Forum тема творчества поэта. Особенность звучания революционной темы в поэзии А.А

К проблеме творчества обращались многие знаменитые литераторы. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина, например, занимает довольно большое место. Об особой ее роли, высоком предназначении он говорит во многих своих стихотворениях. Вот лишь некоторые из них: "Свободы сеятель пустынный" (написано в 1823 году), "Пророк" (в 1826 году), "Поэт" (в 1827 году), "Эхо" (в 1831 году), "Памятник" (в 1836 году).

Что понимал под поэзией Пушкин?

Поэзия - это ответственное и трудное дело, считает Александр Сергеевич. Поэт отличается от простых людей тем, что ему дано слышать, видеть, понимать то, чего не слышит, не видит и не понимает обычный человек. Автор своим даром воздействует на его душу, поскольку он способен "глаголом жечь" людские сердца. Но поэтический талант - это не просто дар, но и большая ответственность и тяжелая ноша. Потому тема поэта и поэзии в лирике Пушкина заслуживает особого внимания.

Влияние поэзии на людей

Ее влияние на людей очень велико, поэтому сам поэт должен быть образцом гражданского поведения, борясь с общественной несправедливостью и проявляя стойкость в этой борьбе. Он должен стать взыскательным судьей не только по отношению к другим, но и прежде всего к себе. Подлинная поэзия, по мысли Пушкина, должна быть жизнеутверждающей, человечной, пробуждать гуманизм и доброту. В вышеперечисленных стихотворениях Пушкин рассуждает о непростых взаимоотношениях поэта с народом и властью, о свободе творчества.

"Пророк"

В средней школе подробно рассматривается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Урок в 9 классе обязательно посвящается данному стихотворению. Пророк - это, по мнению Александра Сергеевича, идеальный образ настоящего поэта в его высшем призвании и сущности. Данное стихотворение было создано в 1826 году - тяжелую для поэта пору его духовного кризиса, который вызвала новость о расстреле декабристов. В этом произведении подробно раскрывается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Александр Сергеевич обращается к книге пророка Исайи. Он также находился в отчаянии, наблюдая мир, видя, что тот погряз в пороках и беззаконии. Для истинного творца житейское содержание, наполняющее умы и сердца людей, должно стать мрачной пустыней... Он ищет духовного удовлетворения и стремится к нему. Больше ничего с его стороны и не требуется, так как жаждущие и алчущие непременно насытятся.

Поэт-пророк проник в жизнь низшей и высшей природы, слышал и созерцал все, что происходит в мире, от полета ангелов до хода гадов, от вращения небес до прозябания земных растений. Кто прозрел для того, чтобы видеть всю красоту мира, тот мучительно ощущает безобразие действительности, в которой живут люди. И он должен и будет с ней бороться. Оружие и действие поэта - слово правды. Но для того, чтобы оно не язвило, а именно жгло сердца, нужно, чтобы жало мудрости было разожжено огнем великой любви. Кроме образа из Библии, из нее взято и последнее действие Божьего посланника:

"И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул".

Принадлежит Библии и общий тон этого стихотворения, возвышенный и невозмутимо-величавый. Отсутствие придаточных предложений и логических союзов при господстве одного союза - "и" (он повторяется двадцать раз в тридцати стихах), по мнению В. Соловьева, приближают к библейскому пушкинский язык.

В "Пророке" лирический герой стихотворения не ощущает себя оскверненным творящимися в обществе беззакониями, но он и неравнодушен к тому, что происходит вокруг, хотя и не может что-либо изменить.

"В часы забав..."

Рассмотренным произведением не ограничивается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихотворения, посвященные ей, многочисленны. Так, некоторые черты, отголоски "Пророка" можно найти в более позднем творении Александра Сергеевича "В часы забав...". Оно было написано в 1830 году. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина звучит здесь немного иначе. В нем духовная трансформация автора перекликается с преображением пророка, физическим и нравственным, которое происходит после того, как его опалили в горниле человеческих страданий.

Вся жизнь Пушкина была ярким свидетельством того, что его мысли верны. Его вольная, смелая поэзия протестовала против рабского угнетения народа, призывала к борьбе за освобождение людей. Она поддерживала силу духа находящихся в ссылке друзей-декабристов Пушкина, внушала им стойкость и мужество.

