ГЛАВА I. ФРАНЦИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Политическая система и политические объединения
В последней четверти XIX в. во Франции был установлен республиканский режим. Вторую империю сменила Третья республика. Основным законом страны стала Конституция 1875 года, государственным символом - сине-бело-красный флаг, гимном - «Марсельеза», главным национальным праздником 14 июля - День взятия Бастилии. В стране были введены демократические свободы - избирательное право, свобода объединений в союзы и ассоциации, собраний, митингов, шествий, слова, вероисповедания и т.п.
Согласно Конституции 1875 года, главой исполнительной власти в стране являлся президент республики. Он назначал и отстранял от должности председателя совета министров и других министров, но был лишен права принимать единолично какие-либо важные решения. Президент республики представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, мог возвращать законы на повторное обсуждение в парламент, обладал правом помилования.
Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Нижняя палата - Палата депутатов - избиралась на всеобщих выборах сроком на четыре года, верхняя - Сенат - специальными коллегиями выборщиков на девять лет с переизбранием трети ее состава каждые три года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Право голоса имели только мужчины не моложе 21 года, кроме военнослужащих. На конгрессе - совместном заседании обеих палат - избирался президент республики сроком на семь лет и принимались поправки к конституции.
Обе палаты занимались рассмотрением и принятием законов и утверждением бюджета. Сенат имел право «задерживающего вето», т.е. мог вернуть на повторное рассмотрение законы, принятые Палатой депутатов. Однако центром политической жизни страны была нижняя палата парламента. Партии и объединения, располагавшие большинством мест в Палате депутатов, формировали правительство, которое несло, перед парламентом ответственность. Кабинет обязан был уходить в отставку, если того требовало более половины депутатов. Во французском парламенте конца XIX в. заседали представители различных политических направлений: монархисты, республиканцы, клерикалы, радикалы, социалисты и др.
В период становления Третьей республики высшие государственные лица и парламент страны получили постоянные резиденции, существующие по сей день. Резиденцией президента Франции стал Елисейский дворец, председателя совета министров - Матиньонский. Заседания Палаты депутатов проходили в Бурбонском дворце, Сената - в Люксембургском.
Начало XX в. для Франции стало временем образования основных политических партий страны и складывания классической французской многопартийной системы. На правом фланге политического спектра Франции находились Демократический альянс и Республиканская федерация.
Демократический альянс был образован в 1901 г. республиканцами различных оттенков, представлявшими собой мелкие политические группы. Основным лозунгом партии стал девиз консерваторов «ни революции, ни реакции».
В 1903 г. умеренные республиканцы провозгласили создание Республиканской федерации. Партия активно выступала в защиту традиционного уклада жизни, критиковала реформы, направленные на модернизацию общественных отношений, в особенности антиклерикальное законодательство, а также проповедовала национализм. Обе правые партии выражали интересы французской крупной буржуазии.
Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов (радикалы), возникшая в 1901 г., объединила левые силы, приверженные идеалам демократической республики при сохранении частной собственности на средства производства. Программа радикалов носила умеренно-реформистский характер и предусматривала укрепление и защиту республиканских учреждений, а также активную социальную политику, борьбу с клерикализмом.
Самый левый фланг французской партийно-политической системы представляла Социалистическая партия. Она была образована в 1905 г. и официально носила название Французская секция рабочего интернационала (СФИО). Партия широко пропагандировала социалистические лозунги, но фактически шла по пути социал-реформизма.
Объединения, возникшие во Франции в начале XX в., не сразу приобрели отчетливое организационное оформление. Их интересы разделяли далеко не все политические и государственные деятели. Многие из них представляли мелкие течения и группировки или вообще были независимыми. Среди французских политиков периода Третьей республики наряду с радикалами и социалистами встречались умеренные республиканцы, республиканцы-оппортунисты, независимые социалисты и т.д. За период своей карьеры отдельные политики покидали ряды одного объединения и примыкали к другому, причем порой прямо противоположного толка. Так радикалы и социалисты иногда переходили в правый лагерь. Внутри каждой отдельной партии, как правило, существовало несколько направлений. В связи с этим вполне уместными были и такие определения политиков, как «правый радикал» или «левый республиканец». Представителей партий Демократический альянс и Республиканская федерация часто называли просто правыми, хотя в их рядах находились республиканцы разного толка.
