Значение воспитания для формирования личности ребенка. Формирование личности ребенка в семье Формирование ребенка как личности в историческом аспекте

В этой статье:

Воспитание и развитие личности ребенка - это два взаимосвязанных процесса. В семье они имеют ситуативный характер, то есть напрямую связаны с обстоятельствами, настроением родителей и ребенка. Так, например, если отец пришел с работы усталый и раздраженный, он, скорее всего, ограничит свое с общение с малышом – это в лучшем случае, а в худшем найдет причину на нем оторваться. Часто то же самое касается и мам.

На развитие личности также влияют такие вещи, как средства массовой информации, общение с другими взрослыми и сверстниками, компьютерное игры и даже книги, которым современные дети уделяют все меньше внимания. Формирование нравственных качеств малыша является важным этапом в процессе развития его личности, поэтому остановимся на этом моменте.

Какие предпосылки имеет появление личностных особенностей у ребенка? Конечно
же, это тот фундамент, на котором растет и развивается малыш, получая точные представления о нормах поведения, ценностях во время общения с близкими и в коллективе. В момент становления личности ребенок особенно заинтересован в изучении собственного поведения и поведения окружающих его людей, он задает много вопросов касательно поступков и ждет на них исчерпывающих и правдивых ответов.

В момент становления и развития личности ребенка родители должны относиться с пониманием к его любопытству. Оно вовсе не праздное. Анализируя полученные ответы, малыш учится оценивать действия окружающих, прежде всего чтобы соотнести их с известными ему нормами. Главным мотиватором для малыша на этом этапе станет личный положительный пример родителей.

Как происходит формирование личности малыша?

Что собой представляет процесс формирования личностных качеств у ребенка? Для начала отметим, что это многоэтапный процесс. Начинается все с острого желания малыша познакомиться ближе с социальной действительностью. Следующий этап - формирование новых личностных качеств.

Довольно часто малыш копирует манеру поведения взрослых, более того, указывает им на ошибки, которые они, на его взгляд, делают. Например,
дети часто могут поставить родителей в неловкое положение, когда в присутствии посторонних разоблачают их в легкой лжи, ссылаясь на то, что врать плохо и это они узнали именно от взрослых.

Когда в сознании малыша сформируется понятие о главных личностных качествах человека, он сможет перейти к новому этапу - овладению навыками, умениями, выработке привычек.

Родителям нужно осознать, какая ответственность на них возложена на этом этапе жизни ребенка. Они обязательно должны помочь ему справиться со всеми сложностями и найти свой путь. У ребенка должны быть возможности проявить себя в общественно-значимой деятельности, например, он может иметь собственные обязанности дома либо получать задания творческого характера в школе, кружке, секции.

Многие родители напрасно беспокоятся о том, что
ребенок не повторяет ту модель поведения, которую они ему стараются прививать. На самом деле это нормально, если учитывать, что воспитание дает свои плоды, но с некоторой отсрочкой во времени. Поэтому ждать сиюминутных результатов не стоит. Куда более правильным будет постепенное приобщение малыша к тем нормам и ценностям, которые чтят и соблюдают в семье.

Фундамент личности закладывается в раннем детстве. Но до этого момента появляются преобладающие мотивы, свойства и установки. Происходит это в периоды, когда мозг ребенка в силу своей незрелости не готов адекватно воспринимать все то, что происходит вокруг него. Именно в эти периоды главное для малыша - это «хочу».

Одними из факторов, влияющих на формирование личностных качеств, являются:

  • биологические свойства организма;
  • генетика;
  • особенности окружающей среды.

Если сравнивать ребенка с чем-то неодушевленным, то в период раннего детства он может напоминать каменную глыбу, которая имеет внутри определенные природой свойства, форму же приобретает
в зависимости от внешнего воздействия природной среды: ветра, осадков и т.д.

Социальная среда - наиболее важный инструмент, воздействующий на формирование и личности ребенка. Крайне важно правильным образом настроить семейное взаимодействие с малышом, от которого, по сути, будет зависеть его поведение и общение с окружающими.

Формирование личности на каждом возрастном этапе

Итак, на каждом возрастном этапе у ребенка формируются те или иные личностные качества.

В два года дети уже понимают, что они - личности. Они выделяют себя из круга окружающих, но пока только на уровне физического восприятия. Позже,
в семь лет, когда уровень самоанализа возрастет, ребенок научится интересоваться внутренним миром человека, но пока это не то, что его волнует.