"Арион"

Очень многогранна тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Кратко опишем следующее стихотворение - "Арион", созданное в 1827 году. В нем говорится о необходимости мужества и стойкости. Стихотворение в аллегорической форме воссоздает трагические события 1825 года.

Несмотря на то что "пловцы-декабристы" погибли, певец Арион остался верен благородной миссии, продолжив проповедовать идеалы справедливости и свободы. Он заявляет: "Я гимны прежние пою".

В поздних стихотворениях Александра Сергеевича чаще начинают звучать раздумья о смысле человеческой жизни, ее бренности, быстротечности, ощущается предчувствие скорой гибели поэта. В это время Пушкин как бы подводит итог творческой деятельности, стараясь объективно оценить значение своего наследия.

"Памятник"

В последние годы жизни и творчества продолжает звучать тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихи, посвященные ей, неизменно отличаются возвышенным стилем. Так, в написанном в 1836 году стихотворении "Памятник" поэт обращается к древнему наследию, ведь это произведение является вольным переводом одной из од Горация. Пушкин выражает свою уверенность в том, что он останется жив в памяти народа. Это право дает ему созданный "нерукотворный" памятник, который он воздвиг сам себе, поскольку всегда был пророком, голосом русского народа.

В этом стихотворении Пушкин лаконично и емко говорит о цели и смысле своей поэзии, видя основную заслугу своей личности в том, что как поэт-пророк он пробуждал милосердие, доброту, стремление к справедливости и свободе в людях. Соприкоснувшись с пушкинской поэзией, мы начинаем ощущать желание стать чище, лучше, учимся видеть гармонию и красоту вокруг. Следовательно, поэзия действительно может преобразовывать мир.

Концовка стихотворения - это традиционное обращение к музе, которая должна слушаться веления Божьего, то есть голоса правды, и, не обращая внимания на мнение "невежественных глупцов", следовать цели.

Александром Сергеевичем во многих стихотворениях поднималась тема одиночества великого поэта среди равнодушной толпы. Яркий пример этого - стихотворение "Поэту". Пушкин призывает оставаться твердым, спокойным и угрюмым перед лицом толпы и судом глупца.

"Разговор книгопродавца с поэтом"

В другом произведении, "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824 год), встречается схожий призыв, когда автор размышляет о славе.

В период, когда было написано это стихотворение, состоялось прощание поэта с романтизмом, переход его к суровому реализму. Написано оно на актуальную в то время тему литературного творчества как способа заработать на жизнь, как профессии. Вопросы эти волновали автора, поскольку он одним из первых стал жить на свой литературный заработок.

Здесь с нетипичной точки зрения освещается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Краткое содержание стихотворения следующее. В нем говорится о поединке поэта и книгопродавца, романтика и прагматика. В диалоге двух героев противопоставлена "поэзия" и "проза" в значении романтических, "возвышенных" представлений и "прозаического", трезвого восприятия жизни. Он заканчивается победой книготорговца. Поэт переходит на язык сделки, а стихотворная речь заменяется прозой.

"Из Пиндемонти"

Не стоит думать, что Пушкин считал себя выше других людей, когда говорил о "глупцах" и "невеждах". Он лишь подчеркивал то, что его суждения независимы, что у него есть право идти туда, куда его влечет "свободный ум". Здесь Александр Сергеевич высказывается однозначно. В стихотворении "Из Пиндемонти", написанном в 1836 году, говорится о том, что быть свободным - значит не отождествлять себя ни с одной из социальных групп, не участвовать в общественных волнениях, не зависеть от царя.

Муза Александра Сергеевича Пушкина отважно и преданно служила красоте, свободе, справедливости, добру. Это ли не роль и сущность истинной поэзии?

В школе довольно подробно изучается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (10 класс). Для получения более детальной информации можно обратиться к любому учебнику по русской литературе.

Красичкова Ольга

Известный поэт начала 20 века А.А. Блок стал свидетелем крупнейших исторических событий: революции 1905 года, Февральской и Великой Октябрьской революций. Эти важные моменты нашли отражение в его поэзии, прежде всего, в поэме «Двенадцать», ставшей итогом раздумий А.А. Блока о революции, высшей ступенью его творчества.

