Типовые стратегии ценообразования для образовательных учреждений. Ценообразование

Цена – важнейшая составляющая комплекса маркетинга, так как только она способствует накоплению вузом денежных средств. Вся иная деятельность в рамках маркетинга, включая исследование рынка, рекламу и пр., является затратной. Цена также является основным критерием принятия потребительских решений и, следовательно, элементом конкурентоспособности и имиджа образовательного учреждения.

Цены на образовательные услуги должны обеспечить финансовую устойчивость учебного заведения и быть максимально ориентированы на решение социальных задач высшей школы.

Сущность цены раскрывается через функции .

Функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы экономической среды, в которой они используются. Однако ряд так называемых первичных функций цены достаточно универсален и применим в различных сферах, в том числе в системе образования. К ним относятся учетная, распределительная, социальная и регулирующая функции.

Учетная функция предопределена самой сущностью цены и показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной образовательной услуге.

Однако эту функцию в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат. Чтобы выдержать конкуренцию, вуз должен постоянно контролировать свои издержки, сопоставлять их с затратами конкурентов и разрабатывать мероприятия по повышению конкурентоспособности предоставляемых образовательных услуг.

В условиях рынка маркетинговая политика производителей, в том числе и образовательных услуг, предопределяет стратегию ценообразования. Одновременно политика ценообразования выступает основной составляющей маркетинговой деятельности, что подтверждается взаимозаменяемостью функций ценообразования и маркетинга. Так, функция саморегулирования товарно-денежных процессов основана на формировании цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. Именно конкурентное равновесие цен стимулирует развитие рыночных отношений. Данная функция приемлема в сфере образования, потому что спрос на образовательные услуги может выступать как основной регулятор цены.

Типичным примером является сложившаяся в настоящее время ценовая стратегия на реализацию образовательных программ по юриспруденции и финансам. Затраты на подготовку специалистов в области юриспруденции, экономики, педагогики, социологии ниже по сравнению с расходами на подготовку специалистов в сфере фармации, медицины, архитектуры, технологических и технических профилей. Тем не менее существующий спрос на экономические и юридические специальности обусловил наиболее высокую плату за подготовку данных специалистов на договорной основе.

Распределительная функция цены позволяет перераспределить спрос на ту или иную образовательную программу и оказывает влияние на продвижение той или иной специальности или численного сокращения подготовки кадров по специальностям, не востребованным на рынке труда. Однако предоставленная вузам самостоятельность и отсутствие планового распределения выпускников сдерживают действие распределительной функции.

Раскрывая значимость распределительной функции, следует отметить, что ее воздействие различается в зависимости от среды применения. В результате проведенных исследований были выявлены некоторые закономерности. Так, в государственных вузах договорные цены на подготовку специалистов по сравнению с негосударственными вузами, действующими в данном регионе, значительно выше. Одновременно на вновь открываемые специальности устанавливается плата за обучение на договорной основе более низкая по сравнению с другими вузами. Такая стратегия ценообразования оправдана и объяснима. Более высокая цена устанавливается за гарантии, которые обеспечивает государственный вуз, а именно: стабильное положение вуза, выдача диплома государственного образца, обеспечение отсрочки от службы в армии и др. А более низкая стоимость обучения устанавливается на вновь открываемые специальности с целью завоевания рынка и перехвата инициативы.

Учитывая то, что государственные вузы имеют учебную базу и получают бюджетное финансирование, их дополнительные затраты окупаются и при более низкой цене, а это обеспечивает более высокий конкурс и увеличивает привлекательность специальности для абитуриентов. Этим объясняется существенная разница в оплате за обучение в государственных и негосударственных образовательных структурах.

В 2008/2009 учебном году стоимость обучения в государственных вузах превысила расценки негосударственных почти на 30%.

В 2009/2010 учебном году стоимость дневного обучения в негосударственных вузах с начала учебного года практически не повысилась. Стоимость обучения в государственных вузах по обобщенному направлению подготовки "Экономика и управление" представлена в Приложении 5.

Стоимость обучения резко различается и по регионам Российской Федерации, что объясняется уровнем доходов и платежеспособностью абитуриентов и их родителей.

Социальная функция цены. Уровень цен предопределяет структуру и объемы образовательных услуг, влияет на уровень жизни и потребительский бюджет семьи обучающегося в сфере основного и дополнительного профессионального образования.

Примером реализации социальных принципов ценообразования является действующая в ряде вузов система скидок: для абитуриентов из многодетных семей, которые имеют низкий средний доход на одного члена семьи; при обучении в вузе двух или более членов одной семьи; при потере кормильца; наличии высокого балла при поступлении; с целью стимулирования отличной учебы. В этих случаях негосударственные вузы устанавливают скидки от 15 до 25%. Такая гибкая ценовая политика позволяет сделать доступным образование для малообеспеченных семей и привлечь способных абитуриентов.

Регулирующая функция цены связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена – сигнал к расширению предложения; падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет вузы снижать затраты, улучшать качество образовательных услуг.

В рыночной экономике значимость функций цены изменилась, некоторые утрачены, действие других ограничено. В основном используются чисто рыночные регуляторы и стимуляторы, что не способствует созданию эффективного ценового механизма. Цены на образовательные услуги, как правило, не обоснованы, устанавливаются стихийно с ориентацией на спрос и на имеющую место конкуренцию в соответствующем регионе, принципы формирования игнорируются.

Основными принципами формирования цены в сфере образования являются:

  • научное обоснование цен;
  • целевое назначение цен;
  • непрерывность совершенствования процесса ценообразования.

Принцип научного обоснования цен в условиях рыночной экономики практически не применяется, главным "двигателем" является рынок. Принцип научности заключается в изучении и использовании экономических законов развития рыночной экономики, таких как законы стоимости, спроса и предложения. Научное обоснование базируется на анализе конъюнктуры рынка и выявлении факторов, влияющих на цену. Кроме того, необходима четкая единая обоснованная система формирования затрат и аргументированные нормы прибыли, обеспечивающие развитие материально-технической базы и стимулирующие повышение качества образовательных услуг.

Методы разработки цен определяются в зависимости от их назначения. Целевые приоритеты для разных образовательных структур, различающихся по типу, назначению, формам обучения и другим классификационным признакам, имеют существенные отличия.

В сфере образования при определении платы за обучение необходимо руководствоваться следующими целями:

  • сделать образовательные услуги доступными для широких масс населения с учетом их платежеспособности;
  • привлекать абитуриентов из других регионов;
  • продвигать специальности, необходимые для развития данного региона;
  • подчеркивать престижность специальности и вуза;
  • гарантировать стабильность цены на весь период обучения;
  • снижать цены при единовременной оплате;
  • ограничивать набор при наличии избытка специалистов на рынке труда и т.д.

Важнейшим принципом ценообразования является постоянное совершенствование методов , расчетов, снижение трудоемкости определения цен, повышение достоверности информационного обеспечения.

В современной экономической теории принципам совершенствования процесса образования цен уделяется недостаточно внимания, что вызвало негативные явления в системе налогообложения и экономике. К ним относятся значительные погрешности в расчетах, нестабильность оплаты, инфляция. Поэтому производители образовательных услуг должны руководствоваться принципами совершенствования процесса ценообразования и контроля над правомерностью установления цены и соблюдением прав потребителя образовательных услуг.

В экономической зарубежной теории существует множество классификаторов цен, что позволяет выделять их различные виды. Однако в сфере образования находит применение ограниченное количество цен: цена реализации образовательных услуг, цена договорная или контрактная.

Ценообразование в сфере образования представляет собой процесс установления цены на образовательные услуги и продукты. Для определения цены используется единая методология, которая характеризуется совокупностью основных положений, принципов и методов определения стратегии, концепции ценообразования, аргументирования, разработки цен и системы управления политикой ценообразования.

На рис. 7.1 представлена схема механизма ценообразования в сфере образовательных услуг.

Рис. 7.1.

В экономической литературе широко представлена система цен и их классификация, но при всем многообразии действующих цен вопросы ценообразования на услуги вообще и особенно в сфере образования освещены недостаточно полно.

