«Страдающее Средневековье»: что на самом деле изображено на миниатюрах с «весёлыми» подписями. О чем страдает «Страдающее Средневековье Миниатюра из бестиария XIII

Перед нами фреска Симоне Мартини «Видение святого Амвросия» из капеллы Святого Мартина Турского в Ассизи. В «Золотой легенде», самом популярном в Средние века сборнике поучительных и увлекательных историй, рассказывается, что однажды епископ Медиолана Амвросий уснул на алтаре во время мессы, перед чтением Писания. Служки долго не решались его будить, а дьякон — читать без его благословения. Через некоторое время епископа все же разбудили, сказав: «Господин, прошел час, и люди весьма устали, а потому повели служителю читать Послание». Он же отвечал им: «Не сердитесь. Ибо Мартин, брат мой, отошел ко Господу, я же служил по нему заупокойную мессу и не мог оставить ее, не дочитав последнюю молитву, хотя вы так жестоко торопили меня».

Это миниатюра «Зачатие Александра Великого» из «Истории Александра Великого Македонского» римского историка Квинта Курция Руфа в знаменитом издании 1468-1475 годов. По преданию, получившему распространение после смерти Александра и утверждавшему его почитание как сверхъестественного существа, его настоящим отцом был не македонский царь Филипп II, а фараон Нектанеб, последний правитель Египта. По древнеегипетским представлениям, наследник фараона рождается от соединения царицы с богом Амоном, являющимся к ней в облике правящего фараона. В позднеантичной литературе этот мотив был переосмыслен в духе авантюрного романа: Нектанеб изображался магом и мошенником, изменившим внешность, чтобы соблазнить царицу. На миниатюре со свойственной такого рода иконографии условностью изображена эта сложная интрига. Перед нами двойное двойничество: двойником фараона оказывается, во-первых, признавший божественного ребенка Филипп (поэтому он присутствует в сцене зачатия), а во-вторых, демон-Амон (египетское божество для средневекового автора — безусловно демон).


Это миниатюра из бестиария XIII века, изображающая заклинателя аспида. Аспидом может называться любая ядовитая змея, однако в бестиариях конца XII — XIII века его обычно рисовали крылатым и ушастым. Чтобы обезвредить аспида, нужно выманить его из норы, а для этого надо прочитать заклинание или сыграть на флейте. Заслышав эти звуки, аспид одно ухо прижимает к земле, а другое затыкает хвостом. Этим он уподобляется богачу, который одно ухо обращает к благам земным, а другое затыкает грехом. В 57-м псалме по этому поводу говорится: «Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, затыкающего уши свои» (Пс. 57:5). В средневековых бестиариях аспид становится также персонификацией ада, побежденного Христом, согласно словам 90-го псалма: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:13).


Это инициал к 13-му псалму из псалтири королевы Ингеборги (Франция, ок. 1200 года). Он начинается словами «Сказал безумец в сердце своем: „Нет Бога“» (Пс. 13:1). Эти слова, нашептанные двумя бесами в ухо безумцу, и написаны у него на свитке. Другой вариант иллюстраций этого же псалма — безумец, бегущий с колотушкой и куском хлеба в руках, в соответствии со словами «Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб» (Пс. 13:4).

Здесь изображен святой Франциск Ассизский, живший в Италии в начале XIII века и прославившийся, помимо прочего, тем, что получил стигматы (раны, подобные ранам Христа), когда горячо молился и размышлял о Страстях Христовых. Его видение описывается в разных версиях жития по-разному: в некоторых святой Франциск видит распятого страдающего херувима; в официально принятой версии ему является сам распятый Христос с крыльями херувима. Это — часть полиптиха XV века, на котором святой Франциск, демонстрирующий стигматы на руках, ногах и груди, изображен рядом с архангелом Михаилом, поражающим дракона. Такой тип композиции, на которой святые разных эпох вместе предстоят Христу или Богоматери, называется «святое собеседование».


На этой миниатюре из бестиария XIII века изображен филин, на которого нападают дневные птицы. Филин «весьма ленив» и проводит дни и ночи в гробовых склепах и пещерах, что дает Храбану Мавру, автору энциклопедического труда «О природе вещей», основание сравнивать его с грешниками, возлюбившими тьму греха и бегущими от света правды. При дневном свете филин слепнет и становится беспомощным. Поэтому, завидев его, дневные птицы испускают громкие крики, созывая товарищей, и вместе бросаются на него, вырывают ему перья и клюют его. Так и грешник, попав на свет истины, стал бы посмешищем для добродетельных людей и, будучи застигнут во грехе, навлек бы на себя град упреков.


