Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины

Николай Алексеевич Некрасов – замечательный русский поэт, написавший большое количество замечательных поэтических произведений.

Большинство своих произведений автор посвящал простому народу, поэтому поэма «Русские женщины» занимает особое место в его творчестве. В этот раз главными героями выступили дворяне, жизнь которых круто изменилась из-за политической ситуации в стране. Это произведение повествует о женах декабристов, которые отправились в сибирскую каторгу, чтобы поддержать своих мужей.

Замысел и создание

Однажды Николай Некрасов был представлен Михаилу Сергеевичу Волконскому, с которым в дальнейшем провел много времени. Они вместе охотились и вели долгие разговоры, из которых великий поэт узнал о непростой судьбе его родителей. Сергей Волконский, отец Михаила, как раз относился к тем декабристам, которые были сосланы в Сибирь на каторгу, а его жена, Мария, последовала вслед за мужем. Сам же Михаил родился и вырос в Забайкалье.

Николаю Некрасову была очень интересна тема декабристов, но все свои вопросы с этим человеком он строил так, чтобы не затрагивать политику, а лишь узнать о нравах того места, где долгое время этот человек жил. Поэтом все эти воспоминания он использовал в другой поэме - «Дедушка». Но интерес поэта к этой теме не исчез, а лишь только разгорелся еще больше.

Николай Некрасов стал собирать любой исторический материал, где только могли даваться хоть какие-то сведения о декабристах. Для этого он на все лето уезжает в Карабиху и уже там начинает работу над своей новой поэмой. Первая часть некрасовской поэмы первоначально имело название «Декабристки».

Некрасов не раз говорил своим друзьям, что писать эту поэму очень нелегко, так как постоянно думает о том, чтобы создать такое произведение, которое могло бы пройти любые цензурные запреты. Еще одной проблемой является то, что ему туго приходиться со сбором материалом, так как дворяне стараются совсем не касаться этой темы. Особенно мало материала было по княгине Трубецкой, где пришлось использовать художественный домысел в сцене отъезда и пути настоящей русской женщины. Все лето следующего года поэт посвятил написанию второй главы поэмы. Но из-за того, что исторического материала оказалось очень мало, то исследователи считают описанные события далёкими от того, что было в реальности.

Образ одной из героинь – графини Волконской был воссоздан из небольших записок, которые свято хранил ее сын. Все воспоминания Марии Волконской были написаны на французском языке. Однажды Николаю Некрасову удалось уговорить Сергей Волконского почитать эти записки, а потом он рассказывал в своих воспоминаниях то, как реагировал поэт на все это. Непродолжительное время поэт слушал, но потом вскакивал по несколько раз, нервно подбегал к камину и хватался руками за голову. Сергей Волконский писал:

«… плакал, как ребенок».

По некрасовскому замыслу в поэме должно было быть не две части, а три. В его черновиках даже сохранились наброски этой самой третьей части, где третьим женским образом должна была стать Александра Муравьева. О ней было известно, что в 1832 году эта женщина умерла на Петровском Заводе. Но к сожалению, поэту так и не удалось осуществить этот замысел. Поэтому на сегодняшний день читатель имеет произведение, состоящее из двух глав. Одна, первая, глава посвящена Екатерине Трубецкой. Считается, что она была создана поэтом в 1871 году. Другая часть поэмы, созданная в 1872 году, написана на основе небольших воспоминаний Марии Волконской и ей посвящена.

Поэт задумывал свое произведение как единое целое, но в котором будет несколько героинь. Поэтому вся некрасовская поэма делится на две части:

⇒ «Княгиня Трубецкая».
⇒ «Княгиня Волконская».


Первая часть поэмы начинается с момента прощания очаровательной и образованной княгини Трубецкой со своим отцом. Граф Лаваль так сильно опечален этим расставанием со своей любимой дочерью, что ему не удается даже сдержать слез. И вот уже читатель видит Екатерину Ивановну, которая находится в далеком пути.