Исследование видов цен и методов их расчета позволяет сделать вывод о существовании различных определений и характеристик как видов цен, так и методов их расчета. Необходимо отметить, что часть понятийного аппарата перенесена из переводной зарубежной литературы, что не всегда приемлемо в практике рыночной экономики, другие определения достались в наследство от плановой доперестроечной экономики.

Такие условия формирования цены на рынке образовательных услуг весьма затрудняют теоретическое обоснование ценовой политики в сфере образования, которой ранее вообще не существовало.

Сущность ценовой политики состоит в выборе и поддержании оптимального уровня цен с целью достижения вузом максимального успеха на рынке образовательных услуг.

Разработка ценовой политики любого образовательного учреждения проводится по следующим этапам:

  • определяется емкость рынка образовательных услуг в регионе с учетом демографической обстановки;
  • изучается динамика и выявляются тенденции платежеспособности населения;
  • составляется прогноз потребности в специалистах (рынок трудовых ресурсов);
  • изучаются показатели конкурирующих структур (контингент студентов, средний ежегодный прием, перечень реализуемых образовательных программ, плата за обучение, кадровое обеспечение, наличие лицензий и аккредитаций, материально-техническая база и др.);
  • рассчитываются плановые издержки на реализацию образовательных программ по калькуляционным статьям или по элементам затрат (при наличии данных расчетов провести их анализ, внести корректировки с учетом изменения затрат и влияния инфляционных процессов);
  • рассчитываются затраты, покрываемые за счет прибыли (нормативной или целевой);
  • определяется контингент обучающихся по формам обучения и специальностям с учетом выполнения лицензионных требований;
  • обосновываются методы расчета цен;
  • проводится корректировка цены по отдельным программам или для определенного контингента студентов при использовании системы скидок или надбавок к цене; определяется срок действия цен и условия их корректировки;
  • цены обсуждаются на ученом совете и утверждаются приказом.

Кроме того, при разработке ценовой политики необходимо учитывать метод расчета цены, цели вуза, внешние и внутренние факторы, влияющие на ценообразование.

Внешние факторы, влияющие на ценообразование, – спрос и предложение на образовательном рынке, государственное регулирование образования, субъекты рыночной среды, конкуренты и др. Большинство факторов уже было рассмотрено в предыдущих разделах, поэтому более подробно остановимся на одном из важнейших факторов, влияющих на формирование цены, – спросе на образовательные услуги.

Спрос на образовательные услуги вуза фиксируется числом поданных заявлений. План приема вуза по конкретной специальности представляет собой предложение вуза для удовлетворения спроса. С точки зрения маркетинга спрос на образовательную услугу определяется как платежеспособная возможность населения. Применительно к сфере образования закон спроса гласит: чем выше цена, тем меньше количество услуг, на которые предъявляется спрос, и наоборот, чем ниже цена, тем больше услуг покупается потребителями. Спрос на образовательные услуги можно изобразить графически в виде кривой, показывающей, какое количество услуг при изменяющихся ценах и постоянных прочих равных условиях покупается на рынке за определенный период времени.

Пример

Рассмотрим пример построения функций спроса в зависимости от дохода потребителей и цены в сфере платных образовательных услуг .

При исследовании зависимости спроса на образовательные услуги (у) в зависимости от дохода (г) при неизменных ценах (р) строятся кривые Эн геля у = f(z), вид которых зависит от типа товаров и услуг (первой необходимости, второй необходимости, роскоши). Образовательные услуги можно отнести к группе товаров и услуг второй необходимости, для которых кривая Энгеля имеет вид кривой, выпуклой вверх.

При выборе функции спроса можно применить так называемую функцию Торнквиста, которая для данной группы услуг имеет вид:

где z ≥ b .

Эта функция, график которой представлен на рис. 7.2, имеет предел спроса. При этом спрос на платные образовательные услуги появляется лишь после того, как доход потребителя превысит величину b. Значения параметров а, b и константы с в этой функции спроса определяются эмпирически на основе статистических данных.

Рис. 7.2.

При исследовании зависимости спроса на платные образовательные услуги от цены этих услуг (р) при неизменном доходе потребителя соответствующая функция спроса строится на основе определения прибыли П образовательного учреждения, которая выражается в виде:

где – функция издержек.

Среди внутренних факторов, влияющих на ценообразование, превалируют издержки на обучение. В современной экономической теории (во многом заимствованной у западных стран) термин "издержки" постепенно заменяет термин "себестоимость". В хозяйственной практике эти два понятия не всегда выступают как синонимы, что объясняется действующей системой бухгалтерского учета, при которой издержки и себестоимость формируются на разных учетных счетах и применяются в различных сферах деятельности. Издержки формируются в торговле и общепите, а в промышленности и иных сферах (в том числе в образовании) определяется себестоимость.

Таким образом, ценовая политика вуза должна быть направлена на безубыточную работу высших учебных заведений и возможность покупателей приобретать образовательные услуги по приемлемым для них ценам.

  • Зверева Н. В. Особенности маркетинга образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования (на примере заочной формы обучения): автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: ВЗФЭИ, 2007.

Ценообразование на рынке образовательных услуг

Ценообразование на рынке образовательных услуг (ОУ) является одним из наиболее тяжелых для разрешения, поскольку традиционно, наряду со здравоохранением, воспринимается в обществе как сфера ʼʼбесплатныхʼʼ услуᴦ. При этом, как и любая другая бюджетная сфера, она финансируется из карманов налогоплательщиков. По сути дела исключительным и продавцом и покупателœем образовательных услуг был один и тот же единственный субъект – государство в лице органов управления, в т.ч. – образованием и высшей школы. Именно это обстоятельство заслоняло проблемы ценообразования на ОУ и исключало саму возможность установления реальной цены как результата переговоров между покупателя-ми (потребителями) и продавцами (производителями) ОУ. Образовательное учреждение практически не было заинтересовано в инициативном продвижении и расширении объёмов оказываемых услуг, повышении их качества, в реконструкции и обновлении фондов и т.п.

В настоящий момент при формировании цены на образовательные услуги используются следующие методы:

1. Затратный метод , при котором используется расчетная себестоимость, увеличенная на запланированную норму прибыли.

К преимуществу этого метода относятся : использование фактических затрат; цена формируется на базе бухгалтерской отчетности, без маркетинговых исследований; выравнивание договорных взаимоотношений вуза с юридическими и физическими лицами; выравнивание цены на образовательные услуги.

К недостаткам относятся: не учитывает уровень спроса; сложность оценки себестоимости; влияет на спрос; не отражает меры полезности образовательного продукта для потребителя; укомплектованность учебных групп.

2. Метод ощущаемой ценности , при котором цена определяется по интегральной оценке полезности образовательной услуги, причем эта оценка подтверждается потенциальным потребителœем, а не издержками.

К недостаткам относятся: недостаточная компетентность потребителœей; объективность оценки.

3. Методы, ориентированные на конкурентов , которые опираются на анализ цен других вузов по аналогичным или родственным образовательным программам.

Возможность применения этих методов зависит от степени дифференциации (изменений) образовательных продуктов, чувствительности потребителœей к цене, рыночной доли, принадлежащей образовательному субъекту.

Учитывая зависимость отконкурентной ситуации на рынке вуз может выбрать следующие методы формирования цены:

1) ориентация на средние рыночные цены;

2) ориентация на ценового лидера;

3) ценовой картель.

К преимуществу этих методов относятся : простота͵ оперативность, учет рыночной ситуации.

К недостаткам относятся: невозможность обособленного использования.

Рассмотрев вышеизложенные методы с их достоинствами и недостатками, можно сделать вывод, что эффективнее синтезировать цену на базе их комплексного сочетания, базирующейся на треугольнике ценовой политики (рис. 1).

Уровень цены у конкурентов

Рис. 5.2. Модель ценовой политики

В данной модели ценовой политики заложен следующий механизм формирования цены:

1 этап – определяется базовая цена на базе анализа спроса;

2 этап – цена сопоставляется с ценами конкурентов на аналогичные образовательные услуги;

3 этап – на базе принятого норматива рентабельности определяется цена затратным методом, где фиксированная себестоимость является нижним порогом цены;

4 этап – корректировка цены.

Алгоритм ценообразования (рис.5.3) состоит из следующих блоков:

Блок 1. В качестве целœей ценовой политики выступают:

§ обеспечение экономической безопасности;

§ сохранение сегмента (доли) рынка.

Блок 2. Определяется потенциал потребителя об ʼʼощущаемой ценностиʼʼ услуги.

Блок 3. Определяется ʼʼценностное ценообразованиеʼʼ, ᴛ.ᴇ. установление цены для обеспечения финансового результата за счёт достижения выгодного соотношения ʼʼценность-затратыʼʼ.

Блок 4. Определяется себестоимость.

Блок 5. На базе расчетной себестоимости при установленном нормативе рентабельности определяется ʼʼзатратнаяʼʼ цена.

Блок 6. Проведение маркетинговых исследований на аналогичные услуги.

Блок 7. Проведение сопоставительного анализа цен.

Блок 8. Осуществление корректировки цены.

Блок 9. Обеспечение гибкости и адаптивности ценовой политики (система скидок и наценок).

Рис. 5.3. Алгоритм ценообразования

При отсутствии крайне важно сти проведения индивидуальных занятий цена платной образовательной услуги устанавливается на группу обучаемых (курс, поток). Цена индивидуального обучения в данном случае является расчетной.

Общая оценка уровня конкурентоспособности образовательных учреждений определяется путем выбора ими одного из двух типов конкурентных преимуществ при оказании платных образовательных услуг:

Более низкие издержки;

Специализация.

Более низкие издержки - способность образовательных учреждений реализовывать услуги более эффективно, чем конкуренты.

Специализация – способность удовлетворять особые запросы потребителœей в оказании платных образовательных услуг и получать за это премиальную цену (ᴛ.ᴇ. более высокую, чем у конкурентов).

С помощью метода обеспечения целœевой прибыли (рис. 5.4) определяется цена конкретного вида платной образовательной услуги, обеспечивающая при их заданном объёме получение целœевой прибыли:

где - цена конкретного вида образовательной услуги;

- соответственно переменные, постоянные издержки и прибыль, обусловленные оказанием и реализацией данного вида образовательной услуги.

В условиях расширенной номенклатуры услуг цена определяется:

где - доля - го вида услуг в общем объёме дохода от платной образовательной деятельности образовательного учреждения;

где - объем дохода образовательного учреждения от оказания- го вида услуг и общий объём дохода образовательного учреждения от всœех видов внебюджетной деятельности соответственно.

Руб.

Ценообразование на рынке образовательных услуг - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Ценообразование на рынке образовательных услуг" 2017, 2018.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабина Ю.В. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособие / Под ред. А.Т. Никитина, С.А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2003.

2. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба / Утверждена государственным комитетом РФ по охране окружающей среды 09.03.1999.

3. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области в 2005 г. Ростов н/Д., 2006.

4. МоскаленкоА.П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2003.

5. Прохорова Н.Б. Пути совершенствования организационно-экономического механизма управления водопользованием // Мелиорация и водное хозяйство. 1999. № 6.

БОГДАНОВ Ю.В.

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ ВУЗА

Национальный проект «Образование», реализуемый в РФ, наряду с положительными аспектами имеет ряд не решенных на теоретическом уровне проблем. Много дискуссий вызывает проблема обеспечения доступности высшего образования, в частности, платность обучения в вузах.

Является ли высшее образование общественным благом или частным - ответ на данный вопрос позволит определить, кто и в какой пропорции должен платить вузу за оказанные им образовательные услуги (ОУ).

В условиях рыночной экономики высшее образование регулируется общими экономическими законами (в частности, спроса и предложения). Однако специфика образовательной услуги, а также активное вмешательство государства в регулирование рыночных процессов в образовательной сфере вносит коррективы в механизм и стратегию ценообразования.

Цена является ключевым элементом комплекса маркетинга и активно используется при выработке маркетинговой политики. Вузы, опираясь на собственные расчеты, самостоятельно определяют цены на свои образовательные программы. Значительный разброс цен на одинаковую (типовую) образовательную программу даже в одном регионе зачастую разностью решаемых вузом задач - от выживания до статуса элитарности и лидерства в отрасли.

Как известно, «под ценой понимается количество денег, запрашиваемое за продукцию или услугу, или сумма благ, ценностей, которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги» .

Однако вначале следует определиться с понятием «образование», «образовательная услуга» (ОУ).

Образование как термин обычно рассматривается в двух основных смыслах : как совокупность знаний, умений и навыков, которыми обладает человек (уровень образования, квалификация); как обособленная сфера деятельности, в которой человека обучают, т.е. формируют у него совокупность знаний, умений и навыков.

По мнению Щетинина В.П., образовательные услуги «представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства» .

Говоря об услугах, обычно выделяют четыре характерные черты: нематериальность; неотделимость от субъекта, оказывающего услугу; возможность потребления услуги только в процессе ее оказания; неэквивалентность услуги и результата ее потребления.

Противоречивость отмечаемых особенностей применительно к ОУ заметна. ОУ неосязаемы, их нельзя увидеть, потрогать, попробовать на вкус - но они могут существовать в материальном (в учебнике, методическом пособии и т.д.) и служить самостоятельным объектом

купли-продажи. Таким образом, ОУ частично можно отделить от субъекта, оказывающего услугу, потреблять не только в процессе ее оказания.

Неэквивалентность ОУ и результата ее потребления заключается в том, комплекс образовательных услуг, предоставленных обучающимся, не тождественен тому комплексу знаний, умений и навыков, которые ими приобретены. Объектом образовательного труда является обучаемый с имеющимися исходными знаниями, навыками, умениями, интересами, ценностными установками, предпочтениями и т.д. Используя различные средства, приемы и методы, преподаватель передает учащимся свои знания, которые воспринимают передаваемые знания в меру своих способностей и особенностей восприятия.

Обучаемый в результате образовательного воздействия приобретает новые свойства, что и является продуктом образовательного труда.

ОУ является благом, т.к. приносит определенную пользу тому, кто ее потребляет. Это является основанием для определения цены этой услуги - денежного эквивалента пользы, полученной потребителем. Вуз получает денежный эквивалент, а потребитель, заплативший деньги, соответственно, благо, представляющее для него некую пользу. При купле-продаже ОУ полезный результат этой услуги сопоставляется с результатами приобретения иных товаров и услуг (например, недвижимости, создания бизнеса, лечения и пр.). При этом полезный эффект от потребления ОУ может иметь и не денежную оценку (престиж, самоуважение и пр.). С экономической точки зрения образование выступает как приобретение способности к зарабатыванию денег. Расходы на образование тем самым являются инвестициями, цель которых - отложенное получение в будущем высоких денежных доходов.

Соответственно, ОУ может продаваться и покупаться, как товар, где действуют все законы рыночных отношений.

Однако сфера образования относится к производству общественных благ. Если образование является общественным благом, то и платить за него должно общество, т.е. государство из своего бюджета. Именно поэтому среднее образование в России является декларативнобесплатным. Наличие государственного и частного секторов высшего образования отражают его двойственный характер - частное и общественное благо.

Ряд Западноевропейских и Скандинавских государств (Германия, Норвегия и пр.), считая образование общественным благом, используют преимущественно бесплатное высшее образование (государственное финансирование), планируя переход к всеобщему высшему образованию. В Ирландии девяносто процентов финансирования институтов высшего образования обеспечивается государством, при этом более 60% населения Ирландии имеют высшее образование.

В случае если образование является благом частным, то платить за него в полном объеме должны те люди, которые это образование получают. Таким путем шли англосаксонские страны (в частности, Англия, Австралия, США, Канада, Новая Зеландия). Однако доступность высшего образования, например, в Англии обеспечивается кредитной системой. Студенты получают государственную поддержку в форме ссуды, а выплаты в счет ее погашения зависят от их будущего дохода. Размер положенной по закону ссуды должен быть достаточным, чтобы покрыть плату за обучение, а в более богатых странах - и затраты на проживание, причем процентная ставка примерно равна стоимости заимствования для государства. При поступлении в вуз студенты ничего не платят. Часть затрат оплачивается за счет налогообложения, а часть - за счет последующих выплат в зависимости от доходов. Специалисты, доходы которых по окончании вуза определенное время (возможно, до пенсии) недостаточно высокие, ссуды не возвращают (т.е. для них высшее образование бесплатное).

Если образование является и частным, и общественным благом одновременно (смешанным), то платить за него должны как частные лица, так и общество в некоторой пропорции, которую нужно каким-то образом определить. Таким путём сегодня идет Россия. Государство обеспечивает не все образование, а только его часть. Причем часть эта определяется, в большинстве случаев на основе личных предпочтений. К общественной части образования относят базовое (школьное) образование, военные и силовые вузы, возможно педагогические и сельскохозяйственные институты, отдельные образовательные программы и т.д. При переходе к двухуровневой системе высшего образования государством преимущественно финансируется бакалавриат, а магистратура - частными лицами. Образование, и это подтверждается

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

расширением его платности, - для России больше частное благо, нежели общественное. При этом кредитная система оплаты не отработана. Абитуриент, оформляя кредит на обучение, не уверен в реальной возможности его возврата, т.е. рискует стать должником банка с вытекающими последствиями.

С появлением платности высшего образования в РФ предполагалось, что субъектами рыночных отношений будут являться вузы и предприятия-потребители молодых специалистов, а товаром - «молодой специалист». Предприятия заказывают нужного специалиста, оплачивая вузам расходы по подготовке молодых специалистов. Создается рынок ОУ на «выходе» системы (между вузом и предприятием), что подразумевало бы работу вуза, по сути, в кредит. К сожалению, развитие системы платного образования практически пошло по пути создания рынка на «входе» (т.е. между абитуриентом (его родителями), с одной стороны, и вузом, с другой стороны).

Таким образом, акты купли-продажи происходят между вузом и студентом по поводу получения последним ОУ как товара. К сожалению, работодатель практически выпал из связки вуз-студент-предприятие. Логическая 3-х факторная формула выбора специальности должна быть: хочу (престижность), могу (знания) и надо (потребность специальности на рынке) в России обозначена одним - хочу. На выбор влияет только престижность (юрист, экономист, менеджер и пр.). Дисбаланс между спросом и предложением вызван тем, что из-за платности образования вуз ориентируется в первую очередь на абитуриентов (плательщиков), а не на работодателей. С целью завлечения студента открываются образовательные программы с красивыми названиями, на которые «покупаются» абитуриенты. Затем выпускники вынуждены работать не по специальности.

При выборе вуза и специальности абитуриент использует три экономических критерия:

1. Аналоговый (цена в других вузах, с учетом их равнозначности).

2. Затратный (во что обойдется обучение и смогу ли я это оплатить, с учетом проживания, питания, досуга и пр.).

3. Доходный (возможные размеры будущих доходов и срок окупаемости вложений в образование).

Что для студента является товаром, за который он вносит плату? Это собственно образовательная программа (комплекс знаний по специальности) и/или диплом о высшем образовании. Т.к. вузы предоставляют отсрочку от армии, оплаченным товаром (зачастую) является данная отсрочка плюс получение специальности. Иногда это плата за веселое времяпровождение с ровесниками.

Для формирования и выбора цены в соответствии с теорией маркетинга, необходима информация по трем факторам - издержкам, потребительскому спросу и ценам конкурентов.

Информация об издержках позволит определить нижнюю границу цены, данные о потребительском спросе - оценить ее максимальное значение, а сведения о ценовой стратегии конкурентов обеспечивают «тонкую настройку».

Наиболее простыми методами ценообразования на ОУ являются затратные, которые базируются на расчете себестоимости ОУ на основе сметы доходов и расходов. Для определения цены затратным методом основными исходными материалами для расчета выступают: учебный план образовательной программы; нормы времени для расчета объема учебной работы профессорско-преподавательского состава (ППС); ставки почасовой оплаты труда ППС. Предлагаемый метод предусматривает использование в качестве базы фонда оплаты труда ППС, т.е. остальные статьи калькуляции находятся путем умножения величины этого фонда на некоторые коэффициенты.

Потребителю не важно, какие фактические затраты по образовательной программе несет вуз, важно ощущение, что принесет ему в будущем данная специальность. Установление цены в этой ситуации начинается с выявления потребностей и оценок соотношения между ценой и ценностью образовательного продукта. Важным является имидж вуза, его престижность в регионе.

На основе специальных маркетинговых исследований выявляется спрос абитуриентов в динамике. Оценку «ощущаемой ценности» данной образовательной программы с точки зрения потенциального потребителя может дать фокус-группа размером 7 человек, сформированная из представителей корпоративных потребителей, службы занятости населения, специалистов кадровых агентств. Основные направления опроса: существование устойчивого спроса на данную образовательную программу; престижность диплома университета в регионе; готовность

предприятий-работодателей оплачивать обучение по данной программе своих сотрудников.

Однако потенциальные потребители не могут в большинстве случаев объективно оценить полезность ОУ в силу специфических особенностей последней: результат потребления услуги проявляется далеко не сразу (временной лаг), невещественность, непостоянство качества, недостаточная информированность и квалификация потребителей, имеет место «нормальное» искажение информации. В условиях недостаточной компетенции потребитель оценивает вуз на основе эффекта «оценки качества через цену» (дорого - качественно, и наоборот).

Методы, ориентированные на конкурентов, опираются на анализ цен других вузов по аналогичным или родственным образовательным программам. Вуз ориентирует свои цены (с учетом затрат и спрос на ОУ) на текущие цены конкурентов на рынке ОУ. Возможность применения этой группы методов зависит от степени дифференциации образовательных продуктов, чувствительности потребителей к цене, рыночной доли.

Итоговая цена определяется на основе комплексного сочетания методов.

Концептуально схема ценообразования в этом случае может выглядеть следующим образом: на основе анализа спроса определяется базовая цена на образовательную услугу; эта цена сопоставляется с ценами конкурентов на аналогичные ОУ и при необходимости корректируется.

Нижний порог цены, определяемый затратным методом, может быть уменьшен путем изменения исходной базы затратного ценообразования (численности групп, нормативов оплаты труда и др.).

Гибкость и адаптивность ценовой политики вуза обеспечивается, в частности, системой скидок и наценок. Возможно применение следующих видов скидок: при оплате за весь срок обучения или несколько курсов; при заключении договоров с крупным корпоративным клиентом; при обучении сотрудников вуза и членов их семей; при обучении студентов и слушателей из малообеспеченных семей; при обучении студентов и слушателей, имеющих серьезные достижения в учебе, научной и общественной работе, других сферах деятельности.

Наценки применяются чаще всего при реализации индивидуальных планов и графиков учебной работы, при целевой специализированной подготовке по заказам корпоративных клиентов, при реализации программ дополнительной подготовки по дисциплинам.

На этом же этапе определяется способ компенсации потерь от инфляции.

Обобщая вышесказанное, стратегия ценообразования вуза должна строиться на положениях:

Цены на образовательные услуги должны быть дифференцированными в зависимости от специальности и формы обучения;

В составе цены ОУ должен быть выделены две составляющие: минимального цена (базовая) и рентная составляющая (престижность специальности);

Недостаточно популярные специальности должны быть оценены по минимальной цене, при этом нижняя граница должна обеспечивать покрытие основных расходов на ведение образовательной деятельности;

В цене образовательной услуги по более популярным образовательным программам должна присутствовать рентная составляющая;

Необходимо систематически проводить индексацию нижней границы цены образовательной услуги в соответствии с официальными индексам инфляции, отразив это положение юридически в контракте со студентом.

Образовательная политика в РФ направлена на увеличение доли платного в системе высшего образования, следовательно, вузы, чтобы обеспечить приемлемую финансовую устойчивость, должны разработать и реализовать эффективную ценовую стратегию высшего учебного заведения.

лмтература

1. Беляков С.А.Новые лекции по экономике образования. М.: МАКС Пресс, 2007.

2. ГолубковЕ.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6.

3. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.Г. Экономика образования: Учеб. пособ. М.: Рос.пед.агент., 1998.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом.

Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства,

хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

Формирование цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств.

Становление рыночной системы в России определяет динамичный, развивающийся характер нормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование.

Это вызывает необходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по формированию свободных и регулируемых цен, налогообложению, таможенному регулированию и другим вопросам, связанным с ценообразованием.

Существуют три основные стратегии ценообразования: затратная, спросовая, конкурентная. Остальные стратегии представляют собой модификации этих трех.

Выбор стратегии ценообразования определяется следующими факторами:

1. Типом (видом) рынка.

Различают три основных типа рынка: 1) совершенной конкуренции, 2) олигополистический, 3) монополистический. Выбор ценовой стратегии в зависимости от типа рынка представлены в табл. 5.1.

2. Видом товара, стадией его жизненного цикла.

3. Целями фирмы.

Цели могут быть различны: выживаемость, максимизация прибыли, завоевание рынка, лидерство, “снятие сливок”, устранение конкурентов и другие.

4. Производственной мощностью фирмы.

5. Общеэкономической ситуацией в стране.

6. Конъюнктурой на мировом рынке.

Ценообразование является комплексным и противоречивым процессом, в ходе которого фирме приходится прибегать к разным методам, компромиссам,

учитывать действия конкурентов, психологию покупателей.

Таблица 5.1 Виды рынков и типы ценовой стратегии


Методы ценообразования зависят от ценовой стратегии фирмы. Но и при единой стратегии фирмы могут использовать различные альтернативные методы ценообразования. Финансисты обычно начинают с определения издержек и добавляют к ним желаемую прибыль для получения продажной цены (т.е. используют метод издержек производства).

Маркетологи обычно начинают с цен для конечных потребителей и затем двигаются “назад”, определяя цены участников товародвижения, а затем только вычисляют приемлемые издержки производства (т.е. используют методы спроса, конкуренции и другие).

Этот метод отражает традиционную ориентацию на производство. Рыночный спрос не изучается или почти не изучается.

Суть метода заключается в том, что основой определения цены являются базовые издержки на единицу продукции, рассчитанные в калькуляциях себестоимости единицы товара, к которым может прибавляться величина, покрывающая неучтенные затраты и прибыль. Например, производство и реализация единицы продукции обходятся фирме в 10 тыс.руб. Она хочет получить прибыль в размере одной тысячи рублей с единицы продукции. Тогда цена составит 11 тыс.руб.

Мелкий розничный торговец может установить цену на товар путем увеличения на 30% фактурной цены своего поставщика.

На практике существуют два основных подхода к использованию метода издержек при определении цены:

а) полных издержек;

б) прямых, или предельных, издержек.

При использовании в ценообразовании метода полных издержек учитываются и прямые и косвенные (переменные и постоянные) затраты фирмы. Этот метод идентичен модели цены по усредненной стоимости. Реализуя товар по установленной этим способом цене, фирма возмещает все свои издержки и может получить прибыль.

Основные преимущества этого метода установления цены следующие:

Его относительная простота и аналитичность;

Возможность установления нижнего предела цены, ниже которого цена может опускаться в исключительных обстоятельствах и на ограниченный период времени;

Возможность использования разных методов моделирования и анализа, в том числе и компьютерных.

Основные недостатки этого метода:

Не учитывается спрос на товар, поэтому возможны ситуации, когда товар

по установленной таким методом цене не будет реализован;

Методы распределения постоянных или косвенных расходов между видами товаров являются произвольными, условными, неточными.

При установлении цены товара на основе метода прямых (переменных) издержек выявляются те затраты, которые имеют непосредственное отношение к его производству, и не учитываются косвенные издержки. Этот метод в западной литературе носит название “директ-костинг”.

Модель цены здесь приобретает вид: прямые издержки плюс прибыль. Цена, устанавливаемая по методу прямых издержек, будет ниже цены, определяемой по методу полных издержек. Устанавливая цену методом прямых издержек, компания может добиться увеличения объема продаж за счет более низкой цены.

Однако этот метод не может быть использован для определения цен на все товары, выпускаемые фирмой, поскольку косвенные расходы должны быть возвращены предприятию в общей выручке.

Таким образом, метод прямых издержек имеет ограниченное применение и может быть использован при соблюдении двух условий:

Первое: для дополнительного количества изделий, когда накладные расходы уже возмещены за счет основных объемов производства;

Второе: при наличии свободных производственных мощностей для выпуска дополнительного объема продукции.

Суть метода заключается в том, что цены устанавливаются исключительно из условий конкуренции на уровне выше или ниже рыночных цен. Постоянная зависимость цен от затрат или спроса отсутствует.

Фирма, выбравшая данную стратегию, сохраняет цену на свой товар даже при изменении величины своих затрат или уровня спроса на товар только потому, что ее конкуренты не меняют своих цен. И наоборот, фирма изменяет цену на товар, как только изменяют свои цены конкуренты, хотя ее собственные затраты или уровень спроса остаются без изменений.

Наиболее распространенными являются два метода установления цен по условиям конкуренции:

1) метод текущей цены;

2) метод “запечатанного конверта”, или тендерного ценообразования.

Метод текущей цены используется как инструмент политики цен на рынках, где продаются в основном однородные товары. Компания, продающая однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеет ограниченные возможности влияния на цены.

В этом случае фирмы могут использовать три способа установления цены: 1) методом “гонки за лидером”, 2) методами ценовой конкуренции; 3) методами неценовой конкуренции.

В первом случае фирмы следуют за лидером , им не приходится принимать решения по ценам: основной задачей является контроль собственных издержек производства и мониторинг (слежение) за ценами конкурентов.

Если фирма хочет увеличить объем продаж при ценовой стратегии, основанной на конкуренции, то она может пользоваться методами ценовой или неценовой конкуренции.

При ценовой конкуренции фирма воздействует на ценовые факторы спроса, повышая или понижая свою цену, изменяя величину спроса, и двигается по кривой спроса.

При неценовой конкуренции фирмы воздействуют на неценовые факторы спроса: предпочтения и вкусы потребителей, доходы потребителей и т.д. С этой целью продавцы делают упор на отличительные свойства своей продукции через рекламу, сервисное обслуживание и т.д. При этом происходит перемещение кривой спроса, изменение спроса, которое надо отличать от рассмотренного ранее изменения величины спроса при ценовой конкуренции.

Метод “запечатанного конверта”, или тендерного ценообразования используется в тех случаях, когда несколько фирм конкурируют за контракт или правительственный заказ (например, за право освоения нефтяного месторождения на шельфе острова Сахалин).

Тендерная цена - это цена, предлагаемая фирмой в запечатанном конверте с ориентацией на цены конкурентов. При этом цены могут устанавливаться на уровне собственных издержек, т.е. происходит занижение цены с целью выиграть тендер и победить конкурентов.

Обобщая рассмотренные ранее методы и стратегии определения цены, можно изложить методику ценообразования в виде следующего алгоритма (табл. 5.2).

Таблица 5.2. Методика ценообразования


Ценообразование является одним из важнейших и наиболее сложных вопросов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли, и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Установление цены ‑ один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая стратегия оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Целенаправленная ценовая стратегия заключается в следующем: надо устанавливать на свои товары такие цены и так изменять их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть определенной долей рынка, получить намеченный объем прибыли и т.д., то есть, по сути, решить оперативные задачи, связанные с реализацией товара в определенной фазе его жизненного цикла, ответить на деятельность конкурентов и т.д. Все это обеспечивает и решение стратегических задач.

1. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М. Высшая школа, 2003. – 390 с.

2. Герасименко В.В. Эффективное ценообразование. Учебник для вузов.- М.: Финстатинформ, 2006.- 569 с.

3. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. Учебник. Сборник деловых ситуаций. Тесты. - 2-е изд., доп. и исправ. - М.: Издательство БЕК, 2001.- 576с.

Периоды школьных каникул, если они не совпадают с очередным отпуском работника, являются для него обычными рабочими днями, во время которых он может выполнять организационную работу, подготовку к учебному процессу, оформление кабинета в пределах той учебной нагрузки, которая была установлена ему до начала каникул.

За часы педагогической работы, выполненной сверх установленной нормы, производится дополнительная оплата из расчета получаемой ставки (оклада) в одинарном размере.

Формирование фонда оплаты труда . В течение последних лет единственной статьей расходов образовательных учреждений, которая финансируется из бюджета полностью, являются расходы на выплату заработной платы. Поэтому большое значение приобретает полное использование всех законодательно установленных норм для максимизации фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда в образовательных учреждениях состоит из тарифного и надтарифного фонда.

Следует также обратить внимание и на различие между штатами и штатным расписанием образовательного учреждения.

Нормативы типовых штатов рассматриваются как минимально необходимые для учреждений объем работы, которых не превышает предусмотренные в них показатели для введения той или иной должности. Вышестоящий орган управления образованием на основании типовых штатов утверждает штаты образовательного учреждения. В пределах средств, выделенных учреждению, оно самостоятельно утверждает штатное расписание и имеет право вместо одних должностей устанавливать другие. Отдельные должности могут вводиться за счет средств, полученных от юридических и физических лиц, а также доходов от собственной деятельности образовательного учреждения.

Утверждение штатного расписания образовательного учреждения находится в компетенции самого образовательного учреждения. Поэтому учреждение может самостоятельно ввести ставки, например, заместителя директора по науке, имея в виду лишь следующие ограничения:

– общую сумму средств, выделенных на оплату труда;

– здравый смысл администрации (необходимо учитывать, что деньги, выделенные на зарплату заместителей, тратятся за счет коллектива);

– в штатное расписание можно ввести только ту должность, которая имеется в «Тарифно-квалификационном перечне должностей».

6. Основы и методы ценообразования. Цена – денежное выражение стоимости товара, позволяющее эффективно осуществлять обмен товаров и услуг; или экономическая категория, отражающая величину затраченного на производство товара общественно необходимого труда.

Ценообразование – процесс установления величины цены.

Существует ряд методов ценообразования.

1. Методика расчета цен по формуле «издержки плюс прибыль» остается достаточно популярной по трем причинам. Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от спроса. Во-вторых, если этим методом ценообразования пользуются все организации отрасли, их цены, скорее всего, будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, продавец считает, что он устанавливает «справедливую» цену как для себя, так и для покупателя.

2. Метод на основе издержек является расчет цен, обеспечивающий определенный размер валовой прибыли. Это более сложный, но и более гибкий метод. Он предполагает сравнение различных сочетаний цен и объемов продаж и выбор того варианта, который позволит преодолеть уровень безубыточности и получить запланированную прибыль.

3. Метод установления цены, близкой к цене спроса. Маркетологи выявляют «потолок цен» на данную продукцию – сумму, которую готовы заплатить потребители, и далее пытаются путем управления себестоимостью максимизировать прибыль, не превышая этого «потолка».

4. Следование за конкурентами, прежде всего, за лидерами, ориентация на текущий уровень цен. Мелкие предприятия следуют за лидером, изменяя цены, когда их меняет лидер, а не в зависимости от колебания спроса на товары или изменения своих издержек. Некоторые организации могут рассчитывать свою цену, предоставляя постоянную скидку или наценку на цену лидера, в зависимости от свойств своей продукции, местоположения.

5. Политика стандартных, изменяющихся или гибких цен. Когда организации стремятся длительное время поддерживать цену неизменной, то вместо изменения цен (при увеличении или сокращении издержек) могут уменьшить или увеличить количество поставляемого в одной упаковке товара или изменить стандартный набор услуг. Также организации могут выбрать политику единых или гибких цен. В рамках системы единых цен организация устанавливает одинаковую цену для всех потребителей, которые хотели бы приобрести товар на аналогичных условиях. Цена может изменяться строго пропорционально количеству приобретаемой продукции, но не в зависимости от того, кто приобретает. Политика гибких цен представляет собой корректировку базовой цены путем предоставления скидок или установления наценок. Покупатель торгуется с продавцом, и в результате этого торга устанавливается окончательная цена реализации.

Таким образом, ценообразование предстает как сложный процесс, в ходе которого должны быть учтены не только объективные факторы (издержки, спрос и конкуренция), но и множество субъективных.

7. Ценообразование в образовательном учреждении. В сфере образования цена (Ц) – денежное выражение стоимости образовательной услуги, отражающей величину общественно необходимых затрат на ее создание.

Цена образовательной услуги (Ц) должна не только покрыть издержки (С – себестоимость), но и обеспечить получение прибыли (П): Ц=С+П.

Между ценой и себестоимостью возможны три соотношения в рыночной экономике:

Ц=С – образовательное учреждение только возместит свои затраты и не получит прибыль;

Ц>С – образовательное учреждение получает прибыль.

1. Выбор цели ценообразования. Существуют три основные стратегии ценовой по литики: обеспечение выживаемости; максимизация прибыли; удержание рынка.

Для образовательного учреждения в соответствии с его миссией приемлемы первая и третья цели ценовой политики.

Обеспечение выживаемости – главная стратегия образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции. Для достижения поставленной цели используются заниженные цены – цены проникновения, они предназначены для захвата определенной доли рынка и способствуют увеличению объема проданных образовательных услуг и как следствие – увеличению совокупной прибыли, получаемой образовательным учреждением.

Ценовая стратегия, основанная на удержании рынка, состоит в сохранении образовательным учреждением существующего положения на рынке образовательных услуг. С этой целью принимаются все возможные меры для предотвращения спада реализации образовательных услуг.

2. Определение спроса на образовательные услуги. Нельзя обоснованно рассчитать цену, не изучив спрос на образовательные услуги. В условиях жесткой конкуренции на образовательные услуги, чем выше цена, тем ниже спрос. При прочих равных условиях потребитель с ограниченным бюджетом откажется от приобретения услуг с высокой ценой, если ему будет предложен выбор альтернативных услуг такого же качества, но по более низкой цене. Часто потребитель не особенно задумывается о качестве услуг. Однако это соотношение будет другим, если речь идет о реализации престижных образовательных услуг. Потребители престижных образовательных услуг считают, что высокая цена обусловлена улучшением качества услуг.

Основным инструментом исследования и установления цены на образовательные услуги является анализ зависимостей спроса и предложения. Кривая спроса определяется зависимостью спроса на услугу от цены реализации. Кривая предложения показывает зависимость цены на услугу от предложения ее на рынке. В точке пересечения этих кривых наступает равновесие, спрос равен предложению. А цена, соответствующая этому, является равновесной, т.е. удовлетворяет и учебное заведение, и гражданина.

Основные факторы, влияющие на уровень эластичности спроса:

– наличие аналогичной образовательной услуги на рынке определяет рост эластичности. Повышение цены на образовательную услугу учебным заведением ведет к падению спроса на нее, поскольку есть возможность приобретать другую, аналогичную услугу;

– эластичность спроса падает с ростом денежных доходов;

– высокое качество образовательной услуги определяет рост эластичности.

3. Расчет издержек (себестоимости) обучения . Спрос на образовательные услуги ограничивает верхний уровень цены, которую может установить образовательное учреждение. Себестоимость (издержки производства) услуг определяет минимальную ее величину. При снижении цены на образовательные услуги ниже их себестоимости, производители образовательных услуг несут убытки. Подобную политику могут позволить себе крупные образовательные учреждения только в короткий период проникновения на рынок образовательных услуг. Напомним, что расчет себестоимости (С) осуществляется по формуле: С=М+А+3+0+Н,

где М – стоимость материалов, сырья и полуфабрикатов;

А – амортизационные отчисления;

3 – заработная плата (основная и дополнительная);

О – обязательные начисления на заработную плату;

Н – накладные расходы.

Эти данные имеются в бухгалтерском балансе и могут использоваться, с поправкой на коэффициент инфляции, для расчета себестоимости.

4. Анализ услуг и цен конкурентов . Для того чтобы оценить конкурентные преимущества, необходимо сопоставить свои затраты с издержками конкурентов. Если образовательная услуга аналогична услугам других образовательных учреждений, то необходимо держать цену, близкую к цене конкурентов, иначе количество абитуриентов снизится. Установить более высокую цену учебное заведение может, когда предоставляемая им образовательная услуга значительно превосходит конкурентов по качеству. Необходимо учитывать, что конкуренты могут изменять цены на образовательные услуги в процессе приема абитуриентов.

5. Выбор метода ценообразования . Методы установления цены образовательных услуг должны обеспечить их реализацию и достижение определенных целевых установок образовательного учреждения.

6. Расчет базовой цены . Оптимальная цена должна полностью возмещать все издержки организации по оказанию услуг, а также обеспечить получение определенной прибыли.

Ключевым фактором установления цены на основе изучения мнения покупателей является восприятие потребителем ценности услуги, а не издержек. Является ли цена правильной, решает потребитель. Установление цены начинается с выявления потребностей и оценок соотношения между ценой и ценностью продукта. Существуют так называемые справочные цены, которые покупатель держит в уме и использует при поиске образовательной услуги. Руководствуясь такими ценами, потребитель путем сравнения потребительских свойств и цен однотипных образовательных услуг, предлагаемых на рынке образовательных услуг, делает свой выбор. Производители и посредники, предлагающие образовательные услуги, могут активно воздействовать на формирование справочных цен. В основе применения данного метода лежит опыт, интуиция, хорошее знание психологии потребителей, результаты тестирования рынка.

Существуют приемы психологического ценообразования:

– демонстрация относительно низких цен на некоторые услуги в соседстве с высокими ценами на другие образовательные услуги;

– отказ от привязки базовой цены к курсу доллара (у. е.);

– обещание неизменности цен в течение всего срока обучения;

– всевозможные скидки (оплата за год со скидкой 10%, скидки на повторное обучение – 10–15%, льготы для бывших военнослужащих – до 20%, льготы для инвалидов – 10–15%);

– применение неокругленных цен (например, 1000999 руб.).

7. Учет дополнительных соображений . После расчета базовой цены образовательной услуги имеется следующий набор цен: расчетная базовая цена, цена спроса, цена предложения, цены конкурентов, цена предыдущего года. Дополнительно следует учесть: прогнозируемый уровень инфляции; прогнозируемый рост реальных доходов населения; планируемый экономический рост по отраслям материального производства; прогнозируемый рост обучаемых по уровням (видам) профессионального образования; уровень смертности и рождаемости населения и их соотношение; результаты социологических опросов населения и заключения экспертов.

8.Установление окончательной цены (прайс-лист) . Цена будет располагаться где-то в промежутке между слишком низким уровнем, не позволяющим получать прибыль, и слишком высоким, ограничивающим спрос. Минимально возможная цена определяется себестоимостью. Цены конкурентов на аналогичные услуги задают примерное значение, на которое следует ориентироваться при установке цены. Мнение граждан об особенностях предлагаемой образовательной услуги задает потолок цены.

9. Корректировка цены услуги с учетом интересов покупателей. Корректировка цены всегда очень болезненно воспринимается обучающимися, и они могут уйти в другое образовательное учреждение, где цена ниже. Поэтому цена образовательной услуги должна быть гибкой и корректироваться в зависимости от условий целевого рынка образовательной услуги. В условиях ползучей и, особенно, галопирующей инфляции вряд ли целесообразно делать стабильную цену в рублях на весь период обучения. Максимальный срок фиксированной цены – 1 год, если в ней заложен процент на инфляцию. Иногда лучше утверждать цены на полугодие или квартал либо вводить в договор на обучение процент роста цены.

Ценовая стратегия – выбор учреждением возможной динамики изменения цены услуг в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели организации. Если образовательное учреждение приходит к выводу, что принятие эффективных ответных действий возможно и необходимо, ему следует применить один из трех вариантов ответных мер:

1) снизить цену. Лидер (крупный университет, академия или институт) может снизить свою цену до уровня цены конкурента. Образовательное учреждение может решить, что рынок чувствителен к цене и что, удерживая цену, оно уступит значительную долю рынка конкуренту, предлагающему более низкую цену; или же, что возврат утраченной доли рынка обойдется учебному заведению слишком дорого. Снижение цены приводит к краткосрочному падению прибылей, поэтому некоторые организации с целью удержания нормы прибыли на прежнем уровне идут на снижение качества своих услуг, уровня материально-технического обеспечения и рыночных связей, что, в конечном итоге, отрицательно сказывается на доле рынка образовательных услуг в долгосрочной перспективе. Поэтому при снижении цен образовательное учреждение должно стремиться к тому, чтобы поддерживать качество своих образовательных услуг на высоком уровне или среднем уровне без потери имиджа;

2) повысить качество образования. При сохранении старой цены образовательное учреждение может добиться того, чтобы предоставляемые им образовательные услуги воспринимались гражданами как более качественные. Заведение может усилить свое воздействие на граждан, постоянно подчеркивая качественное пре­восходство своих образовательных услуг над более дешевыми услугами конкурента. Учреждение может обнаружить, что для него выгоднее вложить деньги в повышение потребительской ценности услуги, чем снизить цену и получать в итоге более низкую прибыль;

3) повысить качество, одновременно повысив цену . Образовательное учреждение может повысить качество и поднять цену, переведя таким образом свои образовательные услуги в разряд более дорогостоящих. Более высокое качество служит оправданием более высокой цены, которая, в свою очередь, обеспечивает учебному заведению более высокие прибыли, а, следовательно, и возможность привлечь более квалифицированных преподавателей и улучшить материально-техническое обеспечение учебного процесса. Образовательное учреждение может не изменять цену на данную услугу, а предложить на рынке образования новую услугу, занимающую более высокую ценовую позицию.

Для обеспечения эффективной ценовой политики необходима разработка стратегии ценообразования , т.е. выбора учебным заведением возможной динамики изменения цены на свои услуги в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели образовательного учреждения.

Разработка ценовой стратегии не является одноразовым мероприятием. Ее необходимо пересматривать в случаях, когда:

– осуществляется модификация образовательных услуг;

– услуга проходит через очередной этап жизненного цикла;

– возрастают издержки (себестоимость) обучения;

– цена образовательных услуг становится объектом внимания государственных органов.

Тактика ценообразования включает в себя решение ряда задач:

– установление долговременных или меняющихся цен;

– установление психологически привлекательных цен;

– дифференцирование цен в зависимости от качества обучения;

– перераспределение издержек в рамках ассортимента услуг;

– использование скидок при установлении цены;

– рыночное страхование цен (включение цены риска в цену образовательных услуг).

Практическое задание

Задание 1. Субординация. Ваш вышестоящий руководитель, минуя Вас, дает срочное задание Вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания, полученного Вами лично от директора. Ваш вышестоящий руководитель делает это уже не в первый раз, и Вы знаете о его натянутых отношениях с директором организации. Оба задания являются неотложными. Выберите приемлемый вариант решения:

– выразите подчиненному свое несогласие с заданием вышестоящего руководителя и заставьте его выполнить неотложное задание директора;

– в интересах дела подключите к выполнению порученных заданий другого Вашего сотрудника;

– напишете служебную записку на имя директора по поводу случившегося и попросите выпустить приказ о порядке распорядительных воздействий в организации;

– обратитесь к вышестоящему руководителю с просьбой давать указания Вашим подчиненным только через Вас и попросите перенести срок его задания.

Задание 2. Психологическая ситуация «Выбор заместителя». Муниципальный орган образования назначил Александрова директором образовательного учреждения. Его предшественник ушел на пенсию, оставив работоспособный коллектив в трудном финансовом положении. До этого Александров три года работал заместителем директора. Он экстраверт, общительный, грамотный, по темпераменту скорее флегматик или сангвиник, больше ориентирован на результаты работы. Александрову необходимо выбрать себе двух заместителей. Имеется несколько кандидатур с разными наборами деловых качеств и психологией взаимоотношений:

а) Иванов ориентирован на человеческие отношения, стремится к тому, чтобы в коллективе были доброжелательный климат, взаимное доверие сотрудников, отсутствие конфликтов. Однако он много времени уделяет контактам и коммуникациям и не всегда добивается выполнения плановых показателей по подразделению. Решения и указания Иванова не всегда конкретны и рассчитаны на грамотных сотрудников;

б) Петров ориентирован на работу и достижение конечных результатов. Он еще молодой руководитель, честолюбивый, всегда добивается достижения поставленных целей, используя авторитарный стиль руководства. В интересах дела Петров идет на обострение отношений, невзирая на лица и не учитывая психологию сотрудников, за что получил прозвище «карьерист»;

в) Сидоров предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении заданий руководства, требователен к подчиненным, поддерживает со всеми формальные отношения. В коллективе его называют за глаза «сухарем». План подразделение выполняет, но текучесть кадров больше, чем в других подразделениях;

г) Николаев ориентирован как на работу, так и на человеческие отношения. Весьма грамотный и авторитетный руководитель с большим опытом работы, сотрудники его любят за душевность и готовность помочь в трудную минуту. Его главным недостатком является слабость к спиртному, которая пока сильно на работу не влияет.

Задание 3. Рыночное ценообразование. Разработайте ценовую стратегию для Вашего учебного заведения на следующий год. Выберите одну из стратегий ценообразования. Представьте ее в текстовом виде или в виде таблицы с краткими комментариями. Обоснуйте, почему Вы выбрали эту стратегию?

Задание 4. Оплата труда. Б иблиотекарь школы работает учителем по совместительству. С 1 июля он уходит в очередной отпуск. Когда он должен будет приступить к работе? Как будут рассчитываться отпускные?

Контрольные вопросы

1. Назовите способы административного воздействия на персонал.

2. Рассмотрите специфические черты педагогического труда.

3. Почему трудовая деятельность учителя имеет профессиональную направленность и за пределами установленного законом рабочего дня? Что вы можете сказать о свободном времени школьного учителя?

4. Охарактеризуйте материальные и моральные стимулы трудовой деятельности педагогов. Какое место в стимулировании труда учителя занимает заработная плата?

5. Каковы основные критерии дифференциации зарплаты педагогических работников? Согласны ли вы с мнением, что показатель образования ныне уже не играет стимулирующей роли и от него пора отказаться?

6. Как вы думаете, каковы пути совершенствования зарплаты работников образования? Как можно устранить уравниловку?

7. Престижна ли профессия педагога в нашей стране? Какие причины порождают отток специалистов из сферы образования в другие сферы экономики?

8. Какие структурные изменения происходят в профессиональном составе молодых специалистов для отраслей экономики нашей страны?

9. Что вам известно о кадровом потенциале вузовской науки и ее коммерческих возможностях?

10. Охарактеризуйте состояние образовательного уровня учителей общеобразовательных школ страны. Что вам известно о структурных изменениях в подготовке учительского персонала?

11. Рассмотрите систему повышения квалификации педагогов. О каких изменениях в этой системе вам известно?

12. Какие методы ценообразования Вам известны?

13. Охарактеризуйте этапы установления цен на образовательные услуги.

14. Какие вам известны типовые стратегии ценообразования для образовательных учреждений?

15. Когда следует пересматривать цену на образовательную услугу?

16. Какие варианты ответных мер на снижение цен на рынке образования Вам известны?

17. Назовите основные компоненты оплаты труда работников.

18. Какими нормативными актами регулируется рабочее время работников образовательных учреждений? В чем основные особенности рабочего времени педагогов?

19. Как производится оплата труда педагогических работников?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ

по теме «Развитие и качественное улучшение обеспечения

доступности образования»

1. Следует ли ориентироваться на принципы всеобщего, обязательного среднего образования?

2. Должно ли быть школьное образование полностью бесплатным, включая факультативное изучение отдельных предметов?

3. Целесообразно ли распространять на среднюю школу систему профессиональной ориентации, продолжать создание специализированных гимназий, лицеев?

4. Необходима ли всеобщая компьютеризация школ?

5. В какой мере эффективно соединение школ и вузов по системе «школа–вуз», «колледж–вуз» в целях облегчения поступления выпускников в некоторые вузы?

6. Каково ваше отношение к системе централизованного тестирования?

7. Должны ли подготовительные курсы в государственное высшее учебное заведение быть платными?

8. Ваше мнение о необходимости вечерней, заочной, экстернальной форм обучения в средней школе?

9. Достаточно ли девятилетнего общего образования в основной школе или необходимо всеобщее одиннадцатилетнее обучение в школе?

10. Надо ли удлинять процесс школьного обучения до 12-ти, 13-ти лет?

11. Каким должен быть минимальный уровень оплаты труда учителя?

12. Следует ли при приеме в высшие учебные заведения ориентироваться на оценки в школьном аттестате?

13. Надо ли развивать систему негосударственного высшего образования, функционирующую на коммерческих началах, на платной основе?

14. Следует ли предоставлять права автономности государственным вузам при одновременном ограничении их бюджетного финансирования?

15. В чем вы видите причины устремлений состоятельных родителей и их детей к получению образования в зарубежных учреждениях? Надо ли оказывать государственную, общественную поддержку подобным тенденциям?

17. Каким примерно должен быть уровень почасовой оплаты преподавателей высших учебных заведений?

18. Вузы какого профиля должно, прежде всего, поддерживать государство?

19. Следует ли освобождать студентов от обязательного прохождения службы в вооруженных силах?

20. Необходимы ли оплачиваемые государственные и корпоративные заказы вузам на подготовку специалистов?

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Сущность, функции и виды образования. Принципы государственной образовательной политики.

2. Экономика образования как наука и учебная дисциплина. Предмет и объект исследования экономики образования.

3. Система образования и характеристика ее компонентов.

4. Организационно-правовая система управления образованием.

5. Понятие и показатели качества образования.

6. Основные критерии уровней качества образования. Критерии оценки студентов и выпускников.

7. Государственный контроль в сфере образования.

8. Система, цели и критерии управления. Миссия и философия образовательного учреждения.

9. Принципы и методы управления.

10. Организация системы управления. Методика оформления и регистрации образовательного учреждения.

11. Регламентация управления. Виды регламентов для образовательного учреждения.

12. Управление реализацией стратегии в образовательном учреждении.

13. Маркетинг образования. Понятие и черты образовательных услуг.

14. Оценка конкурентного положения и сегментация образовательных услуг. Стратегии и сценарии развития образовательных услуг.

15. Сущность маркетинговых коммуникаций в сфере образования.

16. Сущность и состав материально-технической базы сферы образования. Цели и особенности хозяйственного механизма в образовании.

17. Финансирование учреждений образования. Принципы бюджетной системы.

18. Сущность и классификация персонала по категориям. Персонал в системе образования. Система работы с персоналом.

19. Труд работников образования и его особенности. Организация и оплата труда педагогических работников.

20. Ценообразование и ценовая стратегия в образовательном учреждении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Административно-правовые основы государственного управления: Учеб. пособие для вузов по спец. «Гос. управление» / Под общ. ред. А.Н. Крамника. – Минск: Тесей, 2004. – 704 с.

2. Об образовании: Закон Респ. Беларусь, 29 окт. 1991 г., N 1202-XII. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.03.2001 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – N 2/303.

3. Райзберг, Б.А. Государственное управление и администрирование в экономической и социальной сфере: учебное пособие [для вузов] / Б.А. Райзберг. – М. : Экономистъ, 2007. – 191 с.

4. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие [для вузов] / Б.А. Райзберг. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 384 с.

5. Руденков, В.М. Организация деятельности бюджетных и научных учреждений: [учебное пособие для вузов] / В.М. Руденков, И.К. Рудак. – Мн. : Современная школа, 2008. – 448 с.

6. Соколовский, Н.К. Экономика социально-культурной сферы: учебно-методическое пособие для студентов спец. «Государственное управление» / Н.К. Соколовский, О.Н. Ерофеева, В.Г. Гаркавая; Министерство образования Республики Беларусь, УО «Белорусский государственный экономический университет». – Минск: БГЭУ, 2006. – 208 с.

Слушателей ...

  • Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования

    Анализ

    Направленных на апробацию учебно -методических комплексов для мониторинга образования. 6. Консультационная деятельность . 7. Экспертиза программ... Специалистами ФИПИ специально для этого семинара были подготовлены учебно -методические материалы для ...

  • Инструктивно-методическое письмо министерства образования республики беларусь «Об организации в 2016/2017 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» I

    Инструктивно-методическое письмо

    ... . Для организации деятельности методических формирований учителей музыки в 2016/2017 учебном году предлагается единая тема «Педагогическое ...

  • Документ

    ... . Специальные способы строительства. Гидроизоляция. Тоннелепроходческие комплексы . ... слушатели занимаются самостоятельно (1 неделю), используя учебно -методические материалы, предоставляемые слушателям ... технологии в деятельности специалиста по управлению...