Еще в 1895 г. была основана крупнейшая профсоюзная организация Франции - Всеобщая конфедерация труда (ВКТ). Следуя по пути классовой борьбы, ВКТ спустя некоторое время перешла на позиции анархо-синдикализма. Высшей формой организации рабочего класса анархо-синдикалисты считали именно профсоюзы (синдикаты). Они подчеркивали необходимость классовой борьбы против капитализма путем «прямого действия» - стачки, бойкот, саботаж, но отвергали диктатуру пролетариата и руководящую роль политических партий рабочего класса.
Из книги Наполеоновские войны автораНаполеоновская Франция и самодержавная Россия в начале ХIХ столетия Для того чтобы охарактеризовать внешнеполитическую ситуацию в Европе, начнем с прихода к власти в 1799 г. во Франции путем правительственного переворота (18 брюмера) честолюбивого и талантливого генерала
Из книги Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам автора Зимин Игорь ВикторовичГлава 5 Зубоврачевание в конце XIX – Начале XX века Когда цесаревич Николай Александрович стал императором Николаем II, ему было 26 лет, его жене Александре Федоровне – 22 года. В этом возрасте стоматологические проблемы еще сильно не беспокоят. Однако рождение императрицей
Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич81. ФРАНЦИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ Экономическое развитие Франции тормозилось не только нехваткой финансовых средств, но и недостатком сырья и угля, машин и оборудования, которые приходилось ввозить из Англии и Германии. В то же время развитие французской промышленности
Из книги Политическая история Франции XX века автора Арзаканян Марина ЦолаковнаГЛАВА VII. ФРАНЦИЯ В КОНЦЕ XX ВЕКА
автора Сказкин Сергей Данилович10. Франция в начале XX века (1900–1914 годы)
Из книги История Франции в трех томах. Т. 2 автора Сказкин Сергей ДаниловичТретья республика Франция в начале xx века (гл. 9, 10) Классики марксизма-ленинизма Маркс К. Введение к программе Французской рабочей партии. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 19Энгельс Ф. Вопреки всему. Приветствие французским рабочим к Первому мая 1893 г. - Маркс К. и Энгельс Ф.
Из книги Дорогой славы и утрат. Казачьи войска в период войн и революций автора Трут ВладимирГлава 1 Казачество в начале XX века
Из книги Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс автора Шубин Александр ВладленовичГлава 9 Человечество в начале XXI века «Мы окружены катастрофическими результатами исполнения планов того, что считалось «неизбежной необходимостью» как на Востоке, так и на Западе». Историк Теодор Шанин «Монумент века», сооружённый в Пекине в честь наступления
Из книги Все сражения русской армии 1804?1814. Россия против Наполеона автора Безотосный Виктор МихайловичФранция наполеоновская и Россия самодержавная в начале ХIХ столетия Для того чтобы охарактеризовать внешнеполитическую ситуацию в Европе, начнем с прихода к власти в 1799 г. во Франции путем правительственного переворота (18 брюмера) честолюбивого и талантливого генерала
Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга ВладимировнаФранция в начале XX в.: на пути к реваншу Военная катастрофа 1870 г. наложила глубочайший отпечаток на всю последующую историю французского общества вплоть до Первой мировой войны. Крушение Империи остро поставило вопрос о выборе новых форм политической организации
автора Бурин Сергей НиколаевичГлава 2 Европа в XIX – начале XX века «Вопрос заключается в том, каким путём будет достигнут единый мировой порядок. Это может произойти в результате отчаяния, путём насилия… Но может быть и результатом переговоров и глубокого понимания взаимных противоречий». Немецкий
Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич§ 12. Франция во второй половине XIX – начале XX века Вторая империя и её политикаПосле избрания Луи Бонапарта президентом Франции (декабрь 1848 г.) политические страсти не утихли. Летом 1849 г. после митингов протеста президент предал суду оппозиционных лидеров и отменил
Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей НиколаевичГлава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена ещё когда-либо война в Европе, она начнётся из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик О. фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского
Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей НиколаевичГлава 2 Европа в XIX – начале XX века «Вопрос заключается в том, каким путем будет достигнут единый мировой порядок. Это может произойти в результате отчаяния, путем насилия… Но может быть и результатом переговоров и глубокого понимания взаимных противоречий». Немецкий
Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич§ 11. Франция во второй половине XIX – начале XX века Вторая империя и ее политикаПосле избрания Луи Бонапарта президентом Франции (декабрь 1848 г.) политические страсти в стране на время утихли, наметилась и экономическая стабилизация. Это позволило президенту три года
Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей НиколаевичГлава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена еще когда-либо война в Европе, она начнется из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик Отто фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского
С падением французского короля Людовика XVI в результате , во Франции началась эпоха республик. В ХХ век Франция вошла в период действия Третьей республики. В это время во Франции часто менялись кабинеты министров и нарастал внутренний конфликт с католической церковью. С 1905 г. процесс отделения церкви от государства стал необратимым. Внутренние экономические и социальные проблемы захватили внимание французского руководства, вплоть до начала Первой Мировой войны.