Первое желание дать себе оценку у крохи появляется в три года. Предпосылкой к этому является умение сравнивать себя с окружающими, в первую очередь с родителями. Чем старше будет становиться ребенок, тем выше будет уровень его волевой регуляции и самосознания.

Тем не менее уже в три года ребенок имеет собственную внутреннюю позицию и готов освоить новую для себя социальную роль - ученика. Именно на основе этого психологического новообразования формируются и совершенствуются личностные качества крохи, который становится заметно более целеустремленным, самостоятельным и упорным.

В трехлетнем возрасте можно наблюдать за тем, как личность ребенка обретает четкие контуры. Этот этап в его развитии один из самых важных, прежде всего потому, что кроха учится иметь своя «я», быть самостоятельным. Родители должны поддержать его инициативу.
Малыш уже имеет достаточно знаний, навыков и готов к тому, чтобы применять их на практике. Тем не менее его физиологические и психические особенности пока не позволяют полноценно выполнять различные действия, на таком же высоком уровне,
как это делают взрослые. Это задевает малыша. Поэтому родители должны помогать крохе справиться с проблемой, предлагая ему выполнить работу взрослых, но посильную для него: например, привлекать к приготовлению простого блюда или уборке дома.

А вот в среднем дошкольном возрасте малыши уже не только соотносят себя с окружающими, оценивая их поступки и выделяя особенности. В этот период дети проявляют особый интерес к познанию собственного внутреннего мира. Они оценивают себя теперь уже опираясь не только на мнение окружающих, но и на своё собственное.
В старшем дошкольном возрасте дети все так же перенимают манеру поведения взрослых, они наблюдают за действиями родителей и стараются принимать участие в процессе. Родителям важно не препятствовать такой совместной деятельности, так как она оказывает огромное влияние на дальнейший процесс социализации ребенка. Чем чаще малыш будет вместе с родителями заниматься посильной для него взрослой работой, тем быстрее он освоится в культурной среде, примет правила поведения в обществе.

Ниже рассмотрим основные принципы, которых взрослым стоит придерживаться для того, чтобы помочь детям вырасти самодостаточными личностями.

Принимайте детей такими, какие они есть

В младшем дошкольном возрасте уже можно наблюдать за тем, как у малыша формируется характер.

Взрослые должны
понимать, что каждый малыш - это индивидуальность, и по большей части на его поведение оказывает влияние темперамент. Скажем, если родители мечтают о том, чтобы ребенок был активным, самостоятельным, уверенным в себе, тогда как он скромный, тихий и любит одиночество, то последнее, что им нужно делать - пробовать его изменить, настаивая на занятиях, которые не будут приносить ему удовольствия.

С первых дней жизни ребенка нужно быть готовыми к тому, что он будет таким, каким его запланировала природа, нуждаясь при этом в любви и поддержке взрослых. Нельзя сравнивать малыша с другими детьми и рисовать для себя и крохи образ какого-то идеального ребенка, на которого ему нужно равняться.

Терпение - важное качество для родителей

Наблюдая за поведением малыша, за его реакцией на те или иные события, родители должны деликатно вносить коррективы в формирование его характера. Если во нраве дошкольника начинают проявляться первые отрицательные качества, то главное, чего не стоит делать, это впадать в панику.

В самом начале
своей более или менее осознанной жизни каждый ребенок может «дать слабину»: показать себя непослушным, капризным, раздражительным и даже упрямым. Особенно остро негативные черты характера проявляются в период возрастных кризисов малыша, например в возрасте трех лет.

Такие кризисы и связанные с ними неудобства быстро проходят, поэтому родителям нужно проявить терпение и продолжать воспитывать ребенка правильно, окружив его любовью и заботой, стараясь сократить количество запретов. Со временем такое воспитание даст свои плоды.

Лучший пример - личный пример

Все свое осознанное детство малыши видят перед собой родителей, запоминают, как они говорят, как поступают. Для детей поведение родителей считается образцовым. Именно поэтому взрослые должны быть для ребенка только положительным примером. Объясняя крохе, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя, родители должны подтверждать это личным примером.

Хотите,
чтобы малыш вырос добрым, отзывчивым, умел сочувствовать и помогать? Значит, нужно именно так вести себя по отношению к нему. Агрессия, критика, раздражение никогда не смогут породить в душе маленького человека доброту, сострадание, терпимость по отношению к окружающим. В ребенке будут заложены только те качества, которые имеют в себе взрослые.

Очень важен для нормального развития малыша комфортный микроклимат в доме. Только гармония в семье обеспечит адекватное формирование целостной, уверенной личности ребенка. В семье малыш должен чувствовать надежный тыл и поддержку. Регулярные ссоры и раздражение членов семьи станут одной из причин развития закрытой, недоверчивой личности ребенка с задушенными на корню положительными качествами.

Самостоятельность для развития самоорганизации

Деятельность ребенка должна быть организована таким образом, чтобы он умел занимать себя самостоятельно. Родители не должны постоянно все делать за кроху, оберегая его, развлекая и так далее. Нужно, чтобы родительская деятельность носила направляющий характер – тогда от нее будет толк. Так, если ребенок не умеет сам играть и не знает, во что поиграть, ему можно предложить несколько игр на выбор или вместе с ним придумать правила.

То же касается и прогулок на улице. Не нужно везде подсаживать кроху, поднимать, переносить его через препятствия. Правильно будет показать ему, как перешагнуть через барьер, скатиться
с горки или залезть на лестницу безопасно и эффективно, вместе с ним радуясь его первым самостоятельным попыткам и успехам.

Такое поведение взрослых позволит выработать у ребенка чувство уверенности в себе, своих действиях, а наряду с этим чувство ответственности и личной значимости.

Можно ли целенаправленно развивать в ребенке какие-то определенные качества? Что нужно для этого делать и каким рекомендациям следовать? Опять же, самый простой способ - личный пример. Но есть и другие методы, выбор которых будет зависеть от качеств, которые родители хотели бы привить ребенку.

Развитие доброты в малыше

Можно ли целенаправленно развить в характере ребенка доброту? Конечно, можно и нужно! Причем начинать это делать следует с первых лет жизни. Малышу нужно обязательно рассказывать о том, как поступать хорошо, почему в жизни такую важную роль играют сострадание и терпимость.

Отличный вариант для развития в ребенке добрых чувств - это чтение соответствующей литературы, преимущественно сказок. Именно там лучше всего описаны добро и зло, которые борются друг с
другом на протяжении всего сюжета. Победа добра в схватке сил обязательно мотивирует малыша быть именно на «светлой» стороне.

Воспитание уверенного в себе ребенка

Уверенные в себе люди - это плод трудов их родителей, которые знали и понимали тонкости и нюансы воспитания. Основной метод воспитания таких детей - это позитивное оценивание. Необходимо слушать мнение малыша и не насмехаться над ним, хвалить за хорошо проделанную работу и вообще за любые успехи.

Очень важно не переусердствовать, придумывая для ребенка разносторонние занятия. Слишком большая загруженность (спорт, музыка, рисование,
иностранные языки) ограничит право выбора малыша. Пусть он сам выберет для себя то, чем бы хотел заниматься и что будет приносить ему настоящее удовольствие.

Можно ли воспитать уверенного в себе человека из застенчивого от природы малыша? На самом деле можно, если принять особенности его характера и не пытаться его переделать. Достаточно будет подстроить деятельность малыша под эти особенности, и процесс развития в нем уверенной в себе личности обязательно начнется.

Пусть голос ребенка так и останется тихим и одному ему будет интереснее, чем в кругу детей, зато он будет чувствовать себя вполне уверенно и комфортно, понимая, что его поддерживают, ему доверяют, к нему прислушиваются.

Ребенок - лидер

О том, чтобы ребенок был лидером, мечтает чуть ли не каждый второй родитель. Для того, чтобы развить в малыше качества лидера, есть свои методы. Например, с детства можно определить малыша в спортивную секцию, где он будет соревноваться с другими детьми, постоянно стремясь к победе. Параллельно с
этим нужно будет уделять внимание развитию социальных навыков малыша, воспитанию в нем уверенности в себе.

Если, несмотря на все усилия родителей, для ребенка быть первым не так уж важно, то развитие его должно протекать согласно тем же правилам, но с учетом его личностных особенностей, без демонстрации родителями разочарования и недовольства по поводу того, что малыш не проявляет в себе лидерские качества. Такое отношение негативным образом повлияет на его самооценку.

Позвольте развиваться тем качествам, которые заложены в малыше природой, и дайте ему самому принимать решения в отношении того, чего хотеть от жизни.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Доказано, что повлиять на становление личности ребенка родители могут, только объединившись в единую команду, члены которой не спорят, а взаимодействуют и поддерживают друг друга, видя перед собой единую цель.

Мамина любовь, ласка и забота необходимы ребенку для удовлетворения его врожденной потребности в эмоциональном общении, помогут ему стать уверенным в себе человеком, который чувствует поддержку любящих людей.

Важную роль играет и отец семейства. Именно он является образцом рациональности и дисциплины в семье, подкрепляя любовь матери последовательными действиями и твердостью характера.

Сын, наблюдая за отцом, выделяет для себя важные паттерны мужского поведения, а дочь получает представление о том, какова роль мужчины в семье.

Основная задача семьи - научить ребенка жить в обществе. Именно поэтому родители должны сделать все для расширения круга общения малыша, организации его досуга, учебы, общения со сверстниками. Только благоприятные условия в семье помогут ребенку вырасти успешным, спокойным, уверенным в себе и разносторонне развитым человеком, готовым жить в современном обществе.

Недавно рисунок нарисовал – будет знаменитым художником. А на турнике что вытворяет – стопроцентный спортсмен, скоро на Олимпиаду можно посылать.

Каждый ребенок талантлив, даже гениален. Но чтобы раскрыть его таланты, вырастит по-настоящему цельную Личность. Личность с большой буквы, и никак иначе, родителям необходимо приложить усилия. Роль семьи в воспитании – огромна и её нельзя приуменьшать. Если вы будете с самого рождения принимать непосредственное участие в процессе воспитания, помогать малышу развивать свои способности , поддерживать и направлять, тогда рядом с вами всегда будет родное и близкое существо, и вас не забудут, оценят все приложенные усилия.

Что же такое «Личность»?

Значений и понятий слова «Личность» имеется великое множество, но все они довольно абстрактны и расплывчаты. Каждый психолог может дать свое определение этому понятию – и будет прав. К сожалению, понятие личности – очень сложно и многогранно и нет едино-правильного определения. Мы подразумеваем под данным понятием набор уникальных, индивидуальных черт характера, как врожденных, так и приобретенных в течение жизни, воспитания и взаимодействия с другими людьми.

В данной статье я постараюсь максимально полно рассказать читателям МирСоветов об основных качествах характера ребенка, развив которые, вы поможете ему стать успешным человеком, лидером по жизни. Человеком, которым вы сможете гордиться, несмотря ни на что. Конечно же, ребенок – это не пластилин, из которого можно вылепить всё, что заблагорассудится, очень многое зависит от типа темперамента, врожденных задатков и талантов, окружения, здоровья. Но в ваших силах скорректировать, сгладить и развить многие качества характера вашего малыша. Ведь верно говорится: «Посеешь мысль – пожнешь действие, посеешь действие – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер , посеешь характер – пожнешь судьбу».

Естественно, я не претендую на роль последней инстанции, и читатель может не согласиться с некоторыми принципами. Но искренне надеюсь, что эта статья сможет оказать помощь в воспитании вашего крохи.

Развитие духовности
Воспоминаниями возвращаюсь в детство, когда я первый раз ощутила боль живого существа. Мне лет семь, а соседской девочке уже целых десять. Совсем взрослая, как мне казалось. Играя, мы нашли возле дома щенков. Маленьких, слепых и беззащитных. Так хотелось их погладить и потискать, но моя «подружка» не разделяла моих чувств, ведь у неё представления о веселье сильно отличалось общепринятого. Она взяла веревку и повязала её на шею одному из щенков и, заливаясь веселым смехом, начала раскачивать бедного малыша в воздухе. Так мы и играли, я плакала, а она смеялась… Закончив школу, девочка пошла учиться на ветеринара…

Одним из главных компонентов развития успешной и гармоничной Личности является духовность. Сюда входит сопереживания (эмпатия), эстетическое восприятие, ответственность за свои поступки (совесть), уважение к чужой жизни, саморегуляция (управления собственными действиями), целеустремленность.

Эмпатия
Умение чувствовать чужую боль, переживать её как свою собственную – очень важно. Если ребенок с самого раннего детства не смог хотя бы частично этому научиться, не удивляйтесь когда «малыш» бeдет развлекаться, надувая жаб и отрывая крылья у бабочек. Но это – только цветочки. В дальнейшем ребенок перенесет свой эгоизм на людей. Жестокость, насилие, безучастность к чужому горю. Всё это унаследует ваша «кроха» став постарше.

Как же привить ребенку столь важное качество? Начинать нужно с самого детства, когда малыш только познает мир. Покажите красивый цветок и, если ребенок попытается его сорвать, скажите: «Ненужно этого делать, цветочку будет больно, он сразу погибнет. Лучше давай на него просто посмотрим. Понюхай, как здорово пахнет. Мы сможем каждый день приходить и на него любоваться. А если сорвешь, больше не вырастит такого же красивого цветка». Заодно, вы развиваете и эстетическое восприятие.

Читайте побольше сказок и притч для детей . Но не бездумно, для развлечения, а превращая это в своеобразный урок. Ведь в каждой сказки есть своя мораль. Помогите малышу её понять. Задавайте дополнительные вопросы, которые помогут ребенку осознать смысл, заложенный автором в произведении. Главное, что похожу посоветовать вам, уважаемые читатели МирСоветов – не превращайте игру в допрос, иначе у малыша пропадет всякий интерес к чтению.

Познание мира через красоту
Женщина лет тридцати и её десятилетний сын гуляют по лесу. На улице тепло, но не жарко, весело светит солнышко. Мама с восторгом рассказывает ребенку: «Ты только посмотри, какие сосны. Высокие, статные… а запах – просто потрясающий, не то, что в городе. Правда, здорово, что мы выбрались сюда?». Мальчик с раздражением отмахивается от матери: «Домой хочу. Что здесь интересного, деревья как деревья. А у меня турнир скоро по моей игре, это намного интереснее, чем твои сосны». Женщина грустно вздыхает…

Умение замечать красоту, во всех её проявлениях, будь то красота природы, во внешности или красота поступков – важный компонент развития духовности. Сначала ребенок замечает предмет, потом начинается его анализ и в результате всестороннего оценивания, малыш делает вывод, нравится ему предмет или нет, соответствует ли он принятым стандартам красоты или, возможно, он просто вызывает у ребенка определенные эмоции.

Развития способности восприятия красоты – это основа для развития интеллекта ребенка и познавательной деятельности. Как же помочь ребенку видеть прекрасные стороны жизни? Гуляя с малышом, постоянно обращайте его внимание на самые незначительные предметы и не забывайте выражать эмоционально свое отношение к ним. Вы можете остановиться возле картины или красивого здания и выразить свое мнение по отношению к ним, не забывая при этом расспрашивать ребенка. Естественно, это лучше сделать в форме игры. Например, попросите ребенка внимательно оглядываться по сторонам, когда вы идете по городу, пускай малыш найдет десять красивых лиц и опишет их вам. Все зависит лишь от вашей фантазии.

Воспитание ответственности
Пятнадцатилетняя девушка сидит в компании парней и весело смеется. В правой руке сигареты, а левой – бутылка пива. Она молода, свободна и вся жизнь кажется нескончаемой чередой удовольствий. Звонит телефон и девушка, недовольно отставляя пиво в сторону, достает мобильник из сумки. «Да мама, нет не скоро, приду когда смогу. Ну и что, если десять часов. Школа? Да кому она нужна. Ладно мама, не приставай, когда приду – тогда приду» - раздраженно отвечает Красавица и кладет телефон обратно. «Надоели, ужас. Совсем никакой свободы.» - жалуется девушка. Её спутники сочувственно кивают.

Воспитать в ребенке ответственность за свои поступки – очень важно. Конечно, читатели МирСоветов могут возмутиться, мол легче сказать, чем сделать. Вот поэтому я всегда советую начинать воспитание с раннего детства, ведь привычка – вторая натура. Любой родитель сталкивается с бесконечными просьбами малыша купить ему щенка (котенка, хомячка, рыбок… список продолжить). Удовлетворите эту просьбу, пускай ребенок учится ответственности за другое живое существо. В самом начале вам необходимо показать малышу, как правильно ухаживать за животным: кормить, убирать. Также не забывайте напоминать ребенку о его обязанностях, но ни в коем случае не делайте всё сами, ведь ваше чадо может привыкнуть и совсем перестать заботиться о своем питомце.

Постарайтесь внушить ребенку мысль, что никакое преступление не оказывается безнаказанным, и рано или поздно, но придется столкнуться с результатом своих действий. Мне, например, с детства хорошо запомнилась фраза из старого фильма. «Все тайное всегда становится явным». И я не раз получала подтверждения в её правдивости.

Уверенность и самоуважение
Часто на детской площадке можно увидеть ситуацию: мама отчитывает своего ребенка за какой-то мелкий проступок, строго проговаривая «какой ты у меня непослушный, лучше бери пример с Маши (Васи, Пети…)». Подобный сценарий повторяется с завидной регулярностью и разными вариациями. Вот только постоянное сравнение своего малыша с другими детьми, когда это сравнение происходит не в его пользу, заметно снижает уверенность ребенка в себе. Вспомните, наши родители не раз говорили нечто подобное, и мы с грустью думали: «Я плохой(я), ничего не могу сделать правильно…». Да что уж там, многие из нас и теперь сравнивают себя с другими, поддаваясь унынию и резкому приступу самобичевания.

Конечно, со стороны чужие дети могут показаться нам полными разнообразных достоинств, которых лишены наши собственные. Но разве ваш малыш не уникален? Разве его не за что хвалить? Если он другой, это не значит, что хуже. Мы забываем об этом, и платят за всё наши дети. Поэтому, запомните – никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Разве что в хорошую сторону, чтобы похвалить и поощрить, а не ради наказания.

Самооценка формируется в детстве, поэтому чаще хвалите маленького человечка за все его старания. Но не перехваливайте. Всё должно быть в меру. Завышенная самооценка – это тоже проблема.

Разрешайте помогать малышу по хозяйству. Например, не гоните его с кухни, якобы он будет вам мешать. Ведь лучше поручить малышу какое-нибудь несложное задание и радуйтесь вместе с ним позитивным результатам. Хотя, даже если в процессе пострадает пара тарелок – не беда.

Но каждая ваша оценка, будь то похвала за удачно выполненную работу или нарисованный рисунок, всегда должна быть искренней, правдивой и объективной. Дети тонко чувствуют эмоции и, например, если вы лишь скользнули взглядом по рисунку и стали рассказывать какой он прекрасный и т.д., будьте уверены – пройдет немного времени, и ваша оценка почти не будет иметь значения для малыша.

Навыки общения
Дети весело носятся по площадке. Отовсюду слышатся веселые крики: вот мальчики играют в футбол, рядом носятся девочки , заботливо укладывая игрушечных пупсов в яркие коляски. Лишь одна малышка уныло примостилась на турнике, прижимая к груди красивую длинноногую «Barbie». «Ты почему с другими детками не играешь?», – спрашиваю у девочки. Она лишь стеснительно пожимает плечиками, пряча глаза. «Не хочу», – тихо отвечает она.

С грустью вспоминаю себя в её возрасте. Так же сидела в одиночестве и ждала пока кто-то подойдет и предложит поиграть. Готова была дружить с кем угодно, лишь бы меня приняли к себе. Казалось, веселье проходит, но природная стеснительность не позволяла попроситься к другим…

От успешного общения в нашей жизни многое зависит. Людей, способных говорить с кем угодно и о чем угодно – высоко ценят. Как же помочь ребенку с ранних лет перебороть скромность и стеснительность, что мешают эффективно общаться?

Ключ ко всему – юмор. Есть люди, с которыми всегда легко и весело, они сыпят шутками и анекдотами, рассказывают интересные истории. В детском мире – всё точно так же. Дети предпочитают дружить с тем, с кем им весело. Угрюмых людей не очень любят или попросту игнорируют...

Больше веселитесь с малышом: устраивайте домашние спектакли, представления, маскарады. Смейтесь, пускай ваш ребенок не боится выражать эмоции. Сдерживать их он еще научится в будущем, а детство – это пора шуток и безудержного веселья.

В детстве (да и во взрослой жизни) очень ценится умение делиться своими вещами. Необходимо это всячески поощрять. Конечно, не допускайте ситуаций, когда у ребенка попросту отбирают игрушки. Постоять за себя – тоже необходимое качество. Но делиться и получать что-то взамен – необходимое условие общения. Правило «Ты мне – я тебе» действует в любом возрасте.

Расскажите ребенку, что в каждом человеке можно найти что-то хорошее. Можно поиграть в игру: задайте крохе задание поговорить с наибольшим количеством детей на детской площадке или садике и найти, например, 5 общих интересов или хороших качеств характера.

Разговаривайте со своим ребенком, помогите ему научиться вести беседу. Можно в виде диалога проиграть различные жизненные ситуации. Например, вы играете роль знакомой девочки (мальчика) вашего ребенка. Употребляйте новые слова, обороты, простые шутки, которые кроха сможет потом использовать в реальном общении. Естественно, малыш должен понимать их значение.

Творчество
Потребность ребенка творить – одна из главных в детстве. Малышу хочется рисовать, лепить фигурки животных из пластилина и обязательно, чтобы мама с папой оценили, похвалили за труд и старание. Сейчас в любом детском магазине можно найти огромное количество наборов для творчества. За сравнительно небольшие деньги вы можете провести прекрасный вечер, сшивая мягкие игрушки, составляя мозаику или занимаясь резьбой по дереву. Варианты не ограничены, вы имеете возможность всецело развить таланты ребенка. Красочные альбомы, новомодные наборы для рисования – все это доступно сейчас и было бы преступно не воспользоваться подобной возможностью. Пускай у малыша будет плохо получаться, но он старается, а вы ему поможете и вместе вы создадите что-то прекрасное. Не запрещайте малышу творить, даже если все обои будут исписаны разноцветными фигурками, а пластилин прилипнет к мебели. Это мелочи, в конце концов, вы объясните ребенку, что необходимо поддерживать порядок, но жажда творчества должна разгораться все ярче. Возможно, по прошествии многих лет вы с гордостью посмотрите на своего сына или дочь и скажете: «Помнишь, как ты рисовал животных на стенах, зато сейчас твои картины выставляют в лучших галереях». Но, даже если ваш ребенок не станет знаменитым художником, никогда нельзя лишать малыша возможности выразить себя.

И последнее… В семье, где царит атмосфера взаимопонимания, где дети всегда могут обратиться за помощью к старшим и получить поддержку, где ценится детское мнение, непременно вырастут здоровые, здоровые морально и духовно люди. Личности, во всех пониманиях этого слова. Слушайте своего ребенка, не отмахивайтесь от его маленьких проблем, считая их незначительными, кто как не вы поможет ему разобраться в этом сложном и жестоком мире. Вы должны стать ему примером, показать, что правильно, а что нет, где находится грань между добром и злом. Помните старую поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Упуская своего ребенка сейчас, после вы не вернете его доверия в один миг…

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

Если речь заходит о воспитании ребенка, то обязательно говорится о необходимости развития его личности. Давайте разберемся, из каких составляющих складывается личность ребенка и как ее развивать?

Ребенок не рождается личностью, а постепенно становится ею под влиянием множества факторов (генетических предпосылок, семейного воспитания, социального опыта, накопленных знаний, умений, навыков и т.д.).

И если у ребенка и родителей сложились близкие, доверительные отношения, малыш будет лучше контактировать с мамой и папой, с удовольствием подражать их примеру, охотнее прислушиваться к их советам и требованиям. А родители смогут своевременно отслеживать поведение своего ребенка, активизировать положительные начала и притормаживать негативные проявления, помогая тем самым развитию личности своего сына или дочери.

Личность - это особое сочетание индивидуальных душевных качеств ребенка, его облик, сознательность, интересы, таланты.
Основными свойствами личности является темперамент, характер, способности и ведущие мотивы.

Темперамент - проявляется в эмоциональности, подвижности, быстроте мышления, темпе речи, мимике, преобладающем настроении, манере общения и поведения. Темперамент определяется генетически, поэтому нельзя медлительного ребенка заставить стать быстрым, а замкнутого переделать в общительного. Нужно научиться принимать своего ребенка таким, какой он есть.

В реальности чаще всего эти четыре типа темперамента встречаются в смешанном виде. Но всё же, в каждом ребенке зачастую превалируют признаки, близкие к одному типу.

Сангвиники - отличаются живостью, горячностью, подвижностью, склонностью к лидерству, общительностью, доброжелательностью, сильным характером, имеют высокую работоспособность и самоконтроль.

Флегматики - отличаются спокойствием, уравновешенностью, неспешностью, постоянством, упорством, немногословностью.

Холерики - отличаются быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, инициативностью, решительностью, конфликтностью, общительностью.

Меланхолики - отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, ранимостью, застенчивостью, замкнутостью, отзывчивостью, быстрой утомляемостью.

Характер - набор конкретных черт и особенностей ребенка. Как сказал известный психотерапевт Э. Фромм: "Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер". Другими словами, характер закладывается природой. Но в то же время на характер ребенка влияет .

При попустительском стиле воспитания, когда родители совершенно безразличны к ребенку - ребенок будет испытывать трудности в общении, установлении эмоционального контакта с близкими людьми, у него появляется недоверчивость, настороженность, а также вседозволенность, непредсказуемость поведения, и даже возможно, жестокость. Из-за чрезмерной опеки и родительского внимания ребенок растет пассивным, недостаточно самостоятельным, боится трудностей и может иметь проблемы в общении.

Ребенок может обладать следующими чертами характера:

Отношение ребенка к самому себе - чувство собственного достоинства, скромность; или наоборот - самомнение, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм.

Отношение ребенка к людям - общительность, отзывчивость, уважительность; или наоборот - замкнутость, черствость, бездушие, грубость.

Отношение ребенка к труду - трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность, ответственность, инициативность, настойчивость; или наоборот - лень, склонность к однообразной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность.

Отношение ребенка к окружающим предметам - аккуратность, бережливость; или наоборот - неряшливость, небрежность.

Способности - индивидуально - психологические особенности, помогающие ребенку приобретать знания, умения и навыки, а также успешно выполнять различные виды деятельности.

У каждого ребенка есть свои врожденные предрасположенности (задатки) к какой-либо деятельности. Чтобы превратить задатки в способности, их нужно развивать и формировать.

Способности делятся на:

Общие - интеллектуальные, эмоциональные и творческие, которые находят свое проявление во многих видах деятельности.

Специальные - определяются по отношению к отдельным специальным областям (математике, музыке, конструированию, литературе, рисованию и т.д.).

Мотивация - это причины, управляющие поведением ребенк а.

Мотивация имеет под собой интеллектуальную, этическую и волевую подоснову - ребенок должен научиться сам делать выбор в своих действиях и поступках в соответствии с заложенными в нем ценностными убеждениями и психологическими установками. Поэтому, формируя личность ребёнка, столь важно заботиться о развитии в нём сознательности, а не пытаться воспитывать его силой и постоянными запретами.

Существует два типа мотивации

Внешняя - основана на поощрениях, похвалах, наградах, наказаниях, которые исходят от родителей и других взрослых. Например, малыш не хочет убирать за собой игрушки. Тогда вы грозите ему наказанием, и малыш нехотя, но раскладывает игрушки по местам. Хотя можно и по другому стимулировать ребенка к уборке игрушек, например, предложить увлекательную игру - соревнование - кто быстрее уберет игрушки и т.п. То есть превратить внешнюю мотивацию во внутреннюю.

Внутренняя - проистекает из собственного желания ребенка, когда ему действительно интересно этим заниматься тем делом, которым он занят. Надо сказать, что довольно мало найдется таких занятий, к которым маленьких детей нужно принуждать - им итак всё интересно, у них очень сильно развито стремление к познанию.

И тут очень важный момент. Потому что, если родители искренне не поддерживают интерес своего сына или дочки, заставляют его заниматься только тем, чем «надо» ( , кружок рисования, ), а не к чему лежит детская душа, то к 4-5 годам внутренняя мотивация угасает, ребенку становится лень играть, лень ходить на кружок, лень убирать игрушки, потому что он уже устал от бесконечных интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок.

Воспитание ребенка в семье

Воспитание детей весьма трудоёмкий процесс. Видите, сколько всего надо учесть, воспитывая в своем подрастающем ребенке достойную всесторонне развитую личность, готовую к самостоятельному общению с людьми. Но многие родители пускают воспитание ребенка на самотёк, стараясь обходить ситуации, когда надо что-то запретить (например, бить других детей), или на чем-то настоять (например, что пора уже ложиться спать), или что-то объяснить (например, почему мама сейчас не может поиграть с ним (варит суп).

И напрасно, дети чувствуют себя увереннее, когда знают границы дозволенного. Они интуитивно осознает, что за родительскими запретами скрыта любовь и забота о нём. Ребенок все равно столкнется с запретами и ограничениями за пределами семьи, и чем позже это произойдет, тем болезненнее он будет их переживать.

В статье больше теоретической информации, а как использовать её на практике - вы можете решить сами.