнуть во все вопросы и проблемы ведомства. Шувалов и Орешкин назвали команду министерства профессиональной. Но перестановки не исключены по функциональному принципу, говорит федеральный чиновник. Есть ли какие-либо договоренности по поводу кадров с Силуановым, непонятно, отмечает другой федеральный чиновник.

    В числе первого напутствия Орешкина сотрудникам Минэкономики - нужно изменить стиль работы и активнее взаимодействовать с другими ведомствами: Минфином, ЦБ и отраслевыми министерствами. Задачи перед министерством стоят непростые, и чтобы с ними справляться, ведомству придется меняться, отметил Орешкин.

    Вес ведомства в иерархии органов власти зависит во многом от руководителя - как он себя поставит и проявит, размышляет партнер Matrix Сapital Евгений Гавриленков. Если есть ставка на прорыв в экономике и возвращение к идеям активных реформ, как было во времена Германа Грефа (Греф руководил Министерством экономического развития и торговли в 2000-2007 годах. - Forbes ), тогда Орешкин не является техническим человеком, говорит он.

    Греф на посту министра проделал гигантскую работу: привлек сильные кадры и не боялся выступать против первых лиц, отстаивая свои идеи реформ, напоминает Уринсон. Министры экономики часто славились тем, что шли против политиков: даже Евгению Ясину, несмотря на его мягкость, были свойственны жесткие высказывания, когда речь шла об экономике, он спорил с такими «тяжеловесами», как Юрий Лужков, продолжает он. В программе Грефа часть мер не была реализована, поэтому и не удалось добиться всех эффектов, которые планировались, напоминает Беляков.

    Греф уже отреагировал на назначение Орешкина: «Он еще моложе, чем я, когда был назначен на эту должность, поэтому ему предстоит очень большая работа, чтобы выдержать всю нагрузку этой должности и выполнить все задачи, которые перед ним президент сформулировал. Мне кажется, что у него все шансы для этого есть».

    Главный вопрос – есть ли запрос на чувствительные экономические реформы со стороны руководства страны в условиях, когда главной компонентой экономики являются госсектор, любые решения в разрезе структурных реформ будут наступать на существующую модель, считает Беляков. По его мнению, ответ на этот вопрос может объяснить, почему был выбран Орешкин и почему на посту министра экономики мы не увидели других кандидатур из списка названных СМИ.

    Есть ли мандат на активные структурные реформы у Орешкина, неизвестно, отмечает Беляков. На встрече с Орешкиным президент о структурных реформах не говорил.

    Если структурных реформ не ждут раньше 2018 года, это упростит Орешкину задачу, но не решит проблем экономики, размышляет Беляков. Некоторые комментаторы считают потенциал Орешкина на посту руководителя Минэкономики ограниченным. Запроса на активные реформы на нынешнем этапе у российской власти нет, полагает бывший первый зампред Центробанка Сергей Алексашенко. Во времена Грефа на реформы была сделана ставка, существовал другой масштаб задач, к тому же руководитель министерства фонтанировал идеями. Сейчас Минэкономики приходится решать более мелкие задачи: упрощать бюрократическое давление, ускорять процедуры, которые, по сути, не меняют систему, добавляет он. Роль Минэкономики сейчас фактически свелась к нулю, скептичен Уринсон.

    Орешкин не обременен догмами, и, если он правильно организует работу и получит мандат на реформы, он может добиться успеха, рассуждает Беляков. Назначение Орешкина - это победа либерального крыла правительства, считает Голубович. Правда, действующий высокопоставленный чиновник говорит, что Минэкономики оказалось не востребованным, как и его политика развития, поэтому многие сильные кадры давно покинули это ведомство.