Здесь представлена фреска из римских катакомб IV века. На ней изображена история, описанная в Книге Чисел (22-25). Прорицатель Валаам едет на своей ослице, чтобы по приказу царя моавитян Валака проклясть еврейский народ. Путь ему загораживает ангел с мечом. Сам Валаам не видит ангела, но его видит ослица, которая всячески пытается остановить ничего не подозревающего прорицателя и в конце концов начинает говорить. Отсюда поговорка «Валаамова ослица заговорила».


Это шпалера «Зрение» из цикла «Пять чувств», называемого также «Дама с единорогом» (конец XV века). Она хранится в парижском Музее Клюни. Единорог здесь символизирует чистоту и верность — благодаря рассказу бестиария о том, что единорога можно поймать, лишь приведя в лес девственницу. Привлеченный ее чистотой, единорог кладет голову к ней на колени и засыпает — и тогда охотники могут им завладеть. Изображение единорога становится символом Христа, а девы — Церкви и самой Девы Марии. Таким образом, композиция «Ловля единорога» может означать мистический брак Христа и Церкви. В куртуазном варианте единорог — это влюбленный, привлеченный чистотой и красотой возлюбленной.


Это центральная часть полиптиха для алтаря капеллы госпиталя в Боне работы Рогира ван дер Вейдена (1443-1452), посвященного Страшному суду . Здесь изображен архангел Михаил, взвешивающий добрые и злые дела человека, представшего перед судом Всевышнего. Этот сюжет обычно называется «взвешивание души», хотя в действительности взвешивается не душа, а ее деяния. Вокруг — трубящие ангелы, возвещающие наступление конца света. Такого типа композиции известны еще в изображениях Суда в древнеегипетском искусстве — там в роли взвешивателя выступает Осирис.
Библейскими источниками служат слова из Книги Иова («Так пусть Он взвесит меня на верных весах, и узнает Бог мою невинность», Иов. 31:6), Книги пророка Даниила («Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким», Дан. 5:27), Книги притчей Соломоновых («Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме», Прит. 16:11) и других. Особенное значение для иконографии Страшного суда в искусстве XIV-XV веков имело то обстоятельство, что Винсент из Бове (1190-1264), автор «Великого зерцала», одной из самых знаменитых средневековых энциклопедий, процитировал слова Иоанна Златоуста о добрых и дурных деяниях, которые будут возложены на чаши весов. 

Проект «Страдающее Средневековье» появился в 2012 году как шутка студентов–историков и обрел огромную популярность. Сотни тысяч подписчиков во «Вконтакте» и на «Facebook», многочисленные подражатели, а совсем скоро из печати выходит первая книга по материалам сообщества! Предзаказ уже открыт в книжных интернет-магазинах страны.

В преддверии выхода «Страдающего Средневековья» на бумаге Константин Мефтахудинов, один из отцов-основателей проекта, дал интервью «Русскому блоггеру».

Константин, спасибо, что согласились с нами побеседовать. Скажите, что для вас Средневековье? Профессия, хобби, страсть? Может быть, бизнес?

Когда это начиналось, понятно, что ни о каком бизнесе мы не думали. Это была чистая страсть, увлечение, которое не проходит до сих пор.

Спасибо вам за это! Сейчас у вас 300 000 подписчиков во «Вконтакте» и почти 140 000 на «Facebook». Вас узнают на улицах?

Нет, на улицах нет.

Я думаю, у вас еще все впереди. Обязательно.

Даже не знаю, надеюсь я на это или боюсь.

Константин, что вы, как историк, думаете о средневековом периоде? У него ведь очень плохая репутация. Мы называем его темными временами, когда все болели чумой, и людей жгли на костре. Действительно ли это был самый мрачный период в истории человечества?

О Средневековье существует два мифа. Кто-то считает, как вы описали, что это была мрачная штука, когда ты доживаешь до 20 лет и умираешь от чумы. Причем у тебя 15 детей, половина из которых тоже умрет от чумы послезавтра. При этом миф о мрачном Средневековье сформировался достаточно рано, в XV-XVI веках, когда был придуман термин «Средние века», чтобы описать разрыв между античностью и Новым временем. При этом больше всего «ведьм» сожгли в XV веке, то есть в эпоху Нового времени, или Ренессанса, как угодно. В Средние века костры инквизиции пылали не так ярко, как в Новое время.

С другой стороны, существует миф о прекрасном времени, когда прекрасные рыцари скачут спасать прекрасных принцесс, убивая прекрасных драконов.

Оба этих мифа очень живучи, и оба не совсем точно описывают ту эпоху, которая была. Время тогда было и прекрасное, и ужасное одновременно. В общем, все как сейчас. Сейчас ведь тоже происходит много интересного, и в то же время есть много нехорошего.

Как вы считаете, много ли параллелей существует между теми временами и нашей текущей действительностью?

Некоторые историки не высказывают на страницах своих монографий такое мнение, но исподтишка считают, что Средние века не закончились. И современные люди не сильно отличаются от средневековых.

Параллели есть всегда. Когда видишь что-то похожее, они возникают сами собой. Например, средневековое изображение Троицы, которое можно увидеть на обложке нашей книги, и каноническое изображение лидеров коммунистического мира: Ленин, Маркс, Энгельс. Иногда, оглянувшись, хочется сказать: «ну что за дикое средневековье вокруг!».

Многие картинки из вашего паблика смешные даже без подписи. Это была задумка художника, сделать их такими, или он честно старался нарисовать что-то красивое, серьезное, благочестивое, а получилось то, что получилось?

Когда как. Именно об этом и написано в нашей книжке. В разных случаях художник хотел изобразить разное. Иногда он рисовал какого-нибудь апостола-евангелиста, а получалась, например, замечательная картинка, где лев говорит: да, я царь зверей, но это, мать его, пылесос! То есть, они на полном серьезе могли рисовать то, что нам сейчас может показаться смешным.

С другой стороны, понятно, что юмор Средневековью тоже был присущ, и они часто рисовали картинки, чтобы посмеяться, не умереть от скуки, когда читаешь какой-нибудь огромный юридический кодекс. Это тоже было для них какое-то развлечение.

Нашим юридическим кодексам тоже, наверное, не помешало бы иногда что-нибудь веселенькое.

Да. В юридических кодексах как раз часто рисовали существ с огромными гениталиями. Наверное, это бы хорошо смотрелось в каком-нибудь Гражданском Кодексе.

Юристы в Средние века были большие затейники!

Тогда все были затейники. По крайней мере те, кто умел писать и читать. Время было такое.

В вашем паблике совсем немного русских миниатюр. Почему? Наши были серьезнее, или просто меньше рисовали?

Во-первых, на Руси было чуть хуже с красками. Потом, до нас дошло очень мало средневековых рукописей с территории Древней Руси. Тут и пожары, которые уничтожали рукописи и на Западе, и у нас, и монголо-татарское нашествие, которое уничтожило очень значительный пласт книг. Поэтому миниатюр из Древней Руси дошло до нас гораздо меньше, чем с Запада.

При этом так получилось, что наш паблик ориентирован больше на Западную Европу, чем, допустим, на Византию. Отчасти это связано с тем, что мы всегда, говоря «Средневековье», представляем себе скорее Собор Парижской Богоматери, чем Святую Софию в Константинополе.

Готовясь к интервью, я узнала, что вы сейчас сами практически ничего не рисуете, а постите то, что вам присылают участники.

Да, нам очень много всего присылают наши подписчики, за что им огромное спасибо. Но мы и сами нет-нет да и расчехляем Фотошоп и что-нибудь такое делаем.

А много у вас таких контрибьюторов? Есть ли постоянные авторы?

Кто из средневековых художников, по вашему мнению, лучше всего описал эпоху? Все знают Босха. А кроме него?

Средневековье очень большое и, честно говоря, сложно выделить кого-то одного. Во-первых, имена большинства художников-миниатюристов, которые как раз расписывали рукописи, до нас не дошли. Если имена и есть, то это уже более поздние авторы, а не то что прямо средневековые парни. Парни, потому что женщины рисовали не очень часто, хотя кто-то из них мог быть скриптором – тем, кто переписывает рукописи.

Из тех художников, кого мы знаем, наибольшее влияние на наше сообщество оказал Джотто. Одним из первых объектов для наших шуток стал один из ангелов с джоттовского распятия, который вместе с Богоматерью оплакивает снятого с креста Иисуса. Кто-то из наших однокурсников сравнил его лицо с нами, когда нам приходится вставать в 7 утра после того, как мы легли в 5, готовясь к семинару. Он действительно очень страдающий.

То есть, можно сказать, что он дал имя паблику?

Отчасти, да.

А были мастерские для изготовления рукописных книг в женских монастырях?

Я не специалист в этом вопросе, но кажется, были. Переписывание книг – это одна из форм послушания для монахов, потому что тогда никаких копировальных аппаратов, понятно дело, не было. Это тоже стало поводом для шуток, правда, в англоязычной среде: лежит монах на столе, к нему подходит другой и говорит: принтер сломался, несите другой.

Так что почему бы для этого благородного труда не использовать женщин? Тем более что настоятельницами монастырей становились весьма знатные особы: сестры императоров, и прочее. Весьма влиятельные, весьма могучие в миру дамы этими монастырями заведовали. И вообще, монастыри – очень важная штука для Средних веков, очень важный пласт культуры сохранился благодаря этим монастырям.

Возвращаясь к юридическим манускриптам, которых я теперь не могу выкинуть из головы. Была ли в Средневековье цензура?

Цензуры как таковой не было, потому что не было того органа, который мог бы цензурировать. У нас обычно цензурой занимается государство, и об этом недавно написал очень интересную книгу историк Роберт Дарнтон. Она называется «Цензоры за работой: как государство формирует литературу».

Официальной цензуры в Средние века не было, но были случаи, когда, например, в Византии иконоборцы пытались соскрести иконы со стен. Во время религиозных войн, в период Реформации протестанты тоже уничтожали иконы, статуи, убранство храмов.

Был случай, когда одному католическому гранду попала книжка об Испании, и он начал вымарывать какие-то нехорошие предложения про Испанию и переписывать, дополняя фразами о том, какая прекрасная страна Испания. Но эта книжка была у него в личной библиотеке, то есть это не цензура в полном смысле слова.

А как же преследования еретических книг? Все читали в исторических романах, что даже запятая, поставленная в неправильном месте, уже ставит под сомнение постулаты католической веры. Как с этим было?

Да, было некоторое количество текстов, которые казались Священному престолу не то чтобы очень годными. За что, например, сожгли того же Джордано Бруно? Не из-за того, что он там что-то утверждал насчет Солнца, а за трактат по демонологии. Притом ему несколько раз предлагали отказаться от своих взглядов, довольно-таки еретических и даже на взгляд современных людей довольно странных и сумасшедших, но он не согласился. Бруно чуть ли не провозглашал себя Сыном Господним; понятно, что церкви это не очень нравилось. Поэтому его труды стали запрещать, а его самого сожгли.

1. «Видение святого Амвросия»



Это фреска Симоне Мартини «Видение святого Амвросия», которая находится в капелле капеллы Святого Мартина Турского в Ассизи. В самом популярном средневековом сборнике поучительных и увлекательных историй «Золотая легенда» рассказывается, о епископе Медиолане Амвросии, который по время меча перед чтением Писания уснул на алтаре. Повисла пауза: служки не решались его разбудить, а дьякон – читать без благословения.


А когда епископа всё же разбудили со словами: «Господин, прошел час, и люди весьма устали, а потому повели служителю читать Послание», он ответил: «Не сердитесь. Ибо Мартин, брат мой, отошел ко Господу, я же служил по нему заупокойную мессу и не мог оставить ее, не дочитав последнюю молитву, хотя вы так жестоко торопили меня».

2. «Зачатие Александра Великого»



«Зачатие Александра Великого» из «Истории Александра Великого Македонского» римского историка Квинта Курция Руфа – одна из миниатюр из «Истории Александра Великого Македонского» римского историка Квинта Курция Руфа. Издание 1468 – 1475 года. Как гласит предание, которое стало популярно после смерти Александра, настоящим его отцом был вовсе не македонский царь Филипп II, а последний правитель Египта - фараон Нектанеб.


Древние египтяне верили, что наследник фараона появляется на свет, когда царица совокупляется с богом Амоном, который является к ней в облике фараона. Позже этот мотив был переосмыслен в духе авантюрного романа: Нектанеб изобразили мошенником и магом, который специально изменил внешность, чтобы соблазнить царицу.

На миниатюре «Зачатие Александра Великого» изображена с условностью, присущей подобного рода иконографии, именно эта история. Этакое двойное двойничество: двойником фараона оказывается египетское божество демон-Амон и одновременно признавший божественного ребенка Филипп (он присутствует в сцене зачатия).

3. Миниатюра из бестиария XIII века



На этой миниатюре из бестиария XIII века изображён аспид. Так называли в то время любую ядовитую змею, но рисовали его в в бестиариях конца XII - XIII века ушастым и крылатым. Считалось, что обезвредить аспида можно, если выманить его из норы, сыграв на флейте или прочитав заклинание. Когда до аспида доносятся эти звуки, он одно ухо прижимает к земле, а другое затыкает хвостом. Так художники того времени проводили аналогии с богачами, которые одно ухо обращают к земным благам, а другое затыкают грехами. В 57-м псалме по этому поводу говорится: «Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, затыкающего уши свои» (Пс. 57:5).


В бестиариях того времени аспид – персонификация ада, который победил Христос. «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:13).

4. Инициал из французского королевского псалтыря


Это инициал к 13-му псалму из псалтыря королевы Ингеборги, написанный по Франции примерно в 1200 году. Начинается псалом словами: «Сказал безумец в сердце своем: „Нет Бога“». Именно эти слова нашёптывали безумцу в ухо два беса, и эти слова написаны на свитке.


Существует и ещё один вариант иллюстрации к этому псалму – безумец бежит с колотушкой и куском хлеба в руках, в соответствии со словами «Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб» (Пс. 13:4).

5. Франциск Ассизский



Это изображение святого Франциска Ассизского, который жил в Италии в начале XIII века и был известен тем, что молился так горячо, что получил стигматы.


На фрагменте полиптиха XV века святой Франциск демонстрирует стигматы на груди, ногах и руках, а рядом с ним – архангел Михаил, которые поражает дракона.

6. Миниатюра из бестиария XIII



В данном случае филин, изображённый на миниатюре из бестиария XIII века, которого атакуют дневные птицы, олицетворяет грешника.


Поскольку филин «весьма ленив» и проводит ночи и дни в пещерах и гробовых склепах, Храбан Мавр, автор труда «О природе вещей», сравнивает его с грешниками, которые возлюбили тьму греха и бегут от света, являясь посмешищем для праведных людей.

7. Фреска из римских катакомб IV века



На фреске из римских катакомб IV века – история из Книги Чисел. По сюжету этой истории прорицатель Валаам по приказу царя моавитян Валака едет на ослице, чтобы проклясть народ еврейский. У него на пути встаёт ангел с мечом. Валаам ангела не видит, но видит его ослица, которая всеми способами пытается остановить ничего неподозревающего прорицателя, а после тщетных попыток начинает говорить.


Именно из этой истории и пошла поговорка – «Валаамова ослица заговорила».

8. Шпалера «Дама с единорогом»



Эта шпалера, созданная в конце XV века, входит в цикл «Пять чувств». Хранится она в настоящее время в Музее Клюни в Париже. В данном случае единорог является символом верности и чистоты. Как следует из рассказа в бестиарии, единорога можно поймать, если привести в лес девственницу.


Единорога привлекает чистота девушки, он кладёт голову ей на колени и засыпает, после чего охотники могут им завладеть. Таким образом, эта композиция символизирует мистический брак Христа и Церкви.

9. Фрагмент полиптиха работы Рогира ван дер Вейдена



Это фрагмент полиптиха, посвящённого Страшному Суду и созданного Рогиром ван дер Вейденом в 1443–1452 годах. Архангел Михаил взвешивает злые и добрые дела человека, который предстал перед судом Всевышнего. Сюжет этот традиционно называют «взвешивание души», хотя на самом деле взвешиваются деяния. Вокруг Михаила – трубящие ангелы, которые возвещают конец света.


Стоит отметить, что такого типа изображения известны ещё со времён Древнего Египта с той лишь разницей, что в роли взвешивателя – Осирис.

Специально для любителей этого жанра .

Кто бы мог подумать, что по сайтам-агрегаторам рунета и русскоязычным пабликам в социальных сетях расползутся средневековые миниатюры. Вернее, сделанные из них макросы. Как правило, все эти веселые картинки происходят из одного источника - стремительно набирающего подписчиков в соцсети «ВКонтакте» паблика «Страдающее Средневековье» . Хотя его, понятное дело, почти никогда не указывают: админы любят заимствовать друг у друга контент и даже метить похищенных сабинянок своими водяными знаками. Ведь после этого похищенное изображение как бы становится своим, родным. Подписчик же сразу нескольких пабликов регулярно подвергается атаке клонов в ленте новостей. Зачастую одинаковые картинки выкладываются в нескольких пабликах практически одновременно.

Опять же Навальный, большой любитель мемов, подписался на обновления.

Для поставщика оригинальных изображений такой интерес со стороны рыщущих в поисках свеженького контента - все равно признак успешности. Не поминают в соцсетях - упомянут в статьях о «самых занятных новых пабликах»; опять же Навальный, большой любитель мемов, подписался на обновления. Характерно, что с adme . ru статью про «Страдающее Средневековье» удалили после чьей-то жалобы на оскорбление религиозных чувств . Но и это стало дополнительным «черным пиаром» для «Страдающего Средневековья». Особенно чувствительных читателей паблик очень даже способен оскорбить, потому что глумится над многим. Тут вам и религиозная тематика в особенно богатом ассортименте, и гомосексуалы , и националисты . Список можно продолжать. Сравнений с наследием «Монти Пайтона» - которые наверняка раздражают создателей «Страдающего Средневековья» - паблику не избежать. И потому, что это схожий род цинизма и сатиры, позволявший «пайтонам» катать в колясках епископов и заставлять детей из семьи ирландца-католика хором исполнять « Every sperm is sacred » или распятого - напевать «Always look on the bright side of life » . И потому, что «Монти Пайтон и Священный Грааль» остается одним из главных образцов сатирического медиевализма . Но главное - потому что визуальный стиль безумных роликов, создававшихся Терри Гиллиамом, использовал те самые средневековые миниатюры (а также картины Боттичелли, рисунки Блейка etc . ) и обращался к сюжетам рисунков-маргиналий на полях рукописей. Схожую анимацию можно увидеть в цикле фильмов «Средневековые жизни Терри Джонса» , где участник шоу «Монти Пайтон» и популярный историк аккуратно уничтожал связанные со средневековой жизнью стереотипы.

Впрочем, для того чтобы найти ближайших родственников «Страдающего Средневековья», не обязательно рассуждать о «Монти Пайтоне» или смеховой культуре Средневековья. За пределами рунета «средневековые» мемы и макросы давно стали общим местом. Есть тематические блоги, где фотошопят и анимируют средневековые миниатюры, - к примеру, Scorpion Dagger . Есть подборки на сайтах-агрегаторах вроде Buzzfeed . Есть группы в социальных сетях. Например, Discarding images с блогом на Tumblr ; пабликом и группой, судя по всему, занимается медиевист из Польши. Другие примеры - более скромные по числу подписчиков Marginalia и Folia Magazine .

Судя по всему, админы «Страдающего Средневековья» активно заимствуют исходный материал из подобных сообществ (иногда можно проследить, как макрос появляется в паблике на следующий день после выкладывания оригинальной картинки в другой группе). Но вот способ подачи изображений сильно различается. Так, Discarding images ограничивается текстовым комментарием к выложенной картинке. А для «Страдающего Средневековья» это лишь одно из используемых средств. К чести «Страдающего Средневековья», паблик и не преподносит себя как что-то уникальное, например, дает ссылки на схожие по тематике англоязычные блоги. Да и о своей неожиданной популярности пишет не без сарказма, сопровождая это соответствующими иллюстрациями . Впрочем, в этой самоиронии явно есть доля кокетства, да и реализовывать майки с принтами она тоже не мешает. А между оригинальными макросами из миниатюр влезают корявые коллажи и заимствованные из интернета макросы, иногда почтенного возраста. «Страдающее Средневековье» не гнушается воспроизводить довольно древние, но популярные сетевые мемы - например, сделанные на давно существующем сайте Historic Tale Construction Kit , где можно клепать макросы, используя детали гобелена из Байё.

Это Юпитер оскопляет Сатурна в сцене из «Романа о Розе», а не просто один стремный бородатый чувак режет другому яйца.

Хотя большинство изображений - западноевропейские миниатюры, иногда не обходится и без древнерусских наручей или православных образов . Единства языка тоже нет - на макросах есть и русские, и английские подписи. Еще одно принципиальное отличие «Страдающего Средневековья» от сообществ вроде Discarding images - отсутствие указаний на происхождение изображений и настоящее их содержание. И, судя по регулярным просьбам в комментариях «А подскажите название оригинала плз», подписчикам бы это не помешало. Может быть, им не обязательно знать, что для