Индивидуальное развитие организма. Эмбриональное развитие

Класс: 9

Презентация к уроку





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока – познакомить учащихся девятого класса с особенностями стадий эмбрионального развития организмов.

Тип урока – комбинированный.

Образовательные задачи урока:

  • способствовать изучению и усвоению основной биологической терминологии;
  • способствовать осознанию основного фактического материала;
  • способствовать формированию представления об эмбриональном периоде развития организмов;
  • выявить последствия нарушения нормального хода эмбрионального развития.

Развивающие задачи урока:

  • способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части.

Воспитательные задачи урока:

  • способствовать развитию творческого мышления;
  • способствовать развитию экологического сознания

Используемый учебник:

Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287, с.: ил.

Материалы и оборудование: плитка из пенопласта – 10 шт. (15 x 15 см), швейные булавки (по 32 шт. на парту), ножницы (каждому ученику), круг из цветной бумаги – 10 шт. (диаметр 10 см), рабочие листы учащихся – на каждого ученика (приложение 2), электронная презентация «Эмбриональный период развития организмов».

Ход урока

Структура урока

Действия учителя

Действия учащихся

1. Оргмомент
2. Актуализация знаний Проговаривает основные понятия, изученные ранее в главе 11 (п. 28), в главе 12.
Проводит блиц-опрос (см. Приложение 1 ) (Слайд 2).
Участвуют в блиц-опросе, пытаются определить название животного, скрытого на правой стороне доски под пронумерованными табличками. Количество табличек соответствует количеству вопросов.
Раскрывает понятие онтогенез, его периоды; выделяет для изучения на уроке эмбриональный период развития, дает его определение (Слайды 3-4). Сопоставляют изображение одноклеточной зиготы с изображением многоклеточного ланцетника.
3. Целеполагание и мотивация Способствует формулированию цели урока (Слайд 5). Формулируют цель урока – познакомиться с особенностями стадий эмбрионального развития организма, способствующих возникновению многоклеточного организма с дифференцированными органами и тканями.
4. Первичное усвоение учебного материала Организует работу с рабочими листами (см. Приложение 2 ); разбивает учащихся по рядам на три группы (соответственно этапам эмбрионального периода) (Слайд 6). Учащиеся в группах находят ответы на вопросы, формулировки определений, вставляют пропущенные слова в рабочих листах.
5. Осознание и осмысление учебного материала. Обращает внимание на возможность моделирования процессов эмбрионального развития; организует работу по конструированию этапов эмбрионального развития. Первая группа, изучающая стадию дробления, знакомит с информацией, полученной в ходе работы с учебником.
Изучая этап дробления, предлагает разрезать круг из цветной бумаги, выступающий в роли одноклеточной зиготы, а затем и каждую из полученных частей пополам.
Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования бластулы, ее строение (Слайды 7-15).
Учащиеся в парах с помощью ножниц каждую половину разрезают на части, моделируя процесс митоза. Полученные части-клетки многоклеточного зародыша располагают на пластинке из пенопласта и закрепляют швейными булавками, моделируя строение бластулы (рисунки 1-5).

Переходя к этапу гаструляции, предлагает смоделировать поперечный разрез через бластулу и оставить на полученных моделях лишь части-клетки расположенные по кругу.
Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования гаструлы, ее строение (Слайд 16-22).
Вторая группа знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа гаструляции. Учащиеся знакомятся с презентацией и моделируют впячивание, свойственное гаструляции ланцетника (рисунок 6).

Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах.

Учитель демонстрирует процесс образования осевых органов, изображение поперечного среза осевых органов ланцетника (Слайд 23-27). Третья группа знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа органогенеза.
Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах.
6. Систематизация знаний и умений; проверка уровня усвоения знаний Проводит обобщение знаний по основным вопросам (Слайд 28):

– Что происходит на каждом этапе в ходе эмбрионального развития?
– В чем заключается сущность каждого этапа?
– В чем заключаются результаты этапа?

Обращает внимание на важность эмбрионального периода, на влияние факторов среды на развитие эмбриона и на дальнейшее развитие организма (Слайд 29).