В пути княгиня начинает немного дремать и вот перед ней проносятся балы и все праздники, потом ее воспоминания переносят в детство, в родной дом, который уютно расположился на берегу реки. В ее представлениях и живо рисуется первая встреча с ее мужем. Она, молодая и очаровательная девушка, выйдя за князя Трубецкого, становится хозяйкой в его роскошном доме и всех светских приемов, которые в нем проходят. На эти балы и прием съезжаются люди самых наивысочайших рангов: сановники, послы. А после этого они с мужем уезжают за границу, немного отдохнуть на море. Екатерина Ивановна вспоминает всплеск волн и посещение музеев и дворцов.

Так в дороге проходит время Екатерины Ивановны. И вот, спустя два месяца, она все-таки добирается до большого города, где ее ожидает сам губернатор. Он пытается уговорить её задержаться. Но Екатерина Ивановна упорно ждет новый экипаж, чтобы немедленно отправиться дальше в дорогу. Губернатор даже предлагает княгине вернуться домой, пожалеть своего отца. Пытается губернатор и испугать Трубецкую, рисуя ту жизнь, которая ждет ее впереди: каторжники, драки и разбои, короткое лето и долгая зима, которая в этом крае держится целых восемь месяцев.

И когда губернатор понимает, что уже ничего не может испугать и остановить эту женщину, он старается объяснить, что она навсегда лишиться своего дворянского титула и ее дети не будут иметь никаких прав на дворянское наследство. Но Трубецкая готова на все, чтобы лишь только быть рядом с мужем и поддерживать его всегда: и в горе и в радости. И тогда губернатор обещает княгине, что она пойдет к рудникам по этапу, как ходят преступники и присматривать за ней будут казаки. Но она готова и на это. Поражённый губернатор, видя такую силу воли и стойкость женщины, тут же велит подать экипаж Трубецкой и отправляет как можно скорее ее к месту.

Интересна и вторая глава некрасовской поэмы, которая представляет собой записки другой героини с такой же судьбой. Эти записки адресованы внукам княгини. Начинается рассказ с детства Марии Николаевны. С самых ранних лет очаровательная девушка всегда была окружена множеством поклонников. Когда же пришло время выходить замуж, то она прислушалась к совету своего отца - известного генерала Раевского. Так она стала женой Сергея Волконского, которого в ту пору едва знала.

Мария Николаевна вспоминает о том, как однажды, прямо среди ночи, Сергей Григорьевич ее разбудил и попросил о помощи. Они разожгли камин и стали жечь какие-то бумаги. Никаких вопросов женщина не задавала. После этого муж отвез ее к отцу и сам уехал. В то время она ожидала появление ребенка, но очень сильно волновалась и родные пытались всеми способами ее успокоить. Когда же родственники узнали правду о восстании декабристов не могли решиться на то, чтобы рассказать всю правду: ее муж арестован и находится на каторге.

Когда же княгиня узнала правду, то сразу же решила ехать к мужу. И ничего не могло ее остановить. Но самое тяжелое расставание было с маленьким сыном. Она с ним провела всю ночь, пытаясь выпросить у него прощения за такую разлуку. В дороге она встретила и Пушкина, заехав к своей дальней родственнице. И потом опять долгая и тяжелая дорога, которая все-таки окончилась встречей с мужем.

Художественные особенности


Первая глава, посвященная Трубецкой, написана двухсложным размером, ямбом. Она логически делится на две части. В первой части с грустью и печалью рассказывается о том, как девушка прощается с отцом, а во второй ее дорога в Иркутск. Пребывания в дороге оказывается интересным по некрасовской манере изображения: она то спит и ей что-то снится такое, что невозможно отличить от яви, то она грезит просто наяву. Автор пытается показать, что девушка действует на одном порыве.

Но второй части уже нет такого надрыва, а все идет спокойно и ритмично. Теперь поэт использует трехсложный размер, амфибрахий, который необходим автору, чтобы показать разговорный уровень этой части. Меняется и интонация, и даже повествование уже ведется от первого лица. В этой части уже нет никаких отрывочных действий, а все идет плавно, как будто это семейные воспоминания: детство, гордость за отца, выход в свет и замужество. Автор старается придерживаться записок Марии Николаевны, которые сохранились. Поэтому идет такое подробное описание о том, как жили сами декабристы и их семьи в Сибири. Кстати, в первой части этого нет, а вот во второй части и Трубецкая, и Волконская встречаются в дороге и уже вместе добираются до того места, где находятся их мужья.

Свидание жен со своими мужьями – ссыльными как раз и придает всей поэме завершенность. Теперь сюжет становится, как чем-то целым и единым.

В 60-е годы в России начинается процесс возвращения из Сибири декабристов, поэтому писатели и поэты вновь возвращаются к теме декабристского восстания. В начале 70-х годов Н.А. Некрасов, размышляя о декабристском восстании на Сенатской площади Санкт-Петербурга, пишет поэму «Русские женщины», главными героями которой стали две русские княгини: Е. Трубецкая и М. Волконская, отправившиеся за своими мужьями на каторгу в Сибирь и, следовательно, добровольно лишившиеся всех наследственных прав.

О подвиге русской женщины пишет Н.А.

Некрасов в своей поэме. Проиллюстрируем это на примере анализа поступка княгини Трубецкой из первой части произведения.

Екатерина Ивановна Трубецкая последовала за своим сосланным мужем в Сибирь на каторгу после декабристского восстания в 1826 году, где и умерла в 1853 году.

Поэт описывает сложное психологическое состояние героини перед поездкой, трудность принимаемого решения:

Не плачу я, но не легко

С тобой расстаться мне!

Так говорит княгиня своему графу-отцу, который «творя молитву, образок повесил в правый уголок и – зарыдал…». Прося прощение у отца, княгиня говорит о долге, который зовет

Ее в путь, это долг перед мужем, перед Богом. Путешествие героини длится несколько месяцев. О трудностях, выпавших на долю женщины, говорит тот факт, что

Княгинин спутник так устал,

Что под Иркутском захворал.

Губернатор, лично встретивший графскую дочь, пугает ее страшными последствиями совершаемого поступка: говорит о дурной дороге, опасной езде, о том горе, которое причинила княгиня своему отцу, о возможности лишения ее всех привилегий. Губернатор Иркутска, характеризуя край, где отныне собирается жить княгиня Трубецкая, описывает бесплодность земли, затянувшуюся до восьми месяцев зиму, ужасы тюремного дома, глубокие рудники, простую пищу, озлобленность каторжников. Но тяжелая участь не пугает русскую женщину, в своем стремлении быть рядом с мужем и разделить его судьбу она идет до конца:

Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

Огромно желание княгини спасти в муже гордость и дать силы ему. Если он верит в свое правое дело, то долг жены помочь во всем. Духовная стойкость русской женщины, ее непоколебимость изумили старого генерала:

И хоть бы мне не удержать

На плечах головы,

Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас…

(2 вариант)

Поэма Н.А. Некрасова посвящена русским женщинам, в том числе женам декабристов, – женщинам, поехавшим за своими приговоренными к каторге мужьями в Сибирь. Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая последовала в 1826 году за своим мужем – декабристом Сергеем Петровичем Трубецким, где и умерла в 1853 году. Не всю жизнь этой женщины рассказывает поэт: он описал дорогу княгини Трубецкой от родного дома до каторги.