Внимание к внешнеполитическим проблемам проявил новый президент республики Раймон Пуанкаре с 1913 г. Он вел курс на союз с Россией. Несмотря на предпринятые усилия, война стала неожиданностью для всех европейских государств. Франция стойко перенесла тяготы войны, а с вступлением в войну США и наступлением России, смогла провести кампанию по освобождению своих территорий.
После окончания войны экономика Франции представляла собой руину. Надежды на репарации из Германии не оправдались. Франция скатывалась к экономическому кризису, который не преминул разразиться в 1930-х г.г. Только благодаря правительству Леона Блюма страна не скатилась в бездну. Приход к власти Гитлера заставил французов всерьез заняться внешней политикой. В 1935 г. Пьер Лаваль заключает пакт о взаимопомощи с СССР.
Правительство Франции совершило большую ошибку, дав согласие на разделение Чехословакии, после отторжения нацистами в 1938 г. Судетской области. Следуя примеру Чемберлена, Даладье осудил вторжение Германии в Польшу. Связанная договором с Польшей, Франция вступила во Вторую Мировую войну. В мае 1940 г. Германия за 6 недель разгромила войска французов, бельгийцев и голландцев.
22 июня 1940 г. генерал Шарль де Голль призвал французов к сопротивлению. Сначала вялотекущее, Сопротивление усилилось и действовало весь период оккупации, вплоть до высадки союзных войск в Нормандии и Ривьере в июне-августе 1944 г.
Прекратившая существование Третья республика, стала основой для возникновения Четвертой республики на основе братства, экономического равноправия и свободы личности. Учредительное Собрание 1946 г. приняло конституцию Четвертой республики.
С 1947 г. принят план Маршалла для реконструкции европейской промышленности с перспективой интеграции стран Европы. С началом Холодной войны и созданием блока НАТО, на плечи французской экономики лег непомерный груз. С 1954 по 1957 г.г. последовали массовые беспорядки
Правительство было вынуждено передать чрезвычайные полномочия генералу де Голлю, как единственному авторитету, способному спасти Францию от кровопролития. 2 июня 1958 г. Четвертая республика прекратила свое существование.
С образованием Пятой республики и принятием конституции, президентом Франции стал Шарль де Голль. Он был президентом до 1969 г. Это время было сложным для Франции. Окончательно развалилась колониальная система, разразился государственный кризис в результате обострения социальных и экономических противоречий и массовых волнений молодежи в 1968 г. Следующим президентами Пятой республики стали:
- Жорж Помпиду с 1969 по 1974 г.г.
- Валери Жискар де Стен с 1974 по 1981 г.г.
- Франсуа Миттеран с 1981 по 1995 г.г.
- Жак Ширак с 1995 по 2007 г.г.
- Николя Саркози с 2007 по 2012 г.
- Франсуа Олланд с 2012 г.
Современная Франция входит в состав Европейского Союза, с 1 января 1999 г. была введена в обращение новая европейская валюта – Евро.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ
по истории
«Развитие Франции в начале 20 века».
Орёл, 2002 г.
Экономика.
Франция в конце XIX - начале XX вв. оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприятия первенствовали перед крупной фабрикой. Банковский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность - движимая и недвижимая - характерные черты французской экономики. В 1869 г. население Франции было равно 38,4 млн. человек, в 1903 г. - 39,1 млн., в 1906 - 39,25 млн. чел. Из этого числа в первые годы XX в. самостоятельных работников (зарабатывающих самостоятельно) было 15, 8 млн. чел. В свою очередь из этих 15,8 млн. чел. промышленных рабочих было 6,8 млн.
В начале XX в. в экономической жизни Франции наступило некоторое оживление. В восточных районах и на севере быстро развивалась новая металлургическая база. С 1903 по 1913 г. добыча железной руды выросла в три раза. Однако большая часть руды потреблялась не французской, а германской металлургией.
Прежняя главная металлургическая база Франции в центральном массиве, в районе Соны и Луары, находилась в упадке. Франция заняла второе место в мире (после Соединенных Штатов) по выпуску автомобилей, но французское машиностроение росло по-прежнему очень медленно, и 80 % всех станков ввозилось из-за границы.
Ускорился процесс концентрации производства. В департаменте Паде-Кале в 1906 г. в руках компаний сосредоточилось около 90% всей угледобычи. На шести автомобильных заводах, построенных в начале XX в. в парижском районе, сконцентрировался выпуск почти всех автомобилей, производившихся в стране. Фирме Шнейдера принадлежали не только крупнейшие в Европе военные заводы, но и рудники, сталеплавильные заводы и другие предприятия в разных районах Франции. Французские железные дороги были монополизированы шестью железнодорожными компаниями.
Несмотря на значительный промышленный подъем, Франция отставала от других крупных капиталистических государств, как по уровню производства, так и по степени его концентрации. Еще в 1880 г. Франция, Германия и Соединенные Штаты выплавляли примерно одинаковое количество стали (1,2 - 1, 5 млн. т), но к 1914 г. Соединенные Штаты выплавляли уже почти 32 млн.т, Германия - 16, 6 млн., а Франция - всего 4, 6 млн. т. В 1912 г. на одно предприятие во Франции в среднем приходилось в два с лишним раза меньше рабочих, чем в Германии. Больше трети всего французского пролетариата было занято в текстильной промышленности, в производстве предметов роскоши и моды; в этих отраслях преобладали мелкие предприятия, работа на дому.
Одним из факторов, тормозивших развитие французской промышленности, была бедность угольных ресурсов. В 1913 г. пришлось ввезти из-за границы более трети всего потребляемого в этом году угля. Недостаток угля, особенно коксующегося, усиливал экспансионистские настроения руководителей французской металлургии, стремившихся овладеть богатыми германскими угольными бассейнами.
Но главная причина сравнительной отсталости французской индустрии заключалась в структурных особенностях французской экономики, важную роль в которой играл ростовщический капитал. Французские банки, концентрировавшие вклады бесчисленных мелких вкладчиков, экспортировали капитал в грандиозных размерах, размещая его то в правительственных и коммунальных займах иностранных держав, то в частных и казенных промышленных предприятиях и железных дорогах за границей. К середине 1900-х годов около 40 млрд. франков французских капиталов было вложено в заграничные займы и предприятия, а к началу войны эта цифра уже равнялась около 47-48 млрд. Политическое влияние принадлежало во Франции не столько промышленникам, сколько банкам и бирже.
По размерам вывоза капитала Франция заняла второе место в мире после Англии. Франция владела огромной колониальной империей, уступавшей по размерам только английской. Территория французских колоний почти в двадцать один раз превышала территорию метрополии, а население колоний составляло свыше 55 млн., т.е. примерно в полтора раза превосходило по численности население метрополии.
Во Франции после крушения Коммуны окончательно консолидировался строй сильно централизованной.
Верховными законодательными учреждениями Франции согласно конституции были палата депутатов, формируемая на основе прямых выборов, и сенат, основанный на двухстепенном выборе, избираемый от местных выборных учреждений - генеральных советов. Эти органы на общем заседании (конгрессе) избирали главу государства, президента республики. Президент назначал кабинет министров, ответственный перед законодательными палатами. Всякий закон должен был пройти как через палату, так и через сенат.
Ключевые позиции французской экономики - банки, промышленные объединения, транспорт, связь с колониями, торговлю - держала в своих руках могущественная группа финансистов. Она, в конечном счете, направляла и политику правительства.
В силу сравнительной «застойности» французской экономики значительную часть населения составляли так называемые средние слои - мелкие предприниматели города и деревни.
Замедление темпов экономического развития страны отражалось и на положении рабочего класса. Рабочее законодательство было чрезвычайно отсталым. Закон об 11-часовом рабочем дне, введенный сначала для женщин и детей, был в 1900 г. распространен и на мужчин, но обещание правительства о переходе через несколько лет на 10-часовой рабочий день не было осуществлено. Только в 1906 г. был окончательно установлен обязательный еженедельный отдых. Франция отставала от ряда западноевропейских стран также в области социального обеспечения.
Политика
Парламентские выборы 1902 г. принесли победу радикалам (тогда называвшим себя уже радикал-социалистами), и новый кабинет во главе с Э. Комбом решил поставить борьбу с клерикализмом в центр политической жизни. В политике радикалов сказывалась присущая этой партии противоречивость.
На все решающие посты в правительстве были назначены лица, тесно связанные с крупными предпринимателями и финансистами. Лишь в вопросах борьбы с влиянием церкви, расширения светской школы и т.п. Комб повел себя гораздо более решительно, чем его предшественники. Антиклерикализм давал возможность радикалам сохранять союз с реформистским крылом французского социализма, которое возглавлял Жорес.
Тем не менее, антиклерикальные мероприятия правительства вызвали резкое сопротивление церкви и римского папы, что вынудило Комба порвать дипломатические отношения с папской курией, а в дальнейшем внести в парламент законопроект об отделении церкви от государства. Политика Комба стала казаться многим предпринимателям слишком прямолинейной, и в начале 1905 г. его кабинет пал. Новому кабинету, возглавленному Морисом Рувье, все же удалось добиться принятия закона об отделении церкви от государства.
Проведение этого закона содействовало демократизации образования и укреплению светской школы. Процент неграмотных, составлявший ко времени франко-прусской войны около 60, упал в первом десятилетии XX в. до 2 - 3.
Особый характер получило рабочее движение во Франции. Здесь профессиональные союзы или так называемые синдикаты заставили о себе говорить, как о крупном общественном явлении, только в самом конце XIX в., несколько позже, чем в Германии. Но зато французский синдикализм принял такой политический и революционный характер, какого профессиональные союзы в других странах не имели. Другая особенность социального движения во Франции - та, что здесь не было создано единой рабочей партии, как в Германии, а существовало несколько партий с разными программами, не находящих общего языка.
На рубеже XIX и XX веков объединения рабочих одной и той же отрасли труда стали образовывать «федерации», а рабочие союзы разных специальностей в одном и том же городе - «биржи труда». Все федерации и биржи труда составляли «Генеральную конфедерацию труда». Очень быстрыми темпами увеличивалось число рабочих синдикатов. Столь же быстро росло и число бирж труда, главной целью которых было помогать рабочим в поисках работы, в приобретении знаний и т.п.
Рабочие синдикаты во Франции стали точками сопротивления рабочих. Большая часть многочисленных забастовок и стачек организовывалась рабочими членами синдикатов.
Особенностью Франции была раздробленность социалистических сил. В конце XIX в. в стране было четыре социалистические партии :
1) бланкисты, стремившиеся к установлению социалистического строя путем захвата власти пролетариатом;
2) гедисты, они же коллективисты, последователи марксизма;
3) бруссисты, или поссибилисты, находившие нетактичным пугать население крайними требованиями и рекомендовавшие ограничиваться пределами возможного (откуда их второе название);
4) аллеманисты, группа, отколовшаяся от третьей и видевшая в выборах только агитационное средство, а главным орудием борьбы признававшая всеобщую забастовку.
В 1901 г. гедисты и бланкисты с некоторыми мелкими группами на съезде в Иври образовали «Социалистическую партию Франции», или социально-революционное единение, а в 1902 г. их противники объединились на конгрессе в Type во «Французскую социалистическую партию». Главным пунктом противоречий этих двух партий была позиция о возможности участия в буржуазном министерстве социалиста. В 1905 г. жоресисты, гедисты, аллеманисты и «автономисты» объединились в одну группу под названием «Социалистическая партия французской секции рабочего Интернационала». После своего объединения Социалистическая партия добилась парламентского успеха.
Правительство республики осуществило ряд важных мер во внутренней политики примеру в 1881-1882 годы были приняты законы об образовании. Согласно им, школа была отделена от церкви. Было обеспечено светское образование, внедрено обязательное бесплатное образование детей до 13 лет. В школах образование велось на основе специальных государственных программ.
В высших педагогических учебных заведениях была налажена подготовка учительских кадров. В программе обязательного образования для мальчиков были определены обязательные занятия гимнастикой. Этим преследовалась цель подготовки подростков физически зрелыми для будущей военной службы. Были открыты лицеи для девочек. В специальных высших учебных заведениях начали подготавливать женщин учителей. В 1884 году были приняты законы, разрешающие свободную деятельность и забастовки профессиональных союзов. Рабочие создавали свои профессиональные союзы и биржи труда, которые защищали интересы безработных.
Муниципальным советам было предоставлено право на избрание своих мэров. До этого они назначались центральной властью.
Политическое положение
В стране все больше укрепляла свои позиции республика. В 1876 году на выборах в Сенат республиканцы взяли верх. Президент Мак Магон, сторонник монархии, возглавлявший государство до этого времени, был вынужден уйти в отставку. Своеобразие внутренней политической жизни в этот период - это формирование многопартийности. Среди партий большой авторитет имели партии радикалов, социалистов и республиканцев.
Кроме того, в политической жизни Франции усилилась реакция против демократии. В частности, в стране началось широкое распространение идей национализма, шовинизма. Сторонники этих идей верили, что только сильная армия сможет вернуть Эльзас и Лотарингию. Во внутренней политической жизни Франции активизировалась деятельность анархистов и монархистов. Их целью было свержение существующей системы, и для достижения этой цели анархисты применяли террор как метод борьбы. В частности, ими была брошена бомба в здание парламента, вследствие чего было ранено 80 человек.
В 1894 г. был убит президент страны Сади Карно. Контрразведка Франции выяснила, что секретные сведения о военных силах страны передаются в Германию через шпиона. Спецслужбы стали подозревать капитана А. Дрейфуса, по национальности еврея, служащего в Генеральном штабе французской армии. Вскоре он был обвинен в шпионаже и привлечен к уголовной ответственности. На самом деле А. Дрейфус не был шпионом, но с помощью сфальсифицированных документов и подставных свидетелей было сфабриковано обвинение. Военный суд приговорил его к пожизненной ссылке. Политическая реакция воспользовалась «Делом Дрейфуса» для усиления антидемократической направленности в стране, для раздувания националистических, шовинистических настроений.
В стране были люди, верящие в невиновность А. Дрейфуса. Они продолжали поиски, чтобы раскрыть настоящего шпиона. И, наконец-то, настоящий шпион был разоблачен. Это был майор Генерального штаба Эстергази.
Однако Генеральный штаб и связанные с ним силы считали для себя большим позором предать огласке эту информацию. Но им не удалось скрыть ее. В 1897 году об этом писала пресса.
Все демократические силы Франции требовали пересмотра дела А. Дрейфуса. Силы, не желавшие огласки, организовали убийство подставного свидетеля. Эстергази удалось сбежать из Франции. Борьба вокруг «Дела Дрейфуса» продолжалась длительное время. Правящие круги были вынуждены выпустить А. Дрейфуса на свободу. Но он был освобожден не благодаря своей невиновности, а из-за «ухудшения здоровья». Только в 1906 году А. Дрейфус был полностью оправдан.
Изменения в экономической жизни
К началу XX века в стране установилась относительная политическая стабильность. Этого добились благодаря экономическому росту, начавшемуся с середины 90-х годов XIX в. В частности, по добыче железной руды в 1913 году Франция оставила позади США и Германию.
В промышленности быстрыми темпами стали развиваться новые отрасли (электротехника, автомобильная и химическая), в результате чего количество населения, занятого в промышленности, составило 36%. 40% населения было занято в сельском хозяйстве. В экспорте Франции первое место занимала шерсть, второе - хлопчатобумажная ткань, третье - шелковая ткань и четвертое место - вина. По вывозу капитала за границу Франция вышла на второе место после Англии. К 1914 году она выделила капитал России в размере 13 млрд франков, Англии и США - 5 млрд, государствам Южной Америки - 6 млрд франков. Эти вложения не только принесли очень большую прибыль в процентном отношении, благодаря им Франция приобрела политических союзников.
Социальное движение
Очень тяжелое положение было у французских трудящихся. Они были вынуждены трудиться по 10-12 часов в день, а иногда и по 14-16. Трудящиеся стали бороться за свои права. Очень важно было организовать движение рабочих. В 1880 году представители рабочих организаций создали Рабочую партию Франции. Рабочие начали создавать профессиональные союзы и биржи труда. Они заботились о безработных и участниках забастовок. Согласно Кодексу трудовых законов, стала выплачиваться компенсация за полученную на производстве травму. Был установлен один выходной день в неделю.
В 1910 году был принят закон о пенсии, в котором был установлен пенсионный возраст - 65 лет (в Германии и Англии этот показатель - 70 лет). В социальном движении существовали две основные тенденции. Одна из них - перестройка общества парламентским путем (посредством реформ), вторая - перестройка насильственным путем (вооруженным восстанием). Второй путь со временем потерял свое значение.
Анархизм (греч. anarchia - безвластие, безначалие) - течение, признающее только желание и волю отдельного лица, как руководителя, и отрицающее любую власть и государственный строй.
Шовинизм (фр. chauvinisme) - крайний национализм, направленный на разжигание национальной вражды и ненависти. Политическая реакция - сопротивляющаяся прогрессу политическая сила, сторонник сохранения старых социальных порядков.
Однако в целом победа в 1 мировой войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на Европейском континенте.
Таким образом под влиянием первой мировой войны в экономике Франции происходят большие структурные сдвиги. Правительство, активно используя механизм государственного регулирования хозяйством и предпринимая шаги по восстановлению промышленности, разрядке социальной напряженности, уделяло особое внимание тяжелой индустрии, выводу страны из кризисного положения.
Экономическое развитие Франции в период между двумя мировыми войнами носило крайне неравномерный характер. Периоды оживления, подъема и стабилизации экономики сменялись экономическими потрясениями, которые резко ухудшали экономическую и социально-политическую обстановку в стра-не. В этих условиях экономическая политика правящих кругов была направлена на усиление государственного вмешательства в народное хозяйство Франции. Государственное регулирование помогло французской буржуазии найти выходы из сложнейших социально-экономических ситуаций н избежать катастрофы с помощью реформирования и модернизации капитализма.
После окончания второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена. Франция присоединилась к "плану Маршалла", что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал.
Развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической революции. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в 4 раза превысил довоенный уровень. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мирена экспорту капитала.
В 70-е гг. экономическое положение Франции в мире, если судить по основным статистическим показателям, доле в мировом производстве и торговле, оставалось относительно стабильным и не претерпело радикальных перемен. Страна прочно вошла в пятерку крупнейших капиталистических государств и в экономическом отношении заняла положение второй после ФРГ западно-европейской державы.
В начале 80-х гг. в ряде развитых капиталистических стран обострилась экономическая ситуация, что не могло не сказаться на положении французское экономики. Взлет доллара в 1981-1982 гг. привел к росту торгового дефицита Франции, составившего в 1981 г. 65 млрд франков, а в 1981 г. - более 92 млрд. Резко ухудшился платежный баланс страны, пошатнулись позиции франка. Кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары, обострились многие социальные проблемы.
В октябре 1981 г. правительство П.Моруа вынуждено было девальвировать франк на 3%, в июне 1982 г. - еще на 10% по отношению к западногерманской марке и на 5,75 % по отношению к большинству остальных валют Европейской валютной системы.
Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.
Последняя часть либеральных реформ - дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия.
Всего в короткий срок новое правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта составил в среднем около 3 %, промышленного производства - 4 %.
Однако к началу 90-х гг факторы роста исчерпали себя. Первые признаки замедления подъема наметились уже весной 1990 г. Из-за резкого уменьшения инвестиционного спроса предприятий, замедления роста личного потребления населения и экспорта продукции в европейские страны кризис с весны 1992 г. еще более усилился. Осенью 1992 г. экономическая ситуация в стране снова ухудшилась из-за снижения мировых цен на некоторые товары ее экспорта.
Только с конца 1993 г. экономическая ситуация стала улучшаться. Правительством была развернута программа оживления экономики, которая предусматривала, в частности, расширение общественных работ, жилищное строительство, меры по стимулированию роста производства и предотвращению увеличения безработицы.
В результате в 1995 г. увеличились темпы роста внутреннего валового продукта, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1,8 % в год.
Огромное воздействие на экономическое развитие Франции оказало ее участие в Европейском экономическом сообществе.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru