Святых жен мироносиц в году. Праздник святых жен-мироносиц

День святых жен-мироносиц издавна на Руси был посвящен женщинам и праздновался через 2 недели после Пасхи. Этот праздник является данью памяти удивительным женщинам, которые проследовали по жизни за Спасителем. Именно к ним и пришло известие о воскрешении Иисуса Христа, которое отмечается уже много столетий подряд.

Изменение роли женщины в обществе под влиянием христианства

До пришествия Иисуса Христа, во времена Ветхого Завета слабая половина человечества была в подчиненном положении, почти рабском у мужчин, считавших себя сильными. Женщины считались более низкими по происхождению и достоинству, а некоторые деятели античности не признавали их полноценными людьми. Это мнение было распространено и среди языческого населения, и у иудейского.

Причину такого отношения можно найти в Библии, которая описывает прародительницу Еву как первую, поддавшуюся искушениям дьявола и преступившую Божьи заповеди. Верша над Адамом и Евой суд, Господь указал на зависимость ее от мужа, и его превосходящее господство. Этим и определялся подчиненный статус женщин в Древнем мире.

После пришествия Иисуса Христа положение женщин стало меняться: они стали свободными. По древним летописям известно, что уже в 1 в. стали выбирать диаконис, которые служили помощницами епископам в некоторых делах и даже при совершении таинств. Однако в храме им выделяли отдельный двор для молитв, ведь они не могли находиться в церкви вместе с мужчинами.

За прошедшие 2 тысячелетия именно женщины стали самыми постоянными прихожанками Церкви Христовой, ее самыми верными последовательницами. Ведь женское сердце способно любить беззаветно и искренне, сохраняя верность Господу. Именно так и поступали женщины, помогающие Иисусу Христу в его миссии «привнесения в мир» христианской веры, которые позднее и получили такое название в народе, как мироносицы.

Кто такие жены-мироносицы и число их?

По данным историков, эти женщины не всюду сопровождали Спасителя, не всегда слушали его беседы и проповеди, т. е. ходили они за ним непостоянно. Однако в дни испытаний шли за ним по зову сердца, даже в те, когда апостолы разбежались, хотя и любили Христа.

Все то время, когда Господа пытали, унижали и оскорбляли, они были рядом. Даже когда разъяренная толпа его провожала, требуя распятия, эти женщины не покидали Иисуса, стояли рядом с крестом, не обращая внимания на озверевших людей и грубость воинов.

По некоторым сведениям, их было больше, однако до нас до дошли имена только семи святых жен-мироносиц, которые история сохранила за многие годы. Это Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, Саломия, Сусанна (все из Галилеи), Марфа и Мария (жили в Вифании, Иудея). Эти имена навеки запечатлены в священных книгах.

Многие из мироносиц были даже из зажиточных семей, однако продолжали любить Христа и служить ему. Известные сведения о них приведены ниже.

Самое известное имя среди жен-мироносиц. Она родилась в городе Магдала в Галилее и до встречи с Христом жила в грехе. Иисус смог изгнать из нее бесов, и тогда Мария стала всюду следовать за своим Спасителем и апостолами, стараясь служить ему. Ее преданность и вера в него были очень сильными.

Именно Мария Магдалина несла весть о воскрешении Христа, от нее и пришли слова «Христос Воскресе!». Она сообщила благую весть и подарила императору яйцо, который ей не поверил и сказал, что это так же невероятно, как и то, что яйцо станет красным. В ответ на его слова оно мгновенно окрасилось, что впоследствии заложило основы традиции использовать на праздник Пасхи «крашенки».

Состарившись, Мария жила постоянно в Эфесе, где живущий неподалеку Иоанн Богослов сделал записи ее рассказов. За раскаяние и преданность вере, за активное проповедование учений Господа ее стали звать равноапостольной. Она умерла и похоронена в Эфесе.

Иоанна

Выйдя замуж за богатого домоправителя царя Ирода, Иоанна стала уважаемой и известной женщиной в Иудее. В Господа она уверовала после исцеления ее тяжело больного сына. Ее муж Хуза попросил Христа о спасении мальчика, что и произошло чудом и считалось божественным знамением. Когда царь и царица стали ее за это преследовать, то Иоанна ушла из дома вслед за Христом. Она взяла с собой драгоценности, которые продала, чтобы накормить бедных людей, сопровождавших Иисуса в его миссии. Она очень переживала, что покинула своего сына, а мать Христа ее за это жалела. Однако вскоре они уже вдвоем оплакивали замученного и распятого Иисуса.

Саломия и Сусанна

Св. Саломия была дочерью обручника Девы Марии — Иосифа. Она вышла замуж за Зеведия и родила 2 сыновей, которые впоследствии стали апостолами Иоанном Богословом и Иаковом. Она вместе с другими мироносицами служила Христу, когда он был в Галилее, и с ними же пришла к его гробу и обнаружила воскресшего Сына Божьего.

Св. Сусанна упоминается у евангелиста Луки при описании им похода Иисуса с проповедями по городам и селениям. Она была зажиточна, жила в имении, но сопровождала своего учителя вместе с другими женами-мироносицами.

Мария Клеопова

Дочь Иосифа Обручника, которая была выдана замуж за его младшего брата Клеопу, долгое время жила в доме Пресвятой Девы и подружилась с ней. Она присутствовала при Божественном усыновлении Господа, однако в церковных преданиях сведений о ее дальнейшей жизни не сохранилось. Ее сын Иаков впоследствии стал одним из сподвижников Христа.

Марфа и Мария

Они были родными сестрами, беззаветно любили своего брата Лазаря, которого Иисус считал своим ближайшим другом. После смерти Лазаря он смог воскресить его спустя 4 дня, за что сестры полюбили его еще больше. По некоторым данным именно Мария в процессе погребения Христа выливала на него ароматную мирру. Впоследствии сестры последовали за Лазарем на Кипр, где он служил епископом.

История Воскрешения Христа

В Священном Предании рассказывается история о том, как Иуда стал предателем, передав Христа первосвященникам. После это все его ученики разбежались, а многие апостолы отреклись от него. Жители Иудеи требовали от Пилата смерти и распятия Христа. После того, как это свершилось, многие насмехались над Его Матерью и стоявшими рядом женщинами, которые позднее получили звание жен-мироносиц.

Оставаясь верными Господу до конца, на следующий день они пошли к месту погребения Иисуса, неся в руках сосуды с благовонной миррой для умащивания тела (отсюда и пошло название «мироносицы»). По дороге они размышляли о том, смогут ли оттащить камень, закрывающий вход в погребальную пещеру. Однако тут к ним снизошел Ангел, и случилось землетрясение, из-за чего камень упал сам и напугал стражников. Ангел принес им весть о воскрешении Христа, и они увидели, что гробница осталась пустой.

Мария Магдалина испугалась, что тело похищено, и заплакала, и тогда Спаситель явился к ней и попросил сообщить его ученикам о своем Воскрешении.

Праздник жен-мироносиц

День памяти всех событий, в которых участвовали мироносицы, приходится на 3-е воскресенье после Пасхи. Он считается церковным женским праздником, при наступлении которого все поздравляют самых близких своих женщин: супругу, мать, сестру и т. д.

На Руси такой праздник называли Маргоскиной неделей, в которую женщины устраивали посиделки и танцы, традиционно ели яичницу и запивали квасом. Существовал обычай обмена крестиками, когда во время народных гуляний одна из женщин вешала свой на ветку, чтобы обменяться затем с другой, совершив троекратный поцелуй. После такого обряда женщины считались кумушками.

Точная дата праздника Жен-мироносиц (какого числа он происходит и в какой месяц) определяется отсчетом 15 дней после Пасхи и меняется каждый год. В традициях православной церкви этот праздник считается Женским днем, ведь каждая женщина по своей сути является прообразом одной из мироносиц: она является основой для своей семьи, приносит спокойствие и мир домашнему очагу, рожает детей и служит опорой для своего мужа.

Мироносицкие церкви и храмы

На территории России, Украины и других православных стран построено несколько храмов жен-мироносиц, о некоторых можно рассказать более подробно.

В Калуге деревянная Мироносицкая церковь была построена в Ямской слободе еще в 1698 г. на средства прихожан, однако в 1767-м она сгорела. Новая была каменная, возведена по проекту архитектора Ясныгина и открыта в 1804 г. С тех пор храм является главным украшением города, ранее в нем хранилась икона Сретения (при помощи которой жители отражали чуму на дороге в Москву), а также иконы Казанская, Спаса Нерукотворного и другие, но они пропали после закрытия в 1930 г. Возрождение храма произошло уже в 1990-е годы.

Церковь Жен-Мироносиц в Нижнем Новгороде расположена в Верхнем посаде, объединяет сразу 2 зала (зимний и летний) — построена взамен деревянного храма в 1649 г. После пожара (1848) была восстановлена только в 1890-е, были обновлены фресковые росписи. При советской власти церковь многие годы была закрыта, затем в 1990-е возвращена Нижегородской епархии и к 2004 г. восстановлена.

Храм Жен-Мироносиц в Барановичах (Беларусь) является современным зданием, возводившимся на пожертвования нескольких предприятий и организаций города. В 2007 г. при большом стечении верующих он был торжественно освящен, проведена Божественная литургия. При храме работает воскресная школа и детские кружки.

Современный Мироносицкий храм в Харькове был построен в 2015-м в самом центре города, на месте, где когда-то стояла церковь на Жен-Мироносицком кладбище (1783). Она была взорвана в 1930-м с целью строительства «Театра культурного действа», который так и остался в проекте.

Современное здание Свято-Жено-Мироносицкого храма возведено по проекту архитектора П. Чечельницкого и является ярким примером торжества православной веры. Церковь имеет 9 куполов, высота 45 м, выполнена в стиле украинского барокко с использованием элементов Лиманской архитектурной школы. Каждый год здесь проводится торжественная Литургия в честь праздника Жен-Мироносиц, расписание и точные даты других религиозных мероприятий указываются заранее.

Народный праздник День жен-мироносиц отмечается во второе воскресенье после Пасхи. В 2019 году он приходится на 12 мая. В православном церковном календаре это дата почтения памяти жен-мироносиц, которые пришли после распятия Христа к пещере с его телом и принесли миро и ароматы. Среди них были Мария Магдалина, Саломия, Иоанна, Мария Клеопова, Марфа и Мария, Сусанна и другие.

История

Праздник посвящен женщинам, которые изменили свою жизнь и посвятили ее Иисусу Христу как Учителю. Они следовали за ним везде. В то время, когда ближайшие ученики от страха и отчаяния не знали, что дальше делать, женщины не оставили Сына Божьего после того, как его схватили иудеи. Хрупкие и беззащитные, они мужественно стояли у креста. Стража не могла их отогнать. Женщины разделили с Иисусом его боль и страдания. Они поддерживали Богородицу. Сопровождали тело Господа до гробницы.

Женщины затемно первыми пришли к гробу Господнему, чтобы сотворить ритуальное умащение Его Тела миром (ароматическим маслом) и ароматами, по обычаю евреев. Они первыми стали свидетельницами чудесного Воскрешения. За это их назвали мироносицами. Позже православная церковь причислила женщин к лику равноапостольных.

Традиции и обряды

Это день женщины-христианки, которая несет мир в этом мире. В этот праздник вспоминают и Еву, первую грешницу, и Богородицу, которая даровала великое благо.

Накануне Дня жен-мироносиц женщины договариваются, у кого будут отмечать праздник и собирают продукты. Главными блюдами застолья являются яичница и курятина. На празднике присутствуют только женщины. Мужчинам запрещено принимать участие даже в подготовке к торжеству (резать курицу и т.п.).

В этот день проводится обряд «кумления девушек». Он подразумевает под собой выбор душевной подруги и обмен подарками.

Второй обряд, который проводят женщины - «крещение и погребение кукушки». Он напоминает старославянский ритуал. Сначала куклу, которая сделана из травы «кукушкины слезки», «хоронят», а через определенное время «вырывают». Кукушка в этом случае символизирует женское начало, душу и потусторонний мир.

Приметы

День выдался пасмурным - хлеб будет с сорной травой.

Если на дубе осталось много желудей, значит, год будет плодородным, а зима - студеной.

Распустился первоцвет - ближайшие дни будут теплыми.

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц : Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться.

Марина Горинова Газета «Благовест»

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.

Во второе воскресенье после Пасхи Православная Церковь празднует память святых Жен-мироносиц, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Иосиф Аримафейский и Никодим помазали тело Иисуса Христа перед погребением, а жёны-мироносицы пришли помазать тело Христа в первый день после субботы - в воскресенье.

Женщины, идя ко гробу, рассуждали, «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и ждет их в Галилее.

Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой, - «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, ещё сущей тьме…». Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2). После того как ушли апостолы Пётр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, пока Он не восшёл к Отцу, и просит её сообщить ученикам о его воскресении.

Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. По церковному преданию первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери - Деве Марии. В Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем жёнам-мироносицам (Мф. 28:9-10).

Евангелисты и священное пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие.

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа Обручника от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом.

Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она называется Марией Клеоповой.

Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из женщин, которые следовали за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко гробу, чтобы помазать миром святое тело Господа, и слышала от ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, после наступления гонений на Иерусалимскую Церковь и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, они помогали своему святому брату в проповеди Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось. Этот день является церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин - супруг, матерей, сестёр, дочерей.

Тропарь

Праведнаго Лазаря Боголюбивыя сестры, Марфо и Марие преславныя, чистым сердцем Христа в житии вашем возлюбили есте, мироносиц вземше чин, и Его, яко Сына Божия, безбоязненно исповедали есте, сего ради ныне во обителех Отца Небеснаго со Ангелы и всеми святыми славно царствуете. Умолите, Егоже возлюбили есте, и нам, грешным, в вере и любви Христовой утвердитися и Царствия Небеснаго сподобитися.

Проект "Православные праздники" реализован "УНИАН-Религии" при содействии Киевской Духовной Академии и Семинарии. При использовании материала ссылка на источник обязательна.

22 апреля православные верующие начнут отмечать одну из самых красивых церковных дат – неделю святых жен-мироносиц. Красивую не только потому, что 40 дней после Пасхи храмы еще украшены, а врата алтаря открыты в честь праздника, но и из-за того, что эта дата посвящена всем женщинам. Не зря ее сравнивают с Международным женским днем, только для христиан.

Кто такие жены-мироносицы и почему их прославляют сразу после Светлого Воскресения?.

Праздник жен-мироносиц переходящий, то есть определенной даты у него нет, – рассказал нашему сайту протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель московского храма Всемилостивого Спаса . - Он отмечается во второе воскресенье после Пасхи (в этом году – 22 апреля), причем праздничной считается и вся неделя после него. В этот день православные чествуют Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию, Сусанну и других святых. Именно они радостно оказывали Иисусу Христу гостеприимство в своих домах, приняли его учение и из любви к нему последовали за ним крестным путем до самой Голгофы, где были свидетельницами его страданий.

Рано утром после распятия они поспешили к Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром согласно иудейской традиции, и первыми узнали, что он воскрес, от ангела, сидящего на камне у пустой пещеры. Удивительно и то, что после воскрешения Спаситель впервые явился женщине – раскаявшейся грешнице Марии Магдалине, а после нее тоже женщине – Саломии, матери апостолов Иисуса, Иакова и Иоанна.

Среди православных в эти дни принято поздравлять мам, дочерей, сестер, жен, бабушек, теть – всех женщин, живущих по заповедям Божьим, поскольку все они мироносицы по жизни – являются опорой своей семье, хранительницами домашнего очага.

Жены-мироносицы своей кротостью, верностью, терпением и милосердием стали образцом для подражания, поэтому праздник – это своего рода православный женский день благочестивых и праведных христианок, – соглашается протоиерей Александр Ильяшенко.

Святая Мария Магдалина

Особых традиций праздник жен-мироносиц не снискал, однако как-то выделить его среди других дней можно. На вход Господень в Иерусалим мы украшаем дома вербой, на Пасху красим яйца и готовим куличи, а в неделю святых жен-мироносиц…

Благочестивым делом будет всем женщинам – и замужним, и незамужним – сходить на службу в церковь, – советует отец Александр. - После можно порадовать своих родным чем-то по хозяйству – например, испечь пирог или устроить что-то доброе вроде игр или танцев для своих любимых мужчин – мужей, отцов, братьев… Они в ответ могут подарить своим дамам цветы – и не обязательно мимозу. Праздник этот домашний, семейный.