Эту «дорогу» можно разделить на три большие части: прощание с родным отцом и домом («О, видит бог!.. Но долг другой, // И выше и трудней, // Меня зовет… Прости, родной! // Напрасных слез не лей! // Далек мой путь, тяжел мой путь, // Страшна судьба моя, // Но сталью я одела грудь… Гордись – я дочь твоя!»), сны-видения в дороге (проносится мимо беззаботное детство, знакомство с любимым, путешествие в Италию: «Княгине памятны те дни // Прогулок и бесед, // В душе оставили они // Неизгладимый след», вид с башни на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года, посещение мужа в тюрьме: «Пора! пробил урочный час!», сон о юге и разговоры с генералом. Сны постоянно прерываются действительностью, тяготами и опасностями пути, да и «не все тут было сном». Воспоминания о счастливом детстве контрастируют с ее нынешним положением, картины юга противопоставлены сибирским пейзажам. Все, что было до дороги на каторгу, – прошлое, промелькнувшее, как сон, хороший и дурной, все, что было в дороге, – настоящее, с момента приезда в Иркутск перед княгиней все ярче предстает картина ее будущего: «Но вы не будете там жить: // Тот климат вас убьет!..», «За мужем поскакав, // Вы отреченье подписать // Должны от ваших прав!», «Вас по этапу поведут // С конвоем…». Ничто не останавливает отважную женщину: ни тяготы жизни в Сибири («Ужасна будет, знаю я, // Жизнь мужа моего. // Пускай же будет и моя // Не радостней его!»), ни ранняя смерть («Пусть смерть мне суждена – // Мне нечего жалеть!.. // Я еду! еду! я должна // Близ мужа умереть»). Предложение вернуться вызывает ее гнев («Вернуться? жить среди клевет, // Пустых и темных дел? // Там места нет, там друга нет // Тому, кто раз прозрел!») Княгиня понимает, что выше любви к женщине любовь к Родине («Я гордость, гордость в нем спасу, // Я силы дам ему! // Презренье к нашим палачам, // Сознанье правоты // Опорой верной будет нам»).

И она тверда в своем решении.

В своем творчестве Некрасов не чурается употреблять в своих произведениях богатую картину образов, крупнейшая из которых принадлежит раскрытию женских образов. Он наблюдает за женским характеров, изучает его, стараясь не ограничиваться каким-либо сословьем и уровнем, особенно, дворянским. Творческая ситуация в произведениях Некрасова создается при помощи тончайшей интуиции и уникального поэтического воображения автора, которые проникают в самую душу как крестьянской женщины, так жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов очень чувствительно переживает случаи несправедливости, которые выпадают на долю тогдашней русской женщины, и не важно, какое место она занимает в обществе: высшее, или она находится в подчинении, или вовсе его не имеет. Некрасов прекрасно ощущает ту истину, что если простая женщина из народа страдает от непосильного труда, то дворянская дама также не имеет никаких свобод, она обязана следовать писаным и неписаным законам, установленных в ее круге.

Героини Некрасова – это самоотверженные, сильные женщины, которые способны на самопожертвование ради тех, кого они любят.

Княгиня Трубецкая – это ярчайший женский образ Некрасова. Княгиня Трубецкая в произведении является примером благородства, стойкости и самоотречения. Привыкшая к светскому великолепию, роскоши и достатку, она отрекаются от всех этих благ ради того, чтобы отправиться вслед за своим мужем-декабристом, сосланным в Сибирь. Лживое, глупое высшее общество стало для нее «маскарадом», «нахальной дряни торжество», где царят ханжество, а мужчины в нем – это сборище «Иуд». Трубецкая презирает мужчин из светского общества, чье тщеславие и самолюбие не позволило им разделить участь декабристов, пожертвовать своими благами ради свободы, справедливости и счастья.

Княгиня Трубецкая выменивает суету светского мира «на подвиг бескорыстной любви». Она так же, как ее муж, хочет пострадать за свободу и за судьбу русского народа, который стонет бурлаками на волжских берегах.

Княгиня Трубецкая обречена на несправедливость, ее судьба несчастна, предопределена обществом, в котором она находится. Некрасов предписывает ей убогое, жалкое существование. И ни красота, ни сильный, веселый нрав не помогут ей изменить свою тяжелую женскую долю.

Уже в начале произведения Трубецкая прощается со своим отцом. Она не рада расставанию, но и отказаться от своего долга – быть рядом с мужем – она не может. Она уже успела принять решение, и готова ко всем трудностям, с которыми она столкнется. В Иркутске ее встречает губернатор, который также пытается ее отговорить. Он применяет все хитрости и возможности, которыми владеет, но Трубецкая непреклонна. Сначала губернатор пытается через родственные чувства отговорить княгиню от поездки, он утверждает, что ее отъезд попросту убил ее отца. Но Трубецкая говорит, что любит отца, но долг супружества для нее – «выше и святей». Губернатор пытается испугать женщину ужасными для жизни сибирскими условиями, и что если она падет духом в таких условиях – это еще больше ослабит и огорчит ее мужа. Но Трубецкая отвечает «… я слез не принесу». Губернатор пытается провести яркую параллель между веселой светской жизнью и темной, непривлекательно тюремной. Но Трубецкая отвечает, что ей нет места в таком обществе без ее мужа. И даже жизнь с другими каторжниками без титула и должных отношений не пугает Трубецкую. Губернатор поражен непреклонностью, бесстрашием, целеустремленностью женщины, и сдается, отдав приказ запрячь лошадей.

Образ княгини Трубецкой воспевает чудесные черты русских женщин, их огромную силу воли, преданность, гордость и чувство собственного достоинства.

См. также:

  • Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Русские женщины»
  • «Русские женщины», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
  • «Русские женщины» - сочинение по поэме Некрасова
  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова

Николай Некрасов был среди тех писателей, которые обращались к теме декабристского восстания. Однако он обратил внимание не на смелость самих декабристов, а на подвиг их верных жен. Декабристки оставили свою благополучную жизнь и последовали за любимыми на каторгу. Поэма - это ода отважным русским женщинам.

Поэма включает в себя две части, объединенные одним историческим событием – восстанием декабристов. В обеих частях главными героинями выступают жены декабристов. Обе они принадлежат к дворянскому сословию. Княгини смогли пожертвовать своим состоянием, положением в обществе ради мужей, сосланных в Сибирь.

В первой части автор рассказывает историю княгини Трубецкой. Этот образ собирательный, и одновременно очень индивидуализированный. Княгиня показана женщиной в высшей мере достойной, которая видит свой долг в том, чтобы разделить горькую участь своего любимого мужчины.

Поэма начинает со сцены прощания княгини с отцом. Женщина понимает, как сложно отцу смириться с ее решением. Однако она считает, что ее поступок должен вызывать у него чувство гордости.

Решение уехать на каторгу в Сибирь было сложным и легким одновременно. Княгиня понимает, как усложниться ее жизнь на далеком севере, но она и минуты не сомневается в правильности этого выбора. Она говорит, что «страшна ее судьба», но «сталью я одела грудь».

Трубецкая едет в Иркутск на . Она хочет, чтобы ей дали разрешение поехать к мужу. Но высший чиновник против этого, ведь его просили убедить княгиню остаться. Губернатор убедительно рассказывает Трубецкой о тяготах, которые ждут ее в Сибири. Непривычный суровый климат, бесправность каторжан, тяжелая работа – все это испортит жизнь женщине. Чиновник взывает к различным чувствам княгини. Вначале он напоминает ей о долге перед престарелым отцом. Потом угрожает, что она потеряет свой титул. Княгиня выслушивает поучения, однако остается при своем мнении. Отца она жалеет, но не может остаться. А титул ей кажется теперь и вовсе неважным.

Губернатор говорит княгине так же о том, что женщина – существо слабое. Поэтому она не поддержит мужа, а ослабит его. Однако Трубецкая уверена, что не принесет на каторгу своих слез. Гордость и сила воли присущи этой женщине. Поэтому она исполнит свой долг с достоинством, не проронив слезинки. Губернатор сражен ее смелостью и не имеет другого выхода кроме как помочь ей добраться до Сибири. Ведь пеший путь – это единственное, что пугало княгиню Трубецкую.

Княгиня – представительница высшего общества, привыкшая к роскошной жизни. Она еще молодая и могла бы найти себе второго мужа. Но благополучие она с легкостью меняет на каторгу рядом с любимым.

Некрасов воспевает силу воли, выносливость, верность настоящих русских женщин. Он восхищается их подвигом и приравнивает его к подвигу мужей. Декабристы защищали идеалы, бросив вызов действующим властям, а жены помогли им сохранить чувство достоинства в период ссылки.