Отвечают на вопросы учителя. Задумываются над фразой «Прерывая развитие эмбриона, мы убиваем живое существо».

7. Информация о домашнем задании Параграф 32, вопросы к параграфу, записи в рабочем листе.
8. Рефлексия (подведение итогов) За каждый выполненный этап работы в ходе урока учащиеся оцениваются. Определяют степень достижения цели урока.
Высказывают свое мнение о ходе урока.

Эмбриональный период развития


Цели урока:

  • Рассмотреть периодизацию онтогенеза, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального периода развития

  • Образовательная: показать периодизацию онтогенеза, рассмотреть основные этапы эмбрионального периода развития, выявить его закономерности;
  • Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное;
  • Воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, внесших вклад в изучение отногенеза

Индивидуальное развитие организма (Онтогенез) -

период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцом и образования зиготы до гибели организма

Рождение или выход из яйцевых облочек

Оплодотворение

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие


  • Наука, изучающая закономерности индивидуального развития организмов на стадии зародыша, называется эмбриологией

«закон зародышевого сходства»

Христиан Иванович Пандер

(1794-1865, Россия)

Теория зародышевых листков

Карл Бэр (1792 1876)


БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Фриц Мюллер

Эрнст Геккель


ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается

Проникновение

сперматозоида

в яйцеклетку

Слияние ядер гамет и

Яйцеклетка после

образование зиготы

оплодотворения


Стадии эмбрионального развития

  • Дробление
  • Гаструляция
  • Органогенез

дробление

В результате деления из зиготы образуются

вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие

при дроблении, называются бластомерами .

2 сутки

зигота

3 сутки

Тутовая ягода

В процессе дробления количество клеток

быстро растет, они становятся мельче и

мельче и образуют сферу, внутри

которой возникает полость – бластоцель .

С этого момента зародыш называется

бластулой .


гаструляция

Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотен или тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция . Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков.

Гаструляция у человека происходит в два этапа.


На первом этапе образуется два зародышевых листка: эктодерма и энтодерма . У губок и кишечнополостных на этом заканчивается .


У большинства животных на втором этапе идет закладка третьего зародышевого листка - мезодермы

В процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов:

2) нервной трубки;

3) кишечной трубки.


Из эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..

Нервная система и

органы чувств

Эпидермис кожи

Производные кожи


Из энтодермы развиваются эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень, поджелудочную железу, эпителий желчного и мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, щитовидную и околощитовидную железы.

поджелудочная

железа

Эпителий органов

дыхания

Эпителий органов

пищеварения

печень

мочевого пузыря

Щитовидная


Из мезодермы формируются: скелет, скелетная мускулатура, соединительно тканная основа кожи (дерма), органы выделительной и половой систем, сердечно - сосудистая система, лимфатическая система, хорда, дерма кожи, склера

кровеносная система

мускулатура

скелет

мочеполовая система


РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА ЧЕЛОВЕКА

Оплодотворение яйцеклетки.

1 сутки (Зигота)

3 сутки (Морула).

5 суток (Бластула)

10 суток (Гаструла).

3 надели - начало органогенеза.

5 недель - длина зародыша 10-15 мм.

6 неделя - движение плода и сокращение сердца.

8-10 недель - длина плода 10 см,

все органы сформированы.

11-12 недель = продолжается

развитие всех систем организма.

16-18 недель плод быстро

растет и мать ощущает его движение.

7 месяцев - завершающий период развития.

9 месяцев - рождение человека.


КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА:

1) гаметогенез (спермато– и овогенез);

2) оплодотворение;

3) имплантация (7 – 8-е сутки);

4) плацентация и закладка осевых комплексов (3 – 8-я неделя);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15 – 20-я неделя);

6) формирование полового аппарата и других функциональных систем (20 – 24-я неделя);

7) рождение ребенка;

8) период новорожденности (до 1 года);

9) период полового созревания (11 – 16 лет).






Зародышевое сходство рыбы (1), саламандры (2), черепахи (3), крысы (4) и человека (5). 1 стадия


Зародышевое сходство рыбы (1), саламандры (2), черепахи (3), крысы (4) и человека (5). 2 стадия


Зародышевое сходство рыбы (1), саламандры (2), черепахи (3), крысы (4) и человека (5). 3 стадия


Общие закономерности развития зародышей организмов. Общность строения различных организмов проявляется на ранних стадиях развития их зародышей. Отличительные признаки организма создаются в ходе развития зародыша постепенно и в строгой последовательности Видовые различия проявляются на поздних стадиях развития зародышей.


4 неделя беременности Малыш на 4ой неделе беременности все еще очень мал – его длина составляет от 0,36 до 1 мм. С этой недели начинается эмбриональный период развития, который продлится до конца десятой недели. Это время формирования и развития всех органов ребенка, некоторые из которых уже начнут функционировать.




7 неделя беременности На 7 неделе беременности ребенок вырос приблизительно до 8 мм он как горошина (Причем в начале недели его рост от макушки до копчика составлял 4-5 мм, а к концу до мм). Вес – около 0,8 г. Большое событие этой недели – на развивающихся ручках и ножках появились кисти и ступни!




10 неделя беременности Человек внутри матери размером всего лишь со сливу, а основные органы, системы и части тела у него уже сформированы и теперь будут стремительно расти и «дозревать». Самый критический эмбриональный этап пройден и начинается плодный период развития.


12 неделя беременности После 12-й недели беременности новые органы уже не образуются, но уже имеющиеся продолжают расти и развиваться. На этой неделе появились рефлексы! Локальная стимуляция плода может заставить его прищуриться, открыть рот, пошевелить пальцами рук или ног. Пальчики скоро начнут сгибаться и разгибаться, а рот будет совершать сосательные движения.


13 неделя беременности В 13 недель беременности на малюсеньких пальчиках появились отпечатки пальцев, вены и органы хорошо просматриваются через пока еще очень тонкую кожу, а тельце начинает догонять по размерам голову (которая теперь составляет только треть общего размера). Если будет девочка, в ее яичниках уже появилось более 2 миллионов яйцеклеток.


14 неделя беременности С 14 недели беременности ребенок умеет жмуриться, хмуриться, гримасничать, писать и, возможно, сосать свой пальчик. Почки производят мочу, которой он мочится в околоплодную жидкость. Малыш подрос – длина от макушки до копчика составляет 8-8,9 см.


15 неделя беременности Малыш достиг примерно 9,3-10,4 см в длину от макушки до копчика. Он тренируется в дыхании, втягивая околоплодные воды (амниотическую жидкость) в легкие и выталкивая ее из легких назад. Околоплодные воды «обновляются» 8 – 10 раз в сутки! Это позволяет поддерживать их стерильность при сохранении нужного химического состава (соотношения воды, минералов и органических веществ).


17 неделя беременности В 17 недель беременности малыш весит около 100 гр., а его рост от макушки до копчика равняется см. У него уже развиты все суставы, а скелет, до этого больше напоминающий хрящ, костенеет. Улучшается слух. Пуповина, соединяющая его с плацентой, становится толще и крепче.




19 неделя беременности Руки и ноги пропорциональны друг другу и остальному телу. Почки продолжают производить мочу, а голова начинает покрываться волосиками. В 19 недель беременности настал критический момент для развития пяти основных чувств: мозг малыша определяет специальные области, которые будут отвечать за обоняние, вкус, слух, зрение и осязание.


21 неделя беременности Вес ребенка сейчас составляет где-то гр. Полностью оформились бровки и веки. И в 21 неделю беременности мать наверняка чувствуешь его движения.




26 неделя беременности Ребенок подрос до 32,5 см и прибавил в весе до гр. Малыш все лучше различает звуки. Детки больше всего любят «Времена года» Вивальди, Моцарта. Легкие развиваются и он продолжает делать небольшие вдохи околоплодной жидкости, готовясь к своему первому вдоху воздуха.


28 неделя беременности В 28 недель беременности он моргает глазками, на которых видны реснички! С развитием зрения малыш уже может видеть свет просвечивающий через живот. В мозге развиваются миллиарды нейронов (до этого времени мозг плода был гладким, к 28-й неделе на нем начинают появляться характерные борозды и извилины), увеличивается и масса мозга, а тельце обзаводится подкожным жирком, готовясь к жизни снаружи.


32 неделя беременности 1,8 кг. и 42 см.! С личика малыша исчезло большинство морщин. У него есть полноценные ногти на ногах, руках и настоящие волосы, или по крайней мере заметный пушок. Кожа к 32 неделям беременности становится мягкой и гладкой, а конечности более пухленькими.


37 неделя беременности Доношенными считаются детки, родившиеся в промежутке недель. Родившиеся раньше 37 недель – недоношенными, а позже 42 – переношенными.




Через 18 дней после зачатия начинают ощущаться удары сердца зародыша и приходит в действие особая, его собственная система кровообращения. В 7 недель у нерожденного ребенка фиксируются мозговые импульсы, он имеет сформированные внешние и внутренние органы, глаза,нос, губы, язык. В 12 недель, когда по нашему законодательству разрешается аборт, все органы ребенка сформировались и остается только развитие. Ребенок уже поворачивает голову, сжимает кулачок, гримасничает, находит рот и сосет палец. Знаете ли вы, что


СДЕЛАВ АБОРТ, кроме смертельной опасности, вы рискуете остаться бесплодными или рожать больных и ослабленных детей. Делая операцию по прерыванию беременности, врач дважды нарушает клятву Гиппократа: во-первых, клятва Гиппократа прямо запрещает подобные действия, во-вторых, нарушается первая заповедь медицины – «не навреди». Грех детоубийства лишает родителей благодати Божией. В древности за такое деяние мать отлучали от Церкви на 20 лет наравне с убийцами.


Критические периоды развития человека в эмбриогенезе. Эмплантация зародыша в стенку матки (6-7 сутки) 4-8 неделя – период закладки основных органов и систем неделя – ускоряется рост головного мозга неделя – дифференцировка полового аппарата и зародышевые основные функциональные системы. Дробление. Дробление – это процесс увеличения числа клеток, без увеличения их размеров (отсутствует стадия роста). Типы дробления: -полное: равномерное и неравномерное - неполное: поверхностное (у насекомых) и дискоидальное Типы бластул: - целобластула – это полый шарик, один слой бластодермы. - амфибластула – бластодерма многослойная, бластоцель смещена к апикальному полюсу. -дискобластула – это зародышевый диск, лежащий на массе нераздробившегося желтка, бластоцель между ними. - морула – это шарик из бластомеров, бластоцели нет. - перебластула – бластомеры расположены по поверхности, а в центре нераздробившийся желток (у насекомых).


Гаструляция. Гаструляция – это сложный процесс химических и морфо-генетических изменений, которые сопровождаются делением, ростом, перемещением и дифференцировкой клеток. Способы гаструляции: - инвагинация (впячивание) -иммиграция (выселение) -деляминация (расслоение) -эпиболия (обрастание) Геном единый. Идет депрессия и репрессия генов. И в каждом клеточном типе эта картина будет своя. Поэтому идет дифференцировка клеток.


Нейруляция. Нейруляция – это часть органогенеза. Образуется зародыш – нейрула. К этому моменту в нейруле есть осевой комплекс зачатков органов (нервная трубка, хорда, полость первичной кишки, эктодерма, энтодерма, мезодерма дифференцирована на сегментированную мезодерму – сомиты и несегментированную – спланхнотом).

Cлайд 1

Цель урока: расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития Эмбриональное развитие организма

Cлайд 2

Проникновение сперматозоида в яйцеклетку Слияние ядер гамет и образование зиготы 1 2 3 Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается Яйцеклетка после оплодотворения Оплодотворение

Cлайд 3

Развитие организма с момента оплодо- Творения до рождения или выхода из зародышевых оболочек. Этапы: Дробление зиготы. 2.Образование бластулы. 3.Гаструляция. 4.Нейрула. Этапы эмбриогенеза

Cлайд 4

Первый этап эмбрионального развития называется дроблением. В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами. В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель. С этого момента зародыш называется бластулой. Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом содержится в их ядрах? зигота 2 сутка 1 сутка 3 сутка Тутовая ягода

Cлайд 5

Дробление отличается от обычного митотического деления следующими особенностями: 1) бластомеры не достигают исходных размеров зиготы; 2) бластомеры не расходятся, хотя и представляют собой самостоятельные клетки. Дробление – процесс митотического деления зиготы на дочерние клетки (бластомеры). Бластула состоит из: 1) бластодермы – оболочки из бластомеров; 2) бластоцели – полости, заполненной жидкостью. Бластула человека – бластоциста.

Cлайд 6

Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков. Гаструляция у человека происходит в два этапа. У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?

Cлайд 7

В процессе первого этапа образуются два зародышевых листка (экто- и энтодерма), два провизорных органа (амнион и желточный мешок). Кроме того, непосредственно перед началом первого этапа происходит образование такого провизорного органа, как хорион. Формирование хориона - это второй этап в образовании плаценты. эктодерма энтодерма первичный рот вторичная полость тела

Cлайд 8

Второй этап гаструляции - образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он называется мезодермой, т. к. образуется между наружным и внутренним листками. В этом случае с двух сторон от первичной кишки образуются втягивания - карманы (целомические мешки). Внутри карманов находится полость, представляющая собой продолжение первичной кишки - гастроцеле. Целомические мешки полностью отшнуровываются от первичной кишки и разрастаются между эктодермой и энтодермой. Клеточный материал этих участков дает начало среднему зародышевому листку - мезодерме. Дорсальный отдел мезодермы, лежащий по бокам от нервной трубки и хорды, расчленен на сегменты - сомиты. Вентральный ее отдел образует сплошную боковую пластину, находящуюся по бокам кишечной трубки.

Cлайд 9

Cлайд 10

Гисто– и органогенез (или дифференцировка зародышевых листков) представляет собой процесс превращения зачатков тканей в ткани и органы, а затем и формирование функциональных систем организма.

Cлайд 11

В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные в разных листках или в различных участках одного зародышевого листка, оказывают влияние друг на друга. Такое влияние называют индукцией. Индукция осуществляется путем выделения химических веществ (белков), но существуют и физические методы индукции. Индукция оказывает влияние прежде всего на геном клетки. В результате индукции одни гены оказываются блокированными, другие свободными – рабочими. Сумма свободных генов данной клетки называется ее эпигеном. Сам процесс формирования эпигенома, т. е. взаимодействия индукции и генома, носит название детерминации. После сформирования эпигенома клетка становится детерминированной, т. е. запрограммированной к развитию в определенном направлении.

Cлайд 12

После детерминации клеток, т. е. после окончательного формирования эпигенома, начинается дифференцировка – процесс морфологической, биохимической и функциональной специализации клеток.

Cлайд 13

По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и состоит из трех зародышевых листков – эктодермы, мезодермы и энтодермы и четырех внезародышевых органов – хориона, амниона, желточного мешка и аллантоиса. Одновременно с развитием второй фазы гаструляции формируется зародышевая мезенхима посредством миграции клеток из все трех зародышевых листков. На 2 – 3-й неделе, т. е. в процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов: 1) хорды; 2) нервной трубки; 3) кишечной трубки.

Cлайд 14

Функции хориона: 1) защитная; 2) трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты и которые выполняет плацента. Функции амниона – образование околоплодных вод и защитная функция. Функции желточного мешка: 1) кроветворение (образование стволовых клеток крови); 2) образование половых стволовых клеток (гонобластов); 3) трофическая (у птиц и рыб).

Cлайд 15

Формирование органов Христиан Иванович Пандер (1794-1865, Россия) Сущность теории зародышевых листков сводится к двум основным положениям: 1) организмы многоклеточных животных развиваются из трех зародышевых листков: наружного, или эктодермы, среднего, или мезодермы, внутреннего, или энтодермы; 2) каждая система органов у разных групп многоклеточных животных развивается, как правило, из одного и того же листка. Зародышевые листки были впервые описаны в работе русского академика X. Пандера в 1817 г., изучившего эмбриональное развитие куриного зародыша

Cлайд 16

Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х. Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных, формулирует закон «зародышевого сходства», названный впоследствие его именем. Карл Бэр (1792 1876) «Законами Бэра»: наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки; после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе; зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития; зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.

Cлайд 17

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера: каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом Яркий пример выполнения биогенетического закона - развитие лягушки У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины. Эрнст Геккель (1834-1919) Фриц Мюллер (1822 - 1897)

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Нервная система и органы чувств Эпидермис кожи Производные кожи Из эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..

































1 из 32

Презентация на тему: критические периоды беременности

№ слайда 1

Описание слайда:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Г.СЕМЕЙ КАФЕДРА МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ СРС Тема: «Критические периоды эмбрионального развития.Тератогенные факторы.Тератогенез» Выполнила: студентка Болатова А.К. Омф, 123 группа Проверила: Семей-2013г

№ слайда 2

Описание слайда:

План 1.Введение 2. Критические периоды эмбрионального развития 3. Влияние тератогенных факторов 4. Тератогенные факторы в эмбриологии а) Физические факторы б) Химические факторы в) Вирусное воздействие на плод г) Эндокринные болезни матери 5.Заключение 6.Список используемой литературы

№ слайда 3

Описание слайда:

Введение Развитие человека – это сложный биологический процесс, представляющий собой совокупность закономерных, взаимосвязанных, характеризующихся определенной временной последовательностью структурных, физиологических и метаболических изменений от зачатков, имеющих простое строение, до сложных органов. Такой процесс развития человека принято обозначать как онтогенез. Термин «Онтогенез» введён Э. Геккелем (1866) при формулировании им биогенетического закона. Онтогенез включает рост, т. е. увеличение массы тела, его размеров, дифференцировку. В основе онтогенеза лежит сложный процесс реализации на разных стадиях развития организма наследственной информации, заложенной в каждой из его клеток.

№ слайда 4

Описание слайда:

Эмбриональное развитие - это раз ви тие организма от оплодотворения до рождения. Эмбриональное развитие возможно лишь при оптимальном сочетании внутренних и внешних условий. Каждая последующая стадия развития эмбриона или плода вытекает из предыдущей и из имеющихся в данный момент условий развития. Если какого-либо внешнего или внутреннего условия недостаточно, или если возникает необычный внешний фактор, способный кардинально повлиять на ход развития плода, эмбриогенез может отклониться от нормального пути.

№ слайда 5

Описание слайда:

«Критические периоды» - что это значит? Критические периоды беременности, или критические периоды в развитии эмбриона и плода - это те периоды, когда чувствительность их повышается, а адаптационные возможности снижаются и зародыш становится особенно легко уязвимым Эти периоды характеризуются активными клеточными и тканевыми процессами и значительным повышением обмена веществ

№ слайда 6

Описание слайда:

В эмбиогенезе человека к критическим периодам относят: 1) оплодотворение; 2) имплантацию (7 - 8-е сутки эмбриогенеза); 3) развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентацию (3 - 8-я недели); 4) развитие головного мозга (15 - 20-я недели); 5) формирование основных систем организма, в том числе половой (20 - 24-я недели). В эти периоды наиболее вероятно возникновение различных аномалий и пороков развития у плода.

№ слайда 7

Описание слайда:

Также критическими периодами можно назвать определенные сроки беременности, когда особенно высока опасность ее прерывания. Как правило, угроза невынашивания на этих сроках обусловлена обычными физиологическими процессами, которые становятся патологическими под действием неблагоприятных факторов. Для каждого критического периода можно выделить наиболее характерные причины прерывания беременности.

№ слайда 8

Описание слайда:

Действие неблагоприятных факторов окружающей среды: А) недостаток кислорода (гипоксия), Б) переохлаждение, В) перегревание, Г) врачебные препараты, Д) токсины, Е) продукты химического производства, Ж) возбудители вирусных и бактериальных инфекций и т.д., В зависимости от стадии развития зародыша может оказаться крайне опасным и даже губительным для него

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

На этом сроке происходит имплантация плодного яйца, т.е. его внедрение в слизистую оболочку матки. Процесс имплантации может нарушаться: - при аномалиях строения матки (инфантилизме, двурогой или седловидной матке, наличии перегородки в полости матки); - при травмах эндометрия, т.е. внутреннего слоя матки в результате искусственных абортов и воспалительных заболеваний (хронического эндометрита); - при наличии миомы матки; - при рубце на матке после кесарева сечения и других операций.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Нарушения функции яичников могут быть врожденными или следствием абортов, воспалительных процессов или нарушения функции других эндокринных желез - гипофиза, надпочечников, щитовидной железы. Чаще всего наблюдается недостаток прогестерона - гормона яичников, необходимого для поддержания беременности на ее ранних сроках.

№ слайда 15

Описание слайда:

Снижение уровня прогестерона приводит к угрозе прерывания беременности. В некоторых случаях может быть исходно снижен как уровень прогестерона, так и других яичниковых гормонов, в особенности эстрогенов. Последние, в частности, влияют на рост и развитие матки. При недостатке эстрогенов отмечается недоразвитие матки и ее слизистой оболочки - эндометрия. После оплодотворения плодное яйцо внедряется в эндометрий. Если он развит недостаточно, то процесс внедрения зародыша в стенку матки может нарушаться, что приводит к выкидышу.

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

На этом этапе опасность представляет низкое расположение и предлежание плаценты (полное, неполное). Если у женщины еще в первом триместре наблюдались описанные выше патологические явления, а также были обнаружены какие-либо инфекционные заболевания, то плацента становится уязвимой, а неправильное расположение может спровоцировать ее отслойку и кровотечение.

№ слайда 18

Описание слайда:

3. Истмико - цервикальная недостаточность Истмико-цервикальная недостаточность - это патология шейки, при котором она неспособна выполнять эту функцию. Под действием силы тяжести плодное яйцо постепенно опускается вниз, шейка матки раскрывается и… беременность прерывается Для устранения истмико-цервикальной недостаточности необходимо до наступления критического срока наложить шов на шейку матки

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

Очередной этап интенсивного роста плода и матки приходится на сроки 28-32 недели. Нарушение развития беременности в эти сроки могут вызывать такие осложнения, как поздний гестоз, плацентарная недостаточность и отслойка плаценты. Прерывание беременности на этом сроке называют преждевременными родами, т.к. ребенок появляется на свет жизнеспособным, однако его состояние требует серьезной реабилитации

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

Влияние тератогенных факторов. Изучение эпидемиологии врожденных пороков развития (ВПР) является актуальной проблемой современной медицины. ВПР занимают второе-третье место в структуре младенческой смертности. Причем, чем меньше показатель младенческой смертности, тем большую роль в нем составляют врожденные аномалии. Большую роль в возникновении ВПР играют так называемые тератогенные факторы. Тератология - наука, изучающая причины возникновения, развития и профилактику врожденных пороков развития. Под термином "врожденные пороки" следует понимать стойкие морфологические изменения органа или всего организма, выходящие за пределы вариаций их строений. ВП развития возникают внутриутробно в результате нарушения процессов развития зародыша или (много реже) после рождения ребенка, как следствие нарушения дальнейшего формирования органов.

№ слайда 23

Описание слайда:

Тератогенные факторы в эмбриологии 1) Физические факторы. а) радиационное воздействие. Специфического комплекса пороков ионизирующее излучение не дает, однако, наиболее часто в таких случаях наблюдаются пороки нервной системы и черепа. б) механическое воздействие. Возможно неправильное формирование органов плода (встречаются врожденные ампутации пальцев или стоп,сращивание отдельных органов и т.д.). В отдельных случаях может наблюдаться смерть плода. 2) Химические факторы. Все исследователи солидарны в том, что химические вещества, включая и медикаменты, до клинической апробации на тератогенность беременным женщинам лучше не назначать. Но если применение лекарственных препаратов необходимо, то следует учитывать химическое строение вещества, его способность преодолевать плацентарный барьер, суммарную и одноразовую дозу введенного в организм беременной вещества, скорость распространения вещества. Большое значение имеет доза вещества. Важно и то, как вводится медикамент: дробными дозами и неоднократно или за короткий отрезок времени получена "ударная" доза препарата

№ слайда 24

Описание слайда:

Химические вещества, применяемые в быту и промышленности Наибольший интерес исследователей привлекал алкоголь. На значение хронического алкоголизма матери в происхождении врожденных пороков указывалось давно. Еще в 1959 г. Л.А. Богданович писал о том, что у женщин, которые хронически употребляют спиртные напитки, дети в 34,5 % случаев рождаются недоношенными, в 19 % - физически ослабленными и 3% случаев наблюдаются ВП развития. В таких случаях дети рождаются с дефицитом роста, массы тела, общей задержкой физического и психического развития. Наблюдалась частая поражаемость центральной нервной системы. Нередки пороки сердца и почек

№ слайда 25

Описание слайда:

Причинно-следственная связь курения с врожденными пороками не установлена, однако известно, что масса тела новорожденных у курящих матерей ниже, чем у некурящих, чаще разрывы плодных оболочек и преждевременная отслойка плаценты. Это все объясняют прямым воздействием никотина на кровеносные сосуды матери и изменением состава крови матери. Широко применяемые в промышленности и сельском хозяйстве бензин, бензол, фенолы, окись азота, многие ядохимикаты, а также свинец и пары ртути обладают эмбриотоксическими свойствами. Воздействие их может вызвать смерть плода или рождение ослабленного ребенка.

№ слайда 26

Описание слайда:

Наркотики. Вещества разных химических групп оказывают неодинаковое действие на организм матери, а как следствие и на плод. Опиаты влияют мозаично (одни центры активизируют, другие тормозят). Кокаин, препараты конопли вызывают галлюцинации. Общее для все групп наркотиков: вызывают сильнейшую зависимость, особенно опиаты, и психическую (из-за эйфории), и физическую (так встраиваются в обмен веществ, медиаторные процессы головного мозга, что при лишении наркотика вызывают "ломку" - абструктивный синдром. Все группы наркотиков вызывают привыкание - для эйфории требуется увеличивать дозу. Парализуют волю, социальные функции, ведут к преступлениям (добыть дозу). При введении морфина и его аналогов сильно угнетается дыхательный центр, нередки смерти от остановки дыхания.

№ слайда 27

Описание слайда:

3) Вирусное воздействие. Практически все половые инфекции могут привести к преждевременному прерыванию беременности, внутриутробному заражению плода и инфицированию новорожденного при родах. Сифилис передается от матери к плоду. Микроорганизмы, вызывающие сифилис, поражают плод, быстро проникая почти во все его ткани и органы, разрушая почки, печень, кровеносные сосуды, легкие. Если ребенок выживет, то над ним будет постоянно висеть угроза заболеть острой пневмонией или потерять зрение. Синдром приобретенного иммунного дефицита (СПИД). Выявление во время беременности заражения ВИЧ-инфекцией, создает угрозу не только для будущей матери, но и для ее ребенка. Большой процент (по оценкам специалистов от 20 до 65 %) детей, рожденных матерями - носительницами вируса ВИЧ, уже в течение первых 6 месяцев после рождения несет признаки развивающейся инфекции. Во время беременности мать может передать вирус из своего кровотока через плаценту плоду.

Описание слайда:

Список использованной литературы: Бекман Д. A., Брент Р.Л. Механизм тератогенезиса. – М.: «Медицина», 1992 Шепард T. H. «Каталог тератогенных факторов», 1992 Физиология развития ребенка / Под ред. В.И.Козлова и Д.А.Фарбер. - М.: Просвещение, 1983 Давыдов И.О., Кальпунов Г.С. Критические периоды развития. – Спб.: «Феникс», 2004 Большая медицинская энциклопедия, т.2, изд. «Юный медик», 1998 Горенов А.В. Основные пороки развития плода. – М.: «АстраМед», 2001 Ленгмур Т.С., Саприконова С.Я. Курс эмбриологии, гистологии. – М.: «Медицина», 1995

№ слайда 32

Описание слайда: