Придумать герб и девиз рыцаря. Как появились рыцарские гербы

Герб
Фраза «защита рук» («coat of arms») является вариантом более древнего
термина «защита снаряжения», описывающего один из основных
геральдических элементов снаряжения - плащ или камзол, который
надевался поверх доспехов воина и использовался в позднесредневековыи
период. Таким образом, термин «защита рук» употребляется неправильно,
так как хотя изначально он и представлял действительный предмет
одеяния с геральдическими символами, то теперь стал обозначать все
богатство личного герба, включая щит, шлем, клейнод или нашлемник,
мантию, девиз и щитодержателей - но без единого признака реального
плаща. Стиль полного герба изменялся, проходя через столетия,
развиваясь от простых форм до напыщенных художественных «видений»
периода рококо и геральдических абсурдов XIX столетия, когда клейнод
(нашлемник) мог не соединяться со шлемом, а намет мог выглядеть
больше похожим на листья, чем на ткань. Важным фактором, который
следует помнить при описании любого герба, является то, что щит
описывается с позиции того, кто его держит, находясь за ним.
Геральдическая правая сторона, называемая «декстер», и геральдическая
левая сторона, называемая «синистер», противоположны по отношению
к обычным правой и левой сторонам.

Полный Герб
Геральдический символ - это величественное создание, состоящее из нескольких основных И обязательных компонентов. Первый из них - это сам герб на щите, увенчанным шлемом, детали которого могут изменяться в зависимости от ранга или положения армигера (владельца герба). На шлеме обычно размещается еще одна важная геральдическая деталь - клейнод, называемый также нашлемником. Свешивающийся сверху шлема свободно ниспадающий кусок ткани известен как намет. Для средневекового рыцаря, вероятно, эта ткань служила для защиты задней части шлема, а также прикрывала плечи и часть спины; в геральдике она обычно рисуется в цвет основного металла и финифти герба.

Полный герб, типичный для пожалованных Английской Геральдической Коллегией в наше время

Мантия присоединяется к шлему посредством завитого шнура, получившего наименование «бурелет». Так же, как мантия, эти завитки входят в число основных элементов герба. Если на шлеме появляется корона, то она обычно замещает бурелет (как в гербе одного из авторов книги,
Стивена Слейтера, представленном слева), хотя иногда два этих элемента могут использоваться вместе, один над другим. В английской геральдике девиз, если таковой присутствует, располагается внизу щита; в шотландском варианте - сверху. Если личный знак (эмблема) также используется армигером, он может появиться около полного герба на знамени, как видно на рисунке, но это отнюдь не общепринятая норма.
Данная комбинация - щит, шлем, клейнод, намет и бурелет - важнейшие составляющие части любого герба. Для армигеров более высокого ранга полный герб может быть более роскошным, когда щит поддерживают люди или звери; если у владельца герба есть титул, например графский или герцогский, в гербе появляется корона, соответствующая рангу. В Британии корона располагается над щитом, между его верхним краем и шлемом. В других странах корона может располагаться и на шлеме, в зависимости от установленных норм. Так, в Русской Геральдической Коллегии, согласно правилам, корпоративный герб имеет корону на шлеме, а в личном ранговая профессиональная корона размещается на щите.


Наиболее насыщенный полный герб знати, в данном случае - императора Германии, с короной и щитодержателями.

Если армигер состоит членом рыцарского ордена, в его гербе может появиться особый клейнод или орденская цепь Ордена, окружающая щит. Для титулованных аристократов в качестве «фона» герба может также использоваться мантия. Монархи имеют тенденцию заменять мантию сенью - куполообразной тканью, на которой расположена корона.
Подобные гербы - сложная и дорогая в изготовлении композиция, чтобы использовать ее повсеместно в полном виде. Потому армигер чаще всего отмечает свою собственность - будь то обложка книги или какая-то личная вещица, - используя только клейнодную фигуру или сочетание клеинода с девизом. Носители звания пэра могут также помещать свои титульные короны поверх клеинода или обычного щита. Как только герб вручался владельцу, он мог быть использован по желанию своего хозяина.


Герб королевы Елизаветы II: щит увенчан золотым шлемом британского суверена.

Происхождение гербов. Происхождение гербов как символических знаков, по которым можно распознавать во время боя вождя, племя, народ, скрывается в глубокой древности. Они были не выдумкой тщеславия, а справедливым возмездием или чествованием личных заслуг. Независимо от этого ими искони отличались отдельные лица, колена, города, царства и народы, как один от другого, так и благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но чаще всего они служили сборными пунктами разбитых, рассеянных войск, приметами распознавать своих. В те времена, когда еще не были придуманы мундиры и когда вооружение скрывало даже лица, без подобных отличий противники и предводители со своими воинами легко могли перемешаться на поле брани или на многолюдных ристалищах. Поэтому в древности такие отличительные знаки были в большом ходу. Египтяне, народ во всем таинственный, испещряли храмы, дворцы и памятники иероглифами. В египетском стане на берегу Нила и потом на Иордане евреи распознавали свои двенадцать колен по условным знакам. Ассирийцы изображали на своих знаменах голубя, потому что птица эта на их языке называлась именем Семирамиды. Золотой орел помещался на щитах мидян и персов; на монетах афинян была сова, а на монетах карфагенян - конская голова.
Тысячи символических знаков находим мы в эти героические времена. Эсхилл украшает ими щиты семи вождей, сражающихся под Фивами. "Каждый из семи героев предводительствовал особым отрядом и отличался своим щитом. Тидей носил на своем щите такую эмблему: вычеканенное небо, усеянное звездами, между которыми выделялось блеском одно светило. Второй вождь, Капаней, имел на щите изображение обнаженного человека, несшего в руках горящий факел с девизом: "Сожгу город". У третьего на щите вооруженный воин взлезает по лестнице на неприятельскую башню и в девизе объявляет, что сам Марс его не сдвинет. Четвертый вооружен щитом, на котором Тифон изрыгает из огненной пасти черный дым, а вокруг изображены переплетенные змеи. У пятого сфинкс держит под когтями Кадма. Шестой исполнен мудрости и не имеет на своем щите никакой эмблемы: он не хочет выдавать себя за храбреца, он хочет быть им. Седьмой, наконец, обороняется щитом, на котором женщина ведет воина, вычеканенного из золота; она умеряет его шаги и говорит в девизе: "Я сама справедливость, возвращу ему его отечество и наследие предков". Валерий щедро раздает эмблемы аргонавтам; Гомер так размножает их на оружии своих героев, что по свидетельству многих авторов, геральдика возникла во время осады Трои. Римляне также придумывали множество эмблем и символов; их легионы, изобретали множество знаков, значков, signa. На колоннах Трояна и Антонина и на Триумфальной арке, поставленной в честь Мария близ города Орангия, видны и до сих пор воины, доспехи которых испещрены какими-то особенными штрихами и фигурами.
Но из этого еще не следует, что в древности известны были гербы. Военные знаки, употреблявшиеся как значки или простые украшения, не были постоянным отличием знатного происхождения, наследием, жалуемым тому или другому роду. Гербы, рассматриваемые с этой нравственной и политической точки зрения,- учреждение новейших времен, которое не восходит далее крестовых походов. В самом деле, рыцари, возвращавшиеся из Азии, стали дорожить заслуженными отличиями, стоившими им большого самопожертвования. В свидетельство своей славы они воздвигали на самых высоких башнях, донжонах и над главными воротами своих замков те хоругви и знамена, под которыми сражались. Эти красноречивые знаки рыцарской чести и личной доблести отцов заботливо хранились в семействах. Дамы, постоянные поклонницы храбрости, вышивали такие достославные и выразительные символы на мебели, платьях и одеяниях мужей и братьев. Их ваяли на оградах, рисовали на потолках и стенах, изображали на щитах, могильных памятниках, их освящали в церквях, они были украшением торжеств, они были на одеяниях оруженосцев, пажей, слуг, воинов и всех лиц рыцарского дома. Эти различные знамения достопамятных рыцарских деяний образовали особый иероглифический язык. Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, изрубленный, якорный, из цветков красовался повсюду в различных видах и был символом той святой цели, для которой предпринимались крестовые походы. Палма напоминала Идумию, арка - взятый или защищенный мост, башня - завоеванный замок, шлем - вооружение грозного врага, звезда - бой ночью, меч - обыкновенную битву, полумесяц - низложение страшного мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы углом - взятые и разрушенные преграды; лев, тигр - неукротимую храбрость; орел - высокую доблесть. Вот где происхождение всей системы гербов.
Раз избранные, утвержденные и пожалованные государем, они не изменялись и делались неотъемлемой наследственной собственностью семейства и рода. Герольды обязаны были изучать эти отличия и особенно наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов, а знания, необходимые для отправления этой обязанности, составили геральдику, или, как говорят иногда, blason. Blason произошло от немецкого слова blasen - трубить, играть в рог. "За несколько дней до начала турнира щит рыцаря выставлялся для обсуждения и рассмотрения. Герольды под председательством свое-го старшины должны были разобрать герб критически, blasonner, и результатом этого разбора было или допущение рыцаря к турниру, или исключение его из участия в этом благородном занятии. Для выяснения решения по этому вопросу рыцарь на коне подъезжал к месту, где должен был происходить турнир, и трубным звуком звал к себе герольда (blasen). Если рыцарь удостаивался принятия, то он привешивал этот рог к шлему и вступал в ряды своих собратьев. От этого обряда и происходит слово blason, герб, l"art du blason и blasonner, слова, употребляемые и ныне, как технические".

Для гербов на щитах употребляли: металлов два, красок или цветов пять и мехов два. Геральдические металлы - золото, цвет желтый, и серебро, цвет белый; цвета: голубой, зеленый, красный и черный, меха - горностаевый и беличий. Геральдика приписывает цветам особые названия. Так голубой называется лазурь, воздух, зеленый - синопль, яшма; красный - огонь и черный - земля. Некоторые авторы, кроме этого химического значения, присваивают металлам и цветам значение символическое. По их мнению, золото, желтый цвет - эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро - невинности, белизны, девственности; голубой цвет - величия, красоты, ясности; красный - храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый - надежды, изобилия, свободы; черный - скромности, образованности, печали.
Гербовый щит или поле герба делилось горизонтальными, перпендикулярными и диагональными линиями на несколько отделений, в которых размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и т.д. Вне поля герба были другие фигуры, называвшиеся внешними украшениями. Их было три вида: украшения вверху, с боков и кругом.
Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, бурелеты, намет, нашлемник, иногда девиз или военный клич. Шлемы и шишаки рисовали или в профиль, или анфас, с опущенным, полуоткрытым или совсем поднятым забралом и, смотря по достоинству и древности происхождения, с большим или меньшим числом решеток на нем. Нашлемник составлял самую верхнюю часть украшения гербов, его можно было составлять из всякого рода фигур, цветов, перьев, животных, деревьев и пр. Общим обыкновением было также помещать девизы и клич над гербом.
По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; эти фигуры назывались щитодержателями. Кто не имел права помещать щитодержатели, тот украшал бока гербов какими-нибудь живописными и резными орнаментами. Орденские хоругви, знамена, мантии, жгутики также окружали щит герба. Кроме этих украшений были еще другие, присвоенные известным званиям и обозначавшие особенные достоинства.
Для объяснения герба прежде всего надо изучить фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже сами фигуры. В геральдике фон называется полем, а фигуры - знаками.
Поле герба всегда покрыто какими-нибудь металлами, цветами или мехами; затем следует главный знак; краски знаков те же, что и краска поля, за исключением лишь случая, когда нужен естественный цвет.
В основании геральдики следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то знаки должны быть покрыты металлом, и наоборот, если поле покрыто металлом, то знак покрывается краской или мехом. Это правило излагается так: не должно класть металл на металл и краску на краску. Делать противное - значит совершенно извращать науку геральдики, потому что геральдика, говорит один из новейших писателей, есть обширнейший из всех языков, язык сильный и величественный, со своим синтаксисом, грамматикой и орфографией. Искусство геральдики состоит в уменье читать и писать на этом немом наречии. Несколько кратких и поверхностных заметок относительно чтения гербов могут дать о геральдическом языке некоторое понятие.
В гербе верхняя часть называется главой (chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Помещаемое в гербе включает в себя: во-первых, всякое вооружение; во-вторых, каждое существо - от слона до муравья; в-третьих, все растения - от дуба до самого скромного полевого цветка; в-четвертых, все блестящее - от небесных светил до драгоценностей, скрытых в недрах земли; в-пятых, все баснословные и фантастические существа как напр. чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и т. п. Обыкновенно животные смотрят влево. На гербах рисуют также все символы религии; крест, как уже сказано, употребительнее других.
"Без прибавления даже иных эмблем, атрибутов, каждая часть щита уже составляет фигуру, которая и занимает одну треть щита. Точно так и по поперечному делению щита, его рассечению, образуется в его середине столб (le pal), занимающий также треть щита вдоль, а при встрече двух полос, разбивающих и рассекающих щит под прямым утлом, крест (la croix). Далее по диагональному разделению щита образуются полосы, перевязь влево (la bande), перевязь вправо (labarre), уменьшающиеся на пятой части щита при полном пересечении их крест накрест или Андреевский крест (la sautoir), при встрече под углом - шеврон или стропило (le chevron)".
Читать гербы значит.объяснять гербовые знаки. Для этого надо сперва назвать поле, потом знак и его цвет, употребляя следующую формулу: такой то род имеет, например, род Карла VI, короля французского, имеет лазурь с трехцветными золотыми лилиями. Это означает, что поле герба лазоревое и что знаки его желтые или золотые; род Монморанси имеет золото на кресте с расходящимися концами, на которых шестнадцать орлят без ног и клюва.
Происхождение некоторых гербов. Чтобы не путаться в лабиринте гербов, знатоки геральдики вынуждены были разделить гербы на несколько разрядов: гербы коронованных особ (armoiries de la souverainite), являющиеся одновременно гербами тех государств, которые этими лицами управляются; к гербам своих областей государи прибавляли нередко гербы тех стран, на которые они имели притязания, которыми предки их владели, и от которых, даже тогда, когда они.отторгнуты, не отказались еще вполне (armoiries de pretention); так английские короли долго употребляли герб Франции, разделенный на четыре части в верхней части по случаю притязаний на право царствования во Франции. В награду за подвиги, за особенные заслуги лицу, отличившемуся на каком-нибудь поприще, государи жаловали свой герб, или к прежним эмблемам, бывшим в гербе, добавляли новые, почетные; этой уступкой (armoiries de concession) объясняется, почему в гербах многих знатных французских фамилий видим лилии, а в русских - государственного орла. Гербы разных установлений западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций (arm. de communuate). Должностные лица, управлявшие областями, рыцарскими замками и т. п., прибав-ляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства (arm. de patronage). Фамильные гербы, переходящие в роду по наследству, служат для отличия одного дома, одной фамилии от других (arm. de famille). Для обозначения родственных связей, в которые одна фамилия через брак или другим путем приходит с иным родом, в главный герб вставлялись дополнительные атрибуты (arm. d"alliance). Кроме перехода герба по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу, или совершенно чужому, или не имеющему прав прямого наследства, и притом переходили к таким лицам или вполне, или соединялись с их первоначальным гербом (arm. de succession); на это всегда нужно было разрешение верховной власти. Лица, возведенные в дворянство за заслуги, не имея наследственного герба, избирали для себя эмблемы, которые напоминали бы тот род деятельности, то занятие, которым они стяжали себе это отличие (arm. de choix). Этого рода гербы по большей части так ясны, что по ним можно читать историю лица и его фамилии (armes parlantes). Так роды Stella, Sabis, Tresseols, Luna, Cressentini, имена которых напоминали собой названия небесных светил, носили солнце, звезды, луну на лазоревом поле. Род Leiris имел радугу, которая по сказаниям древности была шарфом Ириса.
Часто со своим двойным значением эти имена наполняли гербы намеками, двусмысленностями, аналогией и каламбурами; все это было наивно и мило, потому что злоупотребление игрой слов презиралось. В самом деле, не удовольствие ли видеть восхитительную простоту старых и благородных рыцарей, сотнями ран приобретавших право носить гербы: вместо того, чтоб придумать для удовлетворения гордости великолепное изображение своего подвига, они выбирали для гербов какую-нибудь загадку, шутку или веселую анаграмму, проскользнувшую в беседе у мирного очага. Так род Louvers имел в своем гербе головы волков; Larcher - стрелы; Vignole - серебряную виноградную лозу; Tour de Turenne - башню; Santeuil - аргуса; Montepezat - весы; Etang - -рыб; Legendre - головы девушек с золотыми волосами; сеньор de Vaudray, владетель земель Vali, Vaux и Vaudray, имел девизом Vali, Vaux и Vaudray. Род Mailly выбрал колотушку, Martel de Bagneville - молот, и т. д. Старики понимали такие символы. Delphes имел дельфина на своих монетах; Florus - цветок на своей печати; Voconius-Vitulus приказал вырезать на своей теленка, а Цезарь - слона, потому что на пуническом языке это четвероногое называлось цезарь.
Родос имел эмблемой розу, потому что по-гречески цветок этот называется родон.
Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг и обязанностей: так магистры употребляли на своих гербах бархатные шапки и горностаев; рыцари, имевшие право распускать знамя - знамена; мундшенки - золотые кубки; оберегермейстеры и сокольничьи - охотничьи рога и хищных птиц. Знаки эти означали то залог ревностной сострадательности, то воспоминание путешествия к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две взаимно пожимающие руки - согласие и верность; якорь и столб - непоколебимую надежду; шар или хлеб - благотворительность; соты - церковные праздники и гостеприимство; два золотых крыла, распущенных на лазоревом поле, были на гербе Дориоля (Doriole), канцлера Франции, знаком возвышенных помыслов. Два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку, вихри (вид голубя.), сердце, пронзенное стрелой, кольца, роза с шипами и без шипов, дерево, перевитое гибкими ветками плюща - были во французской геральдике оригинальными знаками нежности и любви.
Города заимствовали свои эмблемы от своих особенностей. Фрисландия, страна низменная, имела в гербе листья кувшинника (nuneghar) и волнистые повязки. Болонья, (Bologne), на водах которой много лебедей, приняла эту птицу знаком герба. Центр Парижа имеет форму корабля, поэтому в гербе его - корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями. Города Понт-а-Муссон (Pont-a-Mous-son) и Понт-Сент-Еспри (Pont-Saint-Esprit) имеют в гербах мосты; Тур - три башни.
Смуты и крестовые походы особенно увеличивали число эмблем гербов.
Большая часть гербов Италии получила начало в партиях Гвельфов и Гибелинов, а также в политических распрях, опустошавших надолго Флоренцию, Лукку и Пистойю.
Ненависть Йорков и Ланкастеров породила двух соперниц - белую и алую розы.
Сколько выдумано было во Франции различных цветов и кокард во времена потрясений, Лиги и Фронды.
Что касается крестовых походов, то они ввели все виды аллегорических знаков. Набожные путешествия воинов объясняют, почему в значительном числе гербов встречаются раковины, птицы без ног и клюва, золотые монеты и кресты. Раковины были украшением возвращавшихся морем богомольцев. Птицы без ног и клюва - перелетные птицы, как лучшее эмблематическое подобие рыцарей, которые часто возвращались из Палестины изувеченными; золотые монеты были в геральдике символами выкупа пленных и дани, наложенной христианами на неверных.
Но крест, изображавшийся на одеянии иерусалимских поклонников как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, вошел в значительное число героев, чтобы служить воспоминанием об этих религиозных странствиях.
Девизы и военный клич. Нам остается сказать о легендах или девизах и военном кличе, которые помещались на гербах независимо от других знаков. Девизы - памятники мужества, вежливости и великодушия - становились для потомства храбрецов постоянными уроками; они были, так сказать, сокращениями рифмованных рассказов, которые сочинялись странствующими из замка в замок трубадурами, певшими их под аккомпанемент арфы, лиры и других инструментов менестрелей; они тождественны, так сказать, с духом рыцарства. Часто это бывали аксиома, пословица, наивное суждение, аналогия знаков герба, согласная с наклонностями и вкусами рыцаря. Слава и любовь также создали множество этих девизов.
Почти все девизы получали новую силу от эмблем, к которым они относились. Рисовали пустой колчан и ставили к нему девизом: Hoerent in corde sagitoe - его стрелы в моем сердце; бутон розы: меньше показываясь, становится прекраснее; ласточку, перелетающую моря; чтоб найти солнце, покидаю отечество; раковину, обращенную к солнцу: красота ее нисходит с небес; горностая с такими словами: Malo mori quarn foedari - лучше умереть, чем опозориться (это девиз Франциска I, герцога Бретани); бутон подсолнечника: лучам моей звезды открою сердце свое; гранатовое дерево в цвету: каждый год новый венец; раненного и спящего под бальзамовым деревом льва, на которого капает целебный сок: Me lacryma sanat - его слезы меня исцеляют; льва, скованного пастухом: покорен и страшен; смотрящего на солнце орла: один он достоин моего благоговения.
"Девиз помещается под щитом и служит или воспоминанием о славных деяниях лица, или побуждением к ним. В девизе заключается плоть и дух, или вернее, идея и мысль герба. Девиз часто бывает аллегорический, и потому есть девизы, состоящие из одной только буквы. Главное их достоинство заключалось в смысле, который можно было придать девизу. Рыцарские девизы, обязанные своим происхождением событиям из жизни того лица, которое их приняло, нашли себе не одного истолкователя в западной Европе, и, действительно, эта наука могла занимать ум, потому что давала ему пищу: необходимо было знать историю лица, его рода, времени, чтобы разгадать какой-нибудь девиз, краткий и выразительный. Только с XV столетия девиз стал фразой общепонятной, афоризмом в похвалу красоте и добродетели.
"Представители благородного семейства, всегда старшие в своем роду, носили над гербом так называемые cri de guerre или cri d"armes, т. е. выражение, которое на войне рыцарь употреблял для возбуждения воинов к бою и победе и для отличия себя от других рыцарей. Понятно поэтому правило: le cri suit la banniere, т. е. военный сигнал там, где знамя. Оно было средоточием военной силы, центром, к которому стремились войска, знаком, за которым следили они сердцем и глазами. Этих военных cris бесчисленное множество и начало их кроется в глубокой древности. Мы приведем более известные, ставшие исторически-ми. Готфрид Бульонский шел в крестовые походы, говоря: Due le veut, и это убеждение руководило им и его войском. Короли французские, считавшие Св. Дионисия своим патроном, идя на войну, повторяли: Montjoie et Saint Denis; у Монморанси: Dieu aide au premier Baron Chretien; у Бурбонов: Bourbon Notre-dame или Esperance; у королей английских: Saint George, позднее Dieu et mon droit".

Гербы рыцарей средневековья уходят своими корнями в глубокую древность. Они являлись символическими знаками, при помощи которых во время боя и военных конфликтов узнавались свои вожди, воины, отряды и народы.

Возникновение и развитие рыцарской геральдики

Первые гербы, в принципе, были уже в X веке. Известны подобные знаки на аристократических печатях, которыми скреплялись документы или же брачные узы. Конкретно же гербы средневековых рыцарей появились на их щитах в XII веке. К началу этого столетия развитие военного дела насытило армии европейских держав, а закованные в доспехи воины стали трудноузнаваемыми даже для своих соратников. Именно тогда на щитах появились первые гербы рыцарей средневековья, составленные из элементов боевых знамен, существовавших к тому времени уже много столетий. Следует учитывать, что функцию отличия своих от чужих выполнял далеко не только этот элемент. С одной стороны, это тормозило развитие геральдики, однако гербы рыцарей средневековья благодаря этому факту со временем стали олицетворением всего того, что мы им приписываем - воплощения знатного происхождения, личного мужества, боевых заслуг и благородства. Значительное влияние на гербы рыцарей средневековья оказали в Святую Землю, начавшиеся с конца XII столетия.

В масштабнейших для этого времени армиях происходит быстрая эволюция геральдических символов. В гербы вводится множество различных аллегорических знаков (лисов, символизирующих мудрость, дубовых стволов - твердь и непоколебимость и так далее). Практически все создававшиеся в этот период, заимели в основе своих геральдических знаков христианские кресты. Отчего и были названы крестоносцами. С веками подобные геральдические знаки стали широкоузнаваемыми по всей Европе не только символами воинов и военных кланов, но и аристократических родов, географических территорий и даже городов. оформляли свои гербы, опираясь на присущие им особенности. Например, исторический центр Парижа имеет своеобразную форму корабля, что и отражено на его символе. Итальянская Болонья увековечила лебедей на своем гербе, поскольку эти благородные птицы в огромных количествах обитают в ее каналах и озерах.

Значение гербов

Для того чтобы уметь правильно объяснять геральдический знак, необходимо тщательно изучить его фон с гравировками и фигурами, цвета, расположение фигур и даже металлы, из которых все это сделано. В современном мире даже существует наука геральдика, изучающая гербы рыцарей средневековья: картинки той эпохи, вековые иконы, археологические артефакты и так далее. Верхняя часть гербового знака называется главой, а нижняя - подножием. Все, что находится в его поле, имеет определенное значение.

Анна Комаринец. Энциклопедия Короля Артура и Рыцарей Круглого стола /А. Комаринец - М.:ООО "Издательство Аст", 2001 - данная статья стр. 115-118

Система опознавательных знаков; впоследствии наука о составлении и описании гербов.

Гербы и особые знаки на щите и шлеме, призванные помочь опознать рыцаря во время битвы или турнира, традиционно являлись едва ли не самой явно чертой, выделявшей рыцаря среди прочих членов средневекового общества. Считается, что обычай использования гербов возник в XII в., когда появился шлем с забралом, совершенно скрывающий лицо, а однообразный типовой доспех превратил рыцарское войско в единую стальную массу. Все это способствовало развитию «опознавательных знаков» - геральдики. Еще более настоятельная потребность в разработанном гербе возникла у участников крестовых походов, в которых могли принимать участие рыцари разных стран. Возникла необходимость найти какую-то систему знаков и символов, которые позволили бы – помещенные, например, на щите – распознавать рыцарей.

Герб Артура. Поздняя французская версия

Гербом называли (и называют в теоретической геральдике сегодня) особые фигуры или символические изображения, созданные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельного лица, рода, сообщества или организации, а также города, области или целого государства.

Известны случаи использования отдельных символов и знаковых изображений прославленными воинами античности и Темных веков. Эти знаки оставались исключительной принадлежностью определенного лица, тогда как средневековый герб перешагнул за рамки просто опознавательного знака, поскольку стал наследственным и приобрел юридическую значимость (при использовании герба в печатях). Конец XII в. и весь XIV в., эпоха расцвета рыцарского романа, одновременно были эпохой расцвета рыцарской геральдики. Грамотность в те времена оставалась уделом лишь очень узкого круга, поэтому особое значение имел общепринятый язык гербов, эмблем и символов. Геральдика XIII – XIV вв. фактически заняла место образного языка этой эпохи, говорить на котором умели практически все. Поэтому неудивительно, что геральдика наложила свой отпечаток едва ли не на все стороны быта Средневековья.

Гербы украшали знамена, штандарты и городские постройки, красовались на чепраках лошадей. Вернувшиеся из крестовых походов рыцари привезли с собой обычай подражания восточной роскоши одежд, и в моду вошел так называемый surcot, или cotte-hardie, одеваемые поверх длинной туники с узкими рукавами. Знатные лица носили одежду цветов, соответствующих своему гербу; обыкновенные дворяне получали такие геральдические одежды от короля или от своих сеньоров, причем также носили их гербовые цвета. При Карле V (1330 – 1380, правление с 1364г.) во Франции в моду вошли костюмы двух гербовых цветов: правая половина костюма соответствовала одному гербовому цвету, а левая – другому. Так возникли двухцветные платья и ферязи, над которыми потешался, начиная Марк Твена, едва ли не каждый юморист и сатирик, но которые вовсе не казались шутовскими тем, кто носил их в XIV в.

Геральдика, или блазон (как ее называли во времена написания рыцарских романов), появилась в виде специального знания именно в эпоху крестовых походов. Получивший примерно в то же время широкое распространение обычай турниров и связанные с ним церемонии также способствовали выработке терминологии геральдики и даже так называемого геральдического языка. Правилами этого языка поначалу владели очень немногие, к тому же с увеличением числа личных гербов эти правила становились очень путанными. Геральдика, с ее своеобразными знаками, фигурами, их бесконечными сочетаниями, различными делениями герба и т.д., превратилась в весьма сложную науку. Геральдика настолько прочно укрепилась как часть рыцарской культуры, что ни сами авторы, ни их аудитория не могли представить себе рыцарей Круглого Стола без верно составленных геральдических эмблем.

«Исторический» Артур, официальную биографию которого приводит в своей хронике Гальфрид Монмутский, жил в Темные века, когда никакой геральдики еще не существовало. Его прославленное знамя с драконом определенно позаимствовано у боевого штандарта наемной кавалерии поздней Римской империи. Эмблемой на щите Артура, возможно, были поначалу крест и / или изображение Девы Марии – об этом упоминают и валлийские «Анналы Камбрии», и хроники Ненния. Хотя у Ненния сказано, что он «нес этот знак на плече», речь здесь может идти о путанице, возникшей при переводе на латынь двух графически похожих валлийских слов «плечо» и «щит».

С конца XII в. крест и икону Девы в гербе Артура сменяют три короны, которые должны, очевидно, обозначать его превосходство над остальными королями. В XV в. с распространением убеждения, что эти три короны означают три королевства (Северный Уэльс, Южный Уэльс и Логрию), число корон в гербе возросло до 13, с тем, чтобы представить все королевства, принесшие королю Артуру вассальную присягу. Поле герба Артура обычно красного цвета в английских источниках и голубого – во французских текстах (в соответствии с голубым полем французского королевского герба).

Что касается рыцарей Круглого Стола, то из текстов рыцарских романов и из иллюстрированных рукописей видно, что различные авторы расходятся относительно гербовых эмблем их героев в той же степени, в какой они расходятся относительно того, что есть Грааль. Тем не менее, какими бы гербами они не наделяли своих героев, выстроены эти гербы были в строгом соответствии с правилами геральдики.

Прежде чем обратиться к наиболее известным гербам рыцарей Круглого Стола, следует разъяснить несколько геральдических терминов.

Поскольку с самых первых шагов развития гербов отличительные знаки помещали прежде всего на щитах, то и сам герб вскоре приобрел очертание щита. Поверхность герба (как поверхность щита) называют полем герба. Старинная геральдика различала четыре цвета и два металла. Щиты зачастую украшали золотом и серебром, и эти металлы перешли и на герб, где стали обозначать соответствующие цвета. В приведенных ниже названиях первым стоит французский термин, поскольку английская геральдика опиралась на французскую, как это произошло несколько столетий спустя с геральдикой русской.

Or – «золото» (впоследствии этим же термином стали обозначать желтый цвет).

Argent – «серебро» (впоследствии этим же термином стали обозначать белый цвет).

Принятые в геральдике цвета называют тинктурой (это слово учитывает оттенок цвета). При описании герба речь идет об «эмалях», поскольку первоначально краски на гербы наносились именно посредством эмали. Старинная геральдика признавала следующие эмали:

Gules (geules) – красная, или червень.

Azur – синяя, или лазурь.

Vert (sinople) – зелень.

Sable – чернь.

В XV в. к этим основным цветам добавились еще несколько составных, наиболее распространенные из которых – пурпур (pourpur), пепельный (в немецких гербах) и оранжевый (tenne) (в английских гербах). Очень редко, но применялись также и так называемые естественные цвета. Делалось это в том случае, когда по особому указанию в гербе следовало изобразить какое-либо животное (оленя, лисицу, быка), известное растение или часть человеческого тела – цветом, какой им свойствен в действительности: бурого, рыжего, серого, розового или телесно и др. В Средние века герольды в таких случаях вместо естественных прибегали к ближайшим подходящим к ни по характеру цветам геральдической тинктуры. Так появились в гербах серые или красные олени, собаки и быки; львов изображали золотыми или красными, части человеческого тела – красными или серебряными.

Герб Мордреда: ранний

Герб Тристана

Герб Мордред: поздний

Приблизительно в середине XV в. был составлен перечень гербов «Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого Стола» («Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde»), где приводятся рисунки и описания 175 гербов рыцарей Круглого Стола. Перечень существовал как приложение к знаменитой «Книге турниров» короля Рене Анжуйского (ок. 1455г.), в которой содержались подробные указания по устроению турниров «согласно правилам, установленным во времена короля Утера Пендрагона и короля Артура и его рыцарей Круглого Стола».

Некоторые из приводимых в этом списке гербов непосредственно связаны с сюжетами рыцарских романов. Например, герб Ивейна, «Рыцаря со Львом» - золотой лев в лазурном поле, или герб Ланселота: три червленые перевязи слева в серебряном поле. Последнее – отсылка на упоминание о том, что Ланселот обладал силой трех воинов. Приведенные здесь гербы Ланселота и Ивейна относятся к так называемым гласным гербам. Первоначально гласными считались только те гербы, эмблема которых прямо указывала на имя владельца; при названии гласной эмблемы одновременно называлось имя владельца герба. Впоследствии гласными стали называть и гербы-ребусы, подобные упомянутым выше. К гласным относится, например, и герб Тристана, содержащий игру слов на основе имени героя: зелень, золотой лев.

Герб Гарета: ранний

Герб Гарета: поздний

Иногда в результате ошибки переписчика гербовые эмблемы могли меняться. Так, например, изменился герб Кэя, который первоначально блазонировался как Серебреная глава в черни – голова здесь обозначала положение Кэя при дворе короля Артура (сенешаль). В результате ошибки слово «chief» (глава – геральдическая фигура, представляющая собой широкую полосу в верхней части щита) превратилось в «clefs» (ключи), и на гербе Кэя - Сенешаля вместо Серебряной главы появилось два серебряных ключа. В некоторых случаях в результате ошибки при прочтении герба появлялся совершенно новый персонаж. Подобного «двойника» Саграмура Желанного породило неверное прочтение его герба во «Втором продолжении» «Персеваля» Кретьена де Труа.

Поскольку в артуровском эпосе переплелось несколько различных традиций, главные его герои, в различных романах, обладают двумя, а то и тремя совершенно различными гербами. Нечто подобное произошло, например, с Гавейном. Во французской традиции щит Гавейна – правый передний угол червень в серебряном поле. Согласно Гальфриду Монмутскому, Гавейн получил посвящение в рыцари от папы Сульпиция, который пожаловал ему также и герб. В романе «Перлесво» этот герб назван щитом Иуды Маккавея – золотой орел в червленом поле. В приложении к «Книге турниров» этот герб вновь оказывается несколько видоизменен: двуглавый золотой орел в червленом поле. Еще один герб Гавейна (быть может, наиболее известный из всех) приводится в романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь»: золотая пентаграмма в червленом поле. В Средние века такой символ именовали Печатью Соломона, или «бесконечным узлом». В том же романе говорится, что данный герб – исключительно личный, получен за особые заслуги и не может быть передан по наследству. В XIV в. в связи с развитием турниров оружие турнирное стало значительно отличаться от оружия боевого, и среди рыцарства вошло в обычай иметь набор из двух щитов: «щиты войны» традиционной треугольной формы с помещенным на нем родовым гербом, и «щит мира», квадратный тарч с прорезью, в которую вставлялось копье. На этот щит помещали личный герб – для турниров и мирных приключений. Следовательно, отправляясь на поиски Зеленой Часовни, Гавейн берет с собой щит с личным гербом, «щит мира».

Герб Кая: ранний

Герб Кая: поздний

Вообще, отправляясь в странствия и возвращаясь из них (в особенности это касалось крестовых походов), рыцари помещали на свои гербы особые символы. Обычно это были небольшие птицы, похожие на ласточек и изображенные в профиль, без клюва и без лап. Эти перелетные птицы должны были указывать на то, что рыцари странствуют и бездомны. Связан с крестовыми походами и герб Галахада, совершенного рыцаря, достигшего Грааль, - красный крест в белом поле служил первоначально опознавательным знаком всех крестоносцев, участников первого крестового похода, начатого в 1096 г.

Стоит упомянуть и об еще одном знаке, часто встречающемся в рыцарских романах, - о белом щите. С белым щитом, то есть щитом с пустым полем безо всяких гербов и эмблем или каких-либо других изображений, рыцарь выходил на турнир, если по каким-то причинам желал остаться неузнанным. Вообще описания турниров в рыцарских романах пестрят упоминаниями о том, как то один, то другой герой, чтобы остаться неузнанным, «меняет цвета», то есть выступает с щитом других гербовых цветов. Подобный «маскарад» или нежелание путешествовать со своим, всем известным щитом, однако, нередко оборачивался трагедией. Например, сражались, не узнав друг друга, Персеваль и Борс, которые отправились на поиски Святого Грааля, поместив на щитах перелетных ласточек. От смерти их обоих спасло лишь чудо Грааля. В неведении Гавейн убил на поединке своего названного брата Ивейна Отчаянного, путешествовавшего с белым (пустым) щитом.

Хотя гербы артуровского перечня были признаны аутентичными и приводились в всех учебниках по геральдике вплоть до конца XIX в., лишь один из них попал на страницы «Смерти Артура» Мэлори – герб Галахада.

Над созданием гербов радотал Paul (по вышеупомянутой энциклопедии),

отредактировала Narwen (с использованием графики WHP - Heraldry Gallery)

Происхождение гербов

Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.

Символика гербов

Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов - это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.
Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Гербы Пруссии и Мекленбурга

В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.

Герб маркграфа Иосифа Шварценберга

Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее - от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.

Arma Carlo Alberto

Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы - это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.

1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.

3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.

4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.

5)Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.

6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.

7) Гербы по преемству (armoiries de succession).
Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.

8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь - непоколебимую надежду, шар или хлебы - благотворительность, соты - церковные праздники и гостеприимство.

Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.

Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.

Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.

Ни одно государство не может существовать без собственных символов, по которым его будут узнавать. Если задуматься, в современном мире флаги и гербы играют весьма и весьма значительную роль, поскольку в них сочетаются особенности страны, ее дух и основные черты.

В еще большей мере это касается государственного герба. Особое внимание изучению их уделяет такая наука как геральдика. К ней мы и обратимся.

Что за наука такая

Несмотря на замысловатое наименование, суть науки довольно проста. Изучает геральдика значение символов и цветов, использованных при создании герба. Такого рода знание на первый взгляд может показаться бесполезным, однако не стоит делать

Геральдика зародилась во времена крестовых походов и с течением времени впитала в себя многие традиции рыцарства, отразила быт и культуру феодальной Европы.

Герб может рассказать очень много о своем обладателе: сильные и слабые стороны, девиз, его и даже социальное положение. Все, что нужно для того, чтобы понять все это, - всего лишь обратиться к знанию, накопленному за долгие столетия изучения.

Герб и его хозяин

Прежде чем перейти к более конкретному рассмотрению тех или иных символов, определим, кому может принадлежать герб. В понимании современного человека это слово ассоциируется прежде всего с государством. У России, к примеру, в таком качестве выступает двуглавый орел.

Тем не менее, как говорит геральдика, значение символов и цветов может быть важно не только стране, но также городу, конкретной территории или даже конкретному роду. К слову сказать, именно последний вариант ранее был наиболее распространенным.

Значимость цвета

Несложно догадаться, что в исполнении герба важна даже мельчайшая, казалось бы, незначительная деталь, без которой смысл геральдического символа изменится в корне. Геральдика значение символов и цветов рассматривает как в совокупности, так и по отдельности друг от друга. Можно предположить, что только самые первые изображения, которые стали помещать на флаги и доспехи, имели случайный характер. Однако в эпоху Средневековья, когда повсеместно было распространено увлечение мистическими особенностями тех или иных явлений и существ, в эпоху, когда люди старались разглядеть скрытый смысл и некое божественное откровение в окружающем их мире, символам и цветам стали придавать особое значение.

Значение цветов в геральдике особенно велико, поскольку именно на них в первую очередь обращается внимание. Кроме того, цвет дополнительно характеризует владельца герба. В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Изначально использовались лишь четыре цвета, однако со временем палитра расширилась путём Отдельным типом геральдического окраса считаются меха - горностаевый и беличий.

Итак, рассмотрим основное значение цветов в геральдике.

Золото

Чаще всего, конечно, в гербах используется золото. Помимо привычного свидетельства роскоши и богатства, данный цвет несет в себе и другую информацию.

Использование золота в гербе изначально свидетельствовало о принадлежности если не к королевскому, то к очень богатому роду.

Геральдика значение символов и цветов трактует весьма четко, поэтому внимание уделяется каждой детали. Так, наличие в гербе золотых элементов часто свидетельствовало о наличии солярной составляющей, которая считалась признаком возвышенности, величественности рода или же территории.

Серебро

Если в предыдущем случае была очевидная отсылка к солнечному свету, то мягкий серебристый оттенок представляет в гербовой символике светило ночное. Помимо этого, этот цвет говорит о чистоте рода, его высоком происхождении и особом доверии со стороны вышестоящих. Серебро всегда говорило об избранности.

Алый

Червленые гербы и щиты любили представители воинствующих родов. Именно оттенки красного говорили о храбрости, непоколебимости и могуществе носителей. Это мощный. К слову, в славянской культуре даже существовал обычай червления щитов перед боем путем окропления собственной кровью. Это не только устрашало врагов, но и обеспечивало мощную защиту для самого носителя.

Примерно тем же принципом руководствовались и спартанцы, выбирая оттенок своего одеяния.

Голубой

Преобладание голубого цвета в символике говорило о приверженности носителей вечным идеалам красоты.

Лазурный оттенок на щитах и гербах должен был свидетельствовать о ясности суждения, безупречности и элитарности.

Чернь

Данный цвет щитов говорит не только о трауре, но и о глубокомыслии, рассудительности, благородстве носителя. Как правило, данный цвет наносится перпендикулярными линиями по всей поверхности. Щиты в геральдике изучаются особенно пристально.

Для чего украшались щиты

Традиция помещать на щит различные отличительные знаки берёт своё начало во времена крестовых походов. В пылу сражения было крайне сложно отличить своих собратьев по оружию от противника, ведь рыцарские доспехи выглядели примерно одинаково, а боевые построения постоянно изменялись в ходе битвы. Даже знамёна и хоругви не всегда могли служить отличительными признаками. Именно поэтому благородные рыцари стали помещать на щиты различных символические изображения, которые отличали их личные доблести и служили на поле сражения.

Очень часто на щитах и гербах изображают животных, чьи отличительные особенности должны были поведать окружающим о характере рыцаря. Среди животных, которые наиболее часто встречаются на геральдических символах, стоит отметить льва, леопарда, орла. Значение животных в геральдике обычно сводится к отождествлению волевых и героических качеств рыцаря, который украсил ими свои регалии.

Животные на щите

Так, к примеру, лев в геральдике традиционно считается символом мужества, отваги и великодушия. Альтернативой льву часто выступает леопард. Чаще всего лев изображается на гербе или щите один, однако иногда можно встретить изображение нескольких зверей. Таких львов принято считать львятами.

Орёл - это также очень распространенный геральдический символ, можно даже сказать, что после главенствующей по численности позиции льва орёл занимает второе, не менее уверенное место.

Геральдическая флора

Растения в геральдике значение имеют ничуть не меньшее, нежели животные образы. Использование различных растений в геральдике имеет длительную историю. Наиболее распространённым образом среди растений является символ розы. Королева цветов часто занимает почётное место на гербах разных знатных фамилий. По законам геральдики, украсить свой герб венком или гирляндой из розы могут себе позволить только члены королевской фамилии. Другим популярным символом растительного происхождения является лилия. Она символизирует чистоту, святость, непорочность.

Фигуры как правило, заимствовались из фольклора или же мифологии.

Среди такого рода изображений чаще всего встречаются на гербах грифоны, птица-феникс, русалки, знаменитые василиски, конечно, пегас. Не обходились в данном случае и без огнедышащих драконов.

Утверждение, что в геральдике использовались существа исключительно фантастические, было бы неверным. На гербах домов и государств нередко встречались орлы, антилопы, лошади и саламандры, пантеры и олени, волки и львы.