Впасть в отчаяние антоним фразеологизм. Впасть в отчаяние

Впасть в отчаяние

Впасть в отчаяние

прийти в отчаяние, взвыть, разодрать на себе ризы, отчаяться, руки опустились


Словарь русских синонимов .


Смотреть что такое "впасть в отчаяние" в других словарях:

    ОТЧАЯНИЕ, отчаяния, мн. нет, ср. (книжн.). Состояние крайней безнадежности, упадка духа вследствие горя, неприятности. «Отчаяние мною овладело.» Пушкин. «Я надеюсь тронуть его моими слезами и отчаянием.» Пушкин. «То была минута безумного отчаяния … Толковый словарь Ушакова

    впасть - паду/, падёшь; впал, ла, ло; впа/вший; св. см. тж. впадать, впадение 1) Стать впалым. Щёки впали. Впала грудь. 2) во что Погрузиться в какое л. состояние, положение (обычно тяжёлое, трудное) … Словарь многих выражений

    Впаду, впадёшь; прош. впал, ла, ло; прич. прош. впавший; сов. (несов. впадать). 1. Ввалиться, вдаться внутрь. Что за перемена! Она и не она. Черты ее, но она бледна, глаза немного будто впали. И. Гончаров, Обломов. Его лицо осунулось, щеки впали … Малый академический словарь

    Ввалиться, впалый, впасть. У синонимов могут развиваться и вполне синонимичные, фразеологически связанные значения. Яркий пример глаголы впасть и ввалиться. У глагола ввалиться одно из его значений фразеологически связанное, синонимическое с… … История слов

    ВПАСТЬ, впаду, впадёшь, прош. вр. впал; впавший (впадший вышло из употр.). совер. к впадать во 2 и 3 знач. Глаза у больного впали. Я впал в отчаяние. «Теперь уж в это мне ребячество не впасть.» Грибоедов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

    ВПАСТЬ, впаду, впадёшь; впал, ла; впавший; впав; совер. 1. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.). Стать впалым. Щёки впали. 2. во что. Прийти в какое н. (неприятное, тяжёлое) состояние или прийти к чему н. (неправильному) в поведении, взглядах. В. в… … Толковый словарь Ожегова

    Паду, падёшь; впал, ла, ло; впавший; св. 1. Стать впалым. Щёки впали. Впала грудь. 2. во что. Погрузиться в какое л. состояние, положение (обычно тяжёлое, трудное). В. в отчаяние. В. в задумчивость. В. в беспамятство, забытьё (потерять сознание,… … Энциклопедический словарь

    ОТЧАЯНИЕ, ОТЧАЯНЬЕ я; ср. Состояние крайней безнадёжности, безвыходности. Прийти, впасть в о. Приводить, привести в о. кого л. Рыдать от отчаяния … Энциклопедический словарь

    отчаяние - отча/янье Состояние крайней безнадёжности, безвыходности. Прийти, впасть в отча/яние. Приводить, привести в отча/яние кого л. Рыдать от отчаяния … Словарь многих выражений

    Руки опустились, отчаяться, разодрать на себе ризы, впасть в отчаяние, взвыть Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Книги

  • Дело для настоящих мужчин , Дэвид Герролд. Романом `Дело для настоящих мужчин` открывается цикл известного американского писателя-фантаста Дэвида Герролда `Война с Хторром`. Что делать, если на вашу планетуприбыли инопланетяне, мягко…

Проектно - исследовательская технология.

Русское слово.

(Лексика. Фразеология.)

Отчётный урок

по теме «Лексика. Фразеология»

Вид: урок – проект.

Оборудование: таблицы, схемы, стенгазета «Это интересно», иллюстративный материал, выставки книг и материалов школьного исторического музея.

Ход урока.

I . Мотивация.

Ребята, на протяжении трёх недель вы занимались исследовательской работой. Вы собирали материал по выбранной вами теме, анализировали слово как единицу языка, готовили выставки, схемы, подбирали примеры из художественных произведений.

Сегодня у нас урок – отчёт о проделанной работе. Каждый из вас исследовал одну область «Лексики. Фразеологии», но необходимо знать этот раздел лингвистики целиком. На уроке вы получите полезную информацию. Ваша задача – записать основные положения отчёта ребят, пропустить полученную информацию через себя. Вы можете задавать вопросы исследователям. После каждого отчёта вы выполните небольшие практические работы . И от того, насколько плодотворно вы будете работать, зависит ваш успех. Информация, с которой вы познакомитесь сегодня, поможет вам успешно справиться с тестированием по разделу «Лексика. Фразеология» и выполнить задания Единого государственного экзамена в 11 классе .

Мы с вами впервые изучаем материал методом проектно – исследовательской технологией. Я желаю вам удачи, интересной работы и прочных знаний.

II .Обмен исследованиями

Глава 1. Полисемия.

Группа ребят провела словарную работу, и сейчас они расскажут всё, что узнали о слове «Лексика», об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении.

1. Выступление группы №1:

2. Практическая работа №1.

1. (каждая группа получает карточку со словами)

Постройте фразы, в которых слова употребляются в прямом и переносном значении.

1.Буря – снежная буря – буря чувств

2.Железный – железный обруч – железная воля.

3.Океан – мировой океан – океан любви.

4.Тряпка – мокрая тряпка. – Он человек слабый, тряпка, одним словом.

5.Хвост – лисий хвост. – Человек проверяет, не идёт ли за ним хвост.

6.Закат – закат солнца – творческий закат.

7.Голова – болит голова. – Тебе решать: ты у нас голова.

8.Сладкий – сладкий торт – сладкий взгляд.

9.Глухой – глухой старик – глухой к чужим бедам.

3. Тест (для каждой группы)

4. Глава 2. «Двойники, но не братья»

1.Слово учителя.

В Нью – Йорке создан клуб двойников. Членом клуба может стать лишь тот, кто похож на какого – нибудь знаменитого человека. В клубе уже имеется 11 Эйзенхауэров и 7 Черчилей.

Как видно, эти люди могут быть разного рода – племени, социального положения, достатка, профессии, интересов. Единственный признак, по которому произошло их объединение, – формальное сходство. В русском языке тоже есть такие слова – двойники.

2.Выступление группы №2.

3. Задание:

Определите значение слов – омонимов .

Составьте словосочетание так, чтобы разграничить эти значения.

1.Очки – носить очки – набрать очки на соревновании

2.Овсянка – вкусная овсянка – на ветке овсянка

5.Нота – музыкальная нота – нота протеста

6.Среда – день недели – среда обитания животных

7.Дома – дома тепло – высокие дома

8.Вести – последние вести – вести передачу

9.Полоскать – полоскать бельё – поласкать брата

Глава 3. Пестрое семейство.

1. Инсценирование

Отрывок из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. (См. «Путешествие в слово» с.165 Огарков Олег и Зяблов Женя).

2.Слово учителя.

Более семидесяти способов выразить одно понятие! Ещё древние греки обратили внимание на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль.

О словесных взаимосвязях – явлении синонимии – расскажет 3-я группа

3. Выступление группы №3.

4. Задание классу:

У Пушкина есть такие строки: «Печаль моя светла».

Объясните значение слова печаль

(состояние душевной горечи, тягости).

Подберите к этому слову синонимы

(Печаль – грусть – скорбь – горесть – уныние – грустинка – кручина – кручинушка - сухота) (См. Словарь синонимов и антонимов . Виктория плюс. С. Петербург 2002г. С.181)

Глава 4. Великое противостояние.

1. Слово учителя.

Слова в русском языке могут быть связаны не только синонимическими отношениями, но и антонимическими. Прежде чем какому – то слову выпадет честь титуловаться антонимом, оно должно обрести своего противника – слово с противоположным значением. Это условие отражено в самом его названии, образованном от греческих АНТИ – «против» и ОНИМА – «имя».

2.Выступление группы №4.

3.Работа в группах.

Выберите общеязыковые и контекстные антонимы.

1. Тот самый человек пустой,

Кто весь наполнен сам собой.

2. О, если б я нищ был!

Как миллиардер!

В. Маяковский

3. Жизни лучшие мгновения –

Сердца жаркие мечты,

Роковые впечатленья

Зла, добра и красоты.

Всё, что близко, что далеко,

Всё, что грустно и смешно,

Всё, что спит в душе глубоко,

В этот миг озарено.

5. Творческое задание. «Памятник»

Задание: в движении или позах передать суть омонимов, синонимов, антонимов.

(Омонимы – изобразить 2 одинаковые маски, синонимы – взяться за руки, антонимы – встать спиной.)

Глава 5. История развития языка.

1 .Слово учителя. Михаил Зощенко писал: « А нуте – ка сунься теперь с русской фразой –беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным туманным значением». Писатель говорит о нелепом пристрастии некоторых людей употреблять и в дело, и не в дело иностранные слова, да ещё не разобравшись толком в их значении.

Известный учёный, спрашивает: « Зачем говорить СПОНТАННЫЙ вместо СЛУЧАЙНЫЙ или НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЙ? РЕЛЯТИВНЫЙ вместо ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ, ДИСКУРСИВНЫЙ вместо РАССУДИТЕЛЬНЫЙ, РЕЛАКСАЦИЯ вместо ОСЛАБЛЕНИЕ?» И, правда, зачем?

2.Выступает группа №5.

3.Слово учителя.

Заимствования не избежать, ведь люди разных стран активно сотрудничают. Проблема не в заимствованиях, а в том, кто и как их употребляет. Выбирая слова, нужно руководствоваться лексической нормой: значением, стилистической окраской, сочетаемостью с другими словами. Нарушение хоть одного критерия может привести к речевой ошибке.

4. Работа с учебником

Исконно русские : лодка, ялик, тичка, самоходка, барка, байдарка, плоскодонка, плот, оморочка.

Заимствованные : джонка (малайский – китайский «судно»), катер – англ. – резать волну.; яхта – англ. – гнать; каяк – эскимос. – лодка; каноэ – англ. – челн; ботик (бот) – нидер. – гребное (парусное) судно; катамаран – англ. – связанные брёвна; сампан – фр. – три доски; шлюпка – нидерл. – гребная лодка; гондола – итал. – одновёсельная лодка; вельбот – англ. – китобойное судно; пирога – фр. – длинная лодка.

Глава 6. Каждой эпохе свойственна своя активная и пассивная лексика.

1.Слово учителя.

В конце XIX – начале XX века, до появления трамвая, существовала городская железная дорога с конной тягой. Эта дорога, а также вагон назывались конкой. С появлением трамвая, а затем и других видов транспорта потребность в конной тяге исчезла и слово конка устарело.

2.Выступление группы №6.

Как называются подобные слова, нам объяснят ребята.

3.Работа с учебником.

Историзмы: царь - единовластный государь, монарх; удел – земли, недвижимое имущество, принадлежащие царской семье.

Архаизмы: подручник – работник для исполнения поручений; самодержавный – монархический; ратный – боевой; одр – постель; драгие – дорогие; лях – поляк.

Глава 7. Диалектные и специальные слова.

1.Слово учителя.

Русский народ живёт на огромных пространствах нашей Родины: на Дону и Кубани, на Десне и Печоре, на Неве и Оке, на Волге и Каме, на Урале, Иртыше, Оби, Енисее, Лене, Амуре. Все русские говорят на одном национальном русском языке, поэтому жители берегов Белого моря и Ставрополя, Смоленщины и Сибири поймут друг друга, т. к. большинство слов известны всем, т. е. являются общеупотребительными.

Но в разных местностях встречаются слова, понятные только жителям той или иной местности. Например, слово АМУНИЦА – «рукоятка у кормового весла».

Как называются подобные слова, исследовала 7-я группа

2. Выступление группы №7

Задание №1.

3.Практическая работа.

Найдите в предложениях диалектную, профессиональную и жаргонную лексику.

1. Недавно я дрался с двумя «мессершмиттами -109», одного я сразу срубил.

2. Сбочь дороги – могильный курган. (М. Шолохов)

3. Ученики, как говорится в бурсе, ни в зуб толкнуть (В. Гиляровский).

Задание №2.

Проанализируйте предложение из языка офенит – бродячих торговцев – с точки зрения русского языка как системы (лексика, грамматика).

Мас скудается, устрёкою шкуры прикосали бы и не отъюхтили шивару. (Я боюсь, как бы нас дорогою не побили воры и не отняли товару.)

Ответы:

Задание №1.

В первом предложении употребляется слово «срубил» (в значении «сбил») из языка лётчиков. Во втором предложении – диалектизм «сбочь»(в значении «около»). В третьем выражении «ни в зуб толкнуть» из школьного жаргона (в значении «ничего не знать»).

Задание№2.

С точки зрения русского языка как системы можно отметить, что лексика этого предложения профессиональная, а грамматика (построение предложений, образование форм слов) общелитературная.

4. Полминутки для шутки.

Задание. Послушайте отрывки из фельетона И. Костюкова «На разных языках», найдите жаргонизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы. (См. Поурочные планы к уч. Власенкова 10класс составитель. с. 32)

Глава 8. Живописный способ выражаться (Русская фразеология)

1.Инсценирование.

Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли будет лето:

Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как – то странно вертеться.

Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету…

2. Слово учителя.

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет всё выражение в целом.

Какой особый раздел лингвистики изучает устойчивые сочетания слов, нам разъяснят ребята 8-ой группы

2. Выступление группы №8.

3.Задание классу.

Фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы, Запишите фразеологизмы (каждый на отдельной строке), подберите к ним а) антонимическую пару

Кот наплакал –… куры не клюют;

Слова не вытянешь – … рта не закрывает;

Ходить вокруг да около – … попасть в точку;

Дать маху – … попасть в точку;

Мухи не обидеть –… как кошка с собакой;

Выйти из себя –… овладеть собой;

Впасть в отчаяние – … воспрять духом.

б) составьте синонимические пары.

На скорую руку – … в пожарном порядке;

Обвести вокруг пальца –… провести на мякине;

На всех порах –… во всю прыть;

Хоть волком вой -… хоть караул кричи;

Со всех ног – … во всю прыть;

Тёртый калач –… стреляный воробей;

Ни зги не видно – … кромешная тьма – хоть глаз выколи.

III .Рефлексия.

Слово учителя.

Итак, мы закончили работу над проектом «Лексика. Фразеология». Мы исследовали основные разделы лексикологии. Вам понравилось? Что показалось трудным? А интересным? Я надеюсь, что теперь вы сможете уверенно ответить на вопросы ЕГЭ, касающиеся лексики и фразеологии, и написать тест на следующий урок. А в заключение хочу провести небольшую игру и проверить ваше умение слушать и воспринимать информацию.

2.Блиц – опрос.

Задание: кидаю каждому ученику мячик, а вы должны мне ответить.

- что собой представляют пары слов?

1.любить - ненавидеть

2.врач - доктор

3.горн (инструмент) – горн (в кузнице)

4.бежать - стоять

5.поэт - стихотворец

6.тяжело - легко

7.свет (луны) – свет (мир)

8.ранний - поздний

9.мужественный - сильный

10.хитрые лисички – жареные лисички

11.горячо - жарко

12.несчастье - беда

13.злой - добрый

14.работа - труд

15.край (обрыва) – край (область)

16.взрослый - детский

17.запустить (спутник) – запустить учёбу

18.мягкий - жесткий

19.небольшой - маленький

20.больной - здоровый

21.тонкий (палец) – тонкий (намёк)

22.железная (дисциплина) – железная (руда)

23.каменный (дом) – каменное (сердце)

3.Домашнее задание.

1. Подготовиться к тестированию.

Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава . Об умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава , хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.

Фразеологизмы - это устойчивые, застывшие сочетания слов, в них нельзя изменить словарный состав.

Например: сесть в лужу - попасть в неловкое смешное положение.

Сесть в кресло, за стол - это не фразеологизм.

Рассмотрите картинки. В прямом или переносном значении изобразил художник В.И. Тильман героев в определённой ситуации? (см. Рис. 2, 3, 4)

Рис. 2. Кот наплакал - очень мало ()

Рис. 3. Ходить на голове - безобразничать ()

Рис. 4. Клевать носом - дремать ()

Найдём в стихотворении Б. Заходера фразеологизм.

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой.

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой!

Фразеологизм «не разольёшь водой» - очень дружны.

Значение фразеологизма определяют путём подбора слова-синонима или выражения.

как снег на голову - неожиданно,

хоть глаз выколи - темно,

яблоку негде упасть - тесно,

обвести вокруг пальца - обмануть,

след простыл - исчез, спрятался,

каша в голове - полная неясность, путаница в мыслях

Рассмотрите рисунки. (см. Рис. 5) Как художник пошутил?

Рис. 5. Фразеологизмы ()

Написал, как курица лапой - о неразборчивом почерке.

Взять быка за рога - смело и сразу взяться за самое главное в трудном деле.

Укажем сначала фразеологизмы со значением «трудиться», затем - «бездельничать».

работать не покладая рук

от зари до зари

до седьмого пота

не щадя сил

сидеть сложа руки

бить баклуши

Бить баклуши - бездельничать. А что такое баклуши?

В старину кустари делали посуду из дерева. Они кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Готовить такие чурбачки и называлось бить баклуши . Работа эта считалась пустячной, поэтому она и стала образцом не дела, а безделья. Конечно, всё познаётся в сравнении, и работа эта казалась лёгкой лишь в сравнении с тяжёлым крестьянским трудом. И далеко не у каждого получится сейчас хорошо баклуши бить (см. Рис. 6).

Рис.6. Бить баклуши ()

Змей Горыныч унёс царевну далеко.

Девочка отчаялась

На уроке ученица не слушала объяснение новой темы.

Ребята беседовали без посторонних .

В холодильнике было пусто .

Справка: хоть шаром покати, за тридевять земель, падать духом, с глазу на глаз, пропускать мимо ушей.

Змей Горыныч унёс царевну за тридевять земель.

Девочка упала духом , так как задача никак не решалась.

На уроке ученица пропускала мимо ушей объяснение новой темы.

Ребята беседовали с глазу на глаз.

В холодильнике было хоть шаром покати.

Уши можно мыть - это знают все. А что ещё можно делать с ушами, расскажет текст под названием Ушария.

1. Если ваш знакомый будет вам надувать уши (сплетничать), не стоит развешивать уши (слушать с доверчивостью), лучше держать ушки на макушке (быть настороже), а не хлопать ушами (бездействовать).

2. Когда вы уплетаете так, что за ушами трещит (с большим аппетитом), и не верите своим ушам (очень удивляетесь), слыша этот треск, и он вам ухо режет (неприятен) - не расстраивайтесь! Пусть вам завидуют те, кому такого аппетита не видать как своих ушей (никогда не будет) (см. Рис. 7).

Рис. 7. Развешивать уши ()

Вспомним фразеологизмы, где упоминаются животные.

болтливый как ….

колючий как …

голодный как ….

выносливый как …

молчит как …

драчливый как …

хитёр как …

скользкий как …

Болтливый как сорока, колючий как ёж, голодный как волк, выносливый как верблюд, молчит как рыба, драчливый как петух, хитёр как лиса, скользкий как уж.

Соединим стрелкой пары фразеологизмов-синонимов . Они выражают одно общее понятие.

в двух шагах

пускать пыль в глаза

как ветром сдуло

заткнуть за пояс

морочить голову

рукой подать

утереть нос

не успел глазом моргнуть

в двух шагах - рукой подать (близко)

пускать пыль в глаза - морочить голову (обманывать)

как ветром сдуло - не успел глазом моргнуть (мгновенно)

заткнуть за пояс - утереть нос (превзойти кого-нибудь в чём-то)

Соединим фразеологизмы-антонимы , противоположные по смыслу.

как кошка с собакой

держать язык за зубами

хоть пруд пруди

душа в душу

точить лясы

как кошка с собакой - душа в душу (враждовать - очень дружно)

держать язык за зубами - точить лясы (молчать - болтать)

Вставим в каждое предложение подходящий по смыслу фразеологизм из слов для справок.

Ученик сидел на уроке…, потому что накануне он …. и не подготовил задание. Учитель ему вопрос задаёт, а он … . … досидел ученик до конца урока. От стыда он готов был …

Справка: пальцем не пошевелил, сквозь землю провалиться, как на иголках, словно воды в рот набрал, с горем пополам.

Пальцем не пошевелил (ничего не делал), сквозь землю провалиться (иметь сильное желание исчезнуть), как на иголках (в крайнем волнении), словно воды в рот набрал (молчать), с горем пополам (с большим трудом).

Ученик сидел на уроке как на иголках , потому что накануне он пальцем не пошевелил и не подготовил задание. Учитель ему вопрос задаёт, а он словно воды в рот набрал. С горем пополам досидел ученик до конца урока. От стыда он готов был сквозь землю провалиться.

Прочитаем тексты. Найдём фразеологизмы.

Вчера мы были в цирке. Публика внимательно смотрела на арену, когда выступали акробаты. Сосредоточенно она наблюдала за выступлением львов. Когда же появились клоуны, то все засмеялись. После спектакля зрители искренне хлопали артистам.

Вчера мы были в цирке. Публика не сводила глаз с арены, когда выступали акробаты. Затаив дыхание , она наблюдала за выступлением львов. Когда же появились клоуны, то все покатились со смеху . После спектакля зрители от всей души хлопали артистам.

Не правда ли, фразеологизмы украсили текст?

Значение фразеологических оборотов разъясняется во фразеологическом словаре русского языка. Наиболее употребительные фразеологические обороты разъясняются в толковых словарях.

Помета «разговорный» (разг.) характеризует фразеологизмы, употребление которых придаёт речи оттенок непринуждённости. Они используются в бытовом общении, в диалогах.

Например: садиться в калошу - оказаться в неловком положении.

Помета «просторечный» (прост.): вынь да положь - сделай немедленно.

Помета «книжный» (книжн.) используется при характеристике фразеологизмов, употребляемых в книжной речи.

Например, Нить Ариадны - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.

Выражение возникло из мифов об афинском герое Тесее, убившем полубыка-получеловека Минотавра. А помогла ему Ариадна.

На уроке вы узнали, что фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову. Они делают нашу речь яркой, образной, выразительной. Используйте фразеологизмы в своей речи.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Прочитайте стихотворение.

    Наше и Моё.

    Наше встретило

    Всё моё! -

    Кричит Моё.

    Мячик мой,

    стул хромой

    тоже мой,

    столик мой,

    моя кровать,

    ранец мой,

    моя тетрадь.

    Книга куплена -

    Для меня -

    моя семья.

    И на мне -

    мой костюм,

    моё бельё.

    Нет на свете

    Но ему сказало

    Есть моё,

    Но есть и наше:

    Наш дом,

    наш двор,

    наш с тобою

    разговор.

    Кроме этого,

    наша школа,

    наш класс,

    наша дружба,

    наша честь…

    не перечесть.

    Светит наша

    Наше солнце

    Вот что Наше говорит.

    А Моё твердит своё:

    Всё моё, моё, моё!

    А Моё пищит своё,

    как у речки комарьё…

    К сожаленью, до сих пор

    Не окончен этот спор.

    (Г. Сапгир)

    Как вы думаете, почему Моё и Наше спорят?

    Выберите каждому участнику разговора подходящие фразеологизмы.

    Справка : наставлять уму разуму, набивать карман, накладывать лапу, одна песня, сам за себя, с чистым сердцем, не поверить своим ушам, зимой снега не выпросишь.

  2. Прочитайте текст про бабушку Надежду. Вместо точек вставьте фразеологизмы.

    Про прабабушку Надежду люди говорили, что она человек …. Всю свою долгую жизнь она от … и изо всех сил старалась всем помочь. Много бед и лишений она …, но никогда … и …. С соседями она старалась найти …, а с друзьями и родственниками жила … Детей она любила … и принимала … их печали и заботы. Если кто-то из них болел, то прабабушка Надежда …. Умела она найти такое ласковое слово, что боль … и болезнь отпускала. Её сердечное желание всем помочь шло …, и она это делала …

    Справка: большое сердце, чистое сердце, вынести на своих плечах, не падать духом, не кривить душой, найти общий язык, жить душа в душу, любить всем сердцем, принимать близко к сердцу, не находить себе места, как рукой снять, не покладая рук.

  3. Найдите в тексте фразеологизмы, подберите к ним слова-синонимы.
    Мама попросила Петю прополоть грядку. Петя ответил, что выполнит работу хорошо, что даёт голову на отсечение. С горем пополам выдернул он только высокие сорняки и пошёл смотреть мультфильмы. Сидит он на диване и в ус не дует. Поняла мама, что с Петей каши не сваришь, и пошла сама полоть.
  1. Интернет-портал Idioms.chat.ru ().
  2. Интернет-портал Tvoyrebenok.ru ().
  3. Интернет-портал Usfra.ru ().