Действие поэмы происходит на фоне разбушевавшейся природы: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель», «пылит пурга», «ветер, ветер - на всем божьем свете!», «ра­зыгралась чтой-то вьюга». Через эти символические образы очистительной стихии поэт передает революционную бурю, охватившую страну: со стихией ветра нельзя совладать, так же, как нельзя управлять революцией.

Центральная тема произведения – столкновение двух контрастных масс, «черной и белой кости», старой и новой России. Противоположные цвета подчеркивают их яростное противостояние. Белый сим­волизирует новое, светлое, а черный - уходящее, ненужное («Черный вечер. Белый снег»). Окружающая действительность представлялась Блоку страшным миром, который должен был быть разрушен. В поэме отрицание этого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, не принимающей перемены, прячущейся от революции: “ Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос», “барыня в каракуле”“к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали...”, “поп нынче веселый”- “стороной за сугроб”,“Длинные волосы и говорит вполголоса... Должно быть, писатель-вития...». Со всеми представителями природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, они не знают, куда идти. Так Блок показывает свое негативное отношение к ним. Старый мир он сравнивает с голодным безродным псом, обреченным на гибель. По мнению поэта, чтобы двигаться дальше, нужно отказаться от него. Поэтому революцию 1917 года поэт принял как явление, перерождающее и преображающее общество. Плакаты, флаги с революционными лозунгами, автор изображает как знак серьезных политических перемен. Вместе с тем поэт подчеркивает всю временность и напрасность этой суеты: рядом с этими плакатами простые люди, как старушка, которая « никак не поймет, что значит».

Однако при всем приветствии революции, вере в ее очистительную силу («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем») Блок изобразил и страшную ее сторону: жестокость, беззаконие, полное обесценивание человеческой жизни, понятий о нравственности. Красногвардейцы борются за правое дело, но их охватывает ощущение вседозволенности: «Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! », “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”. Из-за революции потеряна вера в Бога («От чего тебя упас золотой иконостас?»). В сцене убийства Катьки автор убивает нелепое, необразованное прошлое, показывает, что революционная стихия не может обойтись без кровопролития. Россия охвачена разгулом темных страстей и вседозволенности, но Блок верит, что через хаос, тьму и жесткость страна может прийти к свету. С желанием возвысить и утвердить революцию связано сопоставление двенадцати красногвардейцев с двенадцатью апостолами и появление в поэме образа Христа с «кровавым флагом», вставшим во главе революции, ведущим за собой своих учеников. Только он может спасти мир, очистить его изнутри, привести к святому и красивому. Красногвардейцы стреляют в него, но все же идут указанным им путем.

Тема революции в творчестве А.А. Блока носит неоднозначный характер. В поэме «Двенадцать» поэт хотя и принимает революцию как борьбу за свободу, но тревожится за будущее, страшится происходящих ужасов, потери нравственных ориентиров, победы зла в душах людей. Однако он надеется на то, что светлое начало восторжествует и революция не только разрушит старый мир, но и сможет построить новый, светлый и чистый.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока.

Известный поэт начала 20 века А.А. Блок стал свидетелем крупнейших исторических событий: революции 1905 года, Февральской и Великой Октябрьской революций. Эти важные моменты нашли отражение в его поэзии, прежде всего, в поэме «Двенадцать», ставшей итогом раздумий А.А. Блока о революции, высшей ступенью его творчества.

Действие поэмы происходит на фоне разбушевавшейся природы: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель» , «пылит пурга», «ветер, ветер - на всем божьем свете!», «разыгралась чтой-то вьюга». Через эти символические образы очистительной стихии поэт передает революционную бурю, охватившую страну: со стихией ветра нельзя совладать , так же, как нельзя управлять революцией.

Центральная тема произведения – столкновение двух контрастных масс, «черной и белой кости», старой и новой России. Противоположные цвета подчеркивают их яростное противостояние. Белый символизирует новое, светлое, а черный - уходящее, ненужное («Черный вечер. Белый снег»). Окружающая действительность представлялась Блоку страшным миром, который должен был быть разрушен. В поэме отрицание этого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, не принимающей перемены, прячущейся от революции: “ Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос», “барыня в каракуле”“к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали...”, “поп нынче веселый”- “стороной за сугроб”,“Длинные волосы и говорит вполголоса... Должно быть, писатель-вития...». Со всеми представителями природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, они не знают, куда идти. Так Блок показывает свое негативное отношение к ним. Старый мир он сравнивает с голодным безродным псом, обреченным на гибель. По мнению поэта, чтобы двигаться дальше, нужно отказаться от него. Поэтому революцию 1917 года поэт принял как явление, перерождающее и преображающее общество. Плакаты, флаги с революционными лозунгами, автор изображает как знак серьезных политических перемен. Вместе с тем поэт подчеркивает всю временность и напрасность этой суеты: рядом с этими плакатами простые люди, как старушка, которая « никак не поймет, что значит» .

Однако при всем приветствии революции, вере в ее очистительную силу («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем») Блок изобразил и страшную ее сторону: жестокость, беззаконие, полное обесценивание человеческой жизни, понятий о нравственности. Красногвардейцы борются за правое дело, но их охватывает ощущение вседозволенности: «Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!», “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”. Из-за революции потеряна вера в Бога («От чего тебя упас золотой иконостас?»). В сцене убийства Катьки автор убивает нелепое, необразованное прошлое, показывает, что революционная стихия не может обойтись без кровопролития. Россия охвачена разгулом темных страстей и вседозволенности, но Блок верит, что через хаос, тьму и жесткость страна может прийти к свету. С желанием возвысить и утвердить революцию связано сопоставление двенадцати красногвардейцев с двенадцатью апостолами и появление в поэме образа Христа с «кровавым флагом», вставшим во главе революции, ведущим за собой своих учеников. Только он может спасти мир, очистить его изнутри, привести к святому и красивому. Красногвардейцы стреляют в него, но все же идут указанным им путем.

Тема революции в творчестве А.А. Блока носит неоднозначный характер. В поэме «Двенадцать» поэт хотя и принимает революцию как борьбу за свободу, но тревожится за будущее, страшится происходящих ужасов, потери нравственных ориентиров, победы зла в душах людей. Однако он надеется на то, что светлое начало восторжествует и революция не только разрушит старый мир, но и сможет построить новый, светлый и чистый .

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Это другая большая тема в лирике Пастернака. Она раскрывается прежде всего в 25 стихотворениях Юрия Живаго, составляющих заключительную гла­ву романа.

Открывает этот цикл стихотворение «Гамлет». В образе лирического героя стихотворения совме­щаются два лица автора - начинающего худож­ника, прислушивающегося к «далекому отголоску» грядущего столетия, и пятидесятилетнего поэта, уже знающего, что случилось на его веку. С героем трагедии Шекспира «Гамлет» лирического героя сближает сознание необходимости сделать жизнен­ный выбор в схватке с целым морем бед. Через весь текст проходит мотив «роли» лирического героя. Художник уподобляется актеру, который выходит на подмостки, чтобы следовать «распорядку дей­ствий», замыслу автора, но при этом задумывается и о том, как именно ему играть вселенскую драму. Жизнь требует от актера приобщения к судьбам мира.

В «Гамлете» развивается мотив жертвенности, предчувствия гибели как цены за истинное искусст­во. Лирический герой остро ощущает неотвратимость пути и свое одиночество в мире, где вокруг него только зрители, чей неясный гул стихает, чтобы слышней стали слова трагической роли.

Пастернак остро сознавал, что практический двадцатый век, исполненный жесточайших потрясе­ний и противоречий, погруженный в злобу дня, замет­но обесценил традиционную духовность. И он не мог согласиться с тем, что этот процесс необратим. Он упорно верил в то, что величие мироздания, если оно понято и прочувствовано людьми, способно творить добро. Для Гамлета прервалась связь времен. Он при­зван эту связь восстановить, заполнить разрыв. Для этого он должен остаться собой. Он заполняет духов­ные пустоты своего времени, но именно это создает трагичность его положения. Жертва его, в сущности, заключается в том, что он, сознавая свой долг, вынуж­ден допустить и согласиться, что может оказаться не понятым современниками.

В миссии художника, по Пастернаку, есть сход­ная трагическая черта. Осуществляя духовную связь времен, художник в определенный момент может и окружающим и самому себе показаться устаревшим. Но, будучи «последним», он в то же время «первый», уже по отношению к будущему.

Тема слияния судьбы поэта с судьбами других людей звучит в другом стихотворении из «Доктора Живаго» - «Рассвет». В начале стихотворения ли­рический герой берет на себя бремя чужих забот. Сли­яние судеб лирического героя и народа - завет свы­ше. После духовной встречи с Блоком лирический герой оживает для новой жизни. И это становится началом возрождения поэта, сумевшего слиться с толпой.

Мне к людям хочется, в толпу,

В их утреннее оживленье.

Я все готов разнесть в щепу


И всех поставить на колени.

В конце стихотворения звучит мотив приятия жизни, всех людей:

Со мною люди без имен,

Деревья, дети, домоседы,

Я ими всеми побежден,

И только в том моя победа.

Так в этом стихотворении Пастернак деклариру­ет исконно романтическое противопоставление «поэта и толпы».

Стихотворение «Август» является композици­онным центром цикла стихов «Доктора Живаго». Лирический герой видит сон о собственном погре­бении. Он прощается с жизнью, увиденной из веч­ности. Идея сосуществования двух миров - мате­риального и духовного, временного и вечного прони­зывают всю образную систему стихотворения. Стихотворение начинается с изображения утра в комнате героя:

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Столь же ощутима картина сна. Обозначена даже дата «6 августа». Запечатлено и мгновение по­хорон:

В лесу казенной землемершею

Стояла смерть среди погоста,

Смотря в лицо мое умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.

Лирический герой прощается с земным светом, в последних трех строфах, являющихся смысловым центром стихотворения, как бы подводя итог своего земного пути.

Прощай, лазурь Преображенская,

И золото второго Света,

Смягчи последней лаской женскою

Мне горечь рокового часа.

Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

Мысль о конечности собственного земного суще­ствования не пугала Пастернака. Его не оставляло чувство благодарности жизни за все, чем так щедро одаривает она живущих на земле. В «Августе» поэт смог взглянуть на мир из-за той черты, которую про­водит смерть: оттуда прозвучали его обращенные к остающимся прощальные слова.

Последняя книга стихов «Когда разгуляется» (1956-1959) открывается стихотворением «Во всем мне хочется дойти...».

В начале стихотворения Пастернак заявляет о своем желании «...дойти до самой сути»: в работе, «в поисках пути», «в сердечной смуте». Во всех явлени­ях мира поэт стремится дойти

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытая.

Задача художника - стремиться к открыти­ям, не отрываться от реальности, а сливаться с ней. В стихах должны отразиться все чувства поэта, вся его душа, воплотившись в зрительных («Цвели бы липы в них подряд...»), звуковых («Грозы раска­ты»), благоухающих («В стих б я внес дыханье роз...») образах.

Последние строфы стихотворения содержат обобщение: истинное искусство не только претво­ряет впечатления художника, но и вливается в жизнь.

Оксюморон «живое чудо... могил» подчеркива­ет мысль о преображающей силе искусства, способ­ного, подобно слову Божию, воскресить, возродить к жизни.

В другом стихотворении «Быть знаменитым не­красиво» (1956) Пастернак окончательно провозгла­шает отказ от конструирования жизни поэта по роман­тическим и вообще любым канонам:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива.

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача.

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Здесь Пастернак имел в виду некоторых офици­альных писателей советской литературы тех лет, ко­торым слава приходила «сверху».

В этом стихотворении Пастернак провозглашает единственную цель творчества - в полной самоот­даче, в стремлении к слиянию поэзии и жизни.

Сходным призывом к художнику заканчивается стихотворение «Ночь»:

Не спи, не спи, работай.

Не прерывай труда.

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты - вечности заложник

У времени в плену.

С точки зрения Пастернака, именно творчество оправдывает существование человека на земле. Ху­дожник - уполномоченный вечности, глашатай выс­ших начал, и его деятельность - это непрерывно, не­устанно творимый подвиг.

Для Пастернака творчество - это способ выйти за грань земного бытия, вырвавшись из оков простран­ства и времени, приблизиться к высшему, божествен­ному началу в себе.

В статье представлена небольшая подборка стихотворений, посвященных теме поэзии и судьбы поэта, и их краткий анализ. Данная подборка поможет выпускникам, сдающим ЕГЭ по литературе, при написании развернутого ответа в задании 16, где необходимо сопоставить приведенный отрывок из лирического текста с другими стихотворениями со схожей тематикой и процитировать их.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья…

Стихотворение Некрасова построено на антитезе. Первая часть посвящена поэтам, которые не затрагивают актуальные, злободневные темы, не использует в своем творчестве сатиру и, таким образом, находят большое количество почитателей своего творчества: «И современники ему при жизни памятник готовят…». Вторая же часть стихотворения отражает творческую жизнь поэта-бунтаря, того, кто пишет остро, искренне, не старается понравиться. Он остается честным с читателями и, прежде всего, с самим собой, а в своих произведениях показывает правду жизни без прикрас. Несмотря на то, что такой поэт не находит признания при жизни («И каждый звук его речей плодит ему врагов суровых»), Некрасов отмечает, что после его смерти великие произведения будут поняты и оценены даже теми, кто ранее их критиковал. Таким образом, автор стихотворения отражает следующую точку зрения: гениальным поэтом является тот человек, который не боится в стихотворениях выразить свою гражданскую позицию, не боится быть не понятым и не стремится к славе, и который видит смысл своей жизни в возможности говорить через свое творчество.

Маяковский «Необычайное приключение…»

Я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами.

Автор изображает диалог между поэтом и солнцем, тем самым как бы уподобляя человека, создающего стихотворения, светилу, проливающему свет на землю. Стихотворец так же, как и звезда, рассеивает тьму, но только делает это в душе каждого отдельного читателя. Важным является посыл Маяковского: необходимо много и упорно трудиться, и тогда приозведения могут стать для людей тем самым солнечным светом, согревающим и освещающим жизненный путь:

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!

Твардовский «Вся суть в одном единственном завете…»

Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

В большинстве своих стихотворений Твардовский призывает людей всегда быть честными, говорить только то, что думается. Он изображал современную ему жизнь и русского человека с открытой душой. Лирическое произведение «Вся суть в одном единственном завете…» не стало исключением, но здесь Твардовский обращает внимание на особое предназначение поэта. Единственной целью творчества для него является выражение мыслей и чувств через свои строки. Творец должен говорить открыто и напрямую, без лжи и фальши – это единственно возможное условие существования искусства. Произведение построено как монолог-декларация, то есть как провозглашение своей правды, которая для лирического героя является неоспоримой истиной.

Пушкин «Поэт»

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

В представлении Пушкина, поэт – это создание возвышенное, небесное – именно таким его описывает Александр Сергеевич в своих произведениях. Поэтому в начале стихотворения отражена жизнь творца в обыденном мире, в котором нет места возвышенным идеям и мечтам. Он задыхается и чувствует себя никчемным, являясь частью этой рутинной и прозаичной жизни: «И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Вторая же половина стихотворения посвящена самому моменту творчества, когда к поэту приходит муза и он становится не причастен к миру обычных людей. Автор подчеркивает, что творческий человек не может жить без вдохновения, только в присутствии него он становится по-настоящему свободным и счастливым, ему чужда привычная земная жизнь. И именно в момент создания своих произведений он может находиться наедине со своим искусством.

Бальмонт «Выше, выше»

Выше, выше, все за мной,
Насладитесь вышиной,
Попадитесь в сеть мою,
Я пою, пою, пою.

В стихотворении «Выше, выше» Бальмонт описал творческий процесс. Он изображает поэта как творца, создателя, который касается души каждого, кто читает его стихотворение: «Я коснулся душ чужих, точно струн, но струн моих». Ещё один образ, на который нас наталкивает метафоричность Бальмонта – это лирик как музыкант, который с помощью слов создаёт произведение, которое играет на струнах души человека. Стихотворение можно рассматривать также и как процесс чтения этого произведения: «Трепетаньем звонких крыл отуманил, опьянил». Ведь действительно, с каждой прочитанной строкой все больше погружаешься в художественный мир Бальмонта и сам неосознанно становишься его частью.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!