Романсы русских композиторов алябьев. Романсы А

Квартеты А.Алябьева

Имя Александра Александровича Алябьева (1787-1851), известного русского композитора начала XIX века, в основном знакомо широкому кругу любителей музыки благодаря романсу "Соловей" - замечательному образцу русского городского романса эпохи романтизма. Романсы, песни, фортепианные танцевальные пьесы Алябьева издавались и были популярны еще при его жизни. Алябьев создал шесть опер, балет, музыку к театральным пьесам, увертюры, симфонии, камерные ансамбли (квартеты, трио и др.), произведения для хора, пьесы для фортепиано и более 160 романсов. Судьба этого богатого наследия сложилась драматично - большая часть его произведений так и осталась в рукописях, многие из которых не окончены или утеряны. Менее всего известны его инструментальные сочинения, до настоящего времени они исполняются и издаются крайне редко. Остается лишь надеяться, что эта незаслуженно забытая часть творческого наследия композитора откроется музыкантам и слушателям и станет столь же любимой, как и широко известные романсы.

Первый и Третий квартеты написаны соответственно в 1815 и в 1825 году. Они относятся к раннему периоду творчества А. Алябьева и целиком соответствуют принципам классицизма. В них используется типичная четырехчастная структура цикла: подвижное сонатное allegro, медленная часть, менуэт и быстрый финал (в третьем квартете иной вариант: менуэт предшествует медленной части). Правда, алябьевский классицизм - поздний, времен Бетховена и Россини. Это особенно хорошо слышно в менуэтах, которые обретают стремительность и подчеркнутую энергичность.

Отметим некоторые особенности: в первом квартете финал открывается медленным вступлением трагического характера, которое создает резкий контраст бодрому, мажорному настрою финала и всего квартета; в третьем квартете аналогичную роль скорбного лирического высказывания берет на себя медленная третья часть - вариации на собственную, алябьевскую тему Соловья. Автор так и обозначил часть: Adagio на тему русской песни Соловей - дело в том, что русскими песнями в эпоху Алябьева назывались не только собственно народные песни, но и романсы, сочиненные композиторами в фольклорном духе.

Квартеты Алябьева - одни из первых примеров квартетного жанра в русской музыке. По глубине и мастерству они приближаются к квартетному письму Бетховена или Шуберта. В них мы видим талантливое и самобытное преломление русским композитором традиций европейской классики.

Квартет имени Бетховена в составе: Дмитрий Цыганов (первая скрипка), Василий Ширинский (вторая скрипка), Вадим Борисовский (альт) и Сергей Ширинский (виолончель) - сложился в 1923 году и сначала назывался Квартет Московской консерватории. Свое теперешнее имя квартет получил в 1931 году после блестящего исполнения серии квартетов Бетховена. Первоначальный состав сохранялся свыше сорока лет - по-видимому, это рекорд длительности существования ансамбля, сыгравшего за это время более 600 произведений и свыше 200 из них записавшего в студиях грамзаписи. Все участники квартета вели педагогическую работу, будучи профессорами Московской консерватории. С годами произошло естественное обновление состава. Место Василия Ширинского занял Николай За-бавников, место Вадима Борисовского - Федор Дружинин. Позднее в состав «бетховенцев» вошли Евгений Альтман и Олег Крыса. В репертуар квартета входят произведения Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Чайковского, Танеева, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Хиндеми-та. Многие композиторы, в том числе Шостакович, Мясковский, Шебалин, Вайнберг, посвящали Бетховенскому квартету свои произведения. «Бетховенцы» были первыми исполнителями всех квартетов Шостаковича.

С квартетом имени Бетховена выступали крупнейшие музыканты-исполнители, среди них: Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Иван Козловский. Предлагаемые записи квартетов Александра Алябьева относятся к числу многочисленных творческих открытий «бетховенцев». Эти квартеты, звучавшие в музыкальных салонах при жизни композитора, были впоследствии утеряны. Их ноты были обнаружены только в 1948 году в подвалах Московской консерватории. Тогда же состоялась их вторая премьера.


Квартет имени Бетховена

Дмитрий Цыганов - первая скрипка
Василий Ширинский - вторая скрипка
Вадим Борисовский - альт
Сергей Ширинский - виолончель

Фонограммы предоставлены Государственным фондом телевизионных и радиопрограмм
Редактор Любовь Овчинская. Авторы аннотации Константин Зенкин, Михаил Цыганов
Звукорежиссер реставрации Владимир Кузнецов. Художник-дизайнер Владимир Пасичник

Романсы и песни А.Алябьева в исполнении Александра Ведерникова

В своем творчество А.Алябьев обратился практически ко всем жанрам современного ему русского музыкального искусства (романсы и песни, оперы и водевили, музыка камерно-инструментальная, симфоническая, балетная, хоровая, для военно-духовых оркестров, танцевальная, для солирующих инструментов...). Общее число трагедий, комедий и драм с апябьевской музыкой трудно точно установить, поскольку имя ссыльного композитора, как правило, не упоминалось в афишах. Алябьев один из первых русских композиторов писал музыку к шекспировским постановкам. Алябьев первый из выдающихся русских композиторов создал музыку к театральным постановкам по произведениям Пушкина. Исследователи творчества Алябьева называют его непосредственным предшественником русских классиков в их работе с музыкальным фольклором, и не только русского народа. Наиболее широко известны его обработки украинских песен.

Хоровое наследие Алябьева включает в себя более ста произведений. Среди них первый в истории русской музыки концертный хоровой цикл a’capella на светские темы, грандиозная Литургия до минор для светского исполнения смешанным хором. Многочисленны сочинения Алябьева для инструментальных и камерно-вокальных ансамблей… Романс и песня - неизменная сфера творчества композитора, начиная с 1810 годов. Необычайно широк круг поэтов, на стихи которых Алябьев создавал свои романсы. Наибольшее количество романсов написано им на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, В.А. Жуковского. К излюбленным авторам стихов можно отнести романтиков А.Ф. Вельтмана и И.И. Козлова, поэта гусарской вольницы Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова... В течение 1974-1976 годов выдающийся исследователь творчества Алябьева Борис Васильевич Доброхотов осуществил выпуск Полного собрания романсов и песен А.А. Алябьева в 4-х томах, включающее около трехсот произведений.

Алябьевское наследие - ценнейшее достояние русской музыкальной культуры. Его творчество - предвестник многих достижений русской композиторской школы второй половины XIX века. Выдающийся музыковед академик Асафьев называл Алябьева "дальнозорким талантом". Асафьев писал; "Среди многих музыкальных дарований русского искусства первой половины XIX века всплывает имя Алябьева, имя, с каждым годом все более и более яснеющее для нас благодаря умножающимся раскопкам ею музыки. Любопытно это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам многих людских сердец, бившимся в тон алябьевским мелодиям". Эти слова и сегодня наилучшим образом выделяют самое главное в незаурядном таланте художника.





1. Узник
13. Я вижу образ твой
2. Я Вас любил
14. Уединение
3. Два ворона
15. Терпение
4. Не говори, любовь пройдёт
16. Бедный певец
5. Слеза
17. Луч надежды
6. Если жизнь тебя обманет
18. Дедушка
7. Черкесская песня
19. Совет (гусарская песня)
8. Я люблю тебя, дева милая
20. Нищая
9. Сижу на берегу потока
21. Иртыш
10. Песнь бедняка
22. Уныние
11. Дубрава шумит
23. Собрались мы к боярину (величальная)
12. Влюблён я, дева-красота


Русский романс. А.А. Алябьев. К 150-летию со дня смерти композитора

«Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты»

В 1827 в Московском Большом театре был поставлен комический балет Алябьева "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты" (балетмейстер Ф. Бернаделли; судя по названию, - продолжение балета "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле" Маковеца, 1818, балетмейстер тот же). Остроумная и эффектная музыка балета Алябьева (одного из наиболее популярных его музыкально-театральных сочинений) характеризуется развитой темброво-инструментальной драматургией, подчеркивающей противоборство волшебных сил флейты и барабана. Для обрисовки сходных сценических ситуаций используются музыкально-тематические повторы (предвосхищающие лейтмотивную систему в рус. балете 2-й пол. 19 в.), а для конкретизации мимической речи - цитаты из музыки других композиторов (в том числе из балета Маковеца).

Ярослав Красников (первая скрипка), София Красникова (вторая скрипка), Ольга Жмаева (альт), Виктор Козодов (виолончель), Павел Саблин (контрабас), Виктор Пономарёв (флейта, альтовая флейта, флейта-пикколо), Григорий Кац (гобой, гобой д’амур, английский рожок), Дмитрий Шведов (фортепиано, клавесин)


Alexander Aliabiev. The Magic Drum. Orchestarl & Incidental Music


  1. Увертюра к водевилю: Три десятки, или Новое двухдневное приключение
  2. Symphony for four horns and orchestra No. 3 in E Minor (in one movement)
  3. Увертюра к водевилю: Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль
  4. Увертюра к драме Отступник, или Осада Коринфа
  5. Вариации на Украинскую тему Ехал казак за Дунай для скрипки и оркестра
  6. Буря, симфоническая картина
  7. Увертюра к водевилю: Утро и вечер, или Ветер переменился
  8. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 4
  9. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 5
  10. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 5 - финал
  11. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Сцена 6
  12. Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты - балетная сюита: Увертюра

Исполняет: Оркестр «Musica viva»
Дирижёр Александр Рудин

Юлия Зиганшина - Царкосельская статуя (Романсы)


  • Что в имени тебе моём? (А. Пушкин)
  • Я вас любил... (А. Пушкин)
  • Воспоминания (В. Жуковский)
  • Ворон (А. Пушкин)
  • Вечерний звон (И. Козлов)
  • Незабудочка (П. Вяземский)
  • Если жизнь тебя обманет... (А. Пушкин)

Исполняют: Юлия Зиганшина (вокал, гитара, виолончель, бас), Александр Лаврентев (гитара, аранжировки), Асия Бакирова (скрипка), Тим Иббатулин (бубенцы, карильон) и ансамбль классической гитары "Guitarra incognita", записи 1998 и 2004 гг., студия "Сибирский тракт", В. Мустафин.


Эмиль Гилельс (фортепиано) в ансамблях Алябьева

Violin Sonata in E minor

Различные произведения

Соловей (А. Дельвиг)
Валерия Барсова (сопрано) и С. Мацюшевич (фортепиано), 1937 г.
Соловей (А. Дельвиг)
Валерия Барсова (сопрано) и оркестр Государственного академического Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, 1931 г.
Увертюра фа минор для симфонического оркестра
Академический Симфонический оркестр Московской Государственной Филармонии, дирижёр Александр Корнеев, 1990 г.

...Все родное к сердцу ближе.
Сердце чувствует живей,
Ну пропой же, ну начни же:
Соловей мой, соловей!..

В. Домонтович

Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям... В нем уживались пестрота наблюдений ума, едва ли не «фельетониста от музыки», с вниканием в запросы сердца своих современников...
Б. Асафьев

Бывают композиторы, обретающие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Таков А. Алябьев - автор знаменитого романса «Соловей» на стихи А. Дельвига. Этот романс поют во всем мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках М. Глинки, А. Дюбюка, Ф. Листа, А. Вьетана, а количество безымянных его переложений безгранично. Однако помимо «Соловья» Алябьев оставил большое наследие: 6 опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, Симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен. Многие из этих сочинений исполнялись при жизни композитора, пользовались успехом, хотя издано было немногое - романсы, несколько фортепианных пьес, мелодрама «Кавказский пленник» по А. Пушкину.

Судьба Алябьева драматична. Долгие годы он был оторван от музыкальной жизни столичных городов, жил и умер под гнетом тяжкого, несправедливого обвинения в убийстве, которое сломало его жизнь на пороге сорокалетия, разделив биографию на два контрастных периода. Первый складывался удачно. Детские годы прошли в Тобольске, губернатором которого был отец Алябьева, человек просвещенный, либеральный, большой любитель музыки. В 1796 г. семья переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьезные занятия музыкой у И. Миллера - «знаменитого контрапунктиста» (М. Глинка), у которого обучались композиции многие русские и иностранные музыканты. С 1804 г. Алябьев живет в Москве, и здесь в 1810-х гг. были изданы его первые сочинения - романсы, фортепианные пьесы, написан Первый струнный квартет (впервые издан в 1952 г.). Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки. В романтической душе молодого композитора особый отклик находила тогда сентиментальная поэзия В. Жуковского, позже уступившая место стихам Пушкина, Дельвига, поэтов-декабристов, а в конце жизни - Н. Огарева.

Отечественная война 1812 г. отодвинула музыкальные интересы на второй план. Алябьев пошел добровольцем в армию, сражался вместе с легендарным Денисом Давыдовым, был ранен, награжден двумя орденами и медалью. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры, но, не испытывая рвения к ней, Алябьев в 1823 г. вышел в отставку. Живя попеременно в Москве и Петербурге, он сблизился с артистическим миром обеих столиц. В доме драматурга А. Шаховского он встречался с Н. Всеволожским - организатором литературного общества Зеленая лампа; с И. Гнедичем, И. Крыловым, А. Бестужевым. В Москве на вечерах у А. Грибоедова музицировал с А. Верстовским, братьями Виельгорскими, В. Одоевским. Алябьев участвовал в концертах как пианист и певец (прелестный тенор), много сочинял и все больше завоевывал авторитет у музыкантов и любителей музыки. В 20-е гг. на сценах московских и петербургских театров появляются водевили М. Загоскина, П. Арапова, А. Писарева с музыкой Алябьева, а в 1823 г. в Петербурге и Москве с большим успехом состоялась постановка его первой оперы «Лунная ночь, или Домовые» (либр. П. Муханова и П. Арапова). ...Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер, - писал Одоевский в одной из своих статей.

24 февраля 1825 г. случилась беда: во время карточной игры в доме Алябьева произошла крупная ссора, один из ее участников вскоре скоропостижно скончался. Странным образом в этой смерти обвинили Алябьева и после трехлетнего судебного разбирательства сослали в Сибирь. Начались многолетние скитания: Тобольск, Кавказ, Оренбург, Коломна...

...Твоя воля отнята,
Крепко клетка заперта,
Ах, прости, наш соловей,
Голосистый соловей...
- писал Дельвиг.

«...Не так живи, как хочется, а как бог велит; никто столько не испытал, как, я, грешный...» Только сестра Екатерина, добровольно последовавшая за братом в ссылку, да любимая музыка спасали от отчаяния. В ссылке Алябьев организовал хор, выступал в концертах. Переезжая с одного места на другое, он записывал песни народов России - кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские, использовал их напевы и интонации в своих романсах. Совместно с украинским историком и фольклористам М. Максимовичем Алябьев составил сборник «Голоса украинских песен» (1834) и постоянно сочинял. Он писал музыку даже в тюрьме: находясь под следствием, создал один из лучших своих квартетов - Третий, с вариациями на тему «Соловья» в медленной части, а также балет «Волшебный барабан», долгие годы не сходивший со сцен русских театров.

С годами в творчестве Алябьева все явственнее проступали автобиографические черты. Мотивы страдания и сострадания, одиночество, тоска по родине, стремление к свободе - вот характерный круг образов периода изгнанничества (романсы «Иртыш» на ст. И. Веттера - 1828, «Вечерний звон», на ст. И. Козлова (из Т. Мура) - 1828, «Зимняя дорога» на ст. Пушкина - 1831). Сильное душевное смятение вызвала нечаянная встреча с бывшей возлюбленной Е. Офросимовой (в девичестве Римской-Корсаковой). Ее образ вдохновил композитора на создание одного из лучших лирических романсов «Я вас любил» на ст. Пушкина. В 1840 г., овдовев, Офросимова стала женой Алябьева. В 40-х гг. Алябьев сблизился с Н. Огаревым. В романсах, созданных на его стихи - «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож», - впервые зазвучала тема социального неравенства, предвосхищая искания А. Даргомыжского и М. Мусоргского. Бунтарские настроения характерны и для сюжетов трех последних опер Алябьева: «Буря» по В. Шекспиру, «Аммалат-бек» по повести А. Бестужева-Марлинского, «Эдвин и Оскар» по древним кельтским сказаниям. Так что хотя, по словам И. Аксакова, «лета, болезни и несчастья остепенили его», мятежный дух эпохи декабристов до конца дней не угасал в произведениях композитора.

О. Аверьянова

А лександр Алябьев с детства увлекался музыкой, брал уроки фортепиано и изучал композицию. Он писал романсы на стихи известных поэтов и вокальные миниатюры, произведения для оркестра и оперы для столичных театров. Алябьев пережил сибирскую ссылку, однако и там не оставлял свои занятия музыкой.

Офицер-композитор

Алябьев родился 15 августа 1787 года в Тобольске в семье гражданского губернатора. Дом Алябьевых был музыкальным, здесь играли и родители, и гости - ссыльные, которым покровительствовал отец будущего композитора. В 1796 году семья переехала в Петербург , где отец получил должность в Берг-коллегии - Горном ведомстве, а Александр Алябьев брал уроки музыки у Иоганна Генриха Миллера. Спустя несколько лет он переехал в Москву , где поступил в пансион при Московском университете и стал изучать основы композиции.

После номинальной службы, на которую он как «недоросль из дворян» был зачислен еще в 14 лет, Александр Алябьев приступил к службе действительной. Работу в московской Берг-конторе он совмещал с музыкальными занятиями. В 1810 году были изданы первые сочинения Алябьева - романс и вальсы.

Когда началась Отечественная война, Александра Алябьева зачислили в казачий полк и отправили на Украину. Он познакомился с Денисом Давыдовым и поступил в его партизанский отряд, а после был направлен в Иркутский гусарский полк, который стоял тогда в белорусском Кобрине. Там он подружился с Александром Грибоедовым и Николаем Толстым - отцом Льва Толстого .

На военной службе Александр Алябьев получил два ордена Святой Анны третьей степени, орден святого Владимира четвертой степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Родные отмечали, что он - «преисправный и храбрый офицер» . Служба продолжилась и после победы над Наполеоном. В свободное время Алябьев сочинил струнный квартет, фортепианное трио и квинтет, множество романсов, среди которых - элегия на стихи Пушкина «Погасло дневное светило».

12 февраля 1822 года в Большом театре Петербурга прошла премьера водевиля Николая Хмельницкого с музыкой Алябьева, Людвига Вильгельма Маурера и Алексея Верстовского «Новая шалость, или Театральное сражение». Алябьев дебютировал как театральный композитор.

В январе 1823 года в театре на Моховой поставили оперу-водевиль «Деревенский философ», а в июне - с разницей в неделю - в Петербурге и Москве прошла премьера оперы Алябьева «Лунная ночь, или Домовые», которая имела большой успех. Владимир Одоевский позже писал: «Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер» .

Музыкальный успех и сибирская ссылка

Композитора тем временем стала все больше тяготить военная служба. Он подал прошение об отставке, и в конце 1823 года вышел приказ о его увольнении. Алябьев обосновался в Москве. Он участвовал в музыкальных вечерах, которые проходили в доме Марии Ивановны Римской-Корсаковой. Позже ее младшая дочь Екатерина стала супругой композитора.

В 1825 году музыка Алябьева прозвучала в московском Большом театре. Для открытия нового здания театра Михаил Дмитриев написал поэтический пролог «Торжество муз». Музыку к нему создали Фридрих (Федор) Шольц, Алексей Верстовский и Александр Алябьев.

Однако в жизни Алябьева были не только музыкальные вечера и театральные премьеры, но и азартные игры.

В феврале 1825 года композитора арестовали: в его доме играли в карты, случилась ссора. Один из участников конфликта через три дня умер от апоплексического удара. А один из свидетелей рассказал в полиции, что погибшего ударил Александр Алябьев. Других доказательств и подобных показаний не было, однако композитор оказался в тюремной камере. Даже там он продолжал писать музыку, которая звучала на театральных сценах.

Пока тянулся судебный процесс, Алябьев сочинил несколько опер-водевилей, романс «Соловей», вокальную миниатюру на стихи Антона Дельвига.

1 декабря 1827 года Государственный совет вынес обвинительный приговор: Александра Алябьева лишили дворянского звания, наград и сослали в Сибирь.

Таинственный А. А.

В феврале он прибыл в Тобольск и поступил под надзор губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова. Вельяминов позволил композитору заниматься музыкой. В тот же год в Тобольск из Омска перевели оркестр «казачьей музыки». Алябьев взял его под свою опеку. Они много репетировали, и коллектив стал полноценным симфоническим оркестром, который играл на балах и давал концерты.

Благодаря хлопотам Вельяминова и родных в 1832 году Алябьеву удалось выехать на Кавказ - лечить глаза. Конечно, там он тоже находился под «строгим наблюдением». Алябьев увлекся кавказским фольклором. Композитор сочинил романсы, вдохновленные кабардинскими, черкесскими, грузинскими мелодиями. Они вошли в сборник «Кавказский певец». Тогда же Алябьев начал работать над музыкой к кавказской повести Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Позже это произведение стало основой для одноименной оперы.

В 1833 году композитору позволили поселиться в Оренбурге , где он попал под крыло генерал-губернатора Василия Перовского - участника Отечественной войны, ценителя искусств. Рискуя собственной карьерой, Перовский добивался для ссыльного разрешения жить в Московской губернии, в имении родных.

Александр Алябьев по-прежнему много сочинял. В 1838 году он написал музыку к пушкинской «Русалке» - эта работа была навеяна впечатлениями от гибели поэта. Спектакль представили на сцене московского Большого театра. Вместо имени композитора на афише спектакля были указаны только инициалы - «А. А.».

В 1843 году после бесчисленных прошений Алябьеву наконец разрешили жить в Москве. Дворянское звание ему не вернули.

В Москве композитор стал постоянным участником «четвергов» в доме Александра Вельтмана - лингвиста, поэта, археолога. На этих вечерах собирались известные писатели, музыканты и ученые. Много времени Алябьев уделил хоровому творчеству: он написал и подготовил к изданию «Собрание разных русских песен» для хора. В него вошли миниатюры, на стихи Александра Пушкина, Антона Дельвига, Василия Жуковского , Николая Карамзина и других поэтов. Однако сборник был издан только в 1952 году.

Александра Алябьева не стало в 1851 году. Его похоронили в родовой усыпальнице в Симоновом монастыре. Однако в годы советской власти монастырь был разрушен - и вместе с ним уничтожены могилы композитора и его родственников.

Расцвет романса как жанра начался во второй половине XVIII в. Особенно популярным жанр становится во Франции, России и Германии.

К XIX веку складываются уже национальные школы романса: австрийская и немецкая, французская и русская. В это время становится популярным объединять романсы в вокальные циклы: Ф. Шуберт «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» на стихи В. Мюллера, являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». Известен также сборник Ф. Шуберта «Лебединая песня», многие романсы из которого приобрели всемирную известность.

В русской художественной культуре романс представляет собой явление уникальное, т.к. он стал национальным музыкальным жанром по сути сразу после проникновения в Россию из стран Западной Европы в середине XVIII в. Причём он ассимилировался на нашей национальной почве из западноевропейской арии и русской лирической песни, вобрав в себя всё лучшее этих жанров.

Важный вклад в развитие русского романса внесли композиторы А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.

Александр Александрович Алябьев (1787-1851)


А. Алябьев является автором около 200 романсов, самый известный из них - «Соловей» на стихи А. Дельвига.

А. Алябьев родился в г. Тобольске в дворянской семье. Принимал участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии в 1813-14 гг. Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Имеет награды. В чине подполковника вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Петербурге. Музыка была его увлечением. Он интересовался музыкой народов России, записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни. Кроме всемирно известного «Соловья», лучшими произведениями Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец», а также «Вечерний звон» (стихи И. Козлова), «Дубрава шумит» (стихи В. Жуковского), «Жаль мне и грустно» (стихи И. Аксакова), «Кудри» (стихи А. Дельвига), «Нищая» (стихи Беранже), «Пахитос» (стихи И. Мятлева).

Александр Львович Гурилёв 1803-1858)


Родился в семье крепостного музыканта графа В. Г. Орлова. Первые уроки музыки получил от отца. Играл в крепостном оркестре и в квартете князя Голицына. Получив вместе с отцом вольную, стал известен как композитор, пианист и педагог. Пишет романсы на стихи А. Кольцова, И. Макарова, которые быстро приобретают популярность.

Наиболее известные романсы Гурилёва: «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Его романс на слова Щербины «После битвы» приобрёл особую популярность во время Крымской войны. Он был переработан и стал народной песней «Раскинулось море широко».

Вокальная лирика была основным жанром его творчества. Романсы А. Гурилёва проникнуты тонким лиризмом и русской народной песенной традицией.

Александр Егорович Варламов (1801-1848)


Происходил из молдавских дворян. Родился в семье мелкого чиновника, отставного поручика. Способности к музыке проявились у него в раннемдетстве: он играл по слуху на скрипке и гитаре. В возрасте десяти лет его отдали в придворную певческую капеллу в Петербурге. Способный мальчик заинтересовал Д. С. Бортнянского – композитора и директора капеллы. Он стал заниматься с ним, о чём Варламов всегда вспоминал с благодарностью.

Варламов работал учителем пения в русско-посольской церкви в Голландии, но вскоре вернулся на родину и с 1829 г. жил в Петербурге, где познакомился с М. И. Глинкой, бывал у него на музыкальных вечерах. Служил помощником капельмейстера московских императорских театров. Выступал и как певец-исполнитель, и постепенно его романсы и песни стали популярными. Самые известные романсы Варламова: «Ах, ты, время-времечко», «Горные вершины», «Тяжело, не стало силы», «Вдоль по улице метелица метёт», «Песня разбойника», «Вверх по Волге», «Белеет парус одинокий».

Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862)


А. Верстовский. Гравюра Карла Гампельна

Родился в Тамбовской губернии. Музыкой занимался самостоятельно. Служил инспектором музыки, инспектором репертуара императорских московских театров, управляющим конторой Дирекции императорских московских театров. Писал оперы (большой популярностью пользовалась его опера «Аскольдова могила» по роману М. Загоскина), водевили, а также баллады и романсы. Самые известные его романсы: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина). Создал новый жанр – балладу. Его лучшими балладами считаются «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)


Будущий композитор родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, в семье отставного капитана. Музыкой занимался с детства. Учился в Благородном пансионе при Петербургском университете, где его гувернёром был будущий декабрист В. Кюхельбекер. Здесь же он познакомился с А. Пушкиным, с которым дружил до кончины поэта.

После окончания пансиона активно занимается музыкой. Посещает Италию, Германию. В Милане он останавливается на некоторое время и там знакомится с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, совершенствует своё мастерство. В его планах создание русской национальной оперы, тему которой посоветовал ему В. Жуковский – Иван Сусанин. Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 9 декабря 1836 г. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. М.И. Глинка был признан русским национальным композитором. В дальнейшем были другие сочинения, ставшие известными, но мы остановимся на романсах.

Глинка написал более 20 романсов и песен, почти все они известны, но самыми популярными до сих пор остаются «Я здесь, Инезилья», «Сомнение», «Попутная песня», «Признание», "Жаворонок", «Я помню чудное мгновенье» и др. История создания романса «Я помню чудное мгновенье» известна каждому школьнику, мы не будем здесь её повторять, а вот о том, что «Патриотическая песня» М. Глинки в период с 1991 по 2000 г. была официальным гимном Российской Федерации, напомнить можно.

Авторами музыки романсов в XIX в. были многие музыканты: А. Даргомыжский, А. Дюбюк, А. Рубинштейн, Ц. Кюи (он был также автором исследования о русском романсе), П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, П. Булахов, С. Рахманинов, Н. Харито (автор известного романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду»).

Традиции русского романса в XX в. продолжили Б. Прозоровский, Н. Метнер . Но самыми известными современными авторами романсов были Г.В. Свиридов и Г.Ф. Пономаренко.

Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998)


Г. Свиридов родился в г. Фатеже Курской области в семье служащих. Рано остался без отца. В детстве очень увлекался сначала литературой, а затем и музыкой. Его первым музыкальным инструментом была балалайка. Учился в музыкальной школе, а затем в музыкальном техникуме. В Ленинградской консерватории был учеником Д. Шостаковича.

Он создал 6 романсов на стихи А. Пушкина, 7 романсов на стихи М. Лермонтова, 13 романсов на стихи А. Блока, романсы на стихи У. Шекспира, Р. Бернса, Ф. Тютчева, С. Есенина.

Григорий Фёдорович Пономаренко (1921-1996)


Родился в Черниговской области (Украина) в крестьянской семье. С 5 лет научился играть на баяне у своего дяди – М.Т. Пономаренко, который не только сам играл, но и изготавливал баяны.

Самостоятельно изучил нотную грамоту, и в 6 лет уже играл на всех поселковых праздниках.

Во время службы участвовал в Ансамбле песни и пляски погранвойск НКВД УССР. После демобилизации был принят баянистом в Оркестр русских народных инструментов имени Н. Осипова. С 1972 г. жил в Краснодарском крае. Им написаны 5 оперетт, духовная хоровая музыка «Всенощное бдение», концерты для баяна с оркестром, квартеты, пьесы для оркестра народных инструментов, оратории для смешанного хора с оркестром, произведения для домры, баяна, музыка к спектаклям драматического театра, к фильмам, множество песен. Особенно известны его романсы на стихи С. Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая» и др.

После революции 1917 г. романс насильственно был изъят из художественной жизни страны и назван «буржуазным» явлением. Если классические романсы Алябьева, Глинки и др. композиторов ещё звучали на концертах, то бытовой романс полностью был «загнан в подполье». И лишь с начала 60-х годов он постепенно стал возрождаться.

Русскому классическому романсу уже более 300 лет, а концертные залы во время исполнения романсов всегда полны. Проходят международные фестивали романса. Жанр романса продолжает жить и развиваться, радуя своих поклонников.

А. Алябьев является одной из самых интересных личностей в русской музыкальной истории первой половины XIX века. Настоящей жемчужиной в его творчестве стал «Соловей» на стихи Дельвига, полюбившийся публике настолько, что даже получил «продолжение» в романсе «Прощание с соловьем».





В XIX веке романсы Алябьева были очень популярны, недаром о его творчестве в годы ссылки Штейнпресс пишет: «…если активная творческая работа Алябьева для театра в тобольский период приостановилась, а многочисленные его композиции для симфонического и духового оркестров, хора, ансамблей и т.д. почти не выходили дальше пределов западносибирской «столицы», то своим романсовым творчеством композитор прокладывал себе широкую дорогу по всей стране… Имя «северного певца» - под таким титулом обычно печатались в те годы романсы Алябьева в Москве, а также в Петербурге - приобретало все большую популярность» (5, 39 ). Но помимо того, что исполнение масштабных произведений было затруднительно, обращение к жанру романса в эти годы и в творчестве Алябьева в целом, имеет еще некоторые причины.

Во-первых, романс больше, чем другие жанры, подходит для выражения идей, оценки событий: наличие текста и лаконичность делают его более доступным для слушателя. Во-вторых, для многих композиторов романс становится творческой лабораторией, в которой происходит поиск новых приемов и средств музыкального языка. Поэтому при знакомстве с романсами Алябьева, менее известными, чем «Соловей», обнаруживаются особенности, на которых не так акцентируется внимание при слушаниисамых знаменитых его произведений.

Первое вокальное произведение Алябьева было издано в 1810 годуСамое раннее из них, дошедшее до нас - гусарская песня «Один еще денек» (1815 год). Авторская запись представляет собой набросок, аккомпанемент не везде доведен до конца. «Это было на самой заре нового периода русского музыкального искусства... В 1815 году о себе еще не заявил ни один композитор, с именем которого связан расцвет русского романса, а также камерно-инструментальной музыки первой половины XIX века…Шестнадцатилетний Верстовский… еще не приступил к занятиям композицией,…«дедушка русского романса» - Николай Алексеевич Титов - дебютировал как композитор только в 1820 году. А. Е. Варламов начал сочинять на десять лет позже, А. Л. Гурилев - еще позднее. Все они были моложе Верстовского, а М. И. Глинка моложе их всех. А. С. Даргомыжскому было тогда два года».

В первой четверти XIX века развитие русского романса шло особенно интенсивно. Сначала появляется новое направление - сентиментализм. С появлением новых образов в поэзии появляется «исполненная приятности поэтическая лексика, легко ложащийся на музыку хореический стих», что способствует популярности стихотворений сентименталистов у композиторов. Но довольно скоро в сентиментализме начинают угадываться черты будущего романтического стиля, и в музыке его признаки тоже начинают проявляться «раньше, чем принято думать, и… он [предромантизм] в большей мере связан с романтизмом в русской поэзии больше, чем с музыкальным романтизмом Запада».

Эта тенденция заметна в романсах Алябьева, причем свойства романтизма и сентиментализма проявляются по-разному и в музыке, и в тексте. С одной стороны, само по себе обращение к поэзии Жуковского - это шаг к романтизму. Но даже среди выбранных композитором четырех стихотворений, «Воспоминание» больше подходит под описание сентименталистского произведения. Жуковский вводит междометия «Ах!» и «Увы», характерные для сентименталистской лирики обороты («о счастье слезы лить», «мне умереть с тоски воспоминанья»).

Влияние романтизма заметно в тексте и музыке романсов «Верность до гроба» и «Путешественник» (1818], причем в романсе «Верность до гроба» Алябьев предвосхищает баллады

К сентименталистской поэзии Алябьев еще будет обращаться, например, в романсе 1823 года на стихи П. Шаликова «Вижу, бабочка летает»Б «Одиноко месяц плыл» (сл. А. Дельвига, 1839 ). Само стихотворение по сюжету близко балладе, стиль речи придает ей сходство с народной лирической песней.К этому времени им уже написаны такие романсы, как «Северный узник» (сл. В. Алябьева) и «Сумрачно небо, ветер шумит» (сл. П. Бурцова).

Если в ранний период творчества Алябьев встречаются романсы, по своему стилю принадлежащие сентиментализму, то ближе к концу 1820 годов в его творчестве главное место постепенно занимает романтизм. Это заметно в таких романсах, как «Черкесская песня» (1829, сл. А. Пушкина), «Гроб» (1830, сл. П. Ободовского), «Иртыш» (1830, сл. И. Веттера).

В «Черкесской песне» типичные признаки романтизма можно найти прежде всего в тексте: образы бурного потока, обращение к экзотическому - к Кавказу, к потустороннему; кроме того, главный герой - изгнанник. В музыке нет черт, свойственных кавказскому фольклору, но переданы общий смысл и настроение: например, слова «чеченец ходит за рекой» произносятся (поются) в сочетании с органным пунктом и остинатным ритмом в басу. Мажор должен подчеркивать напряжение, возникающее при повторении этих слов.

Романс «Гроб» перекликается по характеру с «Мыслителем» Ф. Листа; как и в «Мыслителе», это настроение достигается ритмом похоронного шествия, преобладают низкие регистры. В романсе «Иртыш» можно найти интересные примеры взаимодействия слова и музыки: в частности, в припеве композитор дважды повторяет слова «А я, лишенный здесь свободы, дышу для родины драгой» - слово «свобода» оба раза подчеркивается интонацией восходящей кварты и пунктирным ритмом. При этом в первый раз этой интонации предшествует восходящее движение от c до c , а во второй раз движение, напротив, нисходящее, причем начинается оно с нисходящей хроматической попевки (примеры 5а и 5б). Очевидно, здесь Алябьев искал интонацию, близкую к речевой.

Интересное взаимодействие музыки и слова можно увидеть и в романсе «Я вас любил» (1834, сл. А. Пушкина). На этот текст написаны знаменитые романсы Б. Шереметева и А. Даргомыжского, поэтому часто сравнивают два варианта смыслового акцента в первой фразе «Я вас любил»: у Шереметева на первую долю такта попадает глагол в прошедшем времени «Я вас люби л», у Даргомыжского сильная доля совпадает с местоимением «Я». В романсе Алябьева предлагается третий вариант - «Я вас любил». Поиск нового взаимодействия слова и музыки, ставший характерным отличием творчества Даргомыжского заметен уже в творчестве Алябьева.

С 1827 года, особенно в 1833-35-х годах, было написано наибольшее количество романсов (5, 13 ) . С этого времени в романсах Алябьева появляются новые стилистические особенности, новые сюжеты, причем на некоторые темы, которые встречались раньше, теперь дается взгляд с другого ракурса. Возможно, что этому способствовали два обстоятельства. В 1828 году Алябьев был отправлен в ссылку и в середине марта прибыл в главный административный город Западной Сибири Тобольск, где служил губернатором его отец; до этого он провёл более двух лет в Петропавловской крепости. Кроме того, в 1840-х годах в литературе возникает движение, в котором главная роль отводится социальной тематике, обличению нравов и сатире, ведущее напрямую к стилистике Даргомыжского. Алябьев выбирает социальную тематику для своих романсов, причем слова Васиной-Гроссман о Даргомыжском «не морализует - <…> только изображает» (1, 127 ) подходят и для определения романсов Алябьева.


Интересно обратить внимание на то, какие средства использует он для «изображения». Например, романс «Кабак» (1843, сл. Огарева). Сильным средством выразительности здесь становится обобщение через танец. Алябьев не впервые обращается к этому приему: до этого он присутствовал, например, в романсе «Увы, зачем она блистает(1833, сл. А. Пушкина). Традиция использования танца появилась еще с 20-х годов XIX века, и, так как это были вальс и мазурка, с их помощью характеризовались образы, связанные с балом, карнавалом, чаще всего это были женские портреты.

В романсе «Кабак», как ив романсе 1834 года «Как за реченькой слободушка стоит» (сл. А. Дельвига) определенном автором, как «русская песня», жанровое обобщение носит несколько иной характер. В качестве танца выбирается плясовая. Эта образная сфера близка стилистике Мусоргского, который в «Песнях и плясках смерти» «…использует исторически сложившиеся жанры колыбельной, серенады, пляски, марша, уже сами по себе являющиеся обобщением» (1, 205 ). В 1843 году вышел романс Алябьева «Узник» (сл. А. Пушкина). Уже встречавшийся сюжет, связанный с неволей, изгнанием, темой узника, получает несколько иной оттенок. Именно через жанр композитор дает понять, что перед нами уже не элегия, как это было в предыдущих романсах, а скорее революционная песня, марш. Таким образом, в своей работе с жанром. Мусоргский идет тем путем, который до него начал Алябьев.

Алябьев одним из первых откликнулся на идеи нового направления в искусстве, но вряд ли это стало переворотом в его творчестве. Многое было подготовлено в предыдущих романсах, новые темы могли быть выражены с помощью найденных ранее средств музыкальной речи. Алябьев, конечно, во многом повлиял на формирование стиля и музыкального языка, например, Даргомыжского, а через него - и Мусоргского.Но сами идеи, зазвучавшие в 1840 годах, тоже не были такими уж новыми для Алябьева. Появление социальной тематики в творчестве «северного соловья» не случайно: мать композитора была близкой родственницей знаменитого просветителя Н. И. Новикова, отец, являясь правителем Тобольского наместничества (губернатором), поддерживал типографию В. Корнильева, издававшую журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Поэтому в произведениях Алябьева проступают многие черты нового стиля, за исключением, пожалуй, сатирических. Сатира, которую мы видим в таких романсах, как «Червяк» Даргомыжского, была чужда поколению этого композитора. Несмотря на очевидную близость к новому направлению, Алябьев остается представителем романтизма в русской музыке.

Текст Ольги Фищук (в